Дело № 2-3799/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волжский 3 августа 2021 года
Волжский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Локтионова М.П.,
при секретаре Грибковой А.А.
с участием:
прокурора Кожевникова Е.Г.,
представителя ответчиков ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области, УФСИН России по Волгоградской области ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волгоградского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области, УФСИН России по Волгоградской области о возложение обязанности устранить нарушения законодательства о гражданской обороне, профинансировать устранение нарушений законодательства о гражданской обороне,
УСТАНОВИЛ :
Волгоградский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области, УФСИН России по Волгоградской области о возложение обязанности устранить нарушения законодательства о гражданской обороне, профинансировать устранение нарушений законодательства о гражданской обороне.
В обосновании иска указано, что при проверке соблюдения уголовно-исполнительного законодательства выявлены нарушения требований законодательства о гражданской обороне в деятельности Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 12 УФСИН России по Волгоградской области Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Волгоградской области».
Объект гражданской обороны бомбоубежище, кадастровый (или условный) №..., расположенный по адресу: <адрес>, находится в собственности Российской Федерации.
На основании договора №... от "."..г., заключенного между Федеральной службой исполнения наказания России и ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области, указанный объект гражданской обороны – бомбоубежище вместимостью 2000 человек передано в оперативное управление ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области.
Согласно пункту 2.1.3 данного договора ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области обязуется рационально использовать переданное в оперативное управление имущество и принимать меры по обеспечению его сохранности и устранению возможного ущерба.
Пунктом 2.1.4 договора предусмотрено, что учреждение несет расходы по содержанию переданного имущества, поддерживает его в надлежащем санитарном и противопожарном состоянии, проводит текущий и капитальный ремонт.
Проведенной проверкой установлено, что бомбоубежище используется ИК-12 с нарушением установленных норм и правил эксплуатации содержания: электрическая сеть бомбоубежища находилась в нерабочем состоянии, имелись многочисленные ее повреждения, местами электрическая сеть отсутствовала вовсе; в помещениях ЗС ГО сыро, на стенах и потолках помещений имеются следы сырости; стены, потолки и перегородки ЗС ГО имеют многочисленные повреждения лакокрасочного покрытия; металлические двери в помещениях ЗС ГО не окрашены синтетическими красками; герметические клапаны, установленные после фильтров-поглотителей в вентиляционном помещении, не опечатаны. Кроме того, данные фильтры используются после истечения срока их эксплуатации; санузлы, неиспользуемые в хозяйственных целях, открыты и не опечатаны; расположенная в помещении ЗС ГО дизельная электростанция расконсервирована и находится в разукомплектованном и нерабочем состоянии; асбестовыми покрывалами и ящиками с песком.
Просит суд:
обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №... УФСИН России по Волгоградской области Управления федеральной службы исполнения наказаний России по <адрес>» не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить следующие нарушения законодательства о гражданской обороне при содержании и использовании объекта гражданской обороны – бомбоубежища, расположенного по адресу: <адрес> : привести электрическую сеть бомбоубежища в работоспособное состояние; устранить сырость и ее следы на стенах и потолках помещений бомбоубежища; окрасить стены, потолки и перегородки бомбоубежища синтетическими красками; заменить о опечатать герметические клапаны, установленные после фильтров-поглотителей в вентиляционном помещении; закрыть и опечатать санузлы, неиспользуемые в хозяйственных целях; привести в рабочее состояние дизельную электростанцию и законсервировать ее; укомплектовать помещение дизельной электростанции огнетушителями, асбестовыми покрывалами и ящиками с песком.
Возложить на УФСИН России по Волгоградской области обязанность профинансировать устранение ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области нарушений законодательства о гражданской обороне указанного бомбоубежища.
В судебном заседании участвующий в рассмотрении дела прокурор Кожевников Е.Г. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчиков ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области, УФСИН России по Волгоградской области ФИО1, возражала против удовлетворения исковых требований.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Объект гражданской обороны бомбоубежище, кадастровый (или условный) №..., расположенный по адресу: <адрес>, находится в собственности Российской Федерации.
На основании договора №... от "."..г., заключенного между Федеральной службой исполнения наказания России и ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области, указанный объект гражданской обороны – бомбоубежище вместимостью 2000 человек передано в оперативное управление ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области.
Согласно пункту 2.1.3 данного договора ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области обязуется рационально использовать переданное в оперативное управление имущество и принимать меры по обеспечению его сохранности и устранению возможного ущерба.
Пунктом 2.1.4 договора предусмотрено, что учреждение несет расходы по содержанию переданного имущества, поддерживает его в надлежащем санитарном и противопожарном состоянии, проводит текущий и капитальный ремонт.
Таким образом, ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области является организацией, на учете которой находится вышеназванное защитное сооружение и в силу этого на него возложена обязанность по содержанию, обеспечению готовности и использованию по предназначению (соблюдение требований по эксплуатации защитных сооружений).
Пунктом 4 ст. 18 Федерального закона от "."..г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» предусмотрено, что обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций.
Согласно п. 13 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от "."..г.№... (далее - Порядок), в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.
Как установлено п. 10 Порядка, организации обеспечивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Указанные требования также закреплены в Порядке содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденном приказом МЧС России от "."..г.№... (далее – Приказ №...), и Правилах эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от "."..г.№... (далее – Правила №...).
Согласно пункту 2 раздела II Приказа №... содержание защитный сооружений гражданской обороны (далее – ЗС ГО) в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
В силу требований пункта 3 раздела II Приказа №... в мирное время запрещается: перепланировка помещений; устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях; нарушение герметизации и гидроизоляции; демонтаж оборудования; применение горючих строительных материалов для внутренней отделки помещений; загромождение путей движения, входов в ЗС ГО и аварийных выходов; оштукатуривание потолков и стен помещений; облицовка стен керамической плиткой; окрашивание резиновых деталей уплотнения, резиновых амортизаторов, хлопчатобумажных, прорезиненных и резиновых гибких вставок, металлических рукавов, табличек с наименованием завода изготовителя и техническими данными инженерно-технического и специального оборудования; установка и эксплуатация приборов и оборудования, застройка территории вблизи входов, аварийных выходов и наружных воздухозаборных и вытяжных устройств ЗС ГО.
Согласно пункту 3.2.1 Правил №... при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
Из указанных положений следует, что обязанность по содержанию, обеспечению готовности и использованию ЗС ГО по предназначению (соблюдение требований по эксплуатации защитных сооружений) возложена на организации, на учете которых находятся ЗС ГО.
Из акта проверки от "."..г. следует, что Волгоградской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях выявлено, что бомбоубежище используется ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области с нарушением установленных норм и правил эксплуатации содержания.
На момент проверки в нарушение п. 3.2.1 Правил №... электрическая сеть бомбоубежища находилась в нерабочем состоянии, имелись многочисленные ее повреждения, местами электрическая сеть отсутствовала вовсе.
В помещениях ЗС ГО сыро, на стенах и потолках помещений имеются следы сырости (нарушен п. 3.2.7. Правил №...).
Вопреки требованиям п. 3.2.8 Правил №... стены, потолки и перегородки ЗС ГО имеют многочисленные повреждения лакокрасочного покрытия.
В нарушение п. "."..г.. Правил №... металлические двери в помещениях ЗС ГО не окрашены синтетическими красками.
Герметические клапаны, установленные после фильтров-поглотителей в вентиляционном помещении, в нарушение п. "."..г. Правил №... не опечатаны. Кроме того, данные фильтры используются после истечения срока их эксплуатации.
Санузлы, неиспользуемые в хозяйственных целях, открыты и не опечатаны (нарушен п. "."..г.. Правил №...).
Расположенная в помещении ЗС ГО дизельная электростанция расконсервирована и находится в разукомплектованном и нерабочем состоянии, чем нарушен п. "."..г. Правил №....
В нарушение п. 3.5.2 Правил №... помещение дизельной электростанции не укомплектовано огнетушителями, асбестовыми покрывалами и ящиками с песком.
Как следует из письменных возражений ответчиков, объяснений представителя ответчиков в судебном заседании, устранить указанные нарушения не представляется возможным в виду отсутствия финансирования.
Доказательств устранения данных нарушений требований законодательства о гражданской обороне ответчиками суду не представлено.
Представленное представителем ответчиков фотоизображение не является доказательством устранения каких либо нарушений требований законодательства о гражданской обороне, поскольку каких либо данных об изображении на фото именно объекта бомбоубежища, оно не содержит.
Согласно ст. 11 Закона №... от "."..г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» имущество уголовно-исполнительной системы находится в федеральной собственности и используется для осуществления поставленных перед уголовно-исполнительной системой задач. Имущество учреждений, исполняющих наказания территориальных органов уголовно-исполнительной системы принадлежит им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Учреждения, исполняющие наказания, отвечают по своим обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности, находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные, а также федеральный орган уголовно-исполнительной системы.
Разрешая исковые требования прокурора, руководствуясь вышеприведенными правовыми номами, суд приходит к выводу о том, что на ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области, в силу закона возложена обязанность по содержанию, обеспечению готовности и использованию по предназначению (соблюдение требований по эксплуатации защитных сооружений) переданного ему в оперативное управление бомбоубежища, и связи с этим считает необходимым исковые требований удовлетворить, возложить на ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области обязанность устранить нарушения законодательства о гражданской обороне при содержании и использовании объекта гражданской обороны, а на УФСИН России по Волгоградской области обязанность профинансировать работы по устранению указанных нарушений.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Волгоградского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области, УФСИН России по Волгоградской области о возложение обязанности устранить нарушения законодательства о гражданской обороне, профинансировать устранение нарушений законодательства о гражданской обороне - удовлетворить.
Обязать ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о гражданской обороне при содержании и использовании объекта гражданской обороны-бомбоубежища, расположенного по адресу: <адрес> :
Привести электрическую сеть бомбоубежища в работоспособное состояние; устранить сырость и ее следы на стенах и потолках помещений бомбоубежища; окрасить стены, потолки и перегородки бомбоубежища синтетическими красками; заменить о опечатать герметические клапаны, установленные после фильтров-поглотителей в вентиляционном помещении; закрыть и опечатать санузлы, неиспользуемые в хозяйственных целях; привести в рабочее состояние дизельную электростанцию и законсервировать ее; укомплектовать помещение дизельной электростанции огнетушителями, асбестовыми покрывалами и ящиками с песком.
Возложить на УФСИН России по Волгоградской области обязанность профинансировать устранение ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области нарушений законодательства о гражданской обороне указанного бомбоубежища.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья:
Справка: решение в окончательной форме изготовлено 9 августа 2021 г. Судья: