Решение
Именем Российской Федерации
<адрес>ДД.ММ.ГГГГ года
Берёзовский районный суд <адрес> – Югры в составе председательствующего судьи ФИО8., с участием представителя истца ФИО3, действующего на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ№, при помощнике судьи ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению ФИО1 к казенному учреждению ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» о признании отказа в предоставлении мер социальной поддержки незаконным, обязании предоставления мер социальной поддержки, о признании местом жительства территорию городского поселения <адрес>,
установил:
ФИО1 обратилась в Берёзовский районный суд <адрес> – Югры с исковым заявлением к казенному учреждению ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» о признании отказа в предоставлении мер социальной поддержки незаконным, обязании предоставления мер социальной поддержки. В обоснование указала, что в соответствии с Законом ХМАО - Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-оз «о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в <адрес> - Югре» отношусь к категории лиц, (ветеран труда) которым в соответствии с постановлением правительства <адрес>-Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-п «об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки гражданам в форме денежной компенсации за междугородний проезд» предоставляется мера социальной поддержки в виде компенсации за междугородний проезд. В мае 2021 года, ею осуществлялся междугородний проезд по маршруту Березово-Ханты-Мансийск-Тюмень-Ялуторовск-Ялоторовск-Тюмень-Ханты-Мансийск-Березово. По приезду в <адрес>, ХМАО-Югра, она обратилась к ответчику через МФЦ в <адрес> с заявлением о компенсации стоимости междугороднего проезда, приложив к своему заявлению все необходимые документы, подтверждающие ее затраты на междугородний проезд. В начале июня 2021 года от ответчика пришло уведомления об отказе в назначении компенсации за междугородный проезд. В своем отказе ответчик сослался на пп.2 п.2 постановлением правительства <адрес>-Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-п «об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки гражданам в форме денежной компенсации за междугородний проезд». В феврале 1978 году истец переехала на постоянное место жительство в пгт. Березово, <адрес>. С февраля 1978 года была трудоустроена на территории <адрес> и проработала в разных учреждениях и организация пгт. Березово до ДД.ММ.ГГГГ, была уволена и является пенсионером. После ухода на пенсию продолжала и продолжает проживать на территории пгт. Березово, <адрес> ХМАО - Югры. За все время с февраля 1978 года и по настоящее время местом ее жительства является пгт. Березово, <адрес> ХМАО - Югры.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ принято увеличение исковых требований в части признания местом жительства ФИО1 территорию г.<адрес> – Югры в период с 1993 года по настоящее время (л.д.42,51).
Истец ФИО1, представитель ответчика, будучи извещенным надлежащим образом в судебное заседание не явились, суду о причинах неявки не сообщили.
В соответствии с п.3 ч.2 ст.117, ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Представитель истца ФИО3 в ходе судебного заседания исковые требования уточнил, просил признать местом жительства ФИО1 территорию г.<адрес> – Югры в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, просил удовлетворить требования в полном объеме с учетом уточнения.
В отзыве, направленном в суд, представитель ответчика с исковым требованиями не согласился, обосновав это тем, что Порядок назначения и выплаты компенсации за междугородний проезд регламентирован Постановлением Правительства <адрес> - Югры от 06.04.2007г. №-п (далее - Постановление). Согласно пп. 2.1 п.2. 1 Постановления Денежная компенсация в размере 100 процентов за междугородный проезд пассажирским автомобильным транспортом (кроме такси), железнодорожным, водным транспортом 1 раз в год туда и обратно в пределах Российской Федерации производится казенным учреждением <адрес> - Югры "Центр социальных выплат" (далее - Центр социальных выплат) по месту жительства граждан. Компенсации подлежат расходы на проезд от места жительства гражданина на территории <адрес> - Югры до выбранного места, а также обратный проезд от того же места. В соответствии с пп. 2.2. п. 2 Постановления Компенсация расходов осуществляется за календарный год, в котором осуществлен выезд гражданина от места жительства на территории <адрес> - Югры до выбранного места, независимо от даты возвращения. Согласно предоставленных документов у ФИО1 отсутствует постоянная регистрация в <адрес> - Югре, соответственно право на назначение компенсации за междугородний проезд истец не имеет (л.д.29-30).
Заслушав участвующих лиц, свидетелей, исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В п. п. 4 п. 1 ст. 7 Закона <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в <адрес> - Югре" как мера социальной поддержки ветеранов труда предусмотрена компенсация расходов в размере 100 процентов за междугородный проезд пассажирским автомобильным (кроме такси), железнодорожным, водным транспортом один раз в год туда и обратно в пределах Российской Федерации.
Порядок предоставления меры социальной поддержки в форме денежной компенсации за междугородний проезд утвержден постановлением Правительства <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ N 81-<адрес> компенсация производится КУ <адрес> - Югры «Центр социальных выплат» по месту жительства граждан по заявлению установленной формы с приложением необходимых документов.
Компенсации подлежат расходы на проезд от места жительства гражданина на территории <адрес> - Югры до выбранного места, а также обратный проезд от того же места.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по месту жительства по адресу <адрес> ХМАО-Югры в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, что также подтверждается адресной справкой (л.д.7, 35, 43-44, 45).
В соответствии со свидетельством о регистрации по месту пребывания ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> ХМАО-Югры (л.д.8).
ДД.ММ.ГГГГФИО1 выдано удостоверение о присвоении ей звания «Ветеран труда ХМАО-Югры» серия ХМ № (л.д.9).
Согласно трудовой книжке ФИО1 работала на территории <адрес> ХМАО-Югры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10-12,46-49).
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась с заявлением на предоставление денежной компенсации за междугородний проезд и предоставила проездные документы в филиал АУ «МФЦ Югры» <адрес>, что подтверждается распиской в получении документов и соответствующим заявлением (л.д.13, 33-34).
Согласно маршрут-квитанции к электронным билетам ФИО1 приобрела билеты: на рейс UT238 по маршруту Березово-Ханты-Мансийск на ДД.ММ.ГГГГ стоимостью 3225 рублей, что подтверждается кассовым чеком № (л.д.14-15); на рейс UT299 по маршруту Ханты-Мансийск-Тюмень на ДД.ММ.ГГГГ стоимостью 3325 рублей, что подтверждается кассовым чеком №, на указанный рейс оплатила услугу за предварительный выбор места в размере 99 рублей (л.д.16-18).
ДД.ММ.ГГГГФИО1 приобрела билет на автобус по маршруту № Тюмень АВ-ФИО6 стоимостью 265 рублей, что подтверждается кассовым чеком и билетом (л.д.18), ДД.ММ.ГГГГФИО1 приобрела билет на автобус по маршруту № ФИО6 - Тюмень АВ стоимостью 265 рублей, что также подтверждается кассовым чеком и билетом (л.д.18).
Согласно маршрут-квитанциям к электронному билету ФИО1 приобрела билеты: на рейс UT300 по маршруту Тюмень - Ханты-Мансийск на ДД.ММ.ГГГГ стоимостью 3325 рублей, что подтверждается кассовым чеком №, на указанный рейс оплатила услугу за предварительный выбор места в размере 99 рублей (л.д.19-21); на рейс UT113 по маршруту Ханты-Мансийск-Березово на ДД.ММ.ГГГГ стоимостью 3225 рублей, что подтверждается кассовым чеком № (л.д.22-23).
В соответствии со справкой ООО «Агентства поездок и путешествий» стоимость авиабилетов по маршруту Березово-Ханты-Мансийск-Тюмень-Ханты-Мансийск – Березово составляет 22886 рублей, истцом также оплачена услуга за выдачу справки в размере 500 рублей (л.д.24).
Согласно адресной справки ФИО1 была зарегистрирована по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; зарегистрирована по месту пребывания: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, ХМАО-Югры (л.д.45).
Таким образом, судом установлено, что истец является неработающим пенсионером по старости, ветераном труда.
Подпунктом п.2.2 Постановления Правительства <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ N 81-п установлено, что компенсация расходов осуществляется за календарный год, в котором осуществлен выезд гражданина от места жительства на территории <адрес> - Югры до выбранного места, независимо от даты возвращения.
В соответствии с п.2.3 вышеуказанного постановления для получения денежной компенсации гражданин представляет заявление установленной формы с приложением следующих документов: документ, удостоверяющий личность и содержащий указание на гражданство Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации; оригиналы проездных документов или справки об использовании участка пути (в случае изъятия оригиналов проездных документов транспортной организацией); трудовая книжка; справка о тарифе, выданная организацией, осуществляющей продажу проездных и перевозочных документов (билетов) (в случае совершения поездки не по прямому маршруту следования, воздушным пассажирским транспортом или за пределы Российской Федерации); справка туристской организации, продавшей путевку, о стоимости проезда в общей стоимости туристской путевки (в случае осуществления проезда воздушным пассажирским транспортом); посадочный талон (в случае осуществления проезда воздушным пассажирским транспортом по электронному авиабилету); документ, подтверждающий факт проезда, с указанием реквизитов, позволяющих идентифицировать гражданина, маршрут его следования, стоимость и дату поездки, выданный транспортной организацией, осуществившей перевозку гражданина (в случае утраты оригинала проездного документа, посадочного талона); дубликат, копия экземпляра билета, оставшегося в распоряжении транспортной организации, осуществившей перевозку гражданина (в случае утраты оригинала проездного документа).
В пункте 2.7 постановления изложены основания для отказа в предоставлении заявителю денежной компенсации: представление заявителем заведомо недостоверных сведений; непредставление заявителем документов, указанных в пункте 2.3 настоящего Порядка; отсутствие права на получение денежной компенсации.
ДД.ММ.ГГГГ КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» филиала в <адрес> направил в адрес истца уведомление об отказе в назначении компенсации за междугородний проезд, по причине того, что на дату выезда из <адрес> у нее отсутствовала регистрация по мест жительства в ХМАО-Югре, в связи с чем, права в назначении компенсации за междугородний проезд, она не имеет. Аналогичная информация содержится в решении об отказе от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25, 31, 32).
Поскольку у истца, по мнению ответчика, отсутствует регистрация на территории <адрес> - Югры, в предоставлении указанных мер социальной поддержки как выплата денежной компенсации расходов на проезд ФИО1 было отказано.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
В силу положений Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон), место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (статья 2).
В соответствии со ст.3 Закона, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№-П и «Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, регистрация по месту жительства является предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, отражающим факт нахождения гражданина по месту жительства. Место жительства физического лица определяется местом его регистрации, в связи с которым предполагается, что гражданин находится всегда в этом определенном регистрацией месте независимо от того, что в определенный период времени он может находиться в другом месте.
Следовательно, по смыслу указанных правовых актов, регистрация гражданина по месту жительства (или по месту пребывания) является лишь одним из доказательств, отражающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, и не может влиять на возникновение или прекращение гражданских прав. Отсутствие регистрации не исключает возможность устанавливать место жительства гражданина на основе других данных, помимо исходящих от органов регистрационного учета.
В соответствии со ст.20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Таким образом, отсутствие документального подтверждения регистрации истца по месту жительства на территории <адрес> - Югры, само по себе не может служить основанием ограничения его прав на получение мер социальной поддержки и может быть установлено судом на основании иных доказательств.
С учетом вышеизложенного, а также представленных в материалы дела доказательств, несмотря на то, что истец на период обращения за получением мер социальной поддержки не была зарегистрирована на территории ХМАО-Югры, при этом имела регистрацию по месту пребывания на указанной территории, зарегистрирована по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> ХМАО-Югры по настоящее время, в силу закона местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Как установлено в судебном заседании, истец фактически постоянно проживает в <адрес> ХМАО-Югры с 1978 года, является получателем пенсии, осуществляла трудовую деятельности на территории <адрес> ХМАО-Югры, ДД.ММ.ГГГГ Правительством ХМАО было выдано истцу удостоверение "Ветерана труда", истец имела постоянную регистрацию по месту жительства на территории <адрес> ХМАО-Югры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, имеет регистрацию по месту пребывания на указанной территории, в настоящее время она также проживает на территории <адрес> ХМАО-Югры, сведений о наличии у нее иного постоянного места жительства не имеется, в связи с чем суд находит требования истца о признании местом жительства на территории <адрес> ХМАО-Югры в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Факт проживания истца на территории <адрес> - Югры в спорный период подтверждается также показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей, которые предупреждались об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, которые суд оценивает как достоверные, не усматривая оснований считать их ложными.
Так, свидетель ФИО4 пояснила, что она с 2012 года замужем за сыном истца, с 2000 года работала совместно с истцом в ЖКХ. Истец постоянно проживает на территории <адрес>, выезжала из поселка только в отпуск и в больницу. Ее сын постоянно ходит к бабушке, гостит у нее. На вопросы представителя истца о том, почему в паспорте у нее регистрация была в <адрес>, пояснила, что это связано с наличием квартиры в указанном городе и какими-то жилищными вопросами по ней, однако, истец постоянно в указанный период проживает на территории <адрес>. Аналогичные показания дал свидетель ФИО5, помимо прочего пояснив, что истец приходится ему матерью.
Таким образом, постоянно проживая на территории <адрес> - Югры, истец имеет правовые основания для получения мер социальной поддержки, установленные вышеназванными нормами в виде компенсации за проезд, следовательно, суд приходит к выводу о том, что отказ в назначении компенсации за междугородный проезд ФИО1, выданный ответчиком, является незаконным.
Поскольку ответчиком КУ ХМАО - Югры «Центр социальных выплат» было отказано в выплате компенсации расходов на проезд, а как следует из материалов дела, истцом понесены расходы на оплату за междугородный проезд в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ к месту отдыха и обратно, что подтверждается проездными билетами и квитанциями, суд находит требования истца о признании за ним права на назначение указанной выплаты обоснованными и подлежащими удовлетворению. Учитывая, что в настоящее время истец не заявляет требование о взыскании стоимости проезда, суд считает необходимым указать, что указанное решение суда будет являться основанием для осуществления КУ ХМАО - Югры «Центр социальных выплат» истцу компенсации стоимости расходов на проезд в 2021 году по указанному истцом маршруту.
При установленных обстоятельствах, с учётом указанного правового регулирования, суд приходит к выводу об обоснованности предъявленных требований, подлежащих удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление ФИО1 к казенному учреждению ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» о признании отказа в предоставлении мер социальной поддержки незаконным, обязании предоставления мер социальной поддержки, о признании местом жительства территорию городского поселения <адрес>, удовлетворить.
Признать местом жительства ФИО1 на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ территорию городского поселения Березово, <адрес> – Югры.
Признать незаконным решение Казенного учреждения ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» об отказе в назначении компенсации за междугородный проезд ФИО1.
Обязать Казенное учреждение ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» назначить и выплатить ФИО1 компенсацию за междугородный проезд.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда <адрес> - Югры в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Берёзовский районный суд <адрес>-Югры.
Председательствующий судья ФИО8
Копия верна
Председательствующий судья ФИО8
На основании ч.3 ст.107, ч.2 ст.199 ГПК РФ мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
оригинал решения находится в материалах гражданского дела №, хранящегося в Березовском районном суде <адрес> – Югры.