ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3801/16 от 22.09.2016 Красногвардейского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2-3801/16 22 сентября 2016 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе :

председательствующего судьи Вайнонен Е.Э.,

при секретаре Смирновой Т.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Красногвардейского района Санкт-Петербурга к ОАО « Г», Комитету по благоустройству Правительства Санкт-Петербурга, АО « А» об обязании совершить определенные действия,

У с т а н о в и л :

Прокурор Красногвардейского района Санкт-Петербурга, действующий в интересах неопределенного круга лиц, первоначально обратился с настоящим иском к ОАО «Г», Комитету по благоустройству Правительства Санкт-Петербург об обязании Комитет по благоустройству Правительства Санкт-Петербурга и ОАО « Г» обеспечить замену бортовых камней в соответствии с требованиями п.4.4.5 ГОСТ Р 50597-93 на участках автомобильной дороги по адресам : шоссе Революции, д.37 корп.1, шоссе Революции, д.37 корп.2, шоссе Революции, д.41, шоссе Революции, д.45, шоссе Революции, д.102, шоссе Революции, д.84 корп.1, шоссе Революции, д.88, лит.Ж, в течение 45 дней с момента вступления решения суда в законную силу ; обязать ответчиков обеспечить установку и замену бортовых камней в соответствии с требованиями п.4.4.5 ГОСТ Р 50597-93 на участках автомобильной дороги по адресам : шоссе Революции, от дома 73 до дома 87, шоссе Революции, от дома 110 до дома 120 в течение 45 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Прокуратурой Красногвардейского района Санкт-Петербурга совместно с Отделом ГИБДД УМВД России по Красногвардейскому району Санкт- Петербурга в ходе проверки состояния дорожного полотна, а также соответствия требованиям нормативных документов участков дорог, были выявлены нарушения, а именно: отклонение от проектного положения бортового камня на участках автомобильной дороги по адресам : ш. Революции, д.37, корп. 1; ш. Революции, д.37, корп. 2; ш.Революции, д.41; ш. Революции, д.45; ш. Революции, д. 102; ш. Революции, д.84, корп. 1; разрушение бортового камня установлено на участке автомобильной дороги по адресу: Санкт-Петербург, д. 88, лит. Ж по шоссе Революции; установлено отсутствие и разрушение бортового камня на участках автомобильной дороги по адресам: г. Санкт-Петербург, от дома 73 до дома 87 по шоссе Революции; от дома 110 до дома 120 по шоссе Революции. Прокурор полагал, что выявленные им факты свидетельствуют о нарушении прав неопределенного круга лиц на, поскольку указанные выше нарушения создают условия для увечья и гибели участников дорожного движения в результате ДТП ( л.д.2-6).

Заочным решением суда от 15.12.2015 г. исковые требования прокурора

Красногвардейского района Санкт-Петербурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворены в полном объеме ( 1 том л.д.149-154).

Определением суда от 19.04.2016 г. заочное решение суда от 15.12.2015 г. отменено ( 1 том л.д.216-217).

В ходе рассмотрения дела прокурор в порядке ст.39 ГПК РФ 13.09.2016 г. изменены исковые требования, указав в качестве ответчиков ОАО « Г», Комитет по благоустройству Правительства Санкт-Петербурга, АО « А», и просил обязать ответчиков провести работы по ремонту бордюров в соответствии с требованиями п.4.4.5 ГОСТ Р 50597-93 на участках автомобильной дороги по адресам : шоссе Революции, д.37 корп.1, шоссе Революции, д.37 корп.2, шоссе Революции, д.41, шоссе Революции, д.45, шоссе Революции, д.102, шоссе Революции, д.84 корп.1, шоссе Революции, д.88, лит.Ж, в течение 45 дней с момента вступления решения суда в законную силу ; обязать ответчиков устранить отдельные повреждения и замену отдельных разрушенных бордюров в соответствии с требованиями п.4.4.5 ГОСТ Р 50597-93 на участках автомобильной дороги по адресам : шоссе Революции, от дома 73 до дома 87, шоссе Революции, от дома 110 до дома 120, в течение 45 дней с момента вступления решения суда в законную силу ( 2 том л.д.121-125).

Прокурор Красногвардейского района Санкт-Петербурга в лице помощника прокурора Шестаковой М.П. явился, заявленные требования поддержала.

Представитель ответчика ОАО « Г» Степанов А.В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, против иска возражает, поддержал позицию, изложенную в отзыве ( 2 том л.д.138-139).

Представитель ответчика Комитета по благоустройству Правительства Санкт-Петербурга Горобец Н.С., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, против иска возражает, поддержал позицию, изложенную в отзыве ( 2 том л.д.184-186).

Представители АО « А» Ерисова Е.С., Бовдунова М.А., действующие на основании доверенностей, в судебное заседание явились, против иска возражают, поддержали позицию, изложенную в отзыве ( 2 том л.д.177-179).

Представитель третьего лица Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга Сигова Л.Л., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, против иска возражает, поддержала позицию, изложенную в отзыве ( 2 том л.д.44-45,108-109).

Представители третьих лиц ОГИБДД по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга, Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежаще.

Суд полагает возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся участников процесса в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно статье 12 Федерального закона РФ от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.

Статьей 15 Федерального закона РФ от 08.11.2007 года N 257-ФЗ установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В силу положений статьи 17 указанного Закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.

В силу положений статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения в целях обеспечения безопасности дорожного движения; осуществление мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма; участие в организации подготовки и переподготовки водителей транспортных средств; информирование граждан о правилах и требованиях в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий в области обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с положениями статьи 12 указанного Закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Судом по материалам дела установлено, что Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.03.2011 № 300 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге.

Шоссе Революции в силу названного Постановления Правительства является дорогой регионального значения.

В ходе проверки соблюдения состояния дорожного полотна, а также соответствия требованиям нормативных документов участков дорог в Красногвардейском районе выявлены нарушения, как то отклонение от проектного положения бортового камня на участках автомобильной дороги по адресам : ш. Революции, д.37, корп. 1; ш. Революции, д.37, корп. 2; ш.Революции, д.41; ш. Революции, д.45; ш. Революции, д. 102; ш. Революции, д.84, корп. 1; разрушение бортового камня установлено на участке автомобильной дороги по адресу: Санкт-Петербург, д. 88, лит. Ж по шоссе Революции; установлено отсутствие и разрушение бортового камня на участках автомобильной дороги по адресам: г. Санкт-Петербург, от дома 73 до дома 87 по шоссе Революции; от дома 110 до дома 120 по шоссе Революции. Выявленные нарушения подтверждаются актом от 23.07.2015 г.

Между АО «А» и АО «Г» 31.12.2015 заключён договор на выполнение работ по содержанию дорог Калининского и Красногвардейского районов Санкт-Петербурга, включенных в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Санкт- Петербурге, в 2016 году <№>.

Согласно п. 1.1 Договора АО «А» поручает, обязуется принять и оплатить, а Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по содержанию дорог Калининского и Красногвардейского районов Санкт-Петербурга, включенных в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге, в 2016 году.

В соответствии с п. 1.2 Договора ОАО «Г» обязано осуществлять работы по содержанию элементов обустройства дорог в соответствии с разделом IV Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Министерства России от 16.11.2012 № 402 (далее - Классификация работ).

На основании п. п. 2, 4 раздела IV Классификации работ в состав работ по содержанию автомобильных дорог входит устранение повреждений бордюров, а также устранение отдельных повреждений или замена отдельных разрушенных бордюров.

Согласно п. 2.2 Устава Общество осуществляет следующие виды деятельности, в том числе выполнение комплекса работ по текущему ремонту и содержанию дорог и дорожных сооружений, в частности ремонт и сооружение различных типов дорожных ограждений и бордюров, проектно-изыскательные работы для строительства, реконструкции и ремонта, в частности осуществление дорожных ремонтно-строительных работ, работ по благоустройству, асфальтированию и уборке территорий.

Положения п.3 ст.17 и п.3 ст.18 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ устанавливают различия состава и видов работ в рамках ремонта и содержания автомобильных дорог, которые определяются федеральным органом исполнительной власти в « Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» утвержденного приказом Минтранса РФ 16.11.2012 № 402.

На основании п. п. 2, 4 раздела IV Классификации работ в состав работ по содержанию автомобильных дорог входит устранение повреждений бордюров, а также устранение отдельных повреждений или замена отдельных разрушенных бордюров.

Согласно п. 2.2 Устава Общество осуществляет следующие виды деятельности, в том числе выполнение комплекса работ по текущему ремонту и содержанию дорог и дорожных сооружений, в частности ремонт и сооружение различных типов дорожных ограждений и бордюров, проектно-изыскательные работы для строительства, реконструкции и ремонта, в частности осуществление дорожных ремонтно-строительных работ, работ по благоустройству, асфальтированию и уборке территорий.

За период с 01.01.2015 г. по день вынесения судом решения на вышеуказанных участках автомобильной дороги по шоссе Революции работы по содержанию дорог не производились. О необходимости ремонта ответчик Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга ставился в известность.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что указанный участок дороги находится в ненадлежащем состоянии, требованиям ГОСТ 50597-93 не соответствует, требует устранение повреждений бордюров, а также устранение отдельных повреждений или замену отдельных разрушенных бордюров в рамках работ по содержанию дорог.

Как следует из позиции ответчика Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга, изложенной в уточненном отзыве от 22.09.2016 ( 2 том л.д.184-185), комитет согласно вышеуказанного классификатора осуществляет устранение отдельных повреждений, а также замену отдельных разрушенных бортовых камней в рамках работ по содержанию автомобильных дорог.

Несостоятелен довод ответчика о том, что объем бортовых камней, подлежащих замене на спорном участке шоссе Революции, согласно дефектной ведомости АО « Г» составляет более 4000 погонных метров бордюрного камня, ремонт, устранение повреждений, замена бордюров являются работами, относящимися к капитальному ремонту, к сфере деятельности комитета не относятся, в связи с чем комитет является ненадлежащим ответчиком по делу.

Обязанность по капитальному ремонту, ремонту и содержанию дорог общего пользования регионального значения Санкт-Петербурга согласно п.6 ст.3, п.6 ст.12 и п.2 ст.15 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 3 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 №с196-ФЗ « О безопасности дорожного движения» в рамках дорожной деятельности отнесена к полномочиям органов исполнительной власти Санкт-Петербурга. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2010 № 836 « О мерах по совершенствованию государственного управления в области благоустройства и дорожного хозяйства» определено разграничение прав и обязанностей между уполномоченными органами исполнительной власти Санкт-Петербурга в области ремонта и содержания дорог, применительно к ремонту автомобильных дорог. Уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия по ремонту и капитальному ремонту дорог, является Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Правительства Санкт-Петербурга.

В соответствии с Положением о Комитете по благоустройству Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2010 № 836, на комитет возложена функция по обеспечению осуществления дорожной деятельности в части, касающейся содержания автомобильных дорог общего пользования регионального значения Санкт-Петербурга.

В части заявленных к АО « Г» и АО «А» требований суд приходит к следующему.

Судом по материалам дела установлено, что между АО « А» и АО «Г» 31.12.2015 заключен договор на выполнение работ по содержанию дорог Калининского и Красногвардейского районов Санкт-Петербурга, включенных в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Санкт- Петербурге, в 2016 году <№>

Согласно п. 1.1 Договора АО «А» поручает, обязуется принять и оплатить, а Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по содержанию дорог Калининского и Красногвардейского районов Санкт-Петербурга, включенных в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге, в 2016 году.

В соответствии с п. 1.2 Договора ОАО «Г» обязано осуществлять работы по содержанию элементов обустройства дорог в соответствии с разделом IV Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Министерства России от 16.11.2012 № 402 (далее - Классификация работ).

На основании п. п. 2, 4 раздела IV Классификации работ в состав работ по содержанию автомобильных дорог входит устранение повреждений бордюров, а также устранение отдельных повреждений или замена отдельных разрушенных бордюров.

Согласно п. 2.2 Устава Общество осуществляет следующие виды деятельности, в том числе выполнение комплекса работ по текущему ремонту и содержанию дорог и дорожных сооружений, в частности ремонт и сооружение различных типов дорожных ограждений и бордюров, проектно-изыскательные работы для строительства, реконструкции и ремонта, в частности осуществление дорожных ремонтно-строительных работ, работ по благоустройству, асфальтированию и уборке территорий

Между тем, в п.1.2.1 договора указано, что планирование работ по содержанию дорог осуществляется на основании Плана работ по содержанию дорог Калининского и Красногвардейского районов Санкт-Петербурга на каждый месяц. Оплата осуществляется при выполнении подрядчиком работ в соответствии с договором по стоимости ( цене) установленной договором ( п.2.6 договора ). Следовательно, выполнение работ по ремонту дорожного покрытия района производится в соответствии с договором, ежемесячными планами и нормативными документами.

Таким образом, судом установлено, что выполнение работ по ремонту бордюров по адресам, указанным в иске, производится в соответствии с договором, ежемесячными планами и нормативными документами. Оснований для возложения на указанных ответчиков обязанности по проведению работ по ремонту, устранению повреждений, замене бордюров судом не установлено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что обязанность по проведению названных работ на указанных в иске участках автомобильной дороги по шоссе Революции должна быть возложена на ответчика Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга.

В порядке ст.103 ГПК РФ с Комитета по благоустройству Правительства Санкт-Петербурга надлежит взыскать госпошлину в доход бюджета Санкт-Петербурга в размере 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать Комитет по благоустройству Правительства Санкт-Петербурга провести работы по ремонту бордюров в соответствии с требованиями п.4.4.5 ГОСТ Р 50597-93 « Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы» на участках автомобильной дороги по адресам :

- шоссе Революции, д.37 корп.1

-шоссе Революции, д.37 корп.2

-шоссе Революции, д.41

-шоссе Революции, д.45

-шоссе Революции, д.102

-шоссе Революции, д.84 корп.1

-шоссе Революции, д.88, лит.Ж, в течение 45 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Комитет по благоустройству Правительства Санкт-Петербурга устранить отдельные повреждения и замену отдельных разрушенных бордюров в соответствии с требованиями п.4.4.5 ГОСТ Р 50597-93 « Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы» на участках автомобильной дороги по адресам :

- шоссе Революции, от дома 73 до дома 87

-шоссе Революции, от дома 110 до дома 120 в течение 45 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части исковых требований Прокурору Красногвардейского района Санкт-Петербурга отказать.

Взыскать с Комитета по благоустройству Правительства Санкт-Петербурга госпошлину в доход бюджета Санкт-Петербурга в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 27.09.2016 г.