Дело № 2-3802/2018
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Берниковой Е.Г.,
при секретаре Говязовой Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ухте Республики Коми 14 декабря 2018 года гражданское дело по заявлению Сосногорского транспортного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к АО «Комиавиатранс» об обязании осуществить действия,
установил:
Сосногорский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к АО «Комиавиатранс» об обязании в течение года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение эколого - орнитологического обследования аэропорта города Ухта и прилегающей к нему территории в целях определения характера орнитологической обстановки и выявления условий, способствующих концентрации птиц, в соответствии с требованиями п. 8.24 раздела VIII Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2009 № 128 и п.4.1.1, п. 4.1.2, п. 4.1.12, п. 4.1.14 Руководства по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации, утвержденного приказом Министерства гражданской авиации СССР от 26.12.1988 № 209, в обоснование требований указав, что в результате проведенной проверки исполнения требований законодательства в сфере орнитологического обеспечения безопасности полетов в аэропорту Ухта - филиале ответчика, установлено, что аэропорт Ухта соответствует требованиям ФАП «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации, о чем выдан сертификат оператора аэродрома гражданской авиации № ФАВТ.ОА. 4 - 003 от 16.11.2016 года. В нарушение требований воздушного законодательства в целях определения характера орнитологической обстановки на аэродроме Ухта и прилегающей к нему территории и выявления условий, способствующих концентрации птиц, эколого-орнитологическое обследование ответчиком не проводилось. В целях устранения нарушений требований законодательства РФ прокурором 25.05.2018 директору филиала АО «Комиавиавиатранс» «Аэропорт Ухта» вносилось представление. Согласно полученных ответов эколого-орнитологическое обследование на территории аэродрома и приаэродромной территории аэропорта Ухта не проведены в виду отсутствия финансирования на 2018 год.
В судебном заседании прокурор Сурин В.Н. на заявленных требованиях настаивал.
Ответчик АО «Комиавиатранс», надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, о причинах неявки не сообщил, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В связи с этим на основании ч.1 ст.233 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
В представленном письменном отзыве ответчик просил в удовлетворении требований прокурора отказать, поскольку ответчиком предпринимаются меры по обеспечению орнитологической безопасности полетов, вплоть до временного прекращения полетов.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Как следует из доводов иска и не оспаривается ответчиком, что последний что осуществляет деятельность в области авиации, в его эксплуатации находится аэропорт Ухта, о чем выдан сертификат оператора аэродрома гражданской авиации № ФАВТ.ОА. 4 - 003 от 16.11.2016 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Воздушного кодекса Российской Федерации воздушное законодательство Российской Федерации состоит из Воздушного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128 утверждены Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (далее - ФАП № 128).
Согласно п. 1.2 ФАП № 128 настоящие Правила обязательны для исполнения зкеплуатантами и владельцами воздушных судов, зарегистрированных в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, воздушных судов, зарегистрированных в иностранных государствах и включенных в сертификат (свидетельство) эксплуатанта, выданный Российской Федерацией, а также иными физическими и юридическими лицами, осуществляющими организацию, обеспечение, выполнение полетов гражданских воздушных судов и аэронавигационное обслуживание в воздушном пространстве Российской Федерации
В соответствии с п. 8.24 ФАП № 128 орнитологическое обеспечение полетов включает комплекс мероприятий, направленных на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами, и включает, в том числе: орнитологическое обследование района аэродрома; ликвидацию условий, способствующих скоплению птиц на аэродромах, и проведение мероприятий по их отпугиванию; сбор и оценку сведений о фактической орнитологической обстановке в районе аэродрома в целях определения опасности, создаваемой птицами для полетов воздушных судов.
Осуществление орнитологического обеспечения полетов регулируется Руководством по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации, утвержденным приказом МГА СССР от 26.12.88 № 209 (далее -РООП ГА-89).
В соответствии с п. 2.4 РООП ГА-89 орнитологическое обеспечение полетов направлено на предотвращение столкновений ВС с птицами в районах аэродромов и на авиатрассах. В силу п. 2.5 РООП ГА-89 орнитологическое обеспечение полетов представляет собой комплекс мероприятий.
Согласно п. 4.1.1 РООП ГА-89 в целях определения характера орнитологической обстановки на аэродроме и прилегающей к нему территории и выявления условий, способствующих концентрации птиц, осуществляется эколого-орнитологическое обследование.
Пунктом 4.1.2 РООП ГА-89 предусмотрено, что для обследования и составления орнитологических карт-схем и графиков привлекаются специалисты из местных биологических учреждений и работников авиапредприятия.
Пунктом 4.1.12 РООП ГА-89 установлено, что для выявления сезонных особенностей орнитологической обстановки обследование проводится в различные периоды годовой активности птиц: зимний (конец ноября -февраль) - характеризуется относительно простой и стабильной орнитологической обстановкой; весенний (март - май) - период массовой миграции птиц; раннелетний (середина мая - первая половина июля) - период гнездования до появления летающих птенцов; позднелетний (вторая половина июля - август) - период массового вылета птенцов; осенний (сентябрь - ноябрь) - период массовой миграции птиц. Начало и окончание каждого из этих периодов можно определять путем систематических наблюдений, выяснения у местных специалистов-орнитологов, использования данных справочной литературы.
Повторное обследование приаэродромной территории или ее наиболее «птицеопасных» участков предусмотрено примерно 1 раз в 2 - 3 года в связи с тем, что орнитологическая обстановка за это время может значительно измениться. Если аэродром находится в интенсивно осваиваемом человеком районе, то обследование его территории целесообразно повторять ежегодно (п. 4.1.14 РООП ГА-89).
Таким образом, эколого - орнитологическое обследование как обязательное мероприятие орнитологического обеспечения полетов предусматривает его проведение с участием специалистов из местных биологических учреждений, имеющих соответствующее образование и право на проведение данного вида работ.
Такого эколого – орнитологического обследования ответчиком не проводилось. Принятие ответчиком иных мероприятий орнитологического обеспечения полетов, на что ссылается ответчик, не освобождает его от обязанности проводить эколого - орнитологическое обследование с участием специалистов из местных биологических учреждений.
Непринятие ответчиком мер к обеспечению безопасности полетов, направленных на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами, влечет нарушение гарантированных прав неопределенного круга лиц на предоставлении безопасных для жизни и здоровья услуг по перевозке пассажиров воздушным транспортом.
В соответствии с требованиями ст. 150 Гражданского кодекса РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке. Статьей 12 Гражданского кодекса РФ установлено, что способом защиты гражданских прав является, в том числе, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждение к исполнению обязанности в натуре.
При изложенных обстоятельствах требования прокурора подлежат удовлетворению, и суд находит обоснованным предложенный прокурором срок – в течение года со дня вступления решения суда в законную силу, исходя из особенностей проведения эколого – орнитологического обследования.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, ст.237 ГПК РФ, суд
решил:
Требования Сосногорского транспортного прокурора удовлетворить.
Обязать АО «Комиавиатранс» в течение года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение эколого - орнитологического обследования аэропорта города Ухта и прилегающей к нему территории в целях определения характера
орнитологической обстановки и выявления условий, способствующих концентрации птиц, в соответствии с требованиями п. 8.24 раздела VIII Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2009 № 128 и п.4.1.1, п. 4.1.2, п. 4.1.12, п. 4.1.14 Руководства по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации, утвержденного приказом Министерства гражданской авиации СССР от 26.12.1988 № 209.
Ответчик вправе подать в Ухтинский городской суд Республики Коми заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Е.Г. Берникова