Дело **
УИД 54RS0**-59
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ Р. Ф.
02 февраля 2022 года ***
Железнодорожный районный суд *** в составе:
председательствующего судьи Лыковой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кыргыс А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к АО «Почта России» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к АО «Почта России, в котором просит признать факт ненадлежащего исполнения АО «Почта России» обязательства по оказанию услуг связи, связанного с несвоевременным извещением о поступлении почтового перевода **; взыскать компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей.
В обоснование исковых требований указано, что истец, в целях получения услуг почтовой связи для личных нужд обратился в отделение АО «Почта России» по адресу: ***, Фасадная, ***. **** в ОПС принята посылка с наложенным платежом на сумму 300 рублей, истцом произведена оплата услуг почтовой связи в размере 310,20 рублей, почтовому отправлению присвоен **. **** посылка доставлена адресату, в почтовом отделении получателя (ОПС Заводоуковск **) принят почтовый перевод. Заявленный на сайте Почты России максимальный срок осуществления перевода на сумму до 100 тысяч рублей с выплатой наличными (от момента приема перевода до возможности его выплаты), включая день приема, между ОПС-пунктами электронного обмена составляет 2 рабочих дня. В связи с неполучением почтового перевода к установленному сроку, истец неоднократно (****, ****) обращался в службу поддержки Почты России (онлайн-чат приложения), однако никаких мер по поиску отравленных денежных средств операторами не предпринято. **** истец направил через портал Почты России (* электронное обращение, в котором указал, что почтовый перевод до сих пор истцу не доставлен, просил принять меры по розыску почтового перевода (обращение зарегистрировано под **). **** по электронной почте поступил ответ от ******, в котором подтвердили, что почтовый перевод на сумму 300 рублей был принят и отправлен, однако информацию о том, когда соответствующие денежные средства будут доставлены, истцу не сообщили. **** истец обратился в Управление Роскомнадзора по Сибирскому федеральному округу с жалобой на ненадлежащее оказание АО «Почта России» услуг почтовой связи. **** обнаружил в своем почтовом ящике извещение о поступлении денежного перевода со штампом исх. от ****. В этот же день денежные средства в размере 300 рублей истцом были получены. О данных фактах сообщено в Управление Роскомнадзора по Сибирскому федеральному округу. **** на электронную почту поступил ответ из Управления Роскомнадзора по Сибирскому федеральному округу, подписанный электронной подписью (ответ ** от ****), которым сообщено следующее: По результатам рассмотрения обращений установлено, что перевод наложенного платежа ** за регистрируемое почтовое отправление ** на имя истца поступил в ОПС Новосибирск 630096 еще ****. В нарушение п. 32 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от ****** доставка извещения на денежный перевод ** осуществлена только ****. Таким образом, АО «Почта России» не только не уведомило истца в установленный срок о поступлении почтового перевода, но фактически утаивало информацию о поступлении денежных средств, которую истец пытался получить, что является нарушением ч. 3 ст. 19 Федерального закона от **** №176-ФЗ «О почтовой связи». Учинение необоснованных и неправомерных со стороны АО «Почта России» препятствий в получении причитающегося почтового перевода повлекло нарушение права истца как потребителя услуг почтовой связи, вследствие чего истцу причинен моральный вред.
В судебное заседание истец ФИО1 не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Установлено, что в целях получения услуг почтовой связи ФИО1**** обратился в отделение АО «Почта России» по адресу: ***, Фасадная, ***, где принята посылка с объявленной ценностью и наложенным платежом на сумму 300 рублей, почтовому отправлению присвоен ** (л.д. 52).
Истцом произведена оплата услуг почтовой связи в размере 310,20 рублей (л.д. 46).
**** посылка доставлена в почтовое отделение получателя - ОПС Заводоуковск, 627144 (л.д. 52).
В связи с неполучением почтового перевода к установленному сроку, истец ****, **** обращался в службу поддержки Почты России в онлайн-чат приложения (л.д. 47-48), однако никаких мер по поиску отравленных денежных средств операторами не предпринято.
**** истец направил через портал Почты России (https://www.pochta.rn/claim) электронное обращение, в котором просил принять меры по розыску почтового перевода (обращение зарегистрировано под номером **).
**** по электронной почте поступил ответ от ******, в котором указано, что почтовый перевод на сумму 300 рублей был принят и отправлен, сумма наложенного платежа направлена электронным перево*** от **** (л.д. 58).
**** истец обратился в Управление Роскомнадзора по Сибирскому федеральному округу с жалобой на ненадлежащее оказание АО «Почта России» услуг почтовой связи.
**** обнаружил в своем почтовом ящике извещение о поступлении денежного перевода со штампом исх. от **** (л.д. 45).
В этот же день денежные средства в размере 300 рублей истцом получены (л.д. 44).
Рассмотрев обращение ФИО1, Управление Роскомнадзора по Сибирскому федеральному округу сообщило, что перевод наложенного платежа ** за регистрируемое почтовое отправление ** на имя истца поступил в ОПС Новосибирск 630096 ****. АО «Почта России нарушило порядок доставки извещения на перевод наложенного платежа, то есть нарушило п. 32 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от ******, п. 5 Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией **. В адрес АО «Почта России направлено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (л.д. 56-57).
Истец обратился с претензией (л.д. 54), в которой просил возместить убытки в размере 598 рублей, компенсировать моральный вред в размере 1 000 рублей. Требования не удовлетворены.
Согласно ст. 16 Федерального закона от **** N 176-ФЗ «О почтовой связи», услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату; пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.
На основании ст. 4 Федерального закона «О почтовой связи» за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает, в том числе за нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений.
Согласно пп. «а» п. 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от **** N 234, операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки.
Согласно п. 32 Правил, почтовые отправления (почтовые переводы) доставляются (выплачиваются) в соответствии с указанными на них адресами или выдаются (выплачиваются) в объектах почтовой связи, а также иными способами, определенными оператором почтовой связи. Извещение осуществляется не позднее следующего рабочего дня за днем поступления почтового отправления в объект почтовой связи места назначения.
Таким образом, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что АО «Почта России» нарушило порядок доставки извещения на перевод наложенного платежа.
Вместе с тем, вынесение отдельного решения о признании факта ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств не требуется, в связи с чем в данной части требования не подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, судом установлено нарушение прав потребителей, что влечет ответственность, предусмотренную Законом РФ «О защите прав потребителей».
В силу ст. 15 ФЗ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Как следует из разъяснений, изложенных в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ****** «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Причиненный моральный вред предполагается и не требует специального доказывания.
Таким образом, с учетом ч. 2 ст. 151 ГК РФ, исходя из установленных обстоятельств дела, характера нарушения прав истца как потребителя, степени нравственных страданий, причиненных истцу, требований разумности и справедливости, учитывая, что период нарушения срока, руководствуясь внутренним убеждением, суд считает, что взысканию с ответчика в пользу истца подлежит компенсация морального вреда в размере 1 000 рублей.
Согласно ст. 13 Закон РФ от ****** «О защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.
Согласно п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ ** от **** «О рассмотрении судами гражданских дел о защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).
С учетом изложенного, с ответчика подлежит взысканию штраф в размере 500 рублей (1 000*50%).
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина с учетом правил ст. 333.19 НК РФ, в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать АО «Почта России» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей, штраф в размере 500 рублей.
В остальной части требований отказать.
Взыскать с АО «Почта России» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Железнодорожный районный суд *** в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т. В. Лыкова
Решение в окончательной форме принято ****.