Дело № 2-379/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Далматово Курганской области 25 октября 2016 года
Далматовский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Карелина А.В.,
при секретаре Порошиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 к Администрации Далматовского района Курганской области, Администрации Ключевского сельсовета Далматовского района Курганской области, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации Далматовского района, Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области о восстановлении срока для обжалования, признании незаконным и отмене постановления Администрации Далматовского района, обязании Администрации Далматовского района включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, и предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда,
Установил:
ФИО4 обратилась в суд с заявлением о признании за ней права на предоставление жилого помещения, как лицу, относящемуся к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об обязании Администрации Далматовского района Курганской области предоставить ей жилое помещение вне очереди.
В обоснование иска ФИО4 указала, что **.**.**** умерла ее мать ФИО3, отец был записан в свидетельстве о рождении со слов матери. На основании постановления Администрации Ключевского сельсовета от **.**.****. опекуном была назначена ФИО7, жилое помещение закреплено не было. **.**.****. дом, в котором она проживала с опекуном, сгорел, ФИО8 погибла при пожаре, другого жилья не имелось, поэтому **.**.****. обратилась с заявлением в Ключевской сельсовет с просьбой предоставить жилье, как относящейся к лицам из числа детей-сирот. Не имея до настоящего времени жилья, обратилась в Администрацию Далматовского района с просьбой включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, предоставив все необходимые документы, но получила отказ на том основании, что ее возраст составляет 34года, что не соответствует статусу лиц, установленных ст.1 ФЗ от 21.12.1996г. № 159ФЗ» О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Одновременно узнала, что не состоит в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства в органе местного самоуправления, заявление от **.**.**** было зарегистрировано, но решение о постановке ее на учет принято не было, хотя она считала, что состоит в очереди нуждающихся в жилом помещении, так как отказа она не получала. Считает, что не утратила права на получение жилого помещения, так как не была поставлена на учет нуждающихся незаконно по вине Администрации Ключевского сельсовета, хотя обратилась с заявлением до достижения возраста 23 лет.
С учетом представленных **.**.****. уточненных исковых заявлений просит восстановить срок для обжалования постановления Администрации Далматовского района от **.**.****. №*, признать его незаконным и отменить, обязать Администрацию Далматовского района включить в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставить на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное на территории г.Далматово, соответствующее социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.метров, приобретенное за счет бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность (л.д. 120-122, 136-139).
Определениями Далматовского районного суда от **.**.****., **.**.**** г., **.**.****. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: Администрация Ключевского сельсовета Далматовского района, Управление имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района, Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области; в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика: Финансовое управление Курганской области, Отдел опеки и попечительства Управления по делам образования, культуры, молодежи и спорта Далматовского района (л.д.86, 127-128, 147-148).
В судебных заседаниях ФИО4 требования поддержала и пояснила, что ее мать - ФИО3 умерла **.**.****, отец был записан со слов матери. На момент смерти матери ей было №*, она училась в №*. Никакое жилье за ней закреплено не было. После смерти матери бабушка оформила над ней опеку и она стала проживать у бабушки по адресу: Адрес Обезличен. После окончания школы поступила в Адрес Обезличен, где проучилась до **.**.****. После январских праздников на учебу не вернулась, жила с бабушкой в Адрес Обезличен. Затем поступила учиться в профессиональное училище Адрес Обезличен, обучение закончила в **.**.****. В феврале **.**.**** дом, в котором они проживали с бабушкой, сгорел, а бабушка погибла при пожаре. На тот момент ей было №*. Обратилась в сельсовет и отдел опеки, что проживать было негде. Сгоревший дом принадлежал бабушке, а дом, в котором жили с матерью, был продан отчимом. Даже пришлось проживать на квартире в Адрес Обезличен, где ей разрешили зарегистрироваться. После похорон бабушки приходила к главе сельсовета ФИО27 с заявлением о предоставлении жилья, он ей сказал, что у них жилья нет, и что ей надо ехать в район. Училась в Адрес Обезличен с **.**.****. После окончания училища выписалась из общежития, прописки не было, поэтому снова приехала в Адрес Обезличен, там сделали прописку в сгоревшем доме. До осени **.**.**** работала в Адрес Обезличен, снимала жилье, а затем уехала в Адрес Обезличен, где проживает на съемных квартирах. В ее собственности жилых помещений не имеется, по договору социального найма жилье также ей не предоставляли. В **.**.****, когда главой Ключевского сельсовета был ФИО28, сказала ему, что негде жить. Он ответил, что в селе работы нет, что надо ехать в отдел опеки, написала представленное в дело заявление от **.**.****, копию которого взяла в сельсовете уже позднее перед подачей заявления в суд, и отдала его ФИО29. Не знает, было ли зарегистрировано данное заявление. В **.**.**** годах неоднократно обращалась по поводу отсутствия жилья в сельский совет, отдел опеки, администрацию района. Ходили с работником отдела опеки ФИО16 на прием к главе Далматовского района ФИО35, который сказал, что очередь на жилье большая, надо ждать лет 10. В **.**.**** году приехала в отдел опеки по поводу жилья, сказали, что ее заявления на предоставление жилого помещения нет, хотя заявление оставляла работнику органа опеки ФИО16 (ранее ошибочно полагала, что фамилия у ней ФИО5). В **.**.**** также писала заявление на имя главы сельсовета о предоставлении жилья, но на очередь не поставили, так как не нашла свидетельство о браке матери. В **.**.**** писала заявление, чтобы поставили на очередь как погорельца. В **.**.**** обратилась с заявлением в Администрацию Далматовского района о включении в список детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, но в этом отказали. В установленный срок обращалась с заявлением об обжаловании данного постановления, но в принятии заявления ей было отказано в связи с неправильным выбором судопроизводства. В улучшении жилищных условий нуждается, так как дом, в котором проживала с бабушкой, сгорел, другого жилья нет, в Екатеринбурге снимает жилье.
Представитель истца ФИО6 в судебных заседаниях исковые требования ФИО4 поддержала, суду показала, что после смерти матери истицы жилое помещение за ней не закреплялось.ФИО4 с **.**.**** гг. неоднократно обращалась в различные организации по поводу предоставления ей жилья, но в связи с юридической неграмотностью истец не знала, что надо писать заявление. В **.**.**** году ФИО4 написала заявление на имя главы Ключевского сельсовета о предоставлении ей жилого помещения, но заявление не было зарегистрировано, истец не была поставлена на очередь. Истец с представителем органа опеки ходила к главе Далматовского района ФИО36 В.К., который сказал, что очередь на предоставление жилья большая, что истцу придется ждать около 10 лет. Истец, считая, что её поставили на учет, добросовестно ждала 10 лет. В **.**.**** истец снова обратилась в сельсовет, где выяснилось, что никакого учетного дела на истца нет, и в списках она не значится. Истец написала новое заявление, чтобы её поставили на учет, как погорельца. Истец не была своевременно поставлена на учет по независящим от неё обстоятельствам, а по халатности должностных лиц. ФИО4 соответствовала всем условиям для обеспечения ее жилой площади как сироты и как погорельца. В **.**.**** истец написала заявление на имя главы Администрации Далматовского района о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но ей было отказано во включении её в данный список.
Представитель ответчиков - Администрации Далматовского района и Управления имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района ФИО9 исковые требования не признал, суду показал, что истец обратилась в Администрацию Далматовского района с заявлением о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 2016 году. Постановлением Администрации Далматовского района истцу было отказано. По ранее действующему законодательству учетные дела оформлялись поселениями. В связи с изменениями законодательства в 2014году полномочия по постановке на учет данной категории граждан были переданы Администрации Далматовского района. На момент составления списка, данные на истца из сельсовета не были переданы. Истцу было отказано во включении в список, так как ей не были предоставлены доказательства, что она относится к данной категории граждан, а это справка, которая выдается гражданам до достижения ими возраста 23 лет, истице уже 30 лет. В настоящее время ЖК РФ утратил силу в части предоставления жилья погорельцам вне очереди. Ранее пропиской занимались администрации сельсоветов, не знает, почему ФИО4 зарегистрировали в сгоревшем доме.
Представитель ответчика –Администрации Ключевского сельского совета ФИО10 исковые требования признала, суду показала, что работает главой Ключевского сельсовета с **.**.****. Около 2-х месяцев назад пришла истец и сказала, что ей необходимы документы для обращения в суд, стали искать документы и нашли два заявления, сделала копии данных документов. В сельском совете в папках имелась только копия заявления от **.**.****. На тот момент главой сельсовета работал ФИО30 В.П., специалист ФИО13 После ФИО31 В.П. исполняла обязанности главы сельсовета ФИО14, потом главой сельсовета был избран ФИО15 Оригинала заявления от **.**.**** г. нет, а копию заявления нашла подшитым в документах в папке, хранящихся в сельсовете. Эту копию заявления и скопировала. Из разговора со специалистом выяснила, что ФИО4 пришла к ним в **.**.**** с данным заявлением, ей разъяснили, что жилья в селе нет, работы тоже нет, и направили её в район, а себе для информации сделали копию данного заявления. Могло ли заявление ФИО4 появиться в папке с документами позже - не знает, но подложить такое заявление никто не мог, даже уборщица моет пол в ее присутствии. Не знает было ли зарегистрировано заявление ФИО4 от **.**.****, тогда специалистом сельсовета работала ФИО14 В **.**.**** ФИО4 написала два заявления о принятии ее на учет как малоимущую и как погорельца, по этим основаниям она и была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в каждой очереди ее учетный №*. В **.**.**** ФИО4 попросила выделить ей земельный участок для посадки картофеля, выделили участок по Адрес Обезличен, но оказалось, что оформили неправильно, поэтому право собственности ФИО4 было прекращено.
Представитель ответчика - Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области в суд не явился, в представленных отзывах от **.**.**** за №* и от **.**.****. №* просят рассмотреть дело без участия представителя, считая, что являются ненадлежащими ответчиками по делу (л.д. 152-153, 170-171).
Представитель третьего лица – органа опеки и попечительства УДОКМС Администрации Далматовского района ФИО11 требования ФИО4 не признал, показал, что в 2016г. истица обратилась с заявлением о включении ее в список детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, но ей было отказано, так как она обратилась после достижения возраста 23лет. В те годы, когда умерла мать истицы, и когда сгорел дом бабушки, все документы по предоставлению жилья сироте должна была собрать администрация Ключевского сельсовета.
Представитель третьего лица - Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела был своевременно и надлежащим образом извещен.
Заслушав участвующих в деле лиц, свидетелей, исследовав представленные документы и доказательства, суд находит требования ФИО4 подлежащими удовлетворению.
Конституция Российской Федерации возлагает на государство обязанность по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Статьей 72 Конституции РФ защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим ФЗ право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно свидетельству о рождении (I-БС №*) родителями ФИО4, **.**.**** года рождения, являются ФИО1 и ФИО2. Из записи акта о рождении за №* усматривается, что запись об отце произведена на основании заявления матери (л/Адрес Обезличен, 25).
Из свидетельства о заключении брака (I-БС №*) усматривается, что ФИО25**.**.**** в связи с заключением брака с ФИО17 А.А. присвоена фамилия ФИО24 (л/д 7).
Согласно свидетельства о смерти (I-БС №*) ФИО3 умерла **.**.**** (л/Адрес Обезличен).
Поскольку мать ФИО4 умерла, отец в свидетельстве о рождении был записан со слов матери, то она относится к числу лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанный правовой статус истицы никем не оспаривается, подтверждается материалами личного дела опекаемой ФИО4, постановлением Администрации Ключевского сельсовета Далматовского района №* от **.**.**** «Об учреждении попечительства над несовершеннолетней ФИО4 и выплате пособия», которым ФИО7 назначена опекуном с назначением пособия. Представленные доказательства, копии документов из учетного дела ФИО4. с достоверностью свидетельствуют о том, что истец состояла на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в органах опеки и попечительства Администрации Далматовского района (л/д 30-44 ).
Таким образом, ФИО4 до достижения возраста 18 летприобрела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, а с 18 до 23 лет относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, имела право на предоставление ей гарантий, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно ст. 8 которого (в редакции от 29февраля 2012года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Из материалов дела усматривается, что при установлении опеки над несовершеннолетней ФИО4 жилое помещение за ней не закреплялось, что также подтверждается ответом Управления по делам образования, культуры, молодежи и спорта Администрации Далматовского района от **.**.****№*, ФИО4 проживала в жилом помещении, принадлежащем опекуну по адресу: Адрес Обезличен. **.**.**** указанный жилой дом сгорел, при этом опекун ФИО7 погибла при пожаре, что подтверждается справкой отделения по надзорной деятельности по Далматовскому району Главного Управления МЧС России по Курганской области №* от **.**.****. (л.д. 96, 11).
Согласно справки Ключевского сельского совета от **.**.****. №*,копии паспорта №* на имя ФИО4, установлено, что ФИО4 была зарегистрирована на территории Адрес Обезличен до **.**.**** и с **.**.**** по адресу: Адрес Обезличен, в доме, который сгорел **.**.**** (л/д 14, 17, 76-77 ).
ФИО4 окончила обучение в Данные Изъяты» **.**.****, проходила обучение с **.**.**** по **.**.**** в профессиональном училище №*Адрес Обезличен, с **.**.**** по **.**.**** в Данные Изъяты, с **.**.**** по **.**.**** в Данные Изъяты (л.д.168, 79, 81, 80 ).
Согласно копии заявления ФИО4 на имя главы Ключевского с\с Далматовского района ФИО32. от **.**.**** ФИО4 просила предоставить ей жилплощадь в связи с тем, что сгорел дом (л/д 10,49 оборот).
Из копии заявления ФИО4 на имя главы Ключевского сельсовета Далматовского района ФИО39 от **.**.**** усматривается, что ФИО4 просила поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с тем, что жилой дом, в котором она была зарегистрирована на **.**.****., был уничтожен огнем в **.**.****., в заявлении указан адрес фактического проживания ФИО4, а также стоит входящий № и дата **.**.****. (л/Адрес Обезличен оборот).
Согласно копий заявлений ФИО4 на имя главы Ключевского сельсовета Далматовского района от **.**.**** ФИО4 просила принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как малоимущую и в связи с тем, что сгорел дом (л/д 111,112 ).
Уведомлениями на имя ФИО4 от **.**.**** глава Ключевского сельсовета сообщает, что ФИО4 постановлениями Администрации Ключевского сельсовета от **.**.****№* и №* принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, учетный №*(л.д.134,135).
ФИО4 жилых помещений в собственности не имела и не имеет, что подтверждено справкой Далматовского филиала ГП Курганской области «Кургантехинвентаризация» от **.**.**** за №*, уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области №* от **.**.****, выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество №* от **.**.**** (л/д 16, 63, 27-29).
Из копии постановления Администрации Далматовского района №* от **.**.**** «Об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями» усматривается, что ФИО4 отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, на основании п.1ст.6.1 Закона Курганской области от 31.12.2004года №* «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье», так как на дату подачи заявления от **.**.****, о включении ее в список, возраст ФИО4 составлял 34 года, что не соответствует статусу лиц, установленному ст. 1 ФЗ от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (л.д.12-13).
Из оглашенных в судебном заседании показаний свидетеля ФИО12, допрошенного **.**.****., усматривается, что он работал главой Ключевского сельсовета с **.**.****. На момент смерти матери ФИО4 не было еще 18 лет, она училась в Ключевской школе. После смерти матери ФИО4 стала проживать с бабушкой и дядей, после школы уехала учиться. Жили они в доме бабушки, который сгорел, другого жилья у ФИО4 не было. Подтвердил показания ФИО4, что после пожара она приходила в сельсовет, но ответил ей, что жилья у них нет и надо ехать в район. Она была у него на приеме по поводу жилья, приходила с вопросом о предоставлении ей жилья, разговаривали с ней. Помнит, что ФИО4 когда училась в Адрес Обезличен, приходила в совет, предложил ей съездить в район, так как в селе не было жилого фонда. Заявления от граждан, которые поступают в администрацию сельсовета, должны быть зарегистрированы специалистом. В **.**.****. папка с заявлениями на очередь по предоставлению жилья была передана в колхоз, так как жилой фонд был в колхозе. Могли и не зарегистрировать заявление ФИО4. Почему в папке с документами хранится только копия заявления ФИО4, и где подлинник ее заявления ему неизвестно, вернее всего подлинник заявления отдали в администрацию Далматовского района, так как в селе жилья не было, чтобы выделить его ФИО4. В **.**.**** специалистом в сельсовете была ФИО26, она должна была вести всё делопроизводство. В очередь на предоставление ей жилья ФИО4 не поставили, так как не было жилого фонда. Был ли на тот момент в сельсовете список очередников не помнит, был список по «Маяку», так как это федеральная программа (л.д.102-103).
Из оглашенных в судебном заседании показаний свидетеля ФИО13, допрошенной **.**.****, усматривается, что онаработала специалистом в администрации Ключевского сельсовета с **.**.**** гг. В ее обязанности входило, в том числе ведение делопроизводства, прописка граждан, прием заявлений и их регистрация, постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Процедура постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, была такая: человек приходит, приносит заявление, разъясняет ему, какие документы для этого необходимо собрать, после чего человек приходил уже с пакетом документов, ставила на учет, регистрировала заявление и вносила в журнал регистраций, указывала входящий номер. ФИО4 знает, она после смерти матери проживала с бабушкой, но потом дом сгорел, при пожаре погибла бабушка. ФИО4 в это время училась в учебном заведении и проживала в общежитии. ФИО4 приходила в сельсовет, помогала ей написать заявление в районную администрацию на имя главы ФИО37 по поводу постановки ее на учет, так как ей негде было проживать. В сельский совет она тоже приходила с таким заявлением, заявление у ней приняла и подшила его в папку с документами. Объяснила ей, что к заявлению необходимо собрать пакет документов, но ФИО4 больше не пришла, пакет документов не принесла, ее заявление не зарегистрировала, так как не было пакета документов. Также ФИО4 несколько раз приходила к главе сельсовета ФИО33 и беседовала с ним по поводу жилья. Почему в папке с документами подшита копия заявления ФИО4 не помнит, так как ФИО4 писала заявление, был подлинник заявления, а почему потом откопировали заявление не помнит (л.д.103).
Из оглашенных в судебном заседании показаний свидетеля ФИО14, допрошенной **.**.****, усматривается, что с **.**.**** она работала главой Ключевского сельсовета, специалистом в сельсовете работает с **.**.**** по настоящее время. В сельсовете на учете стояли граждане по «Маяку», так как это федеральная программа. Когда была главой, то ФИО4 к ней ни разу не обращалась по поводу жилья. В **.**.****. ФИО4 обратилась в сельсовет по поводу жилья, что ей негде жить, главой тогда работал ФИО40. Ей объяснили, что жилья свободного в селе нет, но можно поставить на очередь, если собрать пакет документов. Пакета документов ФИО4 так и не привезла, на учет поэтому ее не поставили. ФИО4 потом снова приезжала в сельсовет по поводу жилья, в **.**.**** сама ходила и показывала ей две свободных квартиры, одна была в аварийном состоянии, другая тоже требовала ремонта, ФИО4 сказала, что такое жилье ее не устраивает. Потом она снова приезжала в сельсовет, разговаривала с ФИО41. о том, что ей где-то бы сажать картошку, выделили ей земельный участок. В **.**.**** видела в папке с документами подшитое заявление ФИО4, вроде бы это был оригинал заявления, а не копия. Почему сейчас в папке находится копия заявления, не знает. Но в **.**.**** видела ее заявление и обратила внимание, что заявление было написано еще в **.**.****. Не может точно сказать, была ли тогда в сельсовете очередь тех, кто нуждался в улучшении жилищных условий. По «Маяку» точно такая очередь была. До **.**.****. в сельсовете не было жилого фонда, только в **.**.**** колхоз передал жилой фонд. На заявление истицы от **.**.**** письменный ответ не давала, так как адреса ее не знала (л.д.103-104).
Из оглашенных в судебном заседании показаний свидетеля ФИО18, допрошенной **.**.****., усматривается, что ФИО4 дочь двоюродной сестры. В **.**.****. у ФИО4 умерла мать, она стала проживать с бабушкой, которая была ее опекуном. В **.**.**** случился пожар, дом сгорел, а бабушка умерла при пожаре. ФИО4 негде было жить, своего жилья у ней не было, дом матери был продан отчимом. Точную дату не помнит, но ФИО4 было около 20 лет, ходила с ней в орган опеки и попечительства по поводу того, что негде было жить. ФИО4 приносила туда заявление по поводу жилья. Хорошо помнит, что Алена писала заявление в этом здании, но текста заявления точно не помнит, но о том, чтобы предоставили ей жилье. Там были разные специалисты, кому Алена отдала заявление в руки, сейчас не помнит. Также с ФИО4 в **.**.**** ходили в Администрацию Далматовского района на прием к главе района ФИО38 по поводу жилья, Алена одна заходила в кабинет (л.д.104).
Из оглашенных в судебном заседании показаний свидетеля ФИО19, допрошенной **.**.****., усматривается, что она работала в отделе опеки и попечительства Администрации Далматовского района с **.**.****, занималась вопросами охраны прав детей, ФИО4 знает. До вступления в силу закона 131 ФЗ вопросами постановки на учет и обеспечением детей-сирот жилыми помещениями занимались сельсоветы, потом эти полномочия были переданы в отдел опеки и попечительства. ФИО4 проживала в Адрес Обезличен вместе с мамой, братом и отчимом. После смерти матери девочка была передана под опеку бабушке, так как отчиму она была не нужна. Девочка проживала с бабушкой в доме, принадлежащем бабушке. Алена закончила школу, поступила учиться в Адрес Обезличен, но там ей не понравилось, и она перевелась в другое училище в Адрес Обезличен же. Когда Алена училась в училище, то дом, в котором она проживала с бабушкой, сгорел. ФИО4 приехала в отдел опеки и сказала, что ей негде проживать во время каникул. Созвонилась с сельсоветом, но там пояснили, что свободных жилых помещений на территории Ключевского сельсовета нет. После этого договорилась, что ФИО4 в общежитии «Адрес Обезличен будут предоставлять койко-место на время каникул. После окончания Адрес Обезличен ФИО4 снова пришла в отдел опеки с вопросом о жилье, направили её в Ключевской сельсовет, но ей там сказали, что свободных жилых помещений нет. После этого вместе с ФИО4 пошли в Администрацию г. Далматово, там тоже сказали, что жилья нет. В те времена программа по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот не работала, в **.**.**** на эти цели была выделена только одна квартира. В отделе опеки с **.**.**** вели свои списки детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, но это были просто списки для информации, официальным документом они не являлись, очередности тогда не было. В этих списках было более 100 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и ФИО4. Почему ФИО4 не поставили на учет в сельсовете, пояснить не может, говорили, что поставят на учет. ФИО4 говорила, что она написала заявление в сельсовете о постановке её на учет. В Администрацию Далматовского района и Администрацию г.Далматово ходили с ней вместе, а в Ключевской сельсовет она ездила одна. Работники администраций прямо говорили, что что-либо писать бесполезно, что квартиру она получит, в лучшем случае, через 10 лет, квартир нет и не будет. Когда ФИО4 закончила Адрес Обезличен, то ей было около 20 лет (л.д.145).
На территории Курганской области действует Закон Курганской области от 31.12.2004года № 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой(попечительством), в приемной семье», согласно статье 6.1 которого (в редакции от 4 июня 2013 года N 39) установлено, что список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями формируется на основании заявлений, подаваемых в уполномоченные органы местного самоуправления законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о включении указанных лиц в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области.
По смыслу закона социальная гарантия по обеспечению жилым помещением детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа могла быть реализована гражданами указанной категории до 1 января 2013 года путем принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, а после 1 января 2013 года путем включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими возраста 23 лет, поскольку данный срок является пресекательным, его истечение прекращает право лица на меры социальной поддержки.
Дополнительные гарантии прав на жилое помещение установлены в статье 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996года (в редакции, действовавшей до вступления в силу ФЗ от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Из вышеприведенных норм закона следует, что до 01.01.2013 года одним из условий предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма являлось нахождение этих лиц на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с ч.1 ст. 109.1 ЖК РФ (введенной в действие с 01.01.2013года) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещение осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, пунктом 3 данной статьи возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части обеспечения социально незащищенных граждан жилыми помещениями основано на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Указанный учет свидетельствует о наличии предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения. Отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в обеспечении их жилыми помещениями.
Судом установлено, что ФИО4 достигла совершеннолетнего возраста **.**.****, возраста №* – **.**.**** Из имеющихся доказательств усматривается, что сразу же после того, как в феврале **.**.**** сгорел дом, ФИО4 в возрасте №* обращалась с устной просьбой по поводу того, что ей негде жить, к председателю сельсовета ФИО34, в орган опеки и попечительства Далматовского района, Администрацию Далматовского района, а **.**.**** г., то есть в возрасте №* ФИО4 обратилась в Ключевской сельский совет с письменным заявлением о предоставлении ей жилого помещения (л.д. 10,49), но заявление надлежащим образом зарегистрировано не было, письменного ответа ФИО4 не дали. В возрасте до №* ФИО4 обращалась с вопросом о предоставлении жилья в органы опеки и попечительства, вместе с инспектором опеки и попечительства ФИО16 в Администрацию Далматовского района. Показания ФИО4 о том, что она обращалась с вопросами постановки ее на учет в органы опеки и попечительства, в органы местного самоуправления подтверждены доказательствами по делу, такими как копия заявления от **.**.****, имеющаяся в сельском совете, показания свидетелей. То есть, до достижения 23 летнего возраста, в предусмотренный законом срок ФИО4 принимала меры к реализации права на меры социальной поддержки, но не была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Непринятие мер по постановке ФИО4 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не может являться основанием для лишения ее гарантированного и нереализованного права на предоставление жилья как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Кроме того, до **.**.**** необходимо было обращаться именно в органы местного самоуправления с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как имеющей право на социальные гарантии, а не в органы опеки и попечительства, так как органы опеки и попечительства на тот момент еще не были наделены полномочиями по формированию соответствующих списков.
Согласно разъяснения, содержащегося в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, одной из наиболее распространенных причин несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемой судами уважительной и, как следствие, служащей основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, является ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы.
Таким образом, включение указанной категории граждан в список лиц, нуждающихся в жилом помещении, не может зависеть только от действий самих льготников, так как органы государственной власти в области защиты прав детей-сирот, в частности органы опеки и попечительства, обязаны предпринимать все меры по выявлению и включению ребенка в соответствующий региональный список.
Однако по окончании обучения ФИО4 жилым помещением в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.) обеспечена не была, проживая во время обучения в школе в доме опекуна, а затем в общежитиях и на съемных квартирах. На все ее просьбы о постановке на очередь и предоставлении квартиры получала отказ, что было подтверждено в судебных заседаниях.
С **.**.**** по настоящее время она зарегистрирована по адресу: Адрес Обезличен, в сгоревшем доме, но ни собственником, ни нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма она не являлась и не является. До настоящего времени жилыми помещениями на праве собственности или по договору социального найма ФИО4 не обеспечена.
В связи нуждаемостью в жилом помещении ФИО4 с **.**.**** была принята на учет в Администрации Ключевского сельсовета Далматовского района Курганской области (л.д.134-135).
С учетом изложенного, учитывая, что при достижении истцом совершеннолетия и по окончании ею образовательных учреждений органами местного самоуправления, опеки и попечительства не были приняты меры к постановке ее на учет нуждающихся в жилом помещении, хотя истец таковой являлась, то факт ненастойчивого обращения истца за постановкой на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до достижения ею возраста 23 годане может лишать ФИО4 возможности реализации принадлежащего ей права на обеспечение жилым помещением.
При таких обстоятельствах, с учетом объективной нуждаемости истца в жилом помещении, которая не оспаривалась лицами, участвующими в деле, нет оснований для отказа ФИО4. в иске, поскольку гарантированная социальная поддержка в виде обеспечения жилой площадью истцом не была реализована по той причине, что органами, ведущими учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разрешающими вопросы их социальной поддержки, не выполнены возложенные на них полномочия.
По смыслу жилищного законодательства, право лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли. Достижение такими лицами возраста, превышающего предел, установленный законом, само по себе не может являться основанием для лишения их права на жилье, которое гарантировано жилищным законодательством. Социальная поддержка в виде обеспечения жилой площадью будет реализована только послепредоставления жилого помещения.
Отсутствие факта постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях до 23-х летнего возраста, произошедшего в силу невыполнения должностными лицами своих обязанностей по контролю за обеспечением социальных гарантий названной категории лиц, не может являться основанием для лишения гарантированного ей и нереализованного права на предоставление жилья, которое не было ею получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение в соответствии с требованиями законодательства, действующими на момент разрешения спора.
С административным иском о признании незаконным и отмене постановления Администрации Далматовского района №* от **.**.****. ФИО4 обратилась в Далматовский районный суд **.**.****. Определением судьи от18.07.2016г. (л.д.169) ФИО4 было отказано в принятии административного искового заявления к Администрации Далматовского района о признании незаконным и отмене постановления Администрации Далматовского района от **.**.****№*, в связи с тем, что дело не подлежало рассмотрению в порядке административного судопроизводства, а должно быть рассмотрено в рамках имеющегося в производстве суда гражданского дела по иску ФИО4 То есть в порядке административного судопроизводства ФИО4 обратилась в суд в установленный законом трехмесячный срок, и только после отказа в принятии заявления обратилась с данным иском в рамках настоящего дела по ее иску о предоставлении жилого помещения, указав требование о восстановлении срока. В связи с чем срок необходимо восстановить. Но при этом следует отметить, что рассматриваемое дело представляет собой спор о праве, подлежащий рассмотрению в порядке искового производства.
Согласно п. 8 ст. 8 ФЗ № 159 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, пунктом 44 статьи 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 года №288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Согласно п. 2 статьи 6 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 г. №6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье» порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область, определяется Правительством Курганской области в соответствии с федеральным законодательством.
Анализ вышеуказанных норм права свидетельствует о том, что федеральное законодательство и законодательство Курганской области предусматривают обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при наличии следующих условий: достижение лицами указанной категории совершеннолетия (если от них нет заявления об обеспечении жилым помещением в иные сроки); включение в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области.
На основании изложенных доказательств, норм права, следует сделать вывод, что ФИО4 соответствует всем условиям для предоставления ей жилого помещения, поэтому имеются все основания для одноразового обеспечения ФИО4 жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории г.Далматово.
Согласно п.1 и п. 7 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996года № 159 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилое помещение предоставляется безвозмездно и однократно, на территории населенного пункта по месту их жительства, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно решений Далматовской городской Думы от 29.12.2005 г. и от 30.12.2015г. установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в жилищном фонде муниципальных образований г.Далматово в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи (л.д. 199-200).
Статья 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Часть 3 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ( в редакции ФЗ от 05.04.2013г.) предусматривает, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
В соответствии со ст.86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях
Постановлением Правительства Курганской области от 24. 12. 2012 г. № 659 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утвержден порядок, в соответствии с которым органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены и обязанности по предоставлению указанной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям -сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой – лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на последних должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.
Законом Курганской области от 29 декабря 2015 г. № 134 «О внесении изменений в некоторые законы Курганской области» изменен ранее действующий порядок по предоставлению органам местного самоуправления материальных ресурсов для выполнения переданных им субъектом Российской Федерации государственных полномочий по опеке и попечительству: по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» органы местного самоуправления для выполнения переданных им государственных полномочий в данной сфере обеспечиваются материальными ресурсами в виде жилых помещений, приобретаемых Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области и переданных в муниципальную собственность. В Приложении 1 к указанному закону определены муниципальные образования Курганской области, органы местного самоуправления которых наделяются отдельными государственными полномочиями, включая государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. В числе таких муниципальных образований указан Далматовский район.
Согласно статьям 19, 37 Устава муниципального образования Далматовского района Администрация Далматовского района в структуре органов местного самоуправления данного муниципального района является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Курганской области. (л.д. 180-193).
Наличие в структуре Администрации Далматовского района отраслевого (функционального) органа, имеющего статус юридического лица, в виде Управления имущественных и земельных отношений, к полномочиям которого Положением о данном органе, утвержденном решением Далматовской районной Думы от 28 марта 2013 года № 294 (подпункты 1.7., 1.24. пункта 1 статьи 3) отнесены подготовка проектов постановлений Администрации Далматовского района о предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и заключение (расторжение) с данными лицами договоров найма жилых помещений специализированного жилищного фонда, само по себе не свидетельствует о том, что названное Управление является органом местного самоуправления муниципального района, наделенным государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями лиц указанной категории посредством принятия решений о предоставлении жилых помещений(л.д.175-179, 194-198).
Администрация Далматовского района, являясь органом местного самоуправления муниципального района, наделенным вышеуказанными государственными полномочиями, является надлежащим ответчиком по рассматриваемому спору. Предоставление органами местного самоуправления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа должно осуществляться за счет переданных им органом исполнительной власти Курганской области материальных ресурсов – квартир, приобретенных за счет средств бюджета Курганской области и переданных в муниципальную собственность. Исковые требования ФИО4 к Администрации Далматовского района подлежат удовлетворению, отсутствие у ответчика жилых помещений, не может служить основанием для отказа в иске.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО4 удовлетворить частично.
Восстановить ФИО4 срок для обжалования постановления Администрации Далматовского района Курганской области от **.**.****№* «Об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями».
Признать незаконным и отменить постановление Администрации Далматовского района от **.**.****№* «Об отказе во включении ФИО4 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями».
Обязать Администрацию Далматовского района включить ФИО4, **.**.****года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Обязать Администрацию Далматовского района Курганской области предоставить ФИО4, **.**.**** года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное на территории города Далматово Курганской области, соответствующее социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м., приобретенное за счет бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.
В удовлетворении остальной части исковых требований и требований, предъявляемых к Ключевскому сельсовету Далматовского района Курганской области, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации Далматовского района, Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области ФИО4 отказать за необоснованностью.
Взыскать с Администрации Далматовского района в пользу ФИО4 возврат госпошлины в сумме 300руб.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца, начиная с 1 ноября 2016года, путем принесения апелляционной жалобы через Далматовский районный суд.
Судья А.В. Карелин