№ 2-37/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июля 2021 года г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Москвина К.А.
при секретаре судебного заседания Бурнашкиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Одинцовского городского округа Московской области к ФИО1 о признании самовольной постройкой, обязании обязании устранить нарушения путем сноса этажа, по встречному иску ФИО1 к администрации Одинцовского городского округа Московской области о признании права собственности на реконструированный объект,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Одинцовского городского округа Московской области обратилась в суд с иском к ФИО1 о признании самовольной постройкой, обязании обязании устранить нарушения путем сноса этажа.
В обоснование заявленных требований указала, что ответчиком без получения разрешения произведена реконструкция объекта в виде надстройки этажа.
ФИО1 предъявил встречный иск к администрации Одинцовского городского округа Московской области о признании права собственности на реконструированный объект.
Представитель администрации в судебное заседание явилась, на иске настаивала.
Представитель ответчика в судебное заседание явилась, возражала против иска и настаивала на удовлетворении встречных требований.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, суд установил следующее.
Согласно ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии с п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном бессрочном пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанными лицами, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии со ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Из материалов дела усматривается, что в адрес Администрации Одинцовского городского округа Московской области поступило уведомление Главного управления государственного строительного надзора Московской области о проведении в рамках контрольно-надзорных мероприятий выездной проверки №07Исх-1806/09-01 от 02.03.2020.
В ходе проведения проверки с 18.02.2020 по 28.02.2020 по адресу: АДРЕС на земельном участке с кадастровым номером № расположен объект капитального строительства, строительство выполнено без полученного в установленном порядке разрешения на строительство. На момент проведения проверки строительно-монтажные работы не велись.
Правообладателем земельного участка, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, является ФИО1. Разрешенное использование земельного участка – гостиничное обслуживание, общественное питание.
По результатам внеплановой выездной проверки Главгосстройнадзором Московской области составлен акт проверки № согласно которому на земельном участке с кадастровым номером № расположено здание, имеющие 4 этажа, первый, второй и третий этаж эксплуатируются, четвертый этаж не завершен строительством. Вид разрешенного использования земельного участка: гостиничное обслуживание, общественное питание. Каркас выполнен из монолитных конструкций, на этажах находятся обособленные помещения (комнаты), имеющие отдельный вход и входную дверь. Доступ на второй и третий этаж осуществляется по двум металлическим лестницам, расположенным снаружи здания. Доступ на четвертый этаж осуществляется по одной металлической лестнице снаружи здания. Здание имеет сложную форму в плане. На момент проверки строительно-монтажные работы не велись.
Работы по строительству (реконструкции) здания выполнены без полученного в установленном порядке разрешения на строительство (реконструкцию), без проектной документации в составе разделов, необходимых для реконструкции, строительства здания.
Реконструкция здания (надстройка 4-го этажа) затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта и может привести к деформации или потери устойчивости несущих строительных конструкций, а также нарушению целостности примыкающих друг к другу элементов конструкций.
Кроме того, при надстройке дополнительного этажа изменяется нагрузка на основание фундамента, необходимо выполнить расчеты грунтов оснований для определения максимально допустимой нагрузки на грунт.
Требуется выполнение: 1) Расчета деформации основания фундамента (среднее давление под подошвой фундамента не должно превышать расчетного сопротивления грунта основания). 2) Расчета осадки основания фундамента (осадка не должна превышать предельное значение, установленное действующими нормами, для расчета необходим геологический разрез, т.е. бурение инженерно-геологических скважин).
Указанные требования определены Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», СП 22.13330.2011 «Основания зданий и сооружений» и СП 20.13330 «СНИП 2.01.07-85* «Нагрузки и воздействия». Расчеты не представлены.
Согласно письму Министерства жилищной политики АДРЕС от 27.12.2019 № 13Исх-24965 в период с 01.01.2015 по настоящее время разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объекта на земельном участке с кадастровым номером 50:20:0071007:89 Министерством жилищной политики и Минстроем не выдавались.
Таким образом, установлен факт незаконного строительства (реконструкции) части объекта капитального строительства без разрешительных документов. Возведение объекта недвижимости производилось без проектной документации и разрешительных документов. Администрацией разрешение на строительство (реконструкцию) и ввод объекта в эксплуатацию не выдавались.
Между тем, в соответствии с п.26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 10/22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. Суд должен установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В ходе судебного разбирательства по делу проведена судебная строительно-техническая экспертиза.
Согласно выводам эксперта в результате экспертного осмотра установлено наличие реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: АДРЕС. В здании надстроен четвертый этаж, площадь этажа 481 кв.м. Этаж является техническим помещением.
Вопреки доводам администрации, здание соответствует строительным нормам и правилам, в том числе требованиям Федерального закона от 30.12.2009 №о 384-Ф3 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" к механической безопасности, т.е. строительные конструкции и основание здания обладают достаточной прочностью и устойчивостью, чтобы исключить недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений, вследствие разрушения или потери устойчивости здания, сооружения или их части.
Реконструированный этаж соответствует требования пожарной безопасности Федерального закона от 22.07.2008 № 12Э-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения здания обеспечивают в случае пожара:
1) эвакуацию людей в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара;
2) возможность проведения мероприятий по спасению людей;
3 возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение зданий и сооружений;
4) возможность подачи огнетушащих веществ в очаг пожара;
5) нераспространение пожара на соседние здания и сооружения.
Исследуемый объект соответствует градостроительным регламентам, установленным Правилами землепользования и застройки территории (части территории) Одинцовского городского округа Московской области", требованиям № Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89», кроме нормы по этажности здания.
В градостроительной зоне размещения исследуемого объекта максимальная установленная этажность объектов капитального строительства - 3 этажа. Этажность исследуемого объекта- 4.
Сохранение реконструированной части здания (4 этаж) площадью 481 кв.м, по АДРЕС не создает угрозы жизни и здоровью граждан, не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Приведение реконструированного объекта в первоначальное положение без причинения несоизмеримого ущерба основному зданию невозможно: этаж возведен таким образом, что его снос приведет к значительным затратам на замену конструкции крыши и переоборудование систем отопления здания.
Оснований не доверять заключению эксперта у суда не имеется, в заключении указано нормативное и методическое обеспечение, использованное при проведении исследования, приведены все этапы и описание проведенного исследования, заключение содержит указание на применение методов исследований, основано на исходных объективных данных, содержит категоричные выводы, эксперты были предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, т.е. заключение получено с соблюдением процедуры, обеспечивающей ответственность эксперта за результаты исследования, не доверять заключению у суда оснований не имелось, заключение эксперта отвечает требованиям ст. 86 ГПК РФ.
Каких-либо допустимых доказательств, опровергающих выводы судебной экспертизы, ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований администрации не имеется, тогда как, встречные требования ФИО1 подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования администрации Одинцовского городского округа Московской области к ФИО1 о признании самовольной постройкой, обязании устранить нарушения путем сноса этажа оставить без удовлетворения.
Встречные исковые требования ФИО1 к администрации Одинцовского городского округа о признании права собственности на реконструированный объект удовлетворить.
Признать за ФИО1 право собственности на реконструированный объект площадью всего здания 1924 кв.м. по адресу: АДРЕС
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: К.А. Москвин