РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 февраля 2021 года город Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Нагорной И.Н.,
при помощнике ФИО1,
с участием истца ФИО2,
представителя ответчика/ третьего лица ФИО3,
представителя третьего лица - администрации Ангарского городского округа ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-37/2021 (УИД 38RS0001-01-2020-003710-58) по иску ФИО2 к Думе Ангарского городского округа, Обществу с ограниченной ответственностью «БАКЛЕР» о признании распоряжения председателя Думы города Ангарска «Об увольнении» незаконным в части, изменении формулировки увольнения в распоряжении председателя Думы города Ангарска, признании записи в трудовой книжке недействительной, обязании ООО «БАКЛЕР» исправить ошибку в трудовой книжке, о признании незаконным и отмене решения Думы города Ангарска, изменении формулировки увольнения в решении Думы города Ангарска, восстановлении в праве на назначение ежемесячной пенсии за выслугу лет с момента обращения,
установил:
В обоснование исковых требований, а также их уточнения, ФИО2 указала, что с 05.02.2008 по 15.10.2010 она работала председателем Контрольно - счётной палаты города Ангарска. 10.10.2010 избрана депутатом Ангарского муниципального образования. 15.10.2010 уволена в связи с переходом на выборную работу (должность), избранием депутатом Думы Ангарского муниципального образования, по п. 5 ст. 77 ТК РФ (запись № в трудовой книжке).
** она обратилась к мэру Ангарского городского округа с заявлением об установлении ежемесячной пенсии за выслугу лет, однако в назначении пенсии ей было отказано, поскольку в перечне оснований увольнение по п. 5 ст. 77 ТК РФ для назначения пенсии за выслугу лет не указан. Из решения Ангарского городского суда, вступившего в законную силу, истец узнала, что увольнение по п. 5 ст. 77 ТК РФ нарушает ее права на назначение пенсии по выслуге лет.
На момент увольнения она не исполняла на постоянной основе полномочия депутата, связанные с выборной работой, также не занимала муниципальную должность заместителя председателя Думы города Ангарска, следовательно, не могла быть уволена по основанию предусмотренному п. 5 ст. 77 ТК РФ.
Решение Думы города Ангарска от **№гД, Распоряжение председателя Думы ... от **№-рп, приняты Думой города Ангарска и председателем Думы города Ангарска на основании заявления истца об увольнении, в нарушение требований трудового законодательства, т.е. по основанию не соответствующему требованиям закона. В Решении Думы города Ангарска от **№гД не указано основание прекращения трудовых отношений в точном соответствии с формулировками ТК РФ или иного федерального закона.
Увольнение истца по п. 5 ст. 77 ТК РФ в силу требований ст. 11 Закона Иркутской области от 15.10.2007 № 88-ОЗ «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области», лишило ее права на назначение пенсии за выслугу лет. Увольнение работодатель произвел без учета положений Постановления главы города Ангарска от 28.12.2007 № 1460-г «Об утверждении Положения о порядке назначения, перерасчёта индексации и выплаты ежемесячной пенсии за выслугу лет лицам, замещающим должности муниципальной службы в городе Ангарске», с которым истца не ознакомил.
Первоначально истец предоставила работодателю собственноручно написанное заявление об увольнении по собственному желанию, которое должно находится в личном деле муниципального служащего, вместе с тем, работодатель предложив подписать напечатанное им заявление и произведя увольнение по нему, лишил ее права на законно заработанную пенсию за выслугу лет.
08.06.2020 истец, руководствуясь п. п. 27, 28 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 № 225, ст. 5 Закона Иркутской области от 10.12.2014№ 149-ОЗ «О преобразовании муниципальных образований Ангарского района Иркутской области» обратилась в Думу Ангарского городского округа с заявлением о внесении исправления записи № в трудовой книжке, однако, ответчик отказал ей в удовлетворении заявления, что истец считает незаконным. Так как, ФИО2, в настоящее время работает в ООО «БАКЛЕР», то внесение изменений в части записи № должно осуществить данное лицо.
В связи с обращением в суд, уточнив исковые требования в порядке статьи 39 ГПК РФ, истец ФИО2 просит признать незаконным пункт 2 Распоряжения председателя Думы города Ангарска от **№-рп «Об увольнении»; изменить формулировку причин (основания) увольнения в Распоряжении председателя Думы города Ангарска от **№-рп «Об увольнении» с «уволить председателя Контрольно-счётной палаты города Ангарска ФИО2 ** в связи с переходом на выборную работу (должность), избранием депутатом Думы Ангарского муниципального образования, пункт 5 ст. 77 Трудового кодекса РФ» на «уволить председателя Контрольно-счётной палаты города Ангарска ФИО2 ** по собственному желанию»; признать запись в трудовой книжке за № от ** об увольнении в связи с переходом на выборную работу (должность), избранием депутатом Думы Ангарского муниципального образования, пункт 5 статьи 77 Трудового кодекса РФ, недействительной; обязать ООО «БАКЛЕР» исправить ошибку в трудовой книжке, внести новую запись № от ** об увольнении по собственному желанию пункт 3 статьи 77 Трудового кодекса РФ; признать незаконным и отменить пункт 1 Решения Думы города Ангарска от **№гД «О досрочном освобождении от должности председателя Контрольно-счётной палаты города Ангарска ФИО2»; изменить формулировку причин (основания) увольнения в Решении Думы города Ангарска от **№гД «О досрочном освобождении от должности председателя Контрольно-счётной палаты города Ангарска ФИО2» с «освободить досрочно от должности председателя Контрольно-счётной палаты города Ангарска ФИО2 ** на основании ее письменного заявления об освобождении от обязанностей не совместимых со статусом депутата в связи с её избранием депутатом Думы Ангарского муниципального образования по одномандатному избирательному округу №» на «освободить досрочно от должности председателя Контрольно-счётной палаты города Ангарска ФИО2 ** по собственному желанию, пункт 3 ст. 77 Трудового кодекса РФ»; восстановить в праве на назначение ежемесячной пенсии за выслугу лет и назначить ежемесячную пенсию за выслугу лет с момента подачи заявления в Администрацию Ангарского городского округа с **.
В судебном заседании истец ФИО2 на иске с учетом его уточнения настаивала, поддержав изложенные в нем доводы.
В судебном заседании представитель ответчика - Думы Ангарского городского округа, представитель третьего лица - председателя Думы Ангарского городского округа ФИО3, действующая на основании выданных доверенностей, иск не признала, возражала против его удовлетворения по доводам письменных возражений, приобщенных к материалам дела. Ходатайствовала о применении срока исковой давности по требованиям о защите трудовых прав истца.
В судебное заседание ответчик – ООО «БАКЛЕР» представителя не направил, о его дате и времени извещено надлежаще.
В судебном заседании представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация Ангарского городского округа, возражали против удовлетворения исковых требований, предоставили письменные возражения, которые приобщены к материалам дела.
Суд, выслушав пояснения и возражения лиц, участвующих в деле, оценив доводы сторон и представленные ими доказательства, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска ФИО2
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования. Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 07 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.
Частью 6 ст. 6 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" определено, что председатель, заместитель председателя и аудиторы контрольно-счетного органа муниципального образования назначаются на должность представительным органом муниципального образования.
Согласно ст. 46 Устава города Ангарска контрольно-счетная палата является постоянно действующим органом местного самоуправления города Ангарска, обладает правами юридического лица и осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением, утверждаемым Думой и подотчетна Думе.
Из ст. 1 Положения о Контрольно-счетной палате города Ангарска, утвержденного решением Думы города Ангарска от **№гД (действовавшего в период рассматриваемых трудовых правоотношений) следует, что Контрольно-счетная палата города Ангарска является постоянно действующим органом финансового контроля, образуемым Думой города. Контрольно-счетная палата подотчетна Думе города Ангарска, является органом местного самоуправления города Ангарска и юридическим лицом.
Статья 8 названного Положения предусматривает, что председатель контрольно-счетной палаты назначается на срок полномочий Думы города Ангарска и освобождается от должности решением Думы города Ангарска по представлению председателя Думы или группы депутатов Думы города Ангарска. Трудовой договор с председателем контрольно-счетной палаты заключается с муниципальным образованием города Ангарск, от имени которого действует председатель Думы города Ангарска.
Правовое положение председателя контрольно-счетной палаты города Ангарска регулируется ТК РФ, Федеральным законом ль ** № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Иркутской области от **№ «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области», Законом Иркутской области от **№-оз «О реестре должностей муниципальной службы в Иркутской области и соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Иркутской области» иными правовыми актами, регулирующими трудовые отношения и отношения, связанные с осуществлением муниципальной службы.
Председатель контрольно-счетной палаты является муниципальным служащим, на него распространяются ограничения по муниципальной службе, установленные действующим законодательством о муниципальной службе.
На основании абзаца 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих с теми особенностями, которые предусмотрены федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
В силу пункта 5 части 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации основанием прекращения трудового договора является перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность).
Судом установлено, что ФИО2 в разные периоды замещала должности муниципальной службы, в связи с чем, имеет общий муниципальный стаж 20 лет 9 месяцев 8 дней, что подтверждается справкой о должностях, периодах службы (работы) учитываемых при исчислении стажа замещения должностей муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет от **.
С ** по ** истец работала председателем Контрольно-счетной палаты города Ангарска. На должность была назначена Решением Думы города Ангарска №гД от **.
Трудовым договором от ** и дополнительным соглашением к нему, заключённым муниципальным образованием города Ангарска в лице председателя Думы города Ангарска ФИО5 и ФИО2, определено, что муниципальный служащий обязуется выполнять обязанности по должности председателя контрольно-счетной палаты города Ангарска, определенные в Положении о контрольно-счетной палате города Ангарска, а работодатель обязуется обеспечить ему необходимые условия для исполнения им должностных обязанностей, денежное содержание и иные выплаты и предоставлять гарантии в соответствии с законодательством и настоящим трудовым договором. Трудовой договор заключается на срок полномочий Думы города Ангарска второго созыва. Трудовой договор может быть прекращен по основаниям предусмотренным ТК РФ, а также по инициативе работодателя в случаях: достижения муниципальным служащим предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы; прекращения гражданства РФ; несоблюдения муниципальным служащим ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой, и установленных статьями 13,14 Федерального закона от ** № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» (п.п. 1.1., 1.2., 8.1. трудового договора).
С соответствии с решением Ангарской территориальной избирательной комиссии от **№ «Об определении общих результатов выборов депутатов Думы Ангарского муниципального образования, состоявшихся 10.10.2010» ФИО2 была объявлена избранным депутатом Думы Ангарского муниципального образования по многомандатному избирательному округу № 1.
** входящий №-О аппаратом Думы города Ангарска зарегистрировано поступление от ФИО2 заявления об освобождении от обязанностей несовместимых со статусом депутата. В вышеуказанном заявлении истец просила на основании п.5 ст. 77 ТК РФ освободить ее от исполнения обязанностей председателя контрольно-счетной палаты города Ангарска в связи с переходом на выборную должность, избранием ее депутатом Думы Ангарского муниципального образования по многомандатному округу № 1. Рассмотреть вопрос на заседании Думы города Ангарска.
Вопрос о рассмотрении заявления истца об увольнении на заседании Думы города Ангарска и проект решения Думы был внесен депутатом Думы города Ангарска ФИО6, в соответствии со ст. 15 Регламента работы Думы города Ангарска, утвержденным решением Думы г. Ангарска от **№гД.
По итогам обсуждения проекта решения Думы №гД «О досрочном освобождении от должности председателя контрольно-счетной палаты города Ангарска ФИО2» на заседании Думы города Ангарска за его принятие проголосовало 17 депутатов.
Принятое решение Думы города Ангарска от **№гД «О досрочном освобождении от должности председателя контрольно-счетной палаты города Ангарска ФИО2» опубликовано в газете «Время» от **№ (12437).
** председателем Думы города Ангарска ФИО6, на основании письменного заявления ФИО2 и решения Думы города Ангарска от **№гД, издано Распоряжение №-рп «Об увольнении» (далее по тексту- Распоряжение). В соответствии с Распоряжением, трудовой договор от **, заключенный с ФИО2 прекращен (п.1); председатель Контрольно-счетной палаты города Ангарска ФИО2 уволена ** в связи с переходом на выборную работу (должность), избранием депутатом Думы Ангарского муниципального образования, пункт 5 ст. 77 ТК РФ (п.2). С Распоряжением истец ознакомлен **, что подтверждается ее личными записями в документе.
В трудовую книжку ФИО2, запись №, внесены сведения об увольнении истца ** в связи с переходом на выборную работу (должность), избранием депутатом Думы Ангарского муниципального образования, пункт 5 ст. 77 ТК РФ.
В соответствии с п. 14, 15 Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ** N 225 записи в трудовую книжку о причинах прекращения трудового договора вносятся в точном соответствии с формулировками Трудового кодекса Российской Федерации или иного федерального закона. При прекращении трудового договора по основаниям, предусмотренным статьей 77 Трудового кодекса Российской Федерации (за исключением случаев расторжения трудового договора по инициативе работодателя и по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (пункты 4 и 10 этой статьи)), в трудовую книжку вносится запись об увольнении (прекращении трудового договора) со ссылкой на соответствующий пункт части первой указанной статьи.
Изложенное свидетельствует о том, что порядок увольнения ФИО2 был соблюден, запись в трудовой книжке истца указана в точном соответствии с Распоряжением и пунктом 5 ст. 77 ТК РФ, следовательно, у суда отсутствуют правовые основания полагать, что запись № является неправильной (ошибочной).
В соответствии со ст. 1 Закона Иркутской области от 10.12.2014 N 149-ОЗ "О преобразовании муниципальных образований Ангарского района Иркутской области", ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальное образование «город Ангарск», Мегетское муниципальное образование, Одинское муниципальное образование и Савватеевское муниципальное образование решено было преобразовать путем их объединения без изменения границ иных муниципальных образований с созданием вновь образованного муниципального образования – Ангарское городское муниципальное образование с 01.01.2015.
Согласно ст. 2 Закона Иркутской области от 10.12.2014 года N 149-ОЗ в соответствии с частью 1.1 статьи 10 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вновь образованное Ангарское городское муниципальное образование наделено статусом городского округа.
Одной из форм преобразования муниципальных образований согласно ст. 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ является их объединение. Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений.Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Преобразование муниципальных образований влечет создание вновь образованных муниципальных образований в случаях, предусмотренных частями 3, 4, 5, 6 настоящей статьи.
В силу требований ст. 5 Закона Иркутской области от 10.12.2014 года N 149-ОЗ органы местного самоуправления Ангарского городского муниципального образования в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Иркутской области являются правопреемниками органов местного самоуправления муниципального образования "город Ангарск", Мегетского муниципального образования, Одинского муниципального образования, Савватеевского муниципального образования, Ангарского муниципального образования, образованных Законом Иркутской области от 16 декабря 2004 года N 105-оз "О статусе и границах муниципальных образований Ангарского района Иркутской области".
Согласно указанной норме права и п. 5 ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ органы местного самоуправления Ангарского городского муниципального образования являются правопреемниками органов местного самоуправления муниципального образования город Ангарск, Мегетского, Одинского, Савватеевского муниципальных образований и Ангарского муниципального образования в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.То есть правопреемство, в данном случае, означает переход прав и обязанностей от одного субъекта права к другому субъекту права.
При этом согласно положениям и правилам Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, Закона Иркутской области от 10.12.2014 года N 149-ОЗ в данном случае правопреемство заключается в передаче властных полномочий органов местного самоуправления согласно конституционному праву, а в остальной части согласно требованиям указанных Законов полномочия органов местного самоуправления прекращаются в связи ликвидацией органов местного самоуправления как юридических лиц.
Статьей 6 Закона Иркутской области от 10.12.2014 года N 149-ОЗ предусмотрено, что до формирования органов местного самоуправления Ангарского городского муниципального образования полномочия по решению вопросов местного значения Ангарского городского муниципального образования на соответствующих территориях осуществляли органы местного самоуправления, которые на день создания Ангарского городского муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях.
Полномочия представительных органов муниципального образования "город Ангарск", Мегетского, Одинского, Савватеевского и Ангарского муниципальных образований прекращаются со дня создания Ангарского городского муниципального образования.
Представительные органы муниципального образования "город Ангарск", Мегетского, Одинского, Савватеевского и Ангарского муниципальных образований осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения до дня проведения первого заседания представительного органа Ангарского городского муниципального образования первого созыва.
До формирования органов местного самоуправления Ангарского городского муниципального образования органы местного самоуправления муниципального образования "город Ангарск", Мегетского, Одинского, Савватеевского и Ангарского муниципальных образований в пределах своей компетенции в установленном порядке принимают муниципальные правовые акты.
В соответствии с Законом N 149-ОЗ полномочия представительных органов муниципального образования "город Ангарск", Мегетского, Одинского, Савватеевского и Ангарского муниципальных образований прекращены со дня создания Ангарского городского муниципального образования, т.е. с 1 января 2015 года
В силу требований указанного закона представительные органы, перечисленных муниципальных образований, осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения до дня проведения первого заседания представительного органа Ангарского городского муниципального образования первого созыва, т.е. до 30 апреля 2015 года.
Первое заседание Думы Ангарского городского муниципального образования состоялось 30 апреля 2015 года, тогда и Дума Ангарского муниципального образования, как орган местного самоуправления, прекратила свои полномочия, а Дума Ангарского городского округа была сформирована и приступила к исполнению своих полномочий 30.04.2015 года (со дня первого заседания), а как юридическое лицо Дума Ангарского городского округа зарегистрирована в мае 2015 года.
Данные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Ангарского городского суда от 26.10.2015 по административному делу № 2а-7836/2015 по иску ФИО7 к Ангарскому городскому округу в лице Думы Ангарского городского округа, Думе Ангарского муниципального образования об оспаривании решений Думы Ангарского муниципального образования о ликвидации контрольно-счетной палаты Ангарского муниципального образования.
Изложенное свидетельствует о том, что Дума Ангарского городского округа является правопреемником Думы города Ангарска и Думы Ангарского муниципального образования реорганизованных в связи с объединением территорий.
Истец, обращаясь в суд с требованиями о признании п. 2 Распоряжения председателя Думы города Ангарска «Об увольнении» незаконным, изменении формулировки увольнения в распоряжении председателя Думы города Ангарска, о признании незаконным и отмене п. 1 решения Думы города Ангарска, изменении формулировки увольнения в решении Думы города Ангарска, по сути, обжалует основание увольнения, по истечении более девяти лет с момента увольнения.
Статьей 392 ТК РФ предусмотрено, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у работодателя по последнему месту работы.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй и третьей настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
В ходе рассмотрения дела ответчиком заявлено о применении срока исковой давности по требованиям об оспаривании увольнения. Истец же в обоснование возражений указал, что срок по указанным выше требованиям ею не пропущен, поскольку она обратилась в суд в течение трех месяцев со дня, когда узнала о нарушении своего права, а именно с момента вступления в силу решения Ангарского городского суда от 16.12.2019 по своему иску к администрации Ангарского городского округа, мэру Ангарского городского округа о признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет, назначении права на получение пенсии за выслугу лет с момента обращения, о возложении обязанности рассмотреть заявление о назначении пенсии за выслугу лет, издании распоряжения о назначении пенсии за выслугу лет. Кроме того, на момент увольнения истец не была ознакомлена с Постановлением главы города Ангарска от 28.12.2007 № 1460-г «Об утверждении Положения о порядке назначения, перерасчёта индексации и выплаты ежемесячной пенсии за выслугу лет лицам, замещающим должности муниципальной службы в городе Ангарске», устанавливающим, что при увольнении муниципального служащего п. 5 ст. 77 ТК РФ право на пенсию по выслуге лет не возникает.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о пропуске истцом срока обращения в суд по требованиям об оспаривании увольнения, поскольку по спору об увольнении ФИО2 имела право обратиться в суд в течение одного месяца со дня вручения ей копии приказа об увольнении (Распоряжения №-рп от **) либо со дня выдачи трудовой книжки, однако, данным правом истец своевременно не воспользовалась.
Пропуск срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа истцу в удовлетворении исковых требований, следовательно, исковые требования в части оспаривания истцом увольнения подлежат отказу в удовлетворении требований по пропуску срока обращения в суд.
Само по себе избрание ФИО2 на выборную должность – заместителя председателя Думы Ангарского муниципального образования лишь 21.10.2010 не влияет на выводы суда об отсутствии возможности изменить основание увольнение истца по истечении более девяти лет с момента увольнения по п. 5 ст. 77 ТК РФ.
Доводы истца о том, что она на момент увольнения не была ознакомлена с Постановлением главы города Ангарска от 28.12.2007 № 1460-г «Об утверждении Положения о порядке назначения, перерасчёта индексации и выплаты ежемесячной пенсии за выслугу лет лицам, замещающим должности муниципальной службы в городе Ангарске» и была введена в заблуждение работником отдела кадров ФИО8, в части выбора основания увольнения, суд не учитывает по следующим основаниям.
Положение о порядке назначения, перерасчёта индексации и выплаты ежемесячной пенсии за выслугу лет лицам, замещающим должности муниципальной службы в городе Ангарске, утверждённое Постановлением главы города Ангарска от 28.12.2007 № 1460-г, закрепляющее условия при которых муниципальные служащие города Ангарска имеют право на пенсию за выслугу лет, выплачиваемую за счет средств местного бюджета принято в полном соответствии со ст. 11 Закона Иркутской области от 15.10.2007 №88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области». Положения ст. 11 Закона Иркутской области от 15.10.2007 №88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» истец, как муниципальный служащий, обязана была знать и руководствоваться при написании заявления об увольнении.
Материалы гражданского дела не содержат сведений о том, что истцом подавалось заявление об увольнении по собственному желанию и работодатель по своей инициативе выбрал оспариваемое ФИО2 основание увольнения. Пояснения истца в части написания собственноручного заявления об увольнении по собственному желанию и пояснения свидетеля ФИО9 в данной части, а также скриншоты, с телефона истца, переписки с ФИО8 суд не принимает в качестве достоверных и допустимых доказательств свидетельствующих о наличии волеизъявления истца на увольнение по собственному желанию и введении истца в заблуждение относительно необходимости указания иного основания увольнения, поскольку опровергаются письменными доказательствами по делу, в частности заявлением об увольнении, поданным истцом **. При этом не имеет значение тот факт, что заявление было напечатано с помощью технических средств, а не написано истом собственноручно.
На момент увольнения (15.10.2010) право на пенсию за выслугу лет ФИО2 не имела, поскольку не являлась получателем страховой пенсии по старости. Данное право у нее возникло лишь с 16.12.2018, в связи с назначением ей страховой пенсии по старости на основании Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». На момент возникновения у истца права на пенсию за выслугу лет условия для ее назначения муниципальному служащему определялись Положением о порядке назначения, перерасчета, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в администрации Ангарского городского округа, утверждённым постановлением администрации Ангарского городского округа от 09.12.2015 №1874-па.
Решением Ангарского городского суда от 16.12.2019, вступившим в законную силу 18.05.2020, по гражданскому делу № 2-4505/2019, имеющим преюдициальное значение в силу положений ст. 61 ГПК РФ, суд отказал в удовлетворении иска ФИО2 к администрации Ангарского городского округа, мэру Ангарского городского округа:
- о признании незаконными действий администрации Ангарского городского округа в части отказа в признании права на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Иркутской области от 15.10.2007 №88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области»;
- о признании незаконным письменного отказа (в простой письменной форме) администрации Ангарского городского округа от 16.01.2019 №К-2943\18 об установлении ежемесячной пенсии за выслугу лет к страховой пенсии с 24.12.2018;
- о признании права на получение пенсии за выслугу лет, установленного Законом Иркутской области от 15.10.2007 №88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» с 24.12.2018;
- возложении обязанности устранить нарушение прав, свобод и законных интересов путем рассмотрения заявления от 24.12.2018 о назначении пенсии за выслугу лет, издания распоряжения администрации Ангарского городского округа «О назначении ФИО2 пенсии за выслугу лет с 24.12.2018».
Вышеуказанным решением суда, законность которого проверена судом апелляционной и кассационной инстанций, установлено, что у ФИО2 отсутствует совокупность условий для назначения пенсии за выслугу лет, а именно увольнение с муниципальной службы по определенному законом основанию. Суд, проанализировав условия для назначения пенсии за выслугу лет, содержащиеся Федеральном законе от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законе Иркутской области от 15.10.2007 №88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области», Положении о порядке назначения, перерасчета, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в администрации Ангарского городского округа, утверждённом постановлением администрации Ангарского городского округа от 09.12.2015 №1874-па (далее Положение о порядке выплаты пенсии за выслугу лет), а также документы истца о трудовой деятельности в должности муниципального служащего, пришел к выводу о том, что ФИО2 была уволена по основанию, не предусмотренному статьей 11 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области», а также Положения о порядке выплаты пенсии за выслугу лет, в связи с чем, права на пенсию за выслугу лет не приобрела.
Поскольку пенсия за выслугу лет выплачивается исключительно за счет средств местного бюджета, то определять размеры и условия выплаты такой пенсии является исключительной прерогативой органов местного самоуправления.
Истец, заявляя требование к Думе Ангарского городского округа, о восстановлении в праве на назначение ежемесячной пенсии за выслугу лет и назначении ежемесячной пенсии за выслугу лет с момента подачи заявления в Администрацию Ангарского городского округа с 24.12.2018, вышеизложенные обстоятельства проигнорировала. Кроме того, в нарушение норм материального права, определенных в Положении о порядке выплаты пенсии за выслугу лет, предъявила требование к ненадлежащему ответчику. В соответствии с Положением о порядке выплаты пенсии за выслугу лет, назначение и выплату пенсии за выслугу лет на территории Ангарского городского округа осуществляет исполнительный орган местного самоуправления, т.е. администрация Ангарского городского округа, а не представительный орган в лице Думы Ангарского городского округа.
При таких обстоятельствах, в иске ФИО2 надлежит отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
отказать в удовлетворении иска ФИО2 к Думе Ангарского городского округа, Обществу с ограниченной ответственностью «БАКЛЕР»:
- о признании незаконным пункта 2 Распоряжения председателя Думы города Ангарска от **№-рп «Об увольнении»;
- об изменении формулировки причин (основания) увольнения в Распоряжении председателя Думы города Ангарска от **№-рп «Об увольнении» с «уволить председателя Контрольно-счётной палаты города Ангарска ФИО2 ** в связи с переходом на выборную работу (должность), избранием депутатом Думы Ангарского муниципального образования, пункт 5 ст. 77 Трудового кодекса РФ» на «уволить председателя Контрольно-счётной палаты города Ангарска ФИО2 ** по собственному желанию»;
- о признании записи в трудовой книжке за № от ** об увольнении в связи с переходом на выборную работу (должность), избранием депутатом Думы Ангарского муниципального образования, пункт 5 статьи 77 Трудового кодекса РФ, недействительной;
- об обязании ООО «БАКЛЕР» исправить ошибку в трудовой книжке, внесении новой записи № от ** об увольнении по собственному желанию пункт 3 статьи 77 Трудового кодекса РФ;
- о признании незаконным и отмене пункта 1 Решения Думы города Ангарска от **№гД «О досрочном освобождении от должности председателя Контрольно-счётной палаты города Ангарска ФИО2»;
- об изменении формулировки причин (основания) увольнения в Решении Думы города Ангарска от **№гД «О досрочном освобождении от должности председателя Контрольно-счётной палаты города Ангарска ФИО2» с « освободить досрочно от должности председателя Контрольно-счётной палаты города Ангарска ФИО2 ** на основании ее письменного заявления об освобождении от обязанностей не совместимых со статусом депутата в связи с её избранием депутатом Думы Ангарского муниципального образования по одномандатному избирательному округу №» на «освободить досрочно от должности председателя Контрольно-счётной палаты города Ангарска ФИО2 ** по собственному желанию, пункт 3 ст. 77 Трудового кодекса РФ»;
- о восстановлении в праве на назначение ежемесячной пенсии за выслугу лет и назначении ежемесячной пенсии за выслугу лет с момента подачи заявления в Администрацию Ангарского городского округа с 24.12.2018.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.Н. Нагорная
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 29.03.2021.