Дело № 2-3800/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Саранск 28 ноября 2016 г.
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
судьи Скуратович С.Г.,
при секретаре Пономаревой Е.Н.,
с участием в деле:
истца ФИО3,
третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца ФИО4, ФИО5,
ответчика Администрации городского округа Саранск,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях и возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование иска указано, что 20 апреля 2016 г. он обратился в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях с приложением необходимых документов. 24 мая 2016 г. ответчик отказал истцу в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, мотивируя отказ тем, что представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не истек предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации срок.
На основании изложенного просил признать отказ Администрации городского округа Саранск в принятии истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении необоснованным и возложить на Администрацию городского округа Саранск обязанность поставить истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В заявлении от 22 ноября 2016 истец ФИО3 исковые требования уточнил, просил возложить на Администрацию городского округа Саранск обязанность признать истца и его семью нуждающимися в жилом помещении и поставить на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, включить в очередь на получение государственной субсидии для дальнейшего приобретения жилья.
В заявлении от 28 ноября 2016 г. истец ФИО3 исковые требования уточнил, просил признать незаконным постановление Администрации городского округа Саранск от 24 мая 2016 г. № 1777 в части отказа в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях ФИО3 с составом семьи из двух человек. Возложить на Администрацию городского округа Саранск обязанность принять на учет нуждающихся в жилых помещениях ФИО3 с составом семьи из двух человек: глава семьи ФИО3, жена ФИО4 с 20 апреля 2016 г.
Определением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 28 ноября 2016 г. производство по делу в части требований ФИО3 к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности включить в очередь на получение государственной субсидии для дальнейшего приобретения жилья прекращено в связи с отказом истца от исковых требований.
В судебном заседании истец ФИО3 исковые требования поддержал в полном объеме и по тем же основаниям, указав, что выписка с прежнего места жительства по адресу: <адрес> прописка по новому месту жительства по адресу: <адрес> была вынужденной <данные изъяты>
В судебное заседание третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца ФИО4, ФИО5 не явились, по неизвестным причинам, о дне и месте судебного заседания извещены надлежаще и своевременно. Предоставили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации городского округа Саранск не явился, по неизвестным причинам, о дне и месте судебного заседания извещен надлежаще и своевременно.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации), согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения истца, исследовав письменные доказательства, суд находит, исковые требования ФИО3 не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 12, 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Руководствуясь указанными нормами, имея в виду, что судом созданы все условия для обеспечения принципов состязательности и равноправия сторон, судья разрешает дело на основании представленных и исследованных в судебном заседании доказательств, в пределах заявленных истцами требований и по указанным им основаниям.
20 апреля 2016 г. ФИО3 обратился в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о принятии его семьи, состоящей из двух человек на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, указав, что относится к категории граждан, которые в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами или указами Президента Российской Федерации, имеют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, как молодая семья (л.д. 3).
Постановлением Администрации городского округа Саранск № 1777 от 24 мая 2016 г. ФИО3 отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях в связи с тем, что представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации срок, со ссылкой на пункты 2, 3 части первой статьи 54, статью 53 Жилищного кодекса Российской Федерации (л.д. 5-7).
Данное постановление суд находит законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами «ж», «е», «к» статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, общие вопросы образования и жилищное законодательство отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу части второй статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Правовое регулирование спорных отношений на федеральном уровне осуществляется Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
В статье 26.1 Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определено, что полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью первой статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
В соответствии с пунктами 2, 3 части первой статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего кодекса срок.
В силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
При этом, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 19 апреля 2007 г. № 258-О-О, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Согласно свидетельству о заключении брака П-ЖК № 566555 ФИО3 и ФИО6 вступили в брак 01 августа 2015 г., о чем составлена запись акта о заключении брака № 714, <данные изъяты>
ФИО3 в период с 01 марта 1994 г. по 17 марта 2016 г. был зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, куда был вселен в качестве члена семьи собственника ФИО1, что подтверждается выпиской из домовой книги от 04 октября 2016 г. № 5001000582983 (л.д. 9).
ФИО4 с 19 июля 1986 г. зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, куда была вселена в качестве члена семьи собственника ФИО5, что подтверждается выпиской из домовой книги от 04 октября 2016 г. № 5001000582980 (л.д. 8).
Согласно справке филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Республике Мордовия № 505 от 19 апреля 2016 г. по учетным данным за гражданами ФИО7 и ФИО3 право собственности на недвижимость по городскому округу Саранск по состоянию на 01 декабря 1998 г. в органах БТИ не регистрировалось (л.д. 11).
Из пояснений истца ФИО3 следует, что до заключения брака с ФИО4 они с 2014 г. по февраль 2016 г. проживали с родителями истца, в квартире, расположенной по адресу: <адрес>. Однако, в связи с конфликтной ситуацией вынуждены были переехать к матери ФИО4 в квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
По выписке из домовой книги от 04 октября 2016 г. № 5001000582980 в квартире расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 32,69 кв.м. зарегистрированы три человека: с 15 июля 1981 г. собственник ФИО5, с 19 июля 1986 г. ФИО4 и с 17 марта 2016 г. ФИО3.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права 13 АЕ № 684414 от 18 декабря 2004 г. ФИО5 принадлежит право собственности на однокомнатную квартиру, площадью 34,09 кв.м., расположенную о адресу: <адрес> (л.д. 40). Основанием для выдачи свидетельства о государственной регистрации права является справка ЖСК № о полной выплате паевых взносов от 01 ноября 2004 г. № 18 (л.д. 41).
Согласно выписке из домовой книги от 04 октября 2016 г. № 5001000582983 в квартире расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 64,1 кв.м. зарегистрированы и проживают: с 01 марта 1994 г. собственники ФИО1, ФИО2, а в период с 01 марта 1994 г. по 17 марта 2016 г. в указанном жилом помещении проживал ФИО3
Администрацией городского округа Саранск ФИО3 отказано в постановке его и членов его семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, по тем основаниям, что не истек предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации пятилетний срок со дня совершения гражданами действий, приведших к намеренному ухудшению жилищных условий, а именно, что ФИО3 с 17 марта 2016 г. снят с регистрационного учета по адресу: <адрес> с 17 марта 2016 г. зарегистрировался по адресу: <адрес>.
Кроме того, из пояснений истца ФИО3 следует, что до заключения брака с ФИО4 они с 2014 г. по февраль 2016 г. проживали с родителями истца, в квартире, расположенной по адресу: <адрес>. Однако, в связи с конфликтной ситуацией вынуждены были переехать к матери ФИО4 в квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Квартира, расположенная по адресу: <адрес> передана в общую долевую собственность ФИО1 и ФИО2 по договору передачи от 11 апреля 2005 г. ФИО3 в приватизации указанного жилого помещения участия не принимал. При этом он имеет права проживания и пользования указанным жилым помещением, что подтверждается документами о приватизации жилого помещения, представленными КУ городского округа Саранск «Городское агентство по приватизации жилищного фонда и обмену жилой площади».
В силу части первой статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью первой статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части первой статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Данное разъяснение сделано применительно к ситуации наличия у собственника единственного жилого помещения для проживания.
Таким образом, ФИО3 и его супруга, как член его семьи, имеют право проживания и пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Доказательств, подтверждающих, что ФИО3 и его супруга не пользуются данными правами, вынужденные причины их выселения из жилого помещения в связи с конфликтной ситуацией и неприязненными отношениями, несмотря на разъяснение требований статьи 56 ГПК Российской Федерации, истцом не представлено.
При таких обстоятельствах суд находит, что действия по снятию ФИО3 с регистрационного учета по прежнему адресу и постановке на регистрационный учет по адресу: <адрес> носили формальный характер и целью их совершения было создание искусственной нуждаемости семьи ФИО3 в жилых помещениях для принятия на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях, а следовательно оцениваются как намеренное ухудшение своих жилищных условий
Согласно частям четвертой, пятой статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Решением Саранского городского Совета депутатов от 12 октября 2005 г. № 162 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в г. Саранске» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12,5 кв. метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
С учетом общей площади жилых помещений, находящихся в пользовании ФИО3 и его супруги ФИО4 обеспеченность жилыми помещениями данной семьи составляет 38,82 кв.м.: (64,1:3 + 34,09:2), что превышает учетную норму.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, и учитывая, что с момента совершения действий по намеренному ухудшению жилья, прошло менее пяти лет, суд находит постановление Администрации городского округа Саранск № 1777 от 24 мая 2016 г. в части отказа в принятии его семьи на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях законным, а исковые требования ФИО3 к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях и возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях удовлетворению не подлежат.
Статьей 98 ГПК Российской Федерации предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Учитывая, что истцу ФИО3 отказано в удовлетворении исковых требований в полном объеме, судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 300 рублей, оплаченной по квитанции от 29 сентября 2016 г. возмещению не подлежат.
На основании изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО3 к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия С.Г. Скуратович
мотивированное решение изготовлено 05 декабря 2016 г.