ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-379/2022КОПИ от 09.02.2022 Березниковского городского суда (Пермский край)

Дело № 2-379/2022 КОПИЯ

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Березники 09 февраля 2022 года

Березниковский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Бурдиной И.А.,

при секретаре судебного заседания Гусевой Е.А.,

с участием представителя истца Березниковского межрайонного природоохранного прокурора Безруких В.С.,

представителя ответчика ООО «Синтез» - ФИО1, действующего на основании доверенности от .....,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Березники Пермского края гражданское дело по исковому заявлению Березниковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц- жителей Березниковского городского округа, в защиту законных интересов Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «Синтез» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха,

у с т а н о в и л:

Березниковский межрайонный природоохранный прокурор, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - жителей Березниковского городского округа, в защиту законных интересов Российской Федерации обратился в суд с иском к ООО «Синтез» о возложении обязанности. В обосновании требований указано, что Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой основании решения о проведении проверки от 06.08.2021 №133 проведена проверка исполнения ОО «Синтез» требований законодательства об охране атмосферного воздуха, в ходе которой установлено следующее. Основным видом деятельности ООО «Синтез» является производство химических продуктов для нефтяной промышленности. Для осуществления названного вида деятельности Общество эксплуатирует объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - территориально обособленное структурное подразделение в городе Березники, расположенное по адресу: <...>. Объекту присвоена III категория. В соответствии с отчетом по форме 2-ТП (воздух) Обществом в 2020 году в атмосферный воздух выброшено 1,141 тонн загрязняющих веществ, среди которых диоксид серы, окись углерода, оксид азота, метанол и другие. Таким образом, при осуществлении производственной деятельности Общество оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Общество в нарушение требований пунктов 1, 2 статьи 67 Федерального закона №7-ФЗ, до настоящего времени не разработало и не согласовало программу производственного экологического контроля. Также, Общество за согласованием мероприятий по регулированию выбросов в атмосферный воздух в Государственную инспекцию по экологии и природопользованию Пермского края не обращалось. Таким образом, в нарушении пункта 19 «Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий» Обществом мероприятия по регулированию выбросов при наступлении неблагоприятных метеорологических условий с уполномоченным органом не согласованы. В целях устранения нарушений законодательства природоохранной прокуратурой 13.08.2021 руководителю ООО «Синтез» вынесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, однако, нарушения законодательства до настоящего времени не устранены. Осуществление ООО «Синтез» производственной деятельности с нарушениями законодательства об охране атмосферного воздуха означает невозможность определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических, биологических факторов на людей, растения животных, особо охраняемые природные территории и объекты, чем нарушает закрепленные статьями 42, 58 Конституции РФ права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и на достоверную информацию о ее состоянии. В соответствии с уведомлением от 18.07.2013 №06-09/2/40411408, выданным Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России №2 по Пермскому краю, представительство ООО «Синтез», расположенное по адресу: <...>, поставлено на учет в налоговом органе в качестве обособленного подразделения, в связи с чем, данное исковое заявление направлено для рассмотрения в Березниковский городской суд. Истец просит возложить на ответчика ООО «Синтез» обязанность в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, повести инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработать программу производственного экологического контроля; возложить на ответчика ООО «Синтез» обязанность в течение 4 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, разработать и согласовать с уполномоченным органном план мероприятий по регулированию выбросов загрязняющих веществ в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

Истец – природоохранных прокурор г. Березники Безруких В.С. в судебном заседании исковые требования поддержал, обосновал доводами, изложенными в исковом заявлении. Также указал, что в связи с представленными представителем ответчика документами, не возражает против изменения сроков исполнения обязанностей ООО «Синтез».

Представитель ответчика ООО «Синтез» ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями согласен, просил изменить сроки исполнения возлагаемых на Общество обязанностей. Представил письменные возражения, в которых указал, что возражает в части установления сроков выполнения обязательств, в связи с тем, что программа производственного экологического контроля разрабатывается после проведения инвентаризации, сроки, заявленные прокурором не могут быть одинаковыми. Ответчиком с ООО «Центр «Инженерные экологические проекты» 26.12.2021 заключен договор №5/22 на проведение инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку плана мероприятий по регулированию выбросов загрязняющих веществ в период неблагоприятных метеорологических условий, а также 15.01.2022 установлены следующие сроки выполнения работ: проведение инвентаризации источников выбросов – в срок до 30.09.2022; разработка плана мероприятий по регулированию выбросов загрязняющих веществ в периоды неблагоприятных метеорологических условий и согласование плана Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края – 30.11.2022. Для составления программы производственного экологического контроля необходим план – график контроля стационарных выбросов, который может быть включен в программу только после проведения инвентаризации. 15.01.2022 Ответчиком с ООО «Центр «Инженерные экологические проекты» заключен договор №6/22 на разработку программы экологического контроля. Срок разработки и утверждения программы – до 30.10.2022. На основании изложенного просит установить следующие сроки выполнения предписания: проведение инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух – в срок до 30.09.2022, разработка программы производственного экологического контроля – в срок до 30.10.2022, разработка и согласование с уполномоченным органом плана мероприятий по регулированию выбросов загрязняющих веществ в периоды неблагоприятных метеорологических условий – в срок до 30.11.2022.

Выслушав, лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре и иными способами, предусмотренными законом.

В силу части 2 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО «Синтез» является производство основных и химических веществ, удобрений и азотных соединений, пластмасс и синтетического каучука в первичных формах; производство красок, лаков и аналогичных материалов для нанесения покрытий, полиграфических красок, мастик, производство мыла и моющих, чистящих, полирующих средств, парфюмерных и косметических средств, производство глицерина (л.д. 57-64).

Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании решения №133 от 06.08.2021 (л.д. 18) проведена проверка исполнения ООО «Синтез» требований законодательства об охране атмосферного воздуха. В ходе проверки установлено, что ООО «Синтез» в 2020-2021 годах осуществило изменение технологического процесса в части разделения производственных линий, в связи с чем, изменился состав выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. Изменение состава выбросов в атмосферный воздух влечет за собой актуализацию сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также разработку природоохранной документации. Между тем, как показала проверка, Обществом требования законодательства об охране атмосферного воздуха исполняются не в полном объеме, а именно ответчиком не подана заявка об актуализации сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в уполномоченный орган не направлено. Обществом в нарушение требований пунктов 1, 2 статьи 67 Федерального закона №7-ФЗ, до настоящего времени не разработало и не согласовало программу производственного экологического контроля. Также, Общество за согласованием мероприятий по регулированию выбросов в атмосферный воздух в Государственную инспекцию по экологии и природопользованию Пермского края не обращалось. Таким образом, в нарушении пункта 19 «Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий» Общество мероприятия по регулированию выбросов при наступлении неблагоприятных метеорологических условий с уполномоченным органом не согласованно, общество не разработало и не утвердило нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух.

В силу части 1 статьи 22, части 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», пункта 2 Порядка проведения инвентаризации, утвержденного приказом Минприроды №352, Общество не провело инвентаризацию выбросов и источников выбросов вредных (загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В силу части 1 статьи 21 Федерального закона №7 в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности, в том числе устанавливаются нормативы допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух.

В нарушении указанной нормы не разработало и не утвердило нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух.

Согласно статьи 1 Федерального закона №96-ФЗ под неблагоприятными метеорологическими условиями следует понимать метеорологические условия, способствующие накоплению загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха.

В соответствии с. частью 1 статьи 19 Федерального закона № 96-Ф3 в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ) органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

На территории Пермского края порядок проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ утвержден постановлением Правительства Пермского края от 07.04.2016 №196-п.

Во исполнение указанных положений законодательства об охране атмосферного воздуха Пермский ЦГМС – филиал ФГБУ «Уральское УГМС» осуществляет составление и передачу прогнозов о неблагоприятных метеорологических условий на территории Пермского края.

В соответствии с информацией Пермского ЦГМС - филиала ФГБУ «Уральское УГМС» от 26.03.2021 № 695 информация о НМУ предоставляется заинтересованным лицам в форме прогнозов НМУ на 1-3 суток первой, второй или третьей степени опасности.

При получении прогнозов НМУ юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора (часть 3 статьи 19 Федерального закона № 96-Ф3).

Согласно пункту 11 Порядка представления информации о НМУ, утвёрждённому приказом Минприроды РФ от 17.11.2011 № 899, информация о НМУ, составляемая по заказу органов государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующих субъектов (специализированная информация) в целях организации в городском или ином поселении работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в периоды НМУ, в том числе для отдельных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предоставляется уполномоченными органами в соответствия с порядком проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ, определяемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии е пунктом 2 статьи 19 Федерального закона № 9б-Ф3 и постановлением Правительства РФ от 15.11.1.997 № 1425 «Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды».

В силу статьи 1 Федерального закона от 19.07.1998 № 113-Ф3 «О гидрометеорологической службе» под специализированной информацией понимается информация, которая предоставляется по заказу пользователя (потребителя) и за счёт его средств.

В соответствии с пунктами 3-5 Постановления информация в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды общего назначения предоставляется получателям информация бесплатно или за плату, не возмещающую в полном размере расходы на эти услуги. Бесплатно информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам единой государственной системы предупреждения и ликвидация чрезвычайных ситуаций. Другим получателям информации информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется за плату в размерах, возмещающих расходы на ее подготовку, копирование и передачу по информационно-телекоммуникационным сетям, включая сеть. I4нтернет, и сетям почтовой связи. Специализированная информация в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды предоставляется получателям. информации в рамках совместных программ (соглашений), а также по договорам на услуги по информационному обеспечению.

Таким образом, хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны за свой счёт организовать поступление информации о НМУ, заключив соответствующий договор на услуги по информационному обеспечению.

Как установлено в ходе проверки, Общество поступление информации о наступлении НМУ путем заключения договора с Пермским ЦГМС не организовало.

В соответствии с пунктами 1, 2 приказа Минприроды России от 28.11.2019 № 811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий» требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий распространяются на разработку, согласование организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ разрабатываются и реализуются юридическими лицами и индивидуальным предпринимателями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в. атмосферный воздух.

Пунктом 19 Требований предусмотрено, что мероприятия при НМУ разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительней власти субъектов Российской. Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона № 96-ФЗ.

Согласно пункту 3.1.3 Положения о Государственной инспекции по экология и природопользования Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 16.04.2012 № 212-П Инспекция осуществляет государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха на объектах, подлежащих государственному региональному экологическому надзору.

В силу пункта 3.1.17 Положения, Инспекция согласовывает юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, имеющим источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

По информации Инспекции ООО «Синтез» за согласованием мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ не обращалось.

Таким образом, в нарушение пункта 19 Требований Общество мероприятия по регулированию выбросов при наступлении неблагоприятных метеорологических условий с Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края не согласовало.

На основании изложенного, суд считает верным вывод Березниковского межрайонного природоохранного прокурора о том, что ООО «Синтез» в нарушение пункта 19 Требований не согласовало мероприятия по регулированию выбросов при наступлении неблагоприятных метеорологических условий с Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края и допустило нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха.

В целях устранения нарушений законодательства природоохранной прокуратурой 13.08.2021 руководителю ООО «Синтез» внесено представление, поскольку отсутствие инвентаризации стационарных источников, непринятие мер к снижению выбросов в периоды НМУ, не постановка на государственный учет в качестве объекта НВОС ведёт к невозможности осуществления надлежащего контроля за соблюдением ООО «Синтез» требований законодательства об охране атмосферного воздуха.

Согласно сведений программно-технического обеспечения ведения учета объектов НВОС, являющегося источником официальной информации об объектах, поставленных на учет ОНВОС, ООО «Синтез» до настоящего времени постановку на государственный учет объектов НВОС не осуществило. В соответствии с письмом Учреждения от 01.10.2021 № 244 нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха до настоящего времени не устранены.

Осуществление ООО «Синтез» производственной деятельности с нарушениями законодательства об охране атмосферного воздуха означает невозможность определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, чем нарушает закрепленные статьями 42, 58 Конституции РФ права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и на достоверную информацию о ее состоянии.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

При таких обстоятельствах, исковое заявление Березниковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц- жителей Березниковского городского округа, в защиту законных интересов Российской Федерации к ООО «Синтез» о возложении обязанности, является обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме.

В судебном заседании установлено, что 26.12.2021 между ООО «Синтез» и ООО «Центр «Инженерные экологические проекты» заключен договор №5/22 на проведение инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку плана мероприятий по регулированию выбросов загрязняющих веществ в период неблагоприятных метеорологических условий.

Учитывая, что ответчик осуществил ряд мероприятий, направленных на исполнение предписания природоохранного прокурора, с учетом сроков исполнения, указанных в договоре №5/22 от 26.12.2021, в договоре №6/22 от 15.01.2022, мнения стороны истца, суд считает возможным увеличить сроки исполнения возложенных на ООО «Синтез» обязанностей.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, с учетом положений ст. 333.19 НК РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 6 000 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Возложить на ответчика – Общество с ограниченной ответственностью «Синтез» (ОГРН <***>, ИНН <***>) обязанность в срок до 30.09.2022 г. провести инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Возложить на ответчика – Общество с ограниченной ответственностью «Синтез» (ОГРН <***>, ИНН <***>) обязанность в срок до 30.10.2022 г. разработать программу производственного экологического контроля.

Возложить на ответчика – Общество с ограниченной ответственностью «Синтез» (ОГРН <***>, ИНН <***>) обязанность в срок до 30.11.2022 г. разработать и согласовать с уполномоченным органом план мероприятий по регулированию выбросов загрязняющих веществ в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

Взыскать с Общество с ограниченной ответственностью «Синтез» (ОГРН <***>, ИНН <***>) государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд Пермского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (11.02.2022 г.).

Судья - (подпись) И.А. Бурдина

Копия верна. Судья -