ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-37/2020УИД700002-01-2019-003738-75 от 29.06.2020 Ленинскогого районного суда г. Томска (Томская область)

Дело № 2–37/2020УИД 70RS0002-01-2019-003738-75РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 июня 2020 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи: Лебедевой О.Ю.,

при секретаре: Корсаковой И.В.,

помощник судьи: Шушакова Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комитета по охране объектов культурного наследия Томской области к ФИО1, ФИО2 о понуждении собственников провести консервацию объекта культурного наследия регионального значения,

установил:

Комитет по охране объектов культурного наследия Томской области обратился в суд с иском к ФИО1, ФИО2, указав, что по результатам мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, сер. XIX в.», расположенного по адресу: <адрес обезличен>, проведенного Комитетом по охране объектов культурного наследия Томской области на основании задания от 28.11.2018 № 56/04-03 по осуществлению мероприятий по государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, установлено неудовлетворительное состояние указанного объекта культурного наследия. Комитетом по охране объектов культурного наследия Томской области зафиксировано, что здание по указанному адресу находится в аварийном состоянии. Техническое и физическое состояние указанного объекта является предметом обсуждения и недовольства со стороны общественности; на необходимость проведения ремонтно-реставрационных работ неоднократно указывали органы прокуратуры. Объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой, сер. XIX в.», расположенный по адресу: <адрес обезличен>, поставлен на государственную охрану на основании Распоряжения Администрации томской области «О включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории города Томска» № 255-ра от 29.04.2014. Объект культурного наследия получает статус объекта включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия с момента принятии уполномоченным органом решения о его включении, а не с момента регистрации его в указанном реестре. Указанный объект культурного наследия зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия народов РФ под <номер обезличен> на основании приказа министерства культуры РФ от 04.12.2015 № 25907-р «О регистрации объекта культурного наследия «Дом жилой, сер. XIX в.» (Томская область) в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации». Объект культурного наследия является жилым домом, принадлежит на право общей долевой собственности ответчикам, ФИО2 принадлежит <данные изъяты> доля, ФИО1 – <данные изъяты> доля. 13.10.2014 по запросу собственников направлены охранные обязательства на памятник истории и культуры, а также паспорт объекта культурного наследия. В соответствии с требованиями охранного обязательства собственники обязаны обеспечить режим содержания памятника, проводить работы по сохранению памятника в сроки, предусмотренные актом технического состояния, составляющим неделимое целое с настоящим охранным обязательством, а также принимать долевое участие в пропорциональной зависимости от занимаемой площади при выполнении всех работ. В соответствии с требованиями охранного обязательства, в срок 2015 – 2016 гг. ответчики обязаны были выполнить инженерно-техническое обследование здания, разработать проектную документацию на проект комплексной реставрации здания, в срок 2016 – 2017 гг. выполнить ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследия, согласно разработанной проектно-сметной документации. В ходе мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, сер. XIX в.» установлено, что условия охранного обязательства ответчиками в установленный срок не исполнены. Непринятие ответчиками мер по реализации мероприятий по сохранению объекта культурного наследия создает угрозу ухудшения состояния памятника истории и культурного наследия создает угрозу ухудшения состояния памятника истории и культуры, утраты памятника. Действие охранного обязательства прекращается со дня принятия Правительством Российской Федерации решения об исключении объекта культурного наследия из реестра. Решение об исключении объекта культурного наследия из реестра в установленном порядке не принималось, следовательно, обязанность по выполнению охранного обязательства собственниками возникла с момента получения ими охранного обязательства. Оснований для освобождения от обязанности по сохранению объекта не имеется.

Просит обязать ответчиков осуществить работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, сер. XIX в.», расположенного по адресу: <адрес обезличен>, посредством консервации объекта в соответствии со ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а именно:

- обязать ответчиков обратиться в Комитет по охране объектов культурного наследия Томской области за получением задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, сер. XIX в.», расположенного по адресу: <адрес обезличен>;

- обязать ответчиков заключить договор на разработку проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, сер. XIX в.», расположенного по адресу: <адрес обезличен>, посредством консервации объекта, с лицом, имеющим лицензию Министерства культуры Российской Федерации на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов российской Федерации;

- обязать ответчиков представить на согласование в Комитет по охране объектов культурного наследия Томской области проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, сер. XIX в.», расположенного по адресу: <адрес обезличен>, посредством консервации объекта, в случае необходимости получившую положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы, выполненной тремя независимыми экспертами, а также государственной экспертизы проектной документации;

- обязать ответчиков заключить договор на выполнение консервации объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, сер. XIX в.», расположенного по адресу: <адрес обезличен>, с лицом, имеющим лицензию Министерства культуры Российской Федерации на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов российской Федерации;

- обязать ответчиков провести консервацию объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, сер. XIX в.», расположенного по адресу: <адрес обезличен>, в соответствии с разработанной проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;

- обязать ответчиков представить в Комитет по охране объектов культурного наследия <адрес обезличен> отчетную документацию о выполнении консервации на объекте культурного наследия регионального значения «Дом жилой, сер. XIX в.», расположенного по адресу: <адрес обезличен>.

Представитель истца Комитета по охране объектов культурного наследия <адрес обезличен>, ответчики ФИО1, ФИО2, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в суд не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие.

Представитель ответчиков ФИО1, ФИО2 – ФИО3, действующая на основании ордеров, в судебном заседании исковые требования не признала.

Представители третьих лиц Департамента по культуре администрации Города Томска, Администрация Томской области надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя ответчиков, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно положениям ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

Согласно ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер (ч. 1 ст. 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

Объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом (ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

В соответствии с ч. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.

В ходе рассмотрения дела установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, является объектом культурного наследия регионального значения «Дом жилой, сер. XIX в.», включенным в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, зарегистрирован в реестре с присвоением регистрационного номера <номер обезличен>, что подтверждается распоряжением администрации Томской области от 29.04.2014 № 255-ра и приложением к нему, приказом Минкультуры России от 04.12.2015 № 25907-р.

Как следует из представленной выписке из ЕГРН, указанный объект культурного наследия находится в общей долевой собственности ответчиков, ФИО1 принадлежит <данные изъяты> доли, ФИО2 – <данные изъяты> доли. Земельный участок, на котором расположен указанный объект также находится в общей долевой собственности ответчиком, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

По запросу собственников 13.10.2014 направлены охранные обязательства собственников объектов культурного наследия, в соответствии с требованиями которых собственники обязаны обеспечить режим содержания памятника, проводить работы по сохранению памятника в сроки, предусмотренные актом технического состояния, составляющим неделимое целое с настоящим охранным обязательством, а также принимать долевое участие в пропорциональной зависимости от занимаемой площади при выполнении всех работ. В соответствии с требованиями охранного обязательства, в срок 2015 – 2016 гг. ответчики обязаны были выполнить инженерно-техническое обследование здания, разработать проектную документацию на проект комплексной реставрации здания, в срок 2016 – 2017 гг. выполнить ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследия, согласно разработанной проектно-сметной документации.

Охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора (ч. 11 ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

Комитетом по охране объектов культурного наследия Томской области проведено мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, сер. XIX в.», расположенного по адресу: <адрес обезличен>, на основании задания от 28.11.2018 № 56/04-03 по осуществлению мероприятий по государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.

Согласно акту технического состояния объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации от 26.12.2018, установлено, что требования охранных обязательств ответчиками в установленный срок не исполнены, объект культурного наследия находится в неудовлетворительном состоянии. Копия указанного акта направлена собственникам жилого дома.

В соответствии со ст. 41 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» консервация объекта культурного наследия - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, в том числе комплекс противоаварийных работ по защите объекта культурного наследия, которому угрожает быстрое разрушение, проводимые в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта культурного наследия и без изменения предмета охраны объекта культурного наследия.

Согласно положениям ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.

На основании изложенного, принимая во внимание, что собственник объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, обязан принимать меры по сохранению объекта культурного наследия, в связи с чем, Комитетом по охране объектов культурного наследия Томской области правомерно заявлены требования к ФИО4, ФИО2 об обязании осуществить работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, сер. XIX в.», расположенного по адресу: <адрес обезличен>, посредством консервации объекта в соответствии со ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Довод ответчиков о том, что при приобретении жилого дома, им не было известно о том, что жилой дом является объектом культурного наследия, не освобождает их от обязанности по сохранению объекта культурного наследия.

На основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Поскольку для выполнения работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения необходим определенный промежуток времени, суд считает разумным установить срок для проведения указанных работ в течение двадцати двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Исходя из ст. 103 ГПК РФиздержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Комитета по охране объектов культурного наследия Томской области к ФИО1, ФИО2 о понуждении собственников провести консервацию объекта культурного наследия регионального значения удовлетворить.

Обязать собственников ФИО1, ФИО2 осуществить работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, сер. XIX в.», расположенного по адресу: <адрес обезличен>, посредством консервации объекта в соответствии со ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в течение двадцати двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а именно:

- обязать собственников ФИО1, ФИО2 обратиться в Комитет по охране объектов культурного наследия Томской области за получением задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, сер. XIX в.», расположенного по адресу: <адрес обезличен>;

- обязать собственников ФИО1, ФИО2 заключить договор на разработку проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, сер. XIX в.», расположенного по адресу: <адрес обезличен>, посредством консервации объекта, с лицом, имеющим лицензию Министерства культуры Российской Федерации на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов российской Федерации;

- обязать собственников ФИО1, ФИО2 представить на согласование в Комитет по охране объектов культурного наследия Томской области проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, сер. XIX в.», расположенного по адресу: <адрес обезличен>, посредством консервации объекта, в случае необходимости получившую положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы, выполненной тремя независимыми экспертами, а также государственной экспертизы проектной документации;

- обязать собственников ФИО1, ФИО2 заключить договор на выполнение консервации объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, сер. XIX в.», расположенного по адресу: <адрес обезличен>, с лицом, имеющим лицензию Министерства культуры Российской Федерации на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов российской Федерации;

- обязать собственников ФИО1, ФИО2 провести консервацию объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, сер. XIX в.», расположенного по адресу: <адрес обезличен>, в соответствии с разработанной проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;

- обязать собственников ФИО1, ФИО2 представить в Комитет по охране объектов культурного наследия Томской области отчетную документацию о выполнении консервации на объекте культурного наследия регионального значения «Дом жилой, сер. XIX в.», расположенного по адресу: <адрес обезличен>.

Взыскать с ФИО1, ФИО2 в доход бюджета муниципального образования «Город Томск» государственную пошлину в размере 300 руб., по 150 руб. с каждого.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Томска со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий: О.Ю. Лебедева

Мотивированный текст решения изготовлен 07.07.2020