ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-379/2014 от 25.07.2014 Каширского районного суда (Воронежская область)

 Дело №№

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 <адрес> ДД.ММ.ГГГГг.

 Каширский районный суд Воронежской области в составе председательствующего судьи Шушлебиной Н.Н.

 при секретаре Жуковой М.И.

 с участием помощника прокурора Каширского района Воронежской области ФИО2,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Каширского района Воронежской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения

 установил:

 Прокурор Каширского района Воронежской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением к администрации <данные изъяты> сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области (далее администрация сельского поселения) о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения. В обоснование своих требований сослался на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления бюджетного законодательства и законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства. Установлено, что администрацией сельского поселения создан и функционирует официальный сайт в сети «Интернет» zaprudskoe.ru. Однако в нарушение ст.ст. 3, 7 Федерального закона от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», ст.ст. 4, 6, 10 Федерального закона от 09.02.2009г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», ст.ст.28, 34, 36, 73 Бюджетного кодекса РФ, ст.52 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ответчик не публикует на данном сайте информацию, касающуюся ежеквартальных сведений о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание, реестров закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов. Бездействие администрации сельского поселения повлекло нарушение действующего федерального законодательства, а также прав граждан на ознакомление с указанной информацией. Прокуратурой района в 2012-2013гг. вносились представления об устранении вышеуказанных нарушений, однако меры по их устранению не приняты. Перечисленные нарушения носят коррупциогенный характер, могут повлечь неэффективное использование бюджетных средств, а также свидетельствуют о ненадлежащем выполнении должностными лицами администрации возложенных на них обязанностей. Ссылаясь на ст.12 ГК РФ, ст.45 ГПК РФ, ст.ст.23, 28 Федерального закона «О прокуратуре РФ», прокурор просил суд признать бездействие администрации сельского поселения по размещению в сети «Интернет» ежеквартальных сведений о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание, реестров закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов, предусмотренных ч.2 ст.73 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.6 ст.52 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» незаконным; обязать администрацию сельского поселения устранить допущенные нарушения путем размещения в сети «Интернет» ежеквартальных сведений о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание, реестров закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов, в течение 10-ти дней с момента вступления решения суда в законную силу.

 В судебном заседании помощник прокурора ФИО2 поддержала заявленные требования, подтвердив изложенные обстоятельства.

 Глава сельского поселения в адресованном суду заявлении требования прокурора признал, просил рассмотреть дело в отсутствие администрации.

 Выслушав прокурора, изучив материалы гражданского дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

 Одним из основных принципов противодействия коррупции в Российской Федерации, закрепленных в ст.3 Федерального закона от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

 Подобное положение закреплено и в п.1 ст.4 Федерального закона от 09.02.2009г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», предусматривающей в качестве принципа обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления её открытость и доступность.

 Одним из способов доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления является размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет», что предусмотрено п.2 ст.6 Федерального закона от 09.02.2009г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

 На основании п.1 ст.10 Федерального закона от 09.02.2009г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.

 Статьёй 7 Федерального закона от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» к основным направлениям деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции отнесено, среди прочего, обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

 Статья 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) закрепляет принципы бюджетной системы Российской Федерации, к которым относятся принципы прозрачности (открытости), эффективности использования бюджетных средств.

 В силу ст.36 БК РФ, принцип прозрачности (открытости) означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований.

 Согласно ст. 34 БК РФ, принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

 На основании ст.73 БК РФ, получатели бюджетных средств обязаны вести реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов. Реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов, должны содержать следующие сведения: краткое наименование закупаемых товаров, работ и услуг; наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг; цена и дата закупки.

 Согласно п.6 ст.52 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

 В соответствии с ч.2 ст.24 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

 Согласно ч.4 ст.29 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

 В силу ст.18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

 Согласно ст.11 Федерального закона от 09.02.2009г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», одними из основных требований при обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются, в том числе, создание государственными органами, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий организационно-технических и других условий, необходимых для реализации права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также создание государственных и муниципальных информационных систем для обслуживания пользователей информацией.

 В соответствии с ч.1 ст.23 Федерального закона от 09.02.2009г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в суд.

 При этом согласно ч.3 ст.24 Федерального закона от 09.02.2009г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», надзор за исполнением государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами названного Федерального закона осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

 Прокуратурой Каширского района Воронежской области проведена проверка исполнения органами местного самоуправления бюджетного законодательства и законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой установлено, что администрацией сельского поселения создан и функционирует официальный сайт в сети «Интернет» zaprudskoe.ru.

 Однако несмотря на наличие официального сайта, администрацией сельского поселения не размещаются в сети «Интернет» ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание, реестров закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов. Недоведение этой информации до сведения жителей путем опубликования на сайте повлекло нарушение действующего федерального законодательства, а также прав граждан на ознакомление с указанной информацией. Отсутствие данных сведений на официальном сайте администрации является общедоступным, общеизвестным обстоятельством и, в силу п.1 ст.61 ГПК РФ, не нуждается в доказывании.

 Указанные нарушения носят коррупциогенный характер, могут повлечь неэффективное использование бюджетных средств, а также свидетельствуют о ненадлежащем выполнении должностными лицами администрации возложенных на них обязанностей. При таких обстоятельствах администрация сельского поселения обязана устранить допущенные нарушения путем размещения в сети «Интернет» соответствующей информации.

 В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

 Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому прокурор правомерно обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц.

 Согласно ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации, одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

 Учитывая изложенные обстоятельства, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора в полном объеме.

 Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

 решил:

 Исковые требования прокурора Каширского района Воронежской области удовлетворить.

 Признать бездействие администрации <данные изъяты> сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области по размещению в сети «Интернет» ежеквартальных сведений о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание, реестров закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов, предусмотренных ч.2 ст.73 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.6 ст.52 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», незаконным.

 Обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области устранить допущенные нарушения путем размещения в сети «Интернет» ежеквартальных сведений о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание, реестров закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов, в течение 10-ти дней с момента вступления решения суда в законную силу.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Каширский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного судебного решения, которое будет изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

 Мотивированное судебное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

 Председательствующий судья Н.Н.Шушлебина