ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-38(2)/2014 от 09.04.2014 Аркадакского районного суда (Саратовская область)

 Дело № 2-38 (2)/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 09 апреля 2014 года р.п. Турки

 Аркадакский районный суд Саратовской области в составе

 председательствующего судьи Киреевой В.В.,

 при секретаре Кузине А.В.,

 с участием заместителя прокурора Турковского района Кривошеева Д.Д.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям прокурора Турковского района Саратовской области в защиту интересов неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия контрольно-счетных комиссий Бороно-Михайловского, Студеновского, Каменского муниципальных образований Турковского муниципального района и возложении обязанности устранить нарушения,

 установил:

 Прокурор Турковского района Саратовской области обратился в Аркадакский районный суд Саратовской области в защиту интересов неопределённого круга лиц с заявлениями о признании незаконными бездействия контрольно-счетных комиссий Бороно-Михайловского, Студеновского, Каменского муниципальных образований Турковского муниципального района и возложении обязанности устранить нарушения.

 В заявлениях прокурор указал, что прокуратурой Турковского района в марте 2014 года была проведена проверка деятельности контрольно-счетных комиссий органов местного самоуправления, расположенных на территории Турковского муниципального района. В ходе проверки было установлено, что контрольно-счетные комиссии Бороно-Михайловского, Студеновского, Каменского муниципальных образования Турковского муниципального района не в полной мере соблюдают требования действующего законодательства в части проведения финансово-экономических экспертиз проектов муниципальных актов.

 В судебном заседании заместитель прокурора Турковского района Кривошеев Д.Д. требования, изложенные в заявлении, поддержал и просил признать незаконным бездействие контрольно-счетных комиссий Бороно-Михайловского, Студеновского, Каменского муниципальных образований Турковского муниципального района.

 В обосновании доводов, указанных в заявлениях, заместитель прокурора пояснил, что проведенной проверкой деятельности контрольно-счетных комиссий Бороно-Михайловского, Студеновского, Каменского муниципальных образований были выявлены нарушения, выразившиеся в непроведении финансово-экономических экспертиз проектов муниципальных актов в части, касающейся расходных обязательств муниципальных образований, а также действующих муниципальных программ в истекшем периоде 2014 года. Выявленные нарушения носят длительный характер, поскольку прокуратурой района регулярно принимались меры прокурорского реагирования.

 Реализация контрольно-счетной комиссией своих полномочий в полном объеме, проведение экспертиз всех проектов нормативных правовых актов бюджетного законодательства перед их утверждением, способствует более рациональному расходованию бюджетных средств. Послабление работы контрольно-счетных комиссий может привести к злоупотреблению должностными лицами своими полномочиями, проявлению коррупции на различных уровнях власти.

 На основании изложенного заместитель прокурора Кривошеев Д.Д. просил требования удовлетворить в полном объеме. Признать незаконным бездействие контрольно-счетных комиссий Бороно-Михайловского, Студёновского, Каменского муниципальных образований и обязать их провести экспертизу проектов местного бюджета на 2014 год, а также финансово-экономическую экспертизу проектов муниципальных актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также действующих муниципальных программ.

 Представители заинтересованных лиц - председатели контрольно-счетных комиссий Бороно-Михайловского, Студеновского, Каменского муниципальных образований Турковского муниципального района ФИО3, ФИО4, ФИО5 в судебное заседание не явились, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. Требования, изложенные в заявлениях, признали в полном объеме.

 Выслушав объяснения заместителя прокурора Турковского района, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что обстоятельства, указанные в заявлениях, подтверждены представленными доказательствами, исследованными в судебном заседании.

 В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

 Согласно п.1 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета.

 В силу ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования. Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно.

 В соответствии с п.6 ст.6 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции является одной из мер по профилактике коррупции.

 В силу ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» приоритетное применение мер по предупреждению коррупции является одним из основных принципов, на котором основывается противодействие коррупции в Российской Федерации.

 Согласно п. 9 ч. 10 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

 В п. 1 ст. 157 Бюджетного кодекса РФ установлено, что органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные законодательными (представительными) органами, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и готовят заключения на годовой отчет об исполнении соответствующих бюджетов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, долгосрочных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации.

 Согласно п.1 ст.265 Бюджетного кодекса РФ законодательные (представительные) органы осуществляют следующие формы финансового контроля: предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам; текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами; последующий контроль " в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

 Как было установлено в судебном заседании органами местного самоуправления Бороно-Михайловского, Студёновского, Каменского муниципальных образований был принят ряд муниципальных целевых программ, а именно: муниципальная целевая программа «Профилактика терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории Бороно-Михайловского муниципального образования на 2014 год» муниципальная программа «Повышение безопасности дорожного движения в Бороно-Михайловском муниципальном образовании на 2014 год», муниципальная программа «Профилактика терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории Студеновского муниципального образования на 2014-2016 годы», муниципальная программа «Молодое поколение Студеновского муниципального образования на 2014-2016 годы» муниципальная целевая программа «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности Каменского МО на 2014-2015 годы» муниципальная программа «Молодежь Каменского муниципального образования на 2014-2015 годы» (л.д. 10, 11, 19-20, 30-31).

 В соответствии с Положениями о контрольно-счетных комиссиях Бороно-Михайловского, Студёновского, Каменского муниципальных образований на указанные органы финансового контроля возлагается обязанность по проведению экспертизы проектов местного бюджета, и финансово-экономической экспертизы проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также муниципальных программ (л.д. 8-9, 22-23, 34-35)

 Вместе с тем, как было установлено в ходе судебного заседания, финансово-экономическая экспертиза указанных муниципальных программ в истекшем периоде 2014 года не проводилась. Кроме того, контрольно-счетные комиссии Бороно-Михайловского, Студёновского, Каменского муниципальных образований не проводили финансово-экономическую экспертизу проекта местного бюджета на 2014 год, а также проектов муниципальных актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования. Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями представителей ответчиков, данными в судебном заседании и письменными материалами дела и (л.д. 6, 18, 29).

 В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также в защиту интересов РФ. Поскольку число лиц, права которых могут быть нарушены вследствие бездействия контрольно-счетных комиссий муниципальных образований, установить невозможно, данное исковое заявление предъявляется в интересах неопределенного круга лиц.

 На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что требования прокурора о признании незаконным бездействия контрольно-счетной комиссии Бороно-Михайловского, Студеновского, Каменского муниципальных образований Турковского муниципального района Саратовской области подлежат удовлетворению.

 Суд принимает признание иска ответчиками, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, а поэтому принимает решение об удовлетворении заявленных исковых требований.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

 решил:

 Признать бездействие контрольно-счетных комиссий Бороно-Михайловского, Студеновского, Каменского муниципальных образований Турковского муниципального района, выразившееся в непроведении экспертизы проекта местного бюджета на 2014 год, а также финансово-экономической экспертизы проектов муниципальных актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также действующих муниципальных программ - незаконным.

 Обязать контрольно-счетные комиссии Бороно-Михайловского, Студеновского, Каменского муниципальных образований Турковского муниципального района провести экспертизу проектов местного бюджета на 2014 год, а также финансово-экономическую экспертизу проектов муниципальных актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также действующих муниципальных программ.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд путем подачи жалобы через Аркадакский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда.

 Председательствующий                  В.В. Киреева