ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-37/2023 от 15.01.2024 Лодейнопольского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2-37/2023

УИД 47RS0010-01-2023-000577-73

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Лодейное Поле 15 января 2024 года

Лодейнопольский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Альшанниковой Л.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Нееловой П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Волховстроевского транспортного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ленинградской области «Лодейнопольская межрайонная больница» об обязании ГБУЗ ЛО «Лодейнопольская межрайонная больница» поставить на баланс посадочную площадку «ХелиДок Лодейное Поле» и привести аэронавигационный паспорт посадочной площадки в соответствие с Порядком разработки и применения аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, утвержденного Приказом Минтранса России от 5 ноября 2020 года N 449

установил:

истец обратился в суд с иском, уточнённым в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ленинградской области «Лодейнопольская межрайонная больница» (далее по тесту – ГБУЗ ЛО «Лодейнопольская МБ» об обязании поставить на баланс посадочную площадку «ХелиДок Лодейное Поле» и привести аэронавигационный паспорт посадочной площадки в соответствие с Порядком разработки и применения аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, утвержденного Приказом Минтранса России от 5 ноября 2020 года N 449.

В обоснование требований истец указал, что Волховстроевской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности полетов на посадочной площадке «ХелиДок Лодейное Поле», в ходе которой установлен ряд нарушений федерального законодательства.

Волховстроевской транспортной прокуратурой выявлено нарушение ГБУЗ ЛО «Лодейнополская МБ» Приказа в части отсутствия приведения в соответствие с требованиями Порядка утверждённого и действующего аэронавигационного паспорта посадочной площадки «ХелиДок Лодейное Поле».

АНП посадочной площадки «ХелиДок Лодейное Поле» не приведен в соответствие с требованиями действующего законодательства, в связи с чем создается угроза безопасности полетов воздушных судов, причинения вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц, нарушается установленный порядок использования воздушного пространства.

В ходе проверки установлено, что вертолетно-посадочная площадка «ХелиДок Лодейное Поле» расположена на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>

Согласно сведениям ФАВТ Росавиация собственником площадки является ГБУЗ ЛО «Лодейнопольская МБ». Однако посадочная площадка на балансе ГБУЗ ЛО «Лодейнопольская МБ» не стоит.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным в протокольной форме к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечены Комитет по здравоохранению Ленинградской области, Вертолетный центр «Хели-драйв».

Третьи лица Комитет по здравоохранению Ленинградской области, Вертолетный центр «Хели-драйф», извещённые о слушании дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении не ходатайствовали.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть материалы дела в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании Волховстроевский транспортный прокурор ФИО4 исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГБУЗ ЛО «Лодейнопольская МБ» ФИО5, выступающий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования не признал в полном объеме, представив суду соответствующий отзыв из которого следует, что на территории ГБУЗ ЛО «Лодейнопольская МБ» нет посадочной площадки. Земля под данные цели не выделялась. По мнению ответчика на спорном земельном участке расположена стоянка автотранспорта, которая в случае экстренной необходимости может быть использована для посадки вертолета в целях срочной транспортировки больного. АНП также никогда не разрабатывался и не согласовывался ГБУЗ ЛО «Лодейнопольская МБ» (л.д.42).

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования истца законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.

Пунктом 3 статьи 261 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 43 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.

В силу пункта 7 статьи 40 Воздушного кодекса Российской Федерации под "посадочной площадкой" понимается участок земли, льда, поверхности сооружения, в том числе поверхности плавучего сооружения, либо акватория, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

Из содержания статьи 48 Воздушного кодекса Российской Федерации следует, что требования, предъявляемые к предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов аэродромам, вертодромам и посадочным площадкам, а также правила их эксплуатации в зависимости от видов полетов воздушных судов и характеристик обслуживаемых воздушных судов, правила борьбы с опасностью, создаваемой объектами животного мира на аэродромах, устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Согласно частям 2 и 5 статьи 49 Воздушного кодекса РФ эксплуатацию аэродрома гражданской авиации, вертодрома гражданской авиации и их соответствие требованиям федеральных авиационных правил обеспечивает оператор, которым признается лицо, владеющее аэродромом гражданской авиации или вертодромом гражданской авиации на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании и эксплуатирующее такой аэродром или такой вертодром в целях обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов.

Посадочные площадки допускаются к эксплуатации, их эксплуатация приостанавливается или они закрываются для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов с даты представления владельцем посадочной площадки уведомления о начале, приостановлении или прекращении деятельности на посадочной площадке в уполномоченный орган в области гражданской авиации, если более поздний срок не указан в уведомлении.

Обеспечение соответствия посадочной площадки требованиям федеральных авиационных правил возлагается на ее владельца (пункт 6 статьи 49 Воздушного кодекса Российской Федерации).

Судом установлено и из материалов дела следует, что Волховстроевской транспортной прокуратурой проведена проверка в отношении ГБУЗ ЛО «Лодейнопольская МБ»об исполнении требований законодательства о безопасности полетов на посадочной площадке «ХелиДок Лодейное Поле».

В ходе проверки установлен ряд нарушений федерального законодательства о безопасности полетов, в т.ч. санитарной авиации.

Согласно сведениям, представленным ГБУЗ ЛО «Лодейнопольская МБ» от ДД.ММ.ГГГГ посадочная площадка расположена на земельном участке с кадастровым номером , который находится в постоянном бессрочном пользовании ГБУЗ ЛО «Лодейнопольская МБ» по адресу: <адрес>л.д.15).

Аэронавигационный паспорт посадочной площадки ХелиДок Лодейное Поле, утвержденный ДД.ММ.ГГГГ, также содержит сведения о собственнике посадочной площадки - ГБУЗ ЛО «Лодейнопольская МБ» по адресу: <адрес>).

В соответствии с пунктами 24, 26 Федеральных правил для аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации и используется экипажами воздушных судов и диспетчерами управления воздушным движением, разрабатывается аэронавигационный паспорт аэродрома (вертодрома, посадочной площадки).

Согласно пункту 1 Порядка разработки и применения аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, утвержденного Приказом Минтранса России от 5 ноября 2020 года N 449 (далее - Порядок), разработку аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации организует оператор аэродрома (вертодрома), владелец посадочной площадки.

Разработка аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) включает в себя процесс формирования аэронавигационных данных, их согласование и оформление в соответствии с типовой схемой аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) согласно приложению N 2 Приказу Минтранса России от 5 ноября 2020 года N 449 (пункт 2 Порядка).

Из содержания пунктов 5, 6, 11 Порядка следует, что операторы аэродромов (вертодромов), владельцы посадочных площадок: обеспечивают достоверность и полноту аэронавигационных данных, содержащихся в аэронавигационном паспорте; утверждают аэронавигационный паспорт при наличии согласований и (или) отчетных материалов от организаций, представивших аэронавигационные данные в аэронавигационный паспорт; направляют утвержденные аэронавигационные паспорта (поправки к ним) в Федеральное агентство воздушного транспорта на бумажном носителе и их копии на электронном носителе для организации официального опубликования.

Пунктом 4 приказа Минтранса России от 5 ноября 2020 года N 449 "Об утверждении Порядка разработки и применения аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, типовых схем аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) и типовых инструкций по производству полетов в районе аэродрома (вертодрома), аэроузла" предусмотрено, что аэронавигационные паспорта аэродромов (вертодромов, посадочных площадок) гражданской авиации подлежат приведению в соответствие с требованиями Порядка разработки и применения аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, при первом внесении в них поправок, но не позднее 1 января 2022 г.

В нарушение норм законодательства аэронавигационный паспорт посадочной площадки ХелиДок Лодейное Поле не приведен в соответствие с Порядком разработки и применения аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, утвержденного Приказом Минтранса России от 5 ноября 2020 года N 449.

В результате неисполнения ответчиком законодательства о безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации в части разработки и утверждения аэронавигационного паспорта посадочной площадки ХелиДок Лодейное Поле создаются предпосылки невозможности эксплуатации указанной площадки при выполнении рейсов воздушными судами гражданской авиации, нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Доводы ответчика о том, что ГБУЗ ЛО «Лодейнопольская МБ» не является собственником посадочной площадки ХелиДок Лодейное Поле опровергаются материалами дела.

То обстоятельство, что ГБУЗ ЛО «Лодейнопольская МБ» ненадлежащим образом оформила свои права собственника на посадочную площадку, не освобождает последнего от исполнения обязанностей, предусмотренных федеральным законодательством.

На основании статьи 56 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Исходя из положений статей 57, 59 и 60 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации, доказательства представляются лицами, участвующими в деле. Суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Как следует из материалов дела, ГБУЗ ЛО «Лодейнопольская МБ» не предоставила в суд доказательств бесспорно свидетельствующих о том, что ответчик не ведет ни какую деятельность, связанную с санавиацией на посадочной площадке по адресу: <адрес>, предусмотренную Федеральными авиационными правилами.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ГБУЗ ЛО «Лодейнопольская МБ», как владелец посадочной площадки ХелиДок Лодейное Поле эксплуатирующий ее по назначению, обязана поставить на баланс посадочную площадку «ХелиДок Лодейное Поле» как нефинансовый актив и привести аэронавигационный паспорт посадочной площадки в соответствие с требованиями действующего федерального законодательства.

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Волховстроевского транспортного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ленинградской области «Лодейнопольская межрайонная больница» об обязании ГБУЗ ЛО «Лодейнопольская межрайонная больница» поставить на баланс посадочную площадку «ХелиДок Лодейное Поле» и привести аэронавигационный паспорт посадочной площадки в соответствие с Порядком разработки и применения аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации (утв. приказом Минтранса России от 05.11.2020 № 449) удовлетворить.

Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ленинградской области «Лодейнопольская межрайонная больница» в течении одного года с момента вступления решения суда в законную силу поставить на баланс посадочную площадку «ХелиДок Лодейное Поле».

Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ленинградской области «Лодейнопольская межрайонная больница» в течении одного года с момента вступления решения суда в законную силу привести аэронавигационный паспорт посадочной площадки в соответствие с Порядком разработки и применения аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, утвержденного Приказом Минтранса России от 5 ноября 2020 года N 449.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Лодейнопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 22 января 2023 года.

Судья Л.В. Альшанникова