Дело № 2-379/2019
24RS0054-01-2019-000173-46
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 мая 2019 года г. Ужур
Ужурский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Френдака Р.В.
при секретаре Михеевой Д.Г.
с участием представителя истца ФИО1 - ФИО2, действующего на основании доверенности от 17.08.2018,
представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ужурском районе Красноярского края - ФИО3, действующей на основании доверенности от 05.09.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ужурском районе Красноярского края о взыскании компенсации расходов, связанных с переездом из местности, приравненной к районам Крайнего Севера, суд
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ужурском районе Красноярского края о взыскании компенсации расходов, связанных с переездом из местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Требования мотивированы тем, что истец является неработающим пенсионером, получателем трудовой пенсии по старости. На момент назначения пенсии и до октября 2017 года истец проживала в <...>, который согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к Крайнему Северу, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029, отнесен к районам, приравненным к районам Крайнего Севера. В 2017 году истец совместно с мужем - ФИО2 приобрели в селе <адрес><адрес> в собственность жилой дом и выехали туда на постоянное место жительства. 07.10.2017 года они осуществили перевозку личного имущества. 19.10.2017 года были зарегистрированы по новому месту жительства: <адрес>, с. <адрес>. В результате переезда истцы понесли расходы по перевозке автомобильным транспортом личных вещей к новому месту жительства. 06.12.2018 года истец обратилась к ответчику ГУ - УПФР в Ужурском районе Красноярского края с заявлением о компенсации расходов, связанных с переездом. 26.12.2018 года истцами было получено решение № 1017811/18, согласно которого ей было отказано в компенсации расходов, связанных с переездом из местности, приравненной к районам Крайнего Севера из-за несоответствия сведений, содержащихся в представленных с заявлением о компенсации документах требованиям Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ 11.12.2014 года №1351 (подп. «а» п. 15 Правил). Данное решение истец считает необоснованным и незаконным. В подтверждение несения расходов по оплате провоза багажа по маршруту: <адрес> - с. <адрес><адрес> в размере 29528 рублей ФИО1 были представлены: договор на перевозку груза автомобильным транспортом от ДД.ММ.ГГГГ, акт выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, чеки и копии чеков услуг паромных переправ по пути следования. Указанные документы однозначно позволяют установить сведения о весе (массе) и стоимости провоза багажа, маршруте следования и факт оплаты. Из представленных документов следует, что расходы на оплату провоза багажа понес мой муж - ФИО2, что соответствует обычно совершаемым гражданами действиям, когда при перевозке общего имущества расходы на оплату провоза несет только одно лицо с целью упрощения расчетов и дальнейших правоотношений с перевозчиком. Таким образом, представленные ответчику документы подтверждают фактически произведенные расходы по оплате стоимости переезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. <адрес> отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Согласно информации АО «Федеральная пассажирская компания» прямое железнодорожное сообщение по маршруту следования «<адрес> - с. <адрес><адрес>» отсутствует. Ближайшая железнодорожная станция от села <адрес> является станция Карабула, ближайшая железнодорожная станция к с. <адрес> - станция Ужур. Прямое железнодорожное сообщение между данными станциями отсутствует и осуществляется через ст. Красноярск и ст. Ачинск. Стоимость перевозки 10 кг. Багажа по маршруту <адрес> в октябре 2017 года составляла на расстояние 952 км. - 95,50 рублей. Вместес тем с учетом требований подпункта «б» пункта 3 Правил от 11.12.2014 № 1351, истец как пенсионер, имеет право на компенсации стоимости провоза багажа в размере не выше установленных тарифов на перевозку багажа железнодорожным транспортом и весом перевозимого груза более 1 тонны. Стоимость перевозки 1 тонны груза железнодорожным транспортом по вышеуказанному маршруту составляет 9 550 рублей. Право на компенсацию не может быть поставлено в зависимость от способа осуществления провоза багажа. Ссылаясь на изложенное, истец просит признать за ней право на получение компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению и членам его семьи, обязать УПФР в Ужурском районе Красноярского края выплатить ей компенсацию расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению и членам его семьи, в размере 9500 рублей, а также юридические расходы в размере 6000 рублей.
Истцы ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени, дате и месте рассмотрения дела уведомлена своевременно, надлежащим образом.
Представитель истца ФИО2 в судебном заседании исковые требования иск поддержал по доводам, изложенным в заявлении, просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика УПФР в Ужурском районе Красноярского края ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что 06.12.2018 года в УПФР в Ужурском районе Красноярского края обратилась ФИО1 с заявлением о компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, как лицу, являющемуся получателем пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Данное заявление зарегистрировано за № 1017811/18 от 06.12.2018 года. 26.12.2018 года УПФР в Ужурском районе Красноярского края вынесено решение об отказе в выплате компенсации расходов на основании п.п. «а» п. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 года № 1351 «О порядке компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, лицам, являющимся получателями страховых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению и членам их семей», по причине несоответствия сведений, содержащихся в представленных с заявлением о компенсации документах, требованиям Правил, а именно - отсутствие проездного документа, подтверждающего осуществление переезда гражданином. Вместе с тем, по представленным документам на оплату стоимости провоза багажа, выплата компенсации не может быть произведена согласно п.п. «б» п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 года № 1351, так как вес провезенного багажа ФИО1 превышает 1 тонну. Полагает, что заявленные к взысканию судебные расходы являются чрезмерно завышенными.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы и обстоятельства дела, суд приходит к следующим выводам.
Государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера установлены Законом Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Согласно ст. 4 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся граждан, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, лиц, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, в части граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, в части неработающих граждан, получающих страховую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета.
Компенсация расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, указанным в ч. 6 ст. 35 настоящего Закона, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предоставляемых из федерального бюджета в форме межбюджетных трансфертов бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с ч. 6 ст. 35 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» гарантировано право лицам, являющимся получателями страховых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, не работающим по трудовым договорам, не получающим выплат и иных вознаграждений по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведений науки, литературы, искусства и не осуществляющим иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации, и членам их семей, находящимся на их иждивении, в случае переезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства на территории Российской Федерации, не относящемуся к указанным районам и местностям, однократно компенсируются расходы на оплату стоимости проезда к новому месту жительства и стоимости провоза багажа.
Размер, условия и порядок указанной компенсации расходов установлен Правилами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 года № 1351 «О порядке компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимися получателями трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и члена их семей».
В соответствии с пп. б п. 3 указанных Правил, компенсация производится в размере фактически произведенных расходов на оплату стоимости провоза багажа пенсионера и членов семьи пенсионера весом не более 1 тонны на пенсионера и каждого выезжающего вместе с ним члена семьи пенсионера, но не более 5 тонн на семью железнодорожным, внутренним водным, морским, автомобильным транспортом (за исключением такси), но не выше установленных тарифов на перевозку багажа железнодорожным транспортом.
Согласно пункта 4 указанных Правил при отсутствии в населенном пункте по прежнему месту жительства пенсионера в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях либо на отдельных участках маршрута следования к новому месту жительства видов транспорта, указанных в подпункте «б» пункта 3 настоящих Правил, пенсионеру и членам семьи пенсионера возмещаются в размере 100 процентов фактически произведенные расходы на провоз багажа иными транспортными средствами, в том числе воздушным транспортом, до ближайшей к прежнему месту жительства железнодорожной станции или до ближайшего морского либо речного порта, открытого для навигации в это время.
Согласно пункта 5 вышеназванных Правил, компенсация производится на основании документов, подтверждающих стоимость и категорию проезда, выданных транспортной организацией, осуществляющей перевозку, или её уполномоченным агентом в пределах, установленных пунктом 3 Правил.
Таким образом, анализ приведенных норм действующего законодательства свидетельствует о том, что неработающему пенсионеру, переехавшему на постоянное место жительства из района Крайнего Севера либо местности, приравненной к нему, предоставлено право на получение компенсации фактически понесенных расходов на переезд и провоз багажа. Основными условиями предоставления такой компенсации являются: фактическое несение расходов, перевоз багажа весом не более одной тонны либо стоимость провоза багажа весом до одной тонны, проезд кратчайшим путем железнодорожным сообщением скорым поездом, в случае его отсутствия - фирменным, в случае отсутствия железнодорожного сообщения - авиасообщением.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 является неработающим пенсионером и является получателем пенсии, согласно трудовой книжки и пенсионного удостоверения.
По сведениям о регистрации гражданина, содержащимся в паспорте ФИО1, она проживала с 19 декабря 2016 года, и состояла на регистрационном учете по адресу: <адрес>, снята с регистрационного учета по указанному адресу и зарегистрирована по адресу: <адрес>, <адрес>.
В соответствии с Постановлением Совмина СССР от 03.01.1983 № 12 «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 № 1029» Мотыгинский район, находящийся в Красноярском крае, - территория, приравненная к районам Крайнего Севера.
Таким образом, судом установлено, что истец является неработающим пенсионером, была зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес>, откуда в октябре 2017 года осуществила переезд на новое место жительства в <адрес>, с. <адрес> где зарегистрирована по адресу: <адрес>, <адрес>. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и никем не оспариваются.
Из пояснений представителя истца ФИО2 следует, что провоз багажа был осуществлен 07 октября 2017 года по договору на перевозку груза автомобильным транспортном при выезде из <адрес>, заключенному с М.Т., был перевезен груз массой 6,2 тонны, сумма общих затрат составила 27 264 рубля.
После несения всех расходов по провозу багажа и сопутствующих расходов ФИО1 обратилась 06 декабря 2018 года в установленном порядке с заявлением к ответчику о компенсации данных расходов, приложив к нему документы, подтверждающие произведенные расходы на оплату стоимости провоза багажа к новому месту жительства; паспорт гражданина РФ; СНИЛС; трудовую книжку, иные документы.
В удовлетворении указанного заявления было отказано, о чем ФИО1 была уведомлен письменно 26 декабря 2018 года.
Так, в качестве основания отказа ответчиком в оспариваемом решении указано о несоответствии сведений, содержащихся в представленных с заявлением о компенсации документах, требованиям Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 года № 1351 (подп. «а» п. 15 Правил - Постановление правительства РФ № 1351). Кроме того, по представленным документам на оплату стоимости провоза багажа, выплата компенсации не может быть произведена согласно п.п. «б» п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 года № 1351, так как вес провезенного багажа ФИО1 превышает 1 тонну.
В соответствии с пп. «а» пункта 15 Правил основанием для принятия решения об отказе в выплате компенсации является несоответствие сведений, содержащихся в представленных с заявлением о компенсации документах, требованиям Правил, выявленное при их рассмотрении территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Между тем провоз багажа весом свыше 1 тонны не свидетельствует о том, что представленные с заявлением о компенсации документы содержат сведения, не соответствующие требованиям Правил, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 № 1351.
Все основания, по которым может быть отказано в выплате компенсации за провоз багажа и проезд при переезде перечислены в пункте 15 Правил утвержденных постановлением Правительства РФ № 1351 от 11 декабря 2014.
Перечень оснований закрытый и расширению не подлежит.
Оценивая доводы сторон и основания, по которым истцу было отказано в выплате компенсации, суд приходит к выводу, что решение ответчика в части отказа в компенсации стоимости провоза багажа ФИО1 является незаконным.
Как следует из материалов дела, согласно информации Акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» Енисейский филиал - пассажирское вагонное депо Красноярск № 99 от 21.09.2018 года,прямое железнодорожное сообщение по маршруту следования «<адрес> - <адрес>» отсутствует. Ближайшая железнодорожная станция к <адрес> является станция Карабула Красноярской железной дороги, ближайшая железнодорожная станция к с. <адрес> является станция Ужур Красноярской железной дороги. Прямое железнодорожное сообщение между данными станциями отсутствует и осуществляется через <адрес> железной дороги и <адрес> железной дороги. Стоимость перевозки за 10 кг грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования по маршруту <адрес> в октябре 2017 года составляет: на расстояние 952 км - 95,50 руб. Тарифы на перевозки багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования (за исключением перевозок грузобагажа повагонными отправками), выполняемые во внутригосударственном сообщении в составе дальних поездов ОАО «РЖД», ОАО «ФПК», применяются при расчетах между регулируемыми организациями-перевозчиками и пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями (Приказ ФСТ от 27 июля 2010 г. № 156-т с изменениями Приказами ФАС России от 30.12.2015 № 1358/15, от 23.12.2016 № 1835/16 (ред. от 10.11.2017)». Контейнерными перевозками Енисейский филиал - пассажирское вагонное депо не занимается.
Согласно подпункту б пункта 3 Правил от 11.12.2014 № 1351, истец имеет право на компенсацию в размере фактически произведенных расходов на оплату стоимости провоза багажа пенсионера и членов семьи пенсионера весом не более 1 тонны на пенсионера и каждого выезжающего вместе с ним члена семьи пенсионера, но не выше установленных тарифов на перевозку багажа железнодорожным транспортом.
Исходя из представленных сведений, стоимость перевозки железнодорожным транспортом 1 тонны груза составляет 9550 рублей (1000 кг/10х95,50).
Поскольку в соответствии с законом истец ФИО1 обладает правом на компенсацию фактически произведённых расходов по оплате провоза багажа к месту постоянного жительства, то реализация его права не может быть поставлена в зависимость от способа осуществления провоза багажа к месту жительства, в ином случае нарушается конституционное равенство прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, судом установлено, что в связи с переездом из <адрес> истцом ФИО1 понесены расходы по провозу багажа, которые подлежат возмещению в размере, рассчитанном в соответствии с подпунктом «б» пункта 3 Правил от 11.12.2014 года № 1351, с учетом справки о стоимости провоза багажа, в части расходов самого истца на провоз багажа не более 1 тонны, то есть не более 9550 рублей.
Таким образом, оценивая представленные доказательства с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, суд приходит к выводу о том, что заявленные ФИО1 исковые требования о возложении обязанности по выплате компенсации провоза багажа обоснованы и подлежат удовлетворению.
Суд считает необходимым взыскать с ответчика понесенные истцом расходы по оплате юридических услуг в размере 6000 рублей. По мнению суда, данная сумма соразмерна выполненной представителем работы. Данные расходы подтверждены квитанцией и договором об оказании юридических услуг № 300618/01 от 30.06.2018.
На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика также подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 400 рублей, от уплаты которой истцы освобождены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ужурском районе Красноярского края в пользу ФИО1 расходы на оплату стоимости провоза багажа в сумме 9550 рублей, расходы на юридические услуги в размере 6000 рублей, а всего 15 550 рублей.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ужурском районе Красноярского края государственную пошлину в размере 400 рублей в доход муниципального образования Ужурский район Красноярского края.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий: Р.В. Френдак
Мотивированное решение составлено 31 мая 2019 года.