ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-379/19 от 14.03.2019 Советского районного суда г. Владикавказа (Республика Северная Осетия-Алания)

дело

Решение

Именем Российской Федерации

...<адрес>

Советский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Колобковой В.В.,

при секретаре судебного заседания ФИО1.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> к Администрации местного самоуправления <адрес> РСО-Алания (далее - АМС <адрес>) и Управлению муниципального имущества и земельных ресурсов <адрес> (далее УМИЗР <адрес>) о признании незаконными действий (бездействия) по отказу в предоставлении градостроительного плана земельного участка, обязании подготовить и предоставить градостроительный план земельного участка, признании незаконными действий (бездействия) по отказу в выдаче разрешения на строительство, обязании выдать разрешение на строительство, признании незаконными действий (бездействия) по отказу в заключении (продлении) договора аренды земельного участка, обязании заключить (продлить) договор аренды земельного участка и компенсации причиненного морального вреда,

установил:

ФИО2. обратился в суд с указанным иском к АМС <адрес> и УМИЗР <адрес>, в обоснование которого с учетом произведенного дополнения привел следующие доводы.

... между АМС <адрес> в лице Управления муниципальным имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства АМС <адрес> (арендодатель) и ФИО2 (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка , а также подписан акт приема-передачи, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером , находящийся по адресу (имеющий адресные ориентиры): <адрес> для использования в целях: для строительства торгово-офисного объекта в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, общей площадью 0,056 га, при этом согласно пункту 2.1 указанного договора срок аренды устанавливается с ... по ......ФИО2. обратился в АМС <адрес> с заявлением (вх. от ...) о предоставлении градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером , находящийся по адресу (имеющий адресные ориентиры): <адрес>) общей площадью 0,056 га. Согласно ответу Управления архитектуры и градостроительства АМС <адрес> от ... в удовлетворении заявления ФИО2. о предоставлении градостроительного плана на указанный земельный участок с кадастровым номером было отказано на том основании, что земельный участок расположен в зоне жилой застройки 5-го типа многоэтажными жилыми домами (Ж-5) и в зоне парков скверов и бульваров (Р-1), за красной линией, при этом согласно проекту планировки территории 12-го микрорайона строительство данного объекта не предусмотрено, в связи с чем, подготовка градостроительного плана не представляется возможной. ...ФИО2. обратился в АМС <адрес> с заявлением (вх. от ...) о выдаче разрешения на строительство торгово-офисного объекта на земельном участке с кадастровым номером , находящийся по адресу: РСО-Алания, <адрес>) общей площадью 0,056 га. Согласно ответу Управления архитектуры и градостроительства АМС <адрес> от ... в удовлетворении заявления ФИО2 о выдаче разрешения на строительство торгово-офисного объекта на указанном земельном участке было отказано на основании ч. 13 ст. 51 ГрК РФ, а именно в связи с отсутствием документа, предусмотренного п. 2 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ (градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство), а также ввиду того, что согласно проекту планировки территории 12-го микрорайона строительство данного объекта не предусмотрено. ...ФИО2. обратился в АМС <адрес> с заявлением (вх. от ...) о продлении договора аренды земельного участка от ... с кадастровым . Согласно ответу Управления архитектуры и градостроительства АМС <адрес> от ... в удовлетворении заявления ФИО2. о продлении договора аренды было отказано на том основании, что согласно п. 3 ст. 39.6 ЗК РФ от ... № 136-ФЗ физические лица, являющиеся арендаторами земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в случае, если на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные п.п. 1-30 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ основания для предоставления земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов, вместе с тем, не имеется оснований, предусмотренных п.п. 1-30 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ для продления вышеуказанного договора аренды земельного участка, при этом также сообщалось о том, что на имя ФИО2 было направленно уведомление о прекращении договора аренды земельного участка от ... исх. Действия (бездействие) АМС <адрес> (в лице Управления архитектуры и градостроительства АМС <адрес>) и Управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами АМС <адрес> по отказу ФИО2 в заключении (продлении) договора аренды земельного участка с кадастровым номером (выраженному в ответе УМИЗР <адрес> от ...); в предоставлении градостроительного плана на указанный земельный участок с кадастровым номером (выраженному в ответе УАГ АМС <адрес> от ...; в выдаче разрешения на строительство торгово-офисного объекта на указанном земельном участке (выраженному в ответе УАГ АМС <адрес> от ...), являются незаконными по следующим основаниям. Согласно указанному договору аренды земельного участка от ... земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером , находящийся по адресу (имеющий адресные ориентиры): <адрес> и <адрес>) общей площадью 0,056 га. имеет следующее целевое назначение: для строительства торгово-офисного объекта. Таким образом, АМС <адрес> в лице Управления муниципальным имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства АМС <адрес>, предоставляя ФИО2 по договору аренды от ... указанный земельный участок, изначально знала о целевом назначении данного земельного участка ("для строительства торгово-офисного объекта"). Однако АМС г. <адрес>, отказывая ФИО2. в выдаче разрешения на строительство торгово-офисного объекта на указанном земельном участке (согласно ответу УАГ АМС <адрес> от ...), действовало незаконно, и в этих действиях (бездействии) АМС <адрес> усматривается злоупотребление своими правами, что запрещено ст. 10 ГК РФ. Указанный договор аренды земельного участка от ... в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства в случае его повторного заключения (продления) мог быть заключен без проведения торгов на основании п. 5 ч. 2, п. 1 ч. 3, ч. 4 ст. 39.6 ЗК РФ. При этом с учетом наличия договора аренды земельного участка от ...ФИО2. обладает статусом лица, с которым ранее был заключен договор аренды земельного участка, предоставляемого в порядке ст. 39.6 ЗК РФ, то есть без проведения торгов. Таким образом, для повторного заключения (продления) с ФИО2. договора аренды в отношении указанного земельного участка, то есть без проведения торгов, имелись все необходимые для этого условия, предусмотренные Земельным кодексом РФ (п. 5 ч. 2 ст. 39.6, п. 1 ч. 3 ст. 39.6, ч. 4 ст. 39.6 ЗК РФ). Договор аренды земельного участка от ... прямо предусматривал возможность следующего целевого назначения предоставленного в аренду земельного участка ("для строительства торгово-офисного объекта"). При таких обстоятельствах в силу положений договора аренды земельного участка от ..., а также требований действующего земельного и градостроительного законодательства, в частности, ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, АМС <адрес> обязано было подготовить и предоставить ФИО2. градостроительный план на указанный земельный участок. При этом указанными действиями (бездействием) ответчиков АМС <адрес> и УМИЗР <адрес>ФИО2. был причинен также моральный вред, оцениваемый им в размере 50 000 рулей, который подлежит взысканию на основании ст.ст. 151, 1099, 1100, 1101 ГК РФ.

На основании изложенного ФИО2. просил суд: признать незаконными действия (бездействие) АМС <адрес> по отказу ФИО2 в предоставлении градостроительного плана на земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 15:09:0040302:2204, общей площадью 0,056 га, находящийся по адресу (имеющий адресные ориентиры): <адрес>) (выраженному в ответе Управления архитектуры и градостроительства АМС <адрес> от ...); обязать АМС <адрес> подготовить и предоставить ФИО2. градостроительный план на указанный земельный участок; признать незаконными действия (бездействия) АМС <адрес> по отказу ФИО2. в выдаче разрешения на строительство торгово-офисного объекта на указанном земельном участке (выраженному в ответе Управления архитектуры и градостроительства АМС <адрес> от ...); обязать АМС <адрес> выдать ФИО2. разрешение на строительство торгово-офисного объекта на указанном земельном участке; признать незаконными действия (бездействия) АМС <адрес> и УМИЗР <адрес> по отказу ФИО2 в заключении (продлении) договора аренды в отношении указанного земельного участка (выраженному в ответе УМИЗР <адрес> от ...); обязать АМС <адрес> и УМИЗР <адрес> заключить (продлить) с ФИО2. договор аренды в отношении указанного земельного участка; взыскать с АМС <адрес> и УМИЗР <адрес> солидарно в пользу ФИО2. 50 000 рублей в счет компенсации причиненного морального вреда.

Истец ФИО2 надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах своей неявки в суд не сообщил.

В судебном заседании представитель истца ФИО2. - ФИО3 действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности от ..., заявленные ФИО2. исковые требования поддержал и просил удовлетворить их в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в самом исковом заявлении, а также в дополнении к нему. Также пояснил, что ФИО2. надлежащим образом исполнялись обязанности арендатора по договору аренды земельного участка от ... г. , в том числе по внесению арендной платы. Кроме того, при обращении ФИО2. с заявлением в АМС <адрес> от ... о выдаче разрешения на строительство им были в полном объеме представлены документы, предусмотренные ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, обязанность по представлению которых возложена законом на заявителя. Просил суд признать незаконными действия (бездействие) АМС <адрес> по отказу ФИО2 в предоставлении градостроительного плана на земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером , общей площадью 0,056 га, находящийся по адресу (имеющий адресные ориентиры): РСО-Алания, <адрес> (между <адрес> и <адрес>) (выраженному в ответе Управления архитектуры и градостроительства АМС <адрес> от ...); обязать АМС <адрес> подготовить и предоставить ФИО2. градостроительный план на указанный земельный участок; признать незаконными действия (бездействия) АМС <адрес> по отказу ФИО2. в выдаче разрешения на строительство торгово-офисного объекта на указанном земельном участке (выраженному в ответе Управления архитектуры и градостроительства АМС <адрес> от ...); обязать АМС <адрес> выдать ФИО2. разрешение на строительство торгово-офисного объекта на указанном земельном участке; признать незаконными действия (бездействия) АМС <адрес> и УМИЗР <адрес> по отказу ФИО2 в заключении (продлении) договора аренды в отношении указанного земельного участка (выраженному в ответе УМИЗР <адрес> от ...); обязать АМС <адрес> и УМИЗР <адрес> заключить (продлить) с ФИО2 договор аренды в отношении указанного земельного участка; взыскать с АМС <адрес> и УМИЗР <адрес> солидарно в пользу ФИО2. 50 000 рублей в счет компенсации причиненного морального вреда.

В судебном заседании представитель ответчиков АМС <адрес> и УМИЗР г. <адрес> - ФИО4., действующий на основании надлежащим образом оформленных доверенностей соответственно от ... № Д-121 и от ... исковые требования ФИО2 предъявленные к АМС <адрес> и УМИЗР <адрес>, не признал и просил отказать в их удовлетворении ввиду необоснованности. При этом указанный представитель дополнительно пояснил, что ответ Управления архитектуры и градостроительства АМС <адрес> от ... об отказе в удовлетворении заявления ФИО2. о предоставлении градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером , является законным и был обоснован тем, что указанный земельный участок расположен в зоне жилой застройки 5-го типа многоэтажными жилыми домами (Ж-5) и в зоне парков, скверов и бульваров (Р-1), а также за красной линией, при этом согласно проекту планировки территории 12-го микрорайона строительство данного объекта не предусмотрено. Кроме того, ответ Управления архитектуры и градостроительства АМС <адрес> от ... в удовлетворении заявления ФИО2 о выдаче разрешения на строительство торгово-офисного объекта на земельном участке с кадастровым номером , является законным и был обоснован тем, что в силу ч. 13 ст. 51 ГрК РФ, а именно в связи с отсутствием документа, предусмотренного п. 2 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ (градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство), а также в связи с тем, что согласно проекту планировки территории 12-го микрорайона строительство данного объекта не предусмотрено. Более того, ответ УМИЗР <адрес> от ... в удовлетворении заявления ФИО2 о продлении договора аренды от ... в отношении земельного участка с кадастровым номером , также является законным и был обоснован тем, что согласно п. 3 ст. 39.6 ЗК РФ от ... № 136-ФЗ физические лица, являющиеся арендаторами земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в случае, если на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные п.п. 1-30 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ основания для предоставления земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов, вместе с тем, не имеется оснований, предусмотренных п.п. 1-30 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ для продления вышеуказанного договора аренды земельного участка, при этом ФИО2 также сообщалось о том, что на его имя было направленно уведомление о прекращении договора аренды земельного участка от ... исх. Вместе с тем, свои действия по реализации прав арендатора в отношении земельного участка с кадастровым номером , а именно: по предоставлению градостроительного плана земельного участка, по выдаче разрешения на строительство, по продлению договора аренды земельного участка от ...ФИО2 стал осуществлять лишь за один месяц до окончания срока действия указанного договора аренды.

Кроме того, в судебном заседании представитель ответчика УМИЗР г. <адрес> - ФИО5. (заместитель начальника отдела градостроительных планов земельных участков и адресной регистрации Управления архитектуры и градостроительства АМС <адрес>), действующая на основании надлежащим образом оформленной доверенности от ... исковые требования ФИО2 предъявленные к УМИЗР <адрес>, не признала и просила отказать в их удовлетворении ввиду необоснованности. Вместе с тем, указанный представитель дополнительно пояснила, что именно ею, как должностным лицом Управления архитектуры и градостроительства АМС <адрес>, был подготовлен упомянутый ответ Управления архитектуры и градостроительства АМС <адрес> от ... об отказе в удовлетворении заявления ФИО2 о предоставлении градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером , который является законным и обоснованным, в связи с тем, что указанный земельный участок расположен в зоне жилой застройки 5-го типа многоэтажными жилыми домами (Ж-5) и в зоне парков, скверов и бульваров (Р-1), а также за красной линией, при этом согласно проекту планировки территории 12-го микрорайона строительство торгово-офисных объектов не предусмотрено. Кроме того, предоставление АМС <адрес> спорного земельного участка с кадастровым номером в аренду ФИО2 было произведено ошибочно, без учета требований Генерального плана застройки <адрес> от ..., а также Правил землепользования и застройки <адрес>, утвержденного решением Собрания представителей <адрес> от ..., не предусматривающих строительство торгово-офисных объектов в зоне жилой застройки 5-го типа многоэтажными жилыми домами (Ж-5), в зоне парков, скверов и бульваров (Р-1), за красной линией, а также на территории 12-го микрорайона <адрес>, в пределах которых располагается указанный земельный участок.

В силу ст. ст. 48, 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть данное гражданское дело с участием представителя истца ФИО2 а также представителей ответчиков АМС <адрес> и УМИЗР <адрес>, в отсутствие истца ФИО2

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования ФИО2 подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

... между АМС <адрес> в лице Управления муниципальным имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства АМС <адрес> (арендодатель) и ФИО2. (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка , а также подписан акт приема-передачи, согласно которому Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером , находящийся по адресу (имеющий адресные ориентиры): <адрес>, для использования в целях: для строительства торгово-офисного объекта в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, общей площадью 0,056 га, при этом согласно пункту 2.1 указанного договора срок аренды устанавливается с ... по ...

Указанный договор аренды земельного участка от ... был зарегистрирован в Управлении Росреестра по <адрес>....

Согласно выписке из ЕГРН от ... № КУВИ-001/2019-4834717 земельный участок с кадастровым номером , расположен по адресу: <адрес> поставлен на кадастровый учет с присвоением государственного учетного номера - ..., имеет площадь 560 кв.м., а также имеет следующие характеристики: категория земель: земли населенных пунктов; виды разрешенного использования: для строительства торгово-офисного объекта, при этом в пределах данного земельного участка отсутствуют объекты недвижимости.

Как следует из материалов гражданского дела ...ФИО2. обратился в АМС <адрес> с заявлением (вх. от ...) о предоставлении градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером .

Согласно ответу Управления архитектуры и градостроительства АМС <адрес> от ... в удовлетворении заявления ФИО2 о предоставлении градостроительного плана на указанный земельный участок с кадастровым номером 15:09:0040302:2204 было отказано на том основании, что земельный участок расположен в зоне жилой застройки 5-го типа многоэтажными жилыми домами (Ж-5) и в зоне парков скверов и бульваров (Р-1), за красной линией, при этом согласно проекту планировки территории 12-го микрорайона строительство данного объекта не предусмотрено, в связи с чем, подготовка градостроительного плана не представляется возможной.

Впоследствии ...ФИО2 обратился в АМС <адрес> с заявлением (вх. от ...) о выдаче разрешения на строительство торгово-офисного объекта на земельном участке с кадастровым номером

Согласно ответу Управления архитектуры и градостроительства АМС <адрес> от ... в удовлетворении заявления ФИО2. о выдаче разрешения на строительство торгово-офисного объекта на указанном земельном участке было отказано на основании ч. 13 ст. 51 ГрК РФ, а именно в связи с отсутствием документа, предусмотренного п. 2 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ (градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство), а также ввиду того, что согласно проекту планировки территории 12-го микрорайона строительство данного объекта не предусмотрено.

В дальнейшем ...ФИО2 обратился в АМС <адрес> с заявлением (вх. от ...) о продлении договора аренды земельного участка от ... с кадастровым .

Однако согласно ответу Управления архитектуры и градостроительства АМС <адрес> от ... в удовлетворении заявления ФИО2 о продлении договора аренды было отказано на том основании, что согласно п. 3 ст. 39.6 ЗК РФ от ... № 136-ФЗ физические лица, являющиеся арендаторами земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в случае, если на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные п.п. 1-30 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ основания для предоставления земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов, вместе с тем, не имеется оснований, предусмотренных п.п. 1-30 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ для продления вышеуказанного договора аренды земельного участка, при этом также сообщалось о том, что на имя ФИО2. было направленно уведомление о прекращении договора аренды земельного участка от ... исх.

Анализ материалов гражданского дела при их сопоставлении с нормами действующего законодательства, а также правовыми позициями сторон договора аренды земельного участка от ..., позволяет суду прийти к следующим выводам.

Правоотношения по подготовке, регистрации и выдаче градостроительного плана земельного участка урегулированы статьей 57.3 Градостроительного кодекса РФ.

В силу ч. 1 ст. 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

Согласно ч. 5 ст. 57.3 ГрК РФ в целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка может быть подано заявителем через многофункциональный центр.

В соответствии с ч. 6 ст. 57.3 ГрК РФ орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 статьи 57.3 ГрК РФ, осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его заявителю. Градостроительный план земельного участка выдается заявителю без взимания платы.

Согласно ч. 10 ст. 57.3 ГрК РФ: Информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи. По истечении этого срока использование информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, в предусмотренных настоящей частью целях не допускается.

Таким образом, из системного толкования приведенных норм материального закона следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.

При этом названные нормы Градостроительного кодекса РФ, регулирующие отношения, возникшие между заявителем и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанность гражданина представить иные документы, кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.

Вместе с тем, согласно выписке из ЕГРН от ... земельный участок с кадастровым номером , находящийся в муниципальной собственности <адрес>, был поставлен на государственный кадастровый учет с ... с указанием вида разрешенного использования: для строительства торгово-офисного объекта на основании соответствующего заявления АМС <адрес> (в лице уполномоченного органа).

Согласно ч. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ, в редакции, действовавшей на момент постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 15:09:0040302:2204, то есть по состоянию на ...: Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с ч. 3 ст. 11.2 ЗК РФ: Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В силу ч. 1 ст. 11.3 ЗК РФ: Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 ЗК РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

При этом согласно ч. 3 ст. 11.3 ЗК РФ: В случае, если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом документации по планировке территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, в заявлении об образовании земельных участков указываются реквизиты таких документов.

В силу ч. 4 ст. 11.3 ЗК РФ: В указанных в пункте 1 ст. 11.3 ЗК РФ решениях об образовании земельных участков должны быть указаны: 1) реквизиты правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (при наличии таких документов); 2) сведения о земельных участках, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, в том числе сведения о правах, правообладателях таких земельных участков, об их целевом назначении и о разрешенном использовании, а также кадастровые номера земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, и кадастровые номера образуемых земельных участков (при наличии кадастровых номеров земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки).

Из этого следует, что именно АМС <адрес> (в лице уполномоченного органа) приняла решение об образовании и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 15:09:0040302:2204, находящегося в муниципальной собственности <адрес>, что в силу закона, в частности, ч. 3 ст. 11.3 ЗК РФ, предполагало совершение перечисленных действий с учетом документации по планировке территории или иного предусмотренного федеральным законом документа.

При таких обстоятельствах указание вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 15:09:0040302:2204: "для строительства торгово-офисного объекта", было изначально произведено по инициативе самой АМС <адрес> на основании соответствующего решения данного муниципального органа, при этом законность данного решения в установленном законом порядке никем не оспаривалась.

Кроме того, непосредственно сам договор аренды земельного участка от ..., заключенный между АМС <адрес> в лице УМИЗРАГ АМС <адрес> и ФИО2 на основании постановления АМС <адрес> от ..., в отношении земельного участка с кадастровым номером , прямо предусматривает использование данного земельного участка именно в целях строительства торгово-офисного объекта.

Поэтому, совершив действия по образованию и последующей постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером с указанием вида разрешенного использования: "для строительства торгово-офисного объекта", а также изданию постановления от ... и заключению договора аренды земельного участка от ..., содержавших сведения об определенном виде разрешенного использования спорного земельного участка, АМС <адрес>, тем самым, признала возможность использования спорного земельного участка для строительства торгово-офисного объекта.

Вместе с тем, отказ АМС <адрес> в предоставлении ФИО2 градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером , противоречит сведениям о разрешенном использовании земельного участка с кадастровым номером (для строительства торгово-офисного объекта), содержащимся в ЕГРН, а также в постановлении АМС <адрес> от ... и в договоре аренды земельного участка от ....

Согласно ч. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), при этом в силу ч. 2 ст. 10 ГК РФ в случае несоблюдения требований, предусмотренных п. 1 ст. 10 ГК РФ, суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.

В связи с этим суд приходит к выводу о том, что АМС <адрес>, отказав ФИО2 в предоставлении градостроительного плана на указанный земельный участок, злоупотребила своими правами, что запрещено ст. 10 ГК РФ, а также нарушила требования ст. 57.3 ГрК РФ, не выполнила свою обязанность по подготовке, регистрации градостроительного плана земельного участка и его выдачи заявителю, чем создала препятствия ФИО2. к реализации своих прав арендатора в отношении спорного земельного участка.

Вместе с тем, в нарушение ст. 56 ГПК РФ ответчики не представили в суд каких-либо документальных доказательств, подтверждающих расположение спорного земельного участка с кадастровым номером 15:09:0040302:2204 в зоне жилой застройки 5-го типа многоэтажными жилыми домами (Ж-5) и в зоне парков, скверов и бульваров (Р-1), а также за красной линией, при этом непосредственно сам проект планировки территории 12-го микрорайона <адрес>, на который имеются ссылки в указанном ответе Управления архитектуры и градостроительства АМС <адрес> от ..., в пределах которого располагается спорный земельный участок, в суд также представлен не был.

Кроме того, ответчики не представили в суд каких-либо ссылок на нормы действующего законодательства, аргументы и доказательства, которые бы свидетельствовали о невозможности использования спорного земельного участка для строительства торгово-офисного объекта в случае его нахождения в зоне жилой застройки 5-го типа многоэтажными жилыми домами (Ж-5) и в зоне парков скверов и бульваров (Р-1), а также в случае его нахождения за красной линией.

Более того, указанный довод АМС <адрес> о том, что строительство торгово-офисного объекта на спорном земельном участке проектом планировки территории не предусмотрено, в нарушение ст. 56 ГПК РФ не был подтвержден в суде необходимыми и допустимыми доказательствами.

При этом АМС <адрес> и УМИЗР <адрес> не представили в суд каких-либо ссылок на нормы действующего законодательства, аргументы и доказательства, которые бы свидетельствовали о невозможности внесения соответствующих изменений в проект планировки территории 12-го микрорайона <адрес>, а также в имеющиеся красные линии, с учетом сведений о разрешенном использовании земельного участка с кадастровым номером (для строительства торгово-офисного объекта), содержащихся на государственном кадастровым учете и в договоре аренды земельного участка от ....

При таких обстоятельствах следует признать незаконными действия (бездействие) АМС <адрес> по отказу ФИО2 в предоставлении градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером (выраженному в ответе Управления архитектуры и градостроительства АМС <адрес> от ...), а также обязать АМС <адрес> подготовить и предоставить ФИО2 градостроительный план на упомянутый земельный участок с указанным видом разрешенного использования: для строительства торгово-офисного объекта.

Согласно п. 5 ч. 3 ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности отнесена, в частности, выдача разрешений на строительство, при этом правоотношения по подготовке и выдаче разрешения на строительство урегулированы статьей 51 ГрК РФ.

В соответствии с ч. 7 ст. 51 ГрК РФ: В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи орган местного самоуправления, либо подает данное заявление через многофункциональный центр, при этом к указанному заявлению прилагаются определенный пакет документов, перечисленный в ч. 7 ст. 51 ГрК РФ.

Вместе с тем, представитель ФИО2. в суде заявил о том, что при обращении ФИО2. с заявлением в АМС <адрес> от ... о выдаче разрешения на строительство им были в полном объеме представлены документы, предусмотренные ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, обязанность по представлению которых возложена законом на заявителя, при этом указанное утверждение представителя ФИО2. в суде не было документально опровергнуто представителями ответчиков.

В связи с этим суд пришел к выводу о том, что по состоянию на день составления Управлением архитектуры и градостроительства АМС <адрес> указанного ответа от ...ФИО2 в распоряжение АМС <адрес> в полном объеме были предоставлены документы, предусмотренные ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, обязанность по представлению которых возложена законом на заявителя, что не отрицалось в суде представителями ответчиков.

Кроме того, исходя из положений ст. 51 ГрК РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.

В связи с этим необходимо отметить, что согласно ч. 7.1 ст. 51 ГрК РФ: Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1, 2 и 5 части 7 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 7 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно. По межведомственным запросам органов, указанных в абзаце первом части 7 настоящей статьи, документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 2 и 5 части 7 настоящей статьи, предоставляются государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, в распоряжении которых находятся указанные документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения соответствующего межведомственного запроса.

В соответствии с ч. 7.2 ст. 51 ГрК РФ документы, указанные в пункте 1 части 7 настоящей статьи (правоустанавливающие документы на земельный участок) направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

При этом согласно ч. 10 ст. 51 ГрК РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 ст. 51 ГрК РФ документов.

В силу ч. 11 ст. 51 ГрК РФ: Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Согласно ч. 13 ст. 51 ГрК РФ: Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, в том числе в случае отсутствия градостроительного плана земельного участка, выданного не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство (п. 2 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ).

Однако исходя из материалов гражданского дела, и установленных судом обстоятельств, градостроительный план в отношении указанного земельного участка не был выдан ФИО2 в результате незаконных действий (бездействия) самой АМС <адрес>, выраженных в ответе Управления архитектуры и градостроительства АМС <адрес> от ....

При этом с учетом требований действующего законодательства, в частности ч. 7.1 ст. 51 ГрК РФ, именно на АМС <адрес> возложена обязанность по запрашиванию документов (их копий), указанных в пунктах 1, 2 и 5 части 7 ст. 51 ГрК РФ в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами РФ.

Так, градостроительный план земельного участка, отсутствовавший в составе документов, представленных ФИО2 в АМС <адрес>..., должен был быть запрошен непосредственно АМС <адрес> (в силу ч. 7.1 ст. 51 ГрК РФ и п. HYPERLINK \l Par45 2 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ) из Управления архитектуры и градостроительства АМС <адрес>, в компетенцию которого входит изготовление градостроительных планов земельных участков, расположенных в пределах границ <адрес>.

Вместе с тем, судом принимается во внимание, что в материалы гражданского дела не были представлены доказательства, свидетельствующие о том, что на момент подачи ФИО2. заявления в АМС <адрес> о выдаче разрешения на строительство, постановление АМС <адрес> от ... о предоставлении ФИО2 в аренду земельного участка с кадастровым номером 15:09:0040302:2204 было оспорено или отменено, а также, что указанный договор аренды земельного участка от ... был расторгнут, или изменен в установленном законом порядке.

Кроме того, содержащийся в ответе Управления архитектуры и градостроительства АМС <адрес> от ... об отказе ФИО2. в выдаче разрешения на строительство довод о том, что согласно проекту планировки территории 12-го микрорайона <адрес> строительство указанного объекта не предусмотрено, в суде не был документально подтвержден ответчиками, в частности, путем представления самого проекта планировки территории 12-го микрорайона <адрес>.

При этом ответ Управления архитектуры и градостроительства АМС <адрес> от ... не содержит иных оснований для отказа в предоставлении ФИО2. разрешения на строительство торгово-офисного объекта на указанном земельном участке с кадастровым номером , помимо выше приведенных.

Поэтому наличие у ФИО2. прав арендатора в отношении указанного земельного участка с кадастровым номером , возникших по договору аренды земельного участка от ..., предполагало выдачу ему разрешения на строительство торгово-офисного объекта на спорном земельном участке, без которого ФИО2 не могли быть реализованы принадлежащие ему права арендатора по упомянутому договору аренды.

В силу изложенного ответ Управления архитектуры и градостроительства АМС <адрес> от ..., содержащий отказ в выдаче ФИО2. разрешения на строительство торгово-офисного объекта на указанном земельном участке противоречит требованиям действующего законодательства.

В силу ч. 14 ст. 51 ГрК РФ отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.

При таких обстоятельствах следует признать незаконными действия (бездействие) АМС <адрес> по отказу ФИО2 в выдаче разрешения на строительство торгово-офисного объекта на земельном участке с кадастровым номером (выраженному в ответе Управления архитектуры и градостроительства АМС <адрес> от ...), а также обязать АМС <адрес> выдать ФИО2 разрешение на строительство торгово-офисного объекта на указанном земельном участке.

При этом как установлено судом и следует из содержания ответа УМИЗР <адрес> от ..., законных оснований для отказа в заключении (продлении) с ФИО2. без проведения торгов договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером , находящегося в муниципальной собственности <адрес>, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, у ответчиков не имелось по следующим основаниям.

Гражданские правоотношения по вопросам предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы главой V.I Земельного кодекса РФ.

В силу п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ: Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в частности, на основании, договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

Согласно ст. 39.2 ЗК РФ: Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9-11 ЗК РФ.

В статье 39.16 ЗК РФ приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Частью 1 статьи 39.17 ЗК РФ предусмотрены требования к содержанию заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Согласно ч. 2 ст. 39.17 ЗК РФ: К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4-6 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

При этом согласно п.п. 1 и 4-6 п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя; заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством и подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.

В силу ч. 3 ст. 39.17 ЗК РФ: В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.

Согласно ч. 4 ст. 39.17 ЗК РФ: Рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.

В соответствии с ч. 5 ст. 39.17 ЗК РФ: В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

В связи с этим следует учитывать, что ФИО2. ... обратился в АМС <адрес> с заявлением о продлении договора аренды земельного участка с кадастровым номером , то есть в пределах календарного периода действия договора аренды земельного участка от ... (заключенного на срок с ... по ...).

Поэтому данный договор аренды земельного участка от ... в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства в случае его повторного заключения (продления) мог быть заключен без проведения торгов по следующим причинам.

В силу п. 5 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ: Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления, в частности: земельного участка, образованного из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленного для комплексного освоения территории, лицу, с которым был заключен договор аренды такого земельного участка, если иное не предусмотрено подпунктами 6 и 8 настоящего пункта.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 39.6 ЗК РФ: Граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях: земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 ЗК РФ).

При этом с учетом наличия договора аренды земельного участка от ...ФИО2 обладает статусом лица, с которым ранее был заключен договор аренды земельного участка, предоставляемого в порядке ст. 39.6 ЗК РФ, то есть без проведения торгов.

Согласно ч. 4 ст. 39.6 ЗК РФ: Гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий: 1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка; 2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо; 3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса; 4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.

Кроме того, если исходить из содержания п. п. 4.3.3 и 6.4 указанного договора аренды земельного участка от ..., то данным договором прямо предусмотрено, что арендатор имеет право по истечении срока действия договора в преимущественном порядке перед другими лицами заключить договор аренды на новый срок на согласованных сторонами условиях по письменному заявлению арендатора, при условии надлежащего исполнения своих обязательств по настоящему договору.

Более того, в силу п. 1 ст. 621 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок.

Представителем истца в суде было заявлено о том, что ФИО2. надлежащим образом исполнялись обязанности арендатора по договору аренды земельного участка от ..., в том числе по внесению арендной платы, при этом указанное утверждение стороны истца в суде не было документально опровергнуто представителями ответчиков АМС <адрес> и УМИЗР <адрес>.

Вместе с тем, как было установлено судом, ФИО2. не смог реализовать свои права по освоению земельного участка с кадастровым номером в соответствии с его целевым назначением, путем осуществления строительства торгово-офисного объекта, по независящим от него причинам, в связи с тем, что градостроительный план земельного участка и разрешение на строительство не были получены им в результате указанных незаконных действий (бездействия) самой АМС <адрес>.

Таким образом, отсутствие в пределах земельного участка с кадастровым номером построенного объекта недвижимости, не может служить доказательством неисполнения ФИО2. своих обязанностей по заключенному договору аренды земельного участка от ....

Вместе с тем, сам факт того, что на дату окончания срока действия договора аренды земельного участка с кадастровым номером строительство торгово-офисного объекта не начато, не является правовым основанием для отказа ФИО2. в продлении договорных арендных отношений, поскольку начавшаяся реализация арендатором своих прав по договору аренды земельного участка от ..., в частности, в виде получения градостроительного плана земельного участка и разрешения на строительство, ограничивает для органа местного самоуправления (арендодателя) возможность произвольного и немотивированного отказа от продления договора аренды.

При таких обстоятельствах, действие договора аренды земельного участка с кадастровым номером не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения арендодателя, поскольку ФИО2. имел намерение использовать указанный земельный участок по назначению, что соответствует целям предоставления данного участка, и, в свою очередь, наделяет его правом требовать продления договора аренды либо заключения его на новый срок.

Кроме того, как установлено судом и не оспаривалось сторонами, спорный земельный участок в настоящее время никому не передан и сведения о других правообладателях этого земельного участка отсутствуют, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ....

При этом в нарушение ст. 56 ГПК РФ ответчиками в суд не было представлено ни одного доказательства, свидетельствующего о том, что земельный участок, на котором ФИО2. предполагается строительство торгово-офисного объекта, занят другими объектами недвижимости, либо передан третьим лицам, а также о наличии других правообладателей этого земельного участка.

Более того, как было установлено судом, ранее АМС <адрес> в отношении ФИО2 были совершены действия (бездействие), выразившиеся в отказе в предоставлении ему градостроительного плана на указанный земельный участок, а также в выдаче разрешения на строительство торгово-офисного объекта на спорном земельном участке, которые судом были признаны незаконными.

Вместе с тем, незаконные действия (бездействие) АМС <адрес> по отказу в предоставлении ФИО2. градостроительного плана земельного участка и разрешения на строительство торгово-офисного объекта, привели к нарушению прав арендатора ФИО2., который при указанных нарушениях закона со стороны АМС <адрес> не имел возможности в полной мере реализовать свои права и исполнять свои обязанности, предусмотренные договором аренды земельного участка от ....

При этом в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ ответчики не доказали наличие в рассматриваемом случае предусмотренных действующим законодательством оснований для отказа в продлении действия договора аренды земельного участка от ..., заключенного в отношении земельного участка с кадастровым номером 15:09:0040302:2204.

Поэтому действия (бездействие) АМС <адрес> и УМИЗР <адрес> по отказу ФИО2 в заключении (продлении) с ним договора аренды в отношении спорного земельного участка на новый срок, также являются незаконными, и в этих действиях (бездействии) указанных ответчиков, с учетом ранее установленных судом обстоятельств, усматривается злоупотребление АМС <адрес> и УМИЗР <адрес> своими правами, что запрещено ст. 10 ГК РФ.

Таким образом, как было установлено судом, ФИО2 был наделен правами арендатора, возникших на основании указанного договора аренды земельного участка от ..., при этом он обладает статусом лица, с которым ранее был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером , в связи с чем, для повторного заключения (продления) с ним договора аренды в отношении указанного земельного участка, то есть без проведения торгов, имеются все необходимые условия, предусмотренные Земельным кодексом РФ, в частности, п. 5 ч. 2 ст. 39.6, п. 1 ч. 3 ст. 39.6, ч. 4 ст. 39.6 ЗК РФ.

Вместе с тем, договор аренды земельного участка от ... был заключен между АМС <адрес> и ФИО2 на календарный период с ... по ....

Согласно ч. 2 ст. 621 ГК РФ если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610 ГК РФ).

При этом согласно материалам гражданского дела после истечения срока договора аренды земельного участка от ..., заключенного на календарный период с ... по ..., то есть после наступления календарной даты - ... указанный земельный участок остался в пользовании ФИО2 что не отрицалось сторонами.

Однако как установлено судом со стороны арендодателя АМС <адрес> имелись и имеются возражения по поводу пользования ФИО2. указанным земельным участком, что выразилось в направлении ФИО2 уведомления (от ... исх.) о прекращении договора аренды недвижимого имущества.

Поэтому действие договора аренды земельного участка от ..., заключенного на календарный период с ... по ..., истек ..., и данный договор не может быть признан возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок в силу ч. 2 ст. 621, ст. 610 ГК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 445 ГК РФ: В случаях, когда в соответствии с ГК РФ или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

В силу ч. 4 ст. 445 ГК РФ: Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.

При этом согласно материалам гражданского дела полномочия по заключению договоров аренды в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности <адрес>, АМС <адрес> делегировала Управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами АМС <адрес>.

Таким образом, действия (бездействие) АМС <адрес> и УМИЗР <адрес> по отказу ФИО2 в заключении (продлении) договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером , выраженному в ответе УМИЗР <адрес> от ..., являются незаконными, что влечет за собой необходимость возложения на АМС <адрес> и УМИЗР <адрес> обязанности заключить (продлить) с ФИО2 в установленном законом порядке договор аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 15:09:0040302:2204 на новый срок (от трех до десяти лет в силу п.п. 1 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ), при этом указанный договор аренды следует заключить (продлить) с учетом существенных условий, содержащихся в договоре аренды земельного участка от ..., ранее заключенного между АМС <адрес> и ФИО2

Доводы представителей ответчиков о том, что согласно ответу УМИЗР <адрес> от ... об отказе в удовлетворении заявления ФИО2 о продлении договора аренды земельного участка от ... истцу было также сообщено о направлении ему уведомления о прекращении договора аренды земельного участка от ... исх., что в свою очередь исключает возможность удовлетворения его исковых требований, являются необоснованными по следующим причинам.

Согласно п. 4.1.1 договора аренды земельного участка от ... арендодатель имеет право требовать досрочного расторжения договора при использовании земельного участка не в соответствии с разрешенным использованием, предусмотренным п. 1.1 договора, а также при использовании способами, приводящими к его порче, при невнесении арендной платы более чем за 6 месяцев, неиспользовании земельного участка, предназначенного для строительства, в указанных целях в течение трех лет и нарушений других условий договора, в связи с чем, направить в адрес арендатора письменное уведомление, содержащее указание на необходимость исполнить обязательство, а также предложение расторгнуть договор.

Кроме того, согласно п. 4.1.4 договора аренды земельного участка от ... арендодатель имеет право в случае выявления факта неисполнения арендатором своих обязанностей, указанных в п.п. 4.4.5, 4.4.6, расторгнуть договор в установленном законом порядке, направив арендатору письменное предупреждение о необходимости исполнения им обязательств в месячный срок.

В силу п. 6.2 договора аренды земельного участка от ... договор может быть расторгнут по требованию сторон. Уведомление о досрочном расторжении договора направляется одной из сторон не менее чем за 30 дней до досрочного расторжения. В случае отсутствия ответа о согласии на досрочное расторжение договора или в случае отказа в досрочном расторжении договор может быть расторгнут по решению суда на основании и в порядке, установленном гражданским законодательством, а также в случаях, указанных в п. 3.9, 4.1.1, 4.1.4 договора.

Поэтому в силу изложенного указанный договор аренды земельного участка от ... не предусматривает возможность одностороннего прекращения данного договора аренды земельного участка либо его досрочного расторжения (со стороны АМС <адрес> либо УМИЗР <адрес>) без обращения в суд с соответствующим исковым заявлением в случае отсутствия ответа о согласии на досрочное расторжение договора или в случае отказа в его досрочном расторжении.

Доводы ответчиков о том, что свои действия по реализации прав арендатора в отношении указанного земельного участка с кадастровым номером 15:09:0040302:2204, а именно: по предоставлению градостроительного плана земельного участка, по выдаче разрешения на строительство, по продлению договора аренды земельного участка от ...ФИО2. стал осуществлять лишь за один месяц до окончания срока действия указанного договора аренды, не соответствуют требованиям закона по следующим причинам.

Судом установлено, что все обращения ФИО2 о предоставлении градостроительного плана земельного участка от ..., о выдаче разрешения на строительство торгово-офисного объекта на земельном участке от ..., о заключении (продлении) договора аренды земельного участка от ..., состоялись в пределах установленного срока действия договора аренды земельного участка от ..., заключенного на календарный период с ... по ..., что предполагало выдачу заявителю градостроительного плана земельного участка и разрешения на строительство торгово-офисного объекта, а также предполагало заключение (продление) договора аренды земельного участка, без чего ФИО2. не мог реализовать свои права арендатора по указанному договору аренды, при этом действующим законодательством не предусмотрены иные пресекательные сроки подачи указанных заявлений, отличающиеся от срока действия самого договора аренды земельного участка.

Что касается искового требования ФИО2 о взыскании с АМС <адрес> и УМИЗР <адрес> солидарно в его пользу денежной суммы в размере 50 000 рублей в счет компенсации причиненного ему морального вреда в виде существенных физических и нравственных страданий, обусловленных нарушением ее прав и законных интересов в отношении земельного участка с кадастровым номером , то данное исковое требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. ст. 12, 151 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем компенсации морального вреда.

В силу ст. ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправии сторон, при этом каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, исходя из указанных выше требований действующего законодательства для присуждения денежной компенсации морального вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) ответчика, истцом должно быть указано, какие неблагоприятные последствия для него данное обстоятельство повлекло, а также представлены доказательства в подтверждение этих обстоятельств.

Однако истцом ФИО2. в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено в суд ни одного доказательства, подтверждающего причинение ему нравственных или физических страданий по вине ответчиков при совершении ими оспоренных в судебном порядке указанных действий (бездействии).

При этом сам по себе факт признания судом незаконными указанных действий (бездействия) АМС <адрес> и УМИЗР <адрес>, а также возложение судом на ответчиков определенных обязанностей по отношению к ФИО2 не может свидетельствовать об одновременном причинении истцу морального вреда, поскольку не установлена причинно-следственная связь между незаконными действиями (бездействиями) ответчиков и причинением истцу нравственных и физических страданий вследствие указанных действий АМС <адрес> и УМИЗР <адрес>.

Таким образом, при отсутствии доказательств, подтверждающих причинение ответчиками физических и нравственных страданий (морального вреда) ФИО2, обусловленных совершением АМС <адрес> и УМИЗР <адрес> указанных незаконных действий (бездействия), суд пришел к выводу о том, что оснований для возмещения истцу морального вреда не имеется.

Поэтому исковое требование ФИО2 о взыскании с АМС <адрес> и УМИЗР <адрес> солидарно в его пользу денежной суммы в размере 50 000 рублей в счет компенсации причиненного морального вреда следует оставить без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования ФИО2 к Администрации местного самоуправления <адрес> и Управлению муниципального имущества и земельных ресурсов <адрес> о признании незаконными действий (бездействия) по отказу в предоставлении градостроительного плана земельного участка, обязании подготовить и предоставить градостроительный план земельного участка, признании незаконными действий (бездействия) по отказу в выдаче разрешения на строительство, обязании выдать разрешение на строительство, признании незаконными действий (бездействия) по отказу в заключении (продлении) договора аренды земельного участка, обязании заключить (продлить) договор аренды земельного участка и компенсации причиненного морального вреда, удовлетворить частично.

Признать незаконными действия (бездействие) Администрации местного самоуправления <адрес> по отказу ФИО2 в предоставлении градостроительного плана на земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером , общей площадью 0,056 га, находящийся по адресу (имеющий адресные ориентиры): <адрес>) (выраженному в ответе Управления архитектуры и градостроительства Администрации местного самоуправления <адрес> от ...).

Обязать Администрацию местного самоуправления <адрес> подготовить и предоставить ФИО2 градостроительный план на земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером , общей площадью 0,056 га, находящийся по адресу (имеющий адресные ориентиры): <адрес>

Признать незаконными действия (бездействие) Администрации местного самоуправления <адрес> по отказу ФИО2 в выдаче разрешения на строительство торгово-офисного объекта на земельном участке из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 15:09:0040302:2204, общей площадью 0,056 га, находящимся по адресу (имеющим адресные ориентиры): <адрес>) (выраженному в ответе Управления архитектуры и градостроительства Администрации местного самоуправления <адрес> от ...).

Обязать Администрацию местного самоуправления <адрес> выдать ФИО2 разрешение на строительство торгово-офисного объекта на земельном участке из земель населенных пунктов, с кадастровым номером , общей площадью 0,056 га, находящимся по адресу (имеющим адресные ориентиры): <адрес>).

Признать незаконными действия (бездействие) Администрации местного самоуправления <адрес> и Управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами <адрес> по отказу ФИО2 в заключении (продлении) договора аренды в отношении земельного участка из земель населенных пунктов, с кадастровым номером , общей площадью 0,056 га, находящегося по адресу (имеющего адресные ориентиры): <адрес> (выраженному в ответе Управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами <адрес> от ...).

Обязать Администрацию местного самоуправления <адрес> и Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами <адрес> заключить (продлить) с ФИО2 договор аренды в отношении земельного участка из земель населенных пунктов, с кадастровым номером , общей площадью 0,056 га, находящегося по адресу (имеющего адресные ориентиры): <адрес> и <адрес>).

Исковое требование ФИО2 о взыскании с Администрации местного самоуправления <адрес> и Управления муниципального имущества и земельных ресурсов <адрес> солидарно в его пользу денежной суммы в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей в счет компенсации причиненного морального вреда, оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда <адрес> через Советский районный суд <адрес> РСО-Алания в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Колобкова В.В.