Дело № 2-37/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 февраля 2014 года пос. Красная Горбатка
Селивановский районный суд Владимирской области в составе председательствующего председателя суда Башарова В.А.
при секретаре Воиновой Е.А.
с участием ст. помощника прокурора Селивановского района Владимирской области Соловьева Я.В.,
представителя заявителя ФИО1 адвоката Подгорнова Н.В., действующего по ордеру,
представителя заинтересованного лица <адрес> районного Совета народных депутатов <адрес> начальника юридического отдела администрации <адрес> ФИО2, действующего по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании недействующим с момента принятия решения <адрес> районного Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об утверждении Положения о порядке финансирования работ по газификации <адрес>» (ред. от ДД.ММ.ГГГГ),
установил:
житель гор. <адрес> ФИО1 обратился в Селивановский районный суд <адрес> с заявлением о признании недействующим с момента принятия решения <адрес> районного Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о порядке финансирования работ по газификации <адрес>» в редакции решения Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
В обоснование своего требования заявитель указал, что в <адрес> ранее ему принадлежало на праве собственности жилое помещение-квартира № в многоквартирном жилом доме № на ул. <адрес> в пос. <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ по договору, заключенному им с муниципальным образованием, за разрешение на подключение к газораспределительным сетям, находящимся в муниципальной собственности, им был перечислен денежный взнос в размере <данные изъяты> на газификацию <адрес>. Основанием для взыскания данной денежной суммы в муниципальный бюджет явилось оспариваемое им решение районного Совета народных депутатов, абзацем 12 которого установлено, что после ввода в эксплуатацию газопровода, финансируемого за счет средств областного бюджета, бюджета <адрес> и (или) иных источников финансирования, а также за счет средств населения, все последующие подключения жилых и нежилых объектов потребителей газа (населения, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц) к газораспределительным сетям производятся после оплаты ими суммы долевого участия населения в размере <данные изъяты> или иной суммы, утвержденной протоколом схода жителей. Данные средства поступают в бюджет <адрес> или на расчетный счет организации, определенной протоколом схода граждан, носят целевой характер и расходуются исключительно в целях дальнейшего развития газораспределительных сетей и газификации объектов социального назначения <адрес>. Расходование данных денежных средств на иные цели запрещено. Заявитель полагает, что <данные изъяты> взысканы с него незаконно, оспариваемым решением нарушены его имущественные права. Данная норма, введенная муниципальным образованием, нарушает его право на подключение к газораспределительным сетям бесплатно либо его право на подключение к газораспределительным сетям по тарифу, утвержденному компетентным органом власти в соответствии со ст. 23.2 Федерального закона Российской Федерации от 31.03.1999г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» к муниципальным газораспределительным сетям.
По мнению заявителя вышеуказанная норма принята в нарушение требования ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» поскольку противоречит законодательству Российской Федерации, в частности:
- Федеральному закону от 30.12.2004г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», статьей 12 которого установлено, что плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, входящим в систему коммунальной инфраструктуры муниципального образования, устанавливается для лиц, осуществляющих строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, в случае, если данная реконструкция повлечет за собой увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта;
- Правилам определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006г. № 83 и Правилам заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.06.2007г. № 360, которыми установлено, что если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведение мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, плата за подключение не взимается;
- Федеральному закону от 31.03.1999г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», статьей 23.2 которого (вступила в силу 08.06.2013г.) установлено, что плата за технологическое присоединение газоиспользуещего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, подлежат государственному регулированию и устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Заинтересованное лицо через своего представителя в ходе подготовки заявления к рассмотрению в судебном заседании заявило о необоснованности требования ФИО1, свои возражения в письменном виде суду не представило.
В судебное заседание заявитель ФИО1 не явился, извещен надлежащим образом, в деле имеется заявление ФИО1 о рассмотрении дела в его отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие заявителя.
Представитель заявителя адвокат Подгорнов Н.В., заявление и изложенные в нем основания заявленного требования поддержал.
Представитель заинтересованного лица ФИО2 изложил суду позицию <адрес> районного Совета народных депутатов, пояснив, что после многочисленных коллективных обращений жителей 18-квартирного жилого дома № на ул. <адрес> в пос. <адрес> в органы муниципальной власти с просьбой о строительстве газоподводящей сети к дому в условиях отсутствия в муниципальном бюджете достаточных средств на проектирование и строительство газоподводящих сетей к многоквартирным жилым домам, жители указанного дома ДД.ММ.ГГГГ на общем собрании с участием представителя администрации района единогласно приняли решение об участии в газификации жилого дома путем софинансирования строительства с администрацией <адрес>. Мероприятия по газоснабжению жилого дома № на ул. <адрес> в пос. <адрес> были включены в целевую программу «Газификация <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ», утвержденную Постановлением главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Финансирование строительства газоподводящей сети к дому в соответствии с программой состояло из <данные изъяты> рублей из местного бюджета и <данные изъяты> руб. внебюджетных средств - средств от населения в форме платы за подключение к сетям. Объект права собственности - газоснабжение жилого дома № на ул. <адрес> в п. <адрес> был введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ Стоимость строительства объекта <данные изъяты> рублей. Доля в стоимости строительства объекта в расчете на одну квартиру - <данные изъяты> рублей без учета стоимости проекта строительства, финансирование которого было осуществлено из местного бюджета. Свою долю участия в софинансировании строительства газоподводящей сети к жилому дому в размере <данные изъяты> рублей путем перечисления средств в муниципальный бюджет на газификацию района в соответствии с решением общего собрания жильцов после ввода газоподводящей сети к дому в эксплуатацию оплатили собственники 16 квартир дома, не приняли участия в софинансировании собственники двух квартир, не проживающие в доме.
Оспариваемое ФИО1 решение действует на территории муниципального образования с ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО1 купил квартиру в доме № на ул. <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, то есть, после ввода газоподводящей сети к дому в эксплуатацию, заключил договор об участии в софинансировании строительства газоподводящей сети, после чего ему было дано разрешение на подключение внутриквартирного газового оборудования к газоподводящей сети.
Денежные суммы, указанные в оспариваемом решении, подлежат уплате лишь при условии участия в газификации в порядке, определенном Положением о порядке финансирования работ по газификации <адрес>. Причем участие является добровольным. <данные изъяты> рублей не являются платой за подключение к строящимся или возведенным в рамках вышеназванного Положения газоподводящим сетям. Поскольку субъект РФ, муниципальное образование не обязаны, а лишь вправе принять участие в газификации населения, соответственно у них нет и обязанности исключительно из собственных средств финансировать строительство газопровода к дому потребителя. Принимая Положение о порядке финансировпания работ по газификации района, то есть, принимая меры по вопросу, разрешение которого является правом, но не обязанностью, муниципальное образование, вправе определить условия, на которых она будет реализовываться, в том числе с учетом финансовых возможностей муниципального образования и иных факторов. В связи с этим при утверждении Положения о порядке финансирования работ по газификации района, в качестве условия участия в ней предусмотрено взимание платы и с населения, принявшего в добровольном порядке решение участвовать в газификации посредством реализации этого права на условиях, содержащихся в данном Положении. Право ФИО1 в данном случае не было нарушено, так как вправе был реализовать право на газификацию альтернативным способом, минуя участие в финансировании сети, подводящей газ к дому, и, как следствие, не уплачивать деньги, предусмотренные оспариваемым им Постановлением. Представил возражения также в письменном изложении.
Прокурор <адрес> полагал, что заявление ФИО1 не подлежит удовлетворению, так как оспариваемое решение не противоречит действующему законодательству, а ФИО1 неправильно истолковал указанные им в обоснование заявленного требования нормативные акты Российской Федерации, поскольку предметом регулирования статьи 12 Федеральному закону от 30.12.2004г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006г. № 83, Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.06.2007г. № 360, являются правоотношения между собственниками вновь возведенных или реконструированных объектов капитального строительства и владельцам уже существующих газораспределительных сетей, в то время как обжалуемое решение районного Совета народных депутатов определяет правоотношения между физическими лицами, изъявившими желание принять участие в софинансировании строительства вновь возводимых газоподводящих сетей к уже имеющимся объектам путем внесения суммы долевого участия в софинансировании строительства объекта газораспределения на стадии строительства либо путем присоединения к договору софинансирования строительства по окончании строительства сетей.
Положения указанных заявителем нормативных актов на правоотношения, регулируемые оспариваемым решением не распространяются, так как регулируют вопросы взимания платы за подключение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, но не вопросы газификации.
Строительство газоподводящей сети к многоквартирному жилому дому № на ул. <адрес> в пос. <адрес> было осуществлено в рамках районной целевой Программы «Газификация <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ» на условиях софинансирования строительства из местного бюджета и за счет средств населения.
Решение <адрес> районного Совета народных депутатов принято в рамках полномочий представительного органа муниципального образования, с соблюдением установленного законом порядка принятия решений, и не содержит каких-либо властных предписаний гражданам участвовать в газификации в Программе газификации своими средствами. Участие в софинансировании строительства газоподводящих сетей носит добровольный характер. Следовательно, права ФИО1 оспариваемым решением <адрес> районного Совета народных депутатов не нарушены.
Проанализировав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления ФИО1 по следующим основаниям.
<адрес> имеет статус муниципального района, установленный Законом Владимирской области от 13.05.2005г. № 59-ОЗ. В состав территории <адрес> входят муниципальные образования:
- городское поселение поселок <адрес>,
- сельское поселение <адрес>,
- сельское поселение <адрес>,
- сельское поселение <адрес>,
- сельское поселение <адрес>.
Согласно справочнику административно-территориального деления <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19.03.1943г. пос. <адрес> отнесен к разряду рабочих поселков.
Оспариваемое ФИО1 решение было принято на заседании <адрес> районного Совета народных депутатов ДД.ММ.ГГГГ. В заседании участвовало 13 депутатов из 15. В п. 2 Решения указано, что оно вступает в законную силу со дня его опубликования. Решение было опубликовано в номере № газеты «<адрес> вестник» ДД.ММ.ГГГГ. Данное печатное издание является официальным печатным органом <адрес> районного Совета народных депутатов.
Порядок принятия нормативного правового акта не нарушен:
- решение принято в рамках и в пределах полномочий <адрес> районного Совета народных депутатов, установленных ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления), п.п. 7 п. 1 ст. 8, п.п. 4 п. 1 ст. 13 Устава муниципального образования <адрес> (далее - Устава);
- с соблюдением формы принятия нормативного акта, установленной п.п. 2 п. 1 ст. 39 Устава;
- с соблюдением правил введения нормативного правового акта в действие, установленных пунктами 1 и 3 ст. 42 Устава.
Государственная регистрация оспариваемого нормативного правового акта законодательством РФ не предусмотрена.
Решение <адрес> районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в приложение к решению <адрес> районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о порядке финансирования работ по газификации <адрес>»» также принято с соблюдением порядка принятия нормативного правового акта.
В статье 3 Федерального закона от 31.03.1999г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (ред. от 05.04.2013г.) закреплено, что законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном законе "О недрах", Федеральном законе "О естественных монополиях", Федеральном законе "О континентальном шельфе Российской Федерации" и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований.
Согласно положениям ст. 4 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" к принципам государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации относится, в том числе, и государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики Российской Федерации с учетом промышленной и экологической безопасности.
В соответствии со ст. 17 указанного Закона финансирование федеральных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций может осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
В ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" закреплена норма, согласно которой организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии со ст. 15 ФЗ РФ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного управления" к вопросам местного значения района относятся организация газоснабжения населения.
Оспариваемое Положение о порядке финансирования работ по газификации района принято в целях обеспечения эффективного наращивания темпов работ по газификации области, снижения затрат населения, участвующего в газификации своих домовладений, определения единого порядка подключения потребителей газа к газораспределительным сетям.
Проверяя соответствие оспариваемого Положения о порядке финансирования работ по газификации района федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд принимает во внимание следующие обстоятельства.
Правительство РФ Постановлением N 858 от 03.12.2002 г. (с последующими изменениями) утвердило федеральную целевую программу "Социальное развитие села до 2013 года"; рекомендовало органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления: разработать и принять региональные и муниципальные программы социального развития села до 2013 года; предусматривать в проектах бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов средства на реализацию указанных программ.
Основными целями Программы в области развития газификации в сельской местности являются повышение уровня снабжения сетевым газом сельского населения и создание комфортных условий труда и быта в сельской местности.
Программа предусматривает следующие мероприятия в области развития газификации в сельской местности: осуществление строительства и реконструкции распределительных газовых сетей в населенных пунктах, расположенных в сельской местности; повышение уровня газификации жилого фонда в сельской местности; внедрение экономичных энергосберегающих технологий строительства и эксплуатации газовых сетей, высокоэффективного и экологически безопасного оборудования для использования газового топлива; повышение эффективности использования сетевого газа.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Соотношение объемов софинансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответственно. При этом органы исполнительной власти должны принимать меры по обеспечению полного и своевременного софинансирования мероприятий Программы, в том числе за счет внебюджетных источников.
Механизм реализации Программы базируется на принципах социального партнерства сельского населения, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов, а также четкого разграничения полномочий и ответственности всех участников Программы.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 24.07.2009г. № 620 (ред. от 13.06.2013г.) утверждена долгосрочная целевая программа <адрес> «Социальное развитие села на период 2009-2013 годов». В качестве программных мероприятий долгосрочной целевой программы названы, в том числе, развитие газификации сельских населенных пунктов и развитие сети разводящих газопроводов на селе. В качестве одного из источников финансового обеспечения программы названы внебюджетные источники.
Постановлением главы <адрес> района № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена районная целевая программа «Газификация <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ». Одним из источников финансирования Программы указаны внебюджетные средства в размере <данные изъяты> рублей. Финансирование строительства газоподводящей сети к жилому дому № на ул. <адрес> в пос. <адрес> определено Программой в сумме <данные изъяты> рублей из местного бюджета и <данные изъяты> руб. поступлений из внебюджетных источников.
В настоящее время на территории <адрес> реализуется долгосрочная целевая программа «Газификация <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ», утвержденная постановлением главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, одной из целей которой также является строительство распределительных газовых сетей.
В основу механизма реализации программы газификации района положен принцип экономической целесообразности и заинтересованности всех участников процесса газификации населенных пунктов района.
Решением <адрес> районного Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Положения о порядке финансирования работ по газификации <адрес>, которые определяют порядок финансирования работ по строительству газораспределительных сетей и участия населения в процессе газификации.
Данное Положение принято в целях ускорения газификации населенных пунктов <адрес> и развития газораспределительной системы района.
Ни федеральная, ни областная, ни районная Программы, а также оспариваемое Положение о порядке финансирования работ по газификации района не содержат каких либо властных предписаний субъектам РФ, муниципальным образованиям, гражданам участвовать в Программе газификации своими средствами. Следовательно, участие в Программе является не обязательным, а добровольным и допустимо лишь в случае, если принимаются те условия, на которых участие в ней предусмотрено.
В ст. 15 Закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного управления" закреплены полномочия органов местного самоуправления района, подлежащие осуществлению самостоятельно за счет средств бюджета муниципального образования. К числу таких полномочий решение вопросов газоснабжения и газификации не отнесено. Положения Закона № 69-ФЗ не возлагают на муниципальные образования обязанности по газификации. Не принято на себя таких обязательств муниципальным образованием <адрес> и в рамках Устава муниципального образования. В соответствии с ч. 2 ст. 15.1 Закона № 131-ФЗ муниципальные образования вправе за счет доходов местных бюджетов осуществлять расходы по решению вопросов, не указанных в ч. 1 ст. 15.1 Закона. Финансирование таких полномочий не является обязанностью муниципального образования и осуществляется лишь при наличии возможности.
Ввиду того, что муниципальное образование не обязано финансировать в полном объеме строительство газораспределительных сетей, оно в рамках программы газификации района вправе предусмотреть те условия, на которых потенциально возможна реализация этой программы, в том числе с учетом своих финансовых возможностей и иных факторов. Законодательство не содержит ограничений относительно размера оплаты, определяемого в программе.
При таких обстоятельствах включение в качестве условий участия в программе газификации внесение оплаты, определение размера данной оплаты допустимо и не может быть расценено как нарушение конституционных прав граждан, которые в свою очередь вправе, но не обязаны дать свое согласие на участие в программе на указанных в ней условиях. Такой вывод согласуется с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 27.05.2010 г. N 738-О-О.
В силу ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями: принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования; утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения; иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.
Разрешение вопроса о том, будет ли муниципальное образование выполнять мероприятия в области газификации самостоятельно или через добровольное участие в региональной программе, зависит от его усмотрения.
Действующим законодательством предусмотрено участие населения в решении вопросов местного значения, это относится и к решению вопроса о газоснабжении, в том числе путем самообложения граждан в соответствии со ст. 22, 25, 56 вышеуказанного Закона N 131-ФЗ.
Следовательно, оспариваемое решение <адрес> районного Совета народных депутатов принято в рамках полномочий представительного органа муниципального образования <адрес>.
Как следует из объяснений представителя заинтересованного лица и материалов дела, органы местного самоуправления муниципального района из нескольких возможных способов решения вопроса о газификации района избрали именно принятие программы газификации района, в которую в связи с решением общего собрания жителей дома № на ул. <адрес> в пос. <адрес> была включена заявка жителей дома на газификацию жилого дома с привлечением средств населения.
Федеральное законодательство (ст. 2 Федерального закона от 31.03.1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации") различает понятия "газоснабжения" - как формы энергоснабжения, представляющей собой деятельность по обеспечению потребителей газом и "газификации" - как деятельности по реализации научно-технических и проектных решений, осуществлению строительно-монтажных работ и организационных мер, направленных на перевод объектов на использование газа в качестве энергетического ресурса.
Согласно ч. 10 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, реализуя свои полномочия, Постановлением от 13 февраля 2006 г. N 83 утвердило Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Названные Правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее Закон N 210-ФЗ) к полномочиям Правительства Российской Федерации относит утверждение правил, обязательных для сторон при заключении и исполнении ими публичных договоров, заключаемых при подключении к системам коммунальной инфраструктуры (статья 4).
Во исполнение требований законодателя Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2007 г. N 360 утверждены Правила заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры. Названные Правила определяют порядок заключения, изменения и исполнения договора о подключении строящегося, реконструируемого или построенного, но не подключенного здания, строения, сооружения или иного объекта капитального строительства к входящим в систему коммунальной инфраструктуры сетям инженерно-технического обеспечения, включающим тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод.
Закон N 210-ФЗ, устанавливая основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, предусматривает взимание платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения. Сети инженерно-технического обеспечения, включающие тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод входят в систему коммунальной инфраструктуры, под которой законодатель понимает совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований (пункт 2 статьи 2).
Плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, входящим в систему коммунальной инфраструктуры муниципального образования, согласно ч. 1 ст. 12 Закона N 210-ФЗ устанавливается для лиц, осуществляющих строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, в случае, если данная реконструкция повлечет за собой увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта.
Порядок определения размера платы за подключение объекта капитального строительства к входящим в систему коммунальной инфраструктуры сетям инженерно-технического обеспечения, включающим тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, установлен в пп. 1 и 2 и п. 14 Правил, утв. Пост. Правительства РФ от 09.06.2007 г. N 360.
Если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, то согласно пп. 3 п. 14 данных Правил плата за подключение не взимается.
Аналогичное положение содержится в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 г. N 83 (абз. 5 п. 11).
Указано, что в случае, если плата за подключение подлежит взысканию, ее размер определяется расчетным путем как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства (увеличения потребляемой нагрузки - для реконструируемого объекта капитального строительства) и тарифа на подключение. Тариф устанавливается органом местного самоуправления (п. 17 Правил, утвержденных Постановлением Правительства от 13.02.2006 г. N 83).
Анализ вышеперечисленных норм права позволяет сделать вывод, что понятие платы за подключение к газораспределительным сетям в смысле положений Закона N 210-ФЗ, Постановлений Правительства РФ от 13.02.2006 г. № 83, от 09.06.2007 г. № 360, утвердивших соответствующие Правила не идентично понятию платы, предусмотренной оспариваемым Положением о порядке финансирования работ по газификации <адрес> района.
Такой вывод следует из анализа буквальной формулировки понятий. Так, в оспариваемом Положении предусмотрено внесение платы не за непосредственно подключение, а за право подключения к газораспределительным сетям.
Кроме того, названные понятия различны по своей природе.
Подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения - процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурсов, о чем прямо указано в п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства от 13.02.2006 г. N 83 и включает, согласно п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 г. N 360, выполнение организацией коммунального комплекса, осуществляющей эксплуатацию сетей, действий по подготовке системы коммунальной инфраструктуры к подключению объекта капитального строительства и подключение объекта к сетям в рамках договора о подключении.
Таким образом, подключение в данном случае предполагает осуществление присоединения к сетям при наличии технической готовности объекта к подаче ресурса, как следствие обеспечение абоненту возможности реального получения газа через сеть и непосредственного использования газа при отоплении объекта, при эксплуатации плиты для приготовления пищи и др.
Муниципальное образование <адрес> стороной правоотношений в данном случае не является.
Плата за право подключения к газораспределительным сетям, предусмотренная абзацами 7, 8, 9 Положения о порядке финансирования работ по газификации <адрес> района является условием участия в мероприятиях по газификации района (в данном случае одного из объектов газификации - жилого дома № на ул. <адрес> в пос. <адрес>), то есть, имеет иную природу в отличие от платы за подключение, несмотря на созвучность формулировок.
С учетом изложенного к данным правоотношениям не применяются положения Закона № 210-ФЗ, Постановлений Правительства РФ от 13.02.2006 г. № 83, от 09.06.2007г. № 360. Следовательно, довод заявителя, что оспариваемое противоречит указанным актам, как имеющим большую юридическую силу, несостоятелен.
Принимая во внимание вышеизложенное, позицию заявителя о неправомерности установления размера платы, равного 30 000 рублей, суд не разделяет, т.к. данная сумма не является тарифом, устанавливаемым органом местного самоуправления по определенной схеме и не подлежит расчету по формуле, указанной в п. 14 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.06.207 г. N 360, применяемой к определению платы за подключение.
Указанная в оспариваемом Положении о порядке финансирования работ по газификации <адрес> района плата, по смыслу, заложенному в тексте данного нормативно-правового акта, не является компенсацией расходов муниципального образования, как собственнику газопровода высокого и низкого давления, на возведение газораспределительных сетей. Такой вывод следует из содержания абз. 10 Положения, где указано, что средства, поступающие в виде платы за предоставление права подключения потребителей газа к газораспределительным сетям, носят целевой характер и расходуются исключительно в целях дальнейшего развития газораспределительных сетей и газификации объектов социального назначения <адрес> района. Расходование данных денежных средств на иные цели запрещено.
Согласно справки начальника финансового управления администрации <адрес> района от ДД.ММ.ГГГГ, средства, поступающие от населения в целях осуществления дальнейшей газификации района, зачисляются на единый счет бюджета муниципального образования <адрес>, открытый Управлению Федерального казначейства по <адрес> в ГРКЦ ГЦ Банка России по <адрес>. КБК дохода №, вид дохода «Прочие безвозмездные поступления в бюджеты муниципальных районов». Главным администратором данного вида доходов является администрация <адрес> района. Отделом бухгалтерского учета и отчетности администрации района обеспечивается отдельный учет средств, поступающих на газификацию района от населения.
За ДД.ММ.ГГГГ в районный бюджет поступило средств от населения <данные изъяты> тыс. рублей. По данным отчета об исполнении районного бюджета указанная сумма была израсходована по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» на финансирование муниципальных целевых программ «Газификация <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ» и «Социальное развитие села на период ДД.ММ.ГГГГ». В ДД.ММ.ГГГГ за счет средств населения, поступивших в ДД.ММ.ГГГГ, были профинансированы работы по газификации района на сумму <данные изъяты> тыс. рублей.
Оценивая в совокупности изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону.
Суд находит также, что установленная оспариваемым нормативным актом плата за получение разрешения на подключение к газораспределительным сетям путем внесения взноса в деятельность муниципального образования по газификации района является формой участия населения в софинансировании мероприятия по газификации населенных пунктов, носит добровольный характер. Оспариваемое Положение о порядке финансирования работ по газификации <адрес> не содержит властных предписаний для граждан, определяет добровольный порядок участия населения в финансировании работ по газификации населенных пунктов. Участие ФИО1 в софинансировании работ является его правом, а не обязанностью. Имущественные и иные права ФИО1 оспариваемым нормативным актом не нарушены.
В связи с изложенным и руководствуясь п. 1 ст. 253, статьями 198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
ФИО1 в удовлетворении заявления о признании недействующим с момента принятия решения <адрес> районного Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о порядке финансирования работ по газификации <адрес>» (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) отказать.
Данное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд в течение месяца после изготовления решения в мотивированной форме через Селивановский районный суд.
Председатель суда В.А. Башаров