ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3802/20 от 23.12.2020 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Решение

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Ретуевой О.Н. при секретаре судебного заседания Шенфельд В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Омской области к БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области», Министерству здравоохранения Омской области об устранении нарушений санитарного законодательства, о возложении обязанности,

установил:

Управление Роспотребнадзора по Омской области обратилось в суд с названным иском. В обоснование требований указано, что специалистами Управления Роспотребнадзора по Омской области проведена плановая выездная проверка деятельности БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области», по результатам которой были выявлены санитарно-эпидемиологические нарушения. БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ, которое выполнено частично. Для проверки исполнения указанного предписания специалистами Управления Роспотребнадзора по Омской области проведена плановая выездная проверка. По результатам которой выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ.

В целях соблюдения Постановлений Главного государственного санитарного врача РФ "Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", "О введении в действие Санитарных правил - СП 1.1.1058-01", "Об утверждении СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» необходимо:

1.В операционной операционного блока стационара БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» обеспечить организацию воздухообмена в соответствии с гигиеническими нормативами для чего:

- задействовать обще-обменную приточную вентиляционную систему с механическим побуждением и обеспечить подачу воздуха в помещение с кратностью воздухообмена по притоку + 10;

- при обеспечении кратности воздухообмена отрегулировать соотношение объема воздуха, удаляемого обще-обменной вытяжной вентиляционной системой с механическим побуждением из помещения операционной, обеспечив удаление воздуха в объеме 40% от общего объеме удаляемого воздуха из верхней зоны и 60% из нижней зоны;

- проведение работ подтвердить производственным контролем, проводимым посредством лабораторно-инструментальных испытаний вентиляционных систем, представив документы в Управление Роспотребнадзора по Омской области;

2. В стационаре БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» обеспечить соблюдение поточности технологических процессов и исключить возможность перекрещивания потоков с различной степенью эпидемиологической опасности операционных операционного блока и операционных, расположенные в палатных отделениях, для чего:

- обеспечить строгое зонирование на стерильную и обще больничную зоны;

-оборудовать санитарные пропускники для персонала, шлюзы, помещения подготовки больного – наркозные, помещения хранения стерильных материалов, выделить отдельные входы для пациентов (через шлюз) и персонала (через санитарный пропускник),

-обеспечить площадь для общепрофильных операционных не менее 36 кв.м. и для проведения ортопедотравматологичсеких мероприятий и нейрохирургических операций не менее 42 кв.м.

3. В стационаре БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» (травматологическое отделение ортопедическое отделение отделение гнойной хирургии, кардиологическое отделение неврологическое отделение, хирургическое отделение , травматологическое отделение хирургическое отделение , терапевтическое отделение ортопедическое отделение , травматологическое отделение обеспечить вместимость палат не более 4 коек.

3. В стационаре БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» обеспечить нормируемую площадь на 1 койку в палатах:

-травматологическое отделение не менее 10 кв.м. на 1 койку,

-ортопедическое отделение не менее 10 кв.м. на 1 койку,

-гинекологическое отделение, отделение гнойной хирургии, кардиологическое отделение не менее 7 кв.м. на 1 койку,

-неврологическое отделение, хирургическое отделение , травматологическое отделение не менее 7 кв.м. на 1 койку,

-хирургическое отделение , урологическое отделение, терапевтическое отделение не менее 7 кв.м. на 1 койку,

ортопедическое отделение , травматологическое отделение не менее 10 кв.м. на 1 койку.

4. В зданиях БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» (стационар и поликлиника) оборудовать помещения для централизованного сбора и временного хранения медицинских отходов класса Б либо участок для обеззараживания медицинских отходов класса Б, обеспечить обеззараживание (дезинфекцию) медицинских отходов класса В физическими методами (термические, микроволновые, радиационные и другие) для дальнейшей передачи для транспортировки.

Со ссылкой на положения Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, а также на Положение о Министерстве здравоохранения Омской области, Устав БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области», истец просит признать незаконной деятельность БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области», выполняемую с нарушениями санитарного законодательства, возложить на БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» обязанность устранить нарушения санитарных правил в срок до 31.12.2021:

1.В операционной операционного блока стационара БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» обеспечить организацию воздухообмена в соответствии с гигиеническими нормативами для чего:

- задействовать обще-обменную приточную вентиляционную систему с механическим побуждением и обеспечить подачу воздуха в помещение с кратностью воздухообмена по притоку + 10;

- при обеспечении кратности воздухообмена отрегулировать соотношение объема воздуха, удаляемого обще-обменной вытяжной вентиляционной системой с механическим побуждением из помещения операционной, обеспечив удаление воздуха в объеме 40% от общего объеме удаляемого воздуха из верхней зоны и 60% из нижней зоны;

- проведение работ подтвердить производственным контролем, проводимым посредством лабораторно-инструментальных испытаний вентиляционных систем, представив документы в Управление Роспотребнадзора по Омской области;

2. В стационаре БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» обеспечить соблюдение поточности технологических процессов и исключить возможность перекрещивания потоков с различной степенью эпидемиологической опасности операционных операционного блока и операционных, расположенные в палатных отделениях, для чего:

- обеспечить строгое зонирование на стерильную и обще больничную зоны;

-оборудовать санитарные пропускники для персонала, шлюзы, помещения подготовки больного – наркозные, помещения хранения стерильных материалов, выделить отдельные входы для пациентов (через шлюз) и персонала (через санитарный пропускник),

-обеспечить площадь для общепрофильных операционных не менее 36 кв.м. и для проведения ортопедотравматологичсеких мероприятий и нейрохирургических операций не менее 42 кв.м.

3. В стационаре БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» (травматологическое отделение , ортопедическое отделение отделение гнойной хирургии, кардиологическое отделение , неврологическое отделение, хирургическое отделение , травматологическое отделение (4 этаж), хирургическое отделение , терапевтическое отделение , ортопедическое отделение , травматологическое отделение обеспечить вместимость палат не более 4 коек.

4. В стационаре БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» обеспечить нормируемую площадь на 1 койку в палатах:

-травматологическое отделение не менее 10 кв.м. на 1 койку,

-ортопедическое отделение не менее 10 кв.м. на 1 койку,

-гинекологическое отделение, отделение гнойной хирургии, кардиологическое отделение не менее 7 кв.м. на 1 койку,

-неврологическое отделение, хирургическое отделение , травматологическое отделение не менее 7 кв.м. на 1 койку,

-хирургическое отделение , урологическое отделение, терапевтическое отделение не менее 7 кв.м. на 1 койку,

ортопедическое отделение , травматологическое отделение не менее 10 кв.м. на 1 койку.

5. В зданиях БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» (стационар и поликлиника) оборудовать помещения для централизованного сбора и временного хранения медицинских отходов класса Б либо участок для обеззараживания медицинских отходов класса Б,

а так же обязать на постоянной основе обеспечить обеззараживание (дезинфекцию) медицинских отходов класса В физическими методами (термические, микроволновые, радиационные и другие) для дальнейшей передачи для транспортировки.

Просит так же обязать Министерство здравоохранения Омской области осуществить финансирование БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» в объеме, необходимом для устранения в указанные сроки нарушений требований законодательства с санитарном эпидемиологическом благополучии населения.

Представитель истца Управления Роспотребнадзора по Омской области, действующая по доверенности Малицкая М.И., в судебном заседании требования иска поддержала по доводам заявления.

Представитель БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области», действующая по доверенности Бутакова О.С., иск не признала, представлен отзыв на иск (т. 2). Дополнительно указала по п. 1 требований иска, что осуществлен частичный ремонт вентиляционной системы операционной , который не закончен ввиду с мероприятиями по оказанию специализированной медицинской помощи гражданам с подозрением или подтвержденной коронавирусной инфекцией. В местах проведения ремонтных работ расположена «красная зона». По пунктам 2, 3, 4 требований указала, что учреждение не имеет средств для исполнения данных пунктов, в настоящее время на основании адресной инвестиционной программы Омской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной Законом Омской области от 19.12.2019 N 2219-ОЗ "Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", осуществляется проектирование объекта для строительства нового операционного корпуса. Указала, что п. 5 требований выполнен, о чем истец уведомлен. По п. 6 требований полагала, что оснований для удовлетворения иска не имеется, поскольку учреждение химическим методом осуществляет обеззараживание (дезинфекцию) медицинских отходов класса В. Физическими методами обеззараживание указанных отходов не производится ввиду дороговизны оборудования.

Представитель БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области», действующий по доверенности Конторин А.Г., дал суду аналогичные пояснения.

Представитель Министерства здравоохранения Омской области, действующая по доверенности Сысоева О.С., в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление. Полагала, что не имеется оснований для возложения на министерство субсидиарной ответственности. Министерство здравоохранения Омской области как главный распорядитель бюджетных средств может быть привлечено лишь к субсидиарной ответственности в определенных законом случаях. Обязанность обеспечивать соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов не может быть возложена на Министерство. Министерство не осуществляет непосредственно медицинскую деятельность, следовательно, обязанность по обеспечению соблюдения государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов может быть возложена только на БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» с учетом осуществляемой им медицинской деятельности и в силу использования соответствующих зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования. Объем финансового обеспечения выполнения государственного задания учреждения составил в ДД.ММ.ГГГГ году 102 149 544,49 руб. в 2018 – 96 035 009,42 руб., 2019 – 106 340 015,16 руб., в 2020 – 67 719 248,28 руб. В ДД.ММ.ГГГГ учреждению в рамках субсидий на иные цели выделялись средства по коду субсидий 006.20.9887 «Обеспечение мероприятий по капитальному ремонту зданий, сооружений, включая замену и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения, в том числе проектно-изыскательских работ, и благоустройству территории государственных учреждений Омской области» в сумме 5 433 922,47 руб., по коду субсидии «на приобретение оборудования, мебели и транспортных средств для государственных учреждений Омской области» в сумме 4 653 000,0 руб., в ДД.ММ.ГГГГ по коду субсидии – 6 028 614,6 руб., по коду субсидии – 11 500 000 руб., в ДД.ММ.ГГГГ коду субсидии – 5 117 729,93 руб., по коду субсидии – 6 205 112 руб. В рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Омской области на соответствующие годы фактический объем финансирования учреждения в системе ОМС составил в ДД.ММ.ГГГГ – 639 450 318,70 руб., в ДД.ММ.ГГГГ – 788 835 004,49 руб., в ДД.ММ.ГГГГ – 835 561 363,96 руб., в ДД.ММ.ГГГГ – 68 167 692,43 руб. Учреждение оказывает платные медицинские услуги. Фактический объем средств от приносящей доход деятельности составил в ДД.ММ.ГГГГ – 120 098 510,32 руб., в ДД.ММ.ГГГГ – 136 369 780,61 руб., в ДД.ММ.ГГГГ – 147 445 514,67 руб., в ДД.ММ.ГГГГ – 69 882 711,65 руб. По п. 6 требований полагала, что учреждение имело возможность заключить договор аренды оборудования для обеззараживания (дезинфекции) медицинских отходов класса В. Просит в иске к Министерству здравоохранения Омской области отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Правовое регулирование в сфере обеспечения санитарного - эпидемиологического благополучия в РФ основано на Конституции РФ и включает в себя Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы санитарной безопасности.

Санитарно-эпидемиологические требования согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами РФ, и техническими регламентами.

Положениями ст. 2 данного Федерального закона установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно ст. 11 указанного Федерального закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

В силу ч. 3 ст. 39 названного закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Статьей 9 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации, организации социального обслуживания и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пп. 2 п. 5 ст. 19 указанного Федерального закона пациент имеет право на профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, здорового питания, в области организации питания, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

Приказом Роспотребнадзора от 09.07.2012 №700 утверждено Положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области, согласно п. 1 которого территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области, осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Согласно материалам дела, Управлением Роспотребнадзора по Омской области с ДД.ММ.ГГГГ в отношении БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» проводились плановые проверки, составлялись акты и выдавались предписания для устранения нарушений требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (л.д. 66-142, 144-156 т.1), требования которых исполнены частично.

В ходе проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 42-65 т.1) в отношении БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» установлены нарушения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» установлено:

- в операционной операционного блока стационара БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» не обеспечена организация воздухообмена в соответствии с гигиеническими нормативами.

- в стационаре БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» (травматологическое отделение ), ортопедическое отделение отделение гнойной хирургии, кардиологическое отделение , неврологическое отделение, хирургическое отделение , травматологическое отделение хирургическое отделение , терапевтическое отделение , ортопедическое отделение , травматологическое отделение ) не обеспечена вместимость палат не более 4 коек.

- в стационаре БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» не обеспечена нормируемая площадь на 1 койку в палатах:

-травматологическое отделение не менее 10 кв.м. на 1 койку,

-ортопедическое отделение не менее 10 кв.м. на 1 койку,

-гинекологическое отделение, отделение гнойной хирургии, кардиологическое отделение не менее 7 кв.м. на 1 койку,

-неврологическое отделение, хирургическое отделение , травматологическое отделение не менее 7 кв.м. на 1 койку,

-хирургическое отделение , урологическое отделение, терапевтическое отделение не менее 7 кв.м. на 1 койку,

-ортопедическое отделение , травматологическое отделение не менее 10 кв.м. на 1 койку.

- в зданиях БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» (стационар и поликлиника) не оборудованы помещения для централизованного сбора и временного хранения медицинских отходов класса Б либо участок для обеззараживания медицинских отходов класса Б, не обеспечено обеззараживание (дезинфекция) медицинских отходов класса В физическими методами (термические, микроволновые, радиационные и другие) для дальнейшей передачи для транспортировки.

Из акта проверки также следует, что в стационаре БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» не обеспечено соблюдение поточности технологических процессов, необходимо исключить возможность перекрещивания потоков с различной степенью эпидемиологической опасности операционных операционного блока и операционных, расположенные в палатных отделениях, строго зонировать на стерильную и обще больничную зоны; оборудовать санитарные пропускники для персонала, шлюзы, помещения подготовки больного – наркозные, помещения хранения стерильных материалов, выделить отдельные входы для пациентов (через шлюз) и персонала (через санитарный пропускник), обеспечить площадь для общепрофильных операционных не менее 36 кв.м. и для проведения ортопедотравматологичсеких мероприятий и нейрохирургических операций не менее 42 кв.м.

Согласно акту в операционных изолированного операционного блока (2 этаж) отсутствуют помещения подготовки больного – наркозные, недостаточно материальных помещений; в операционных ), не обеспечено строгое зонирование на стерильную и обще больничную зоны, отсутствуют шлюзы, санитарные пропускники для персонала, помещения хранения стерильных материалов, не выделены отдельные входы для пациентов (через шлюз) и персонала (через санитарный пропускник), отсутствуют помещения подготовки больного – наркозные; занижена площадь операционных (<данные изъяты> кв.м.).

В отношении БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (л.д. 53-57 т.1), выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 61-65 т.1).

Обращаясь в суд с настоящим иском, Управление Роспотребнадзора по Омской области в обоснование своей позиции указало на выявленные нарушения, допущенные БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» при исполнении законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, которые истец просил устранить.

Оценивая доводы стороны истца о необходимости соблюдения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, возложении обязанности на БУЗО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» устранить выявленные нарушения и возражения ответчика БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» суд исходит из следующего.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58 "Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" предусмотрено:

П. 1.7. Администрация ООМД обязана организовать производственный контроль за соблюдением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов с проведением лабораторно-инструментальных исследований и измерений в соответствии с действующими нормативными документами.

П. 6.8. Классы чистоты, допустимые уровни бактериальной обсемененности воздушной среды, допустимая температура и рекомендуемые кратности воздухообмена помещений медицинских организаций принимаются в соответствии с приложением 3.

П. 6.10. Кратность воздухообмена определяется исходя из расчетов обеспечения заданной чистоты, температуры и относительной влажности воздуха. Скорость движения воздуха в палатах и лечебно-диагностических кабинетах принимается от 0,1 до 0,2 м/сек. В помещениях классов чистоты А и Б относительная влажность не должна превышать 60%.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18

"О введении в действие Санитарных правил - СП 1.1.1058-01" предусмотрено:

П. 1.5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

П. 2.1. Производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

П. 2.2. Целью производственного контроля является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением.

П. 2.3. Объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления.

П. 2.4. Производственный контроль включает в том числе: осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

Требования пункта 1 просительной части иска возлагают обязанность на учреждение в операционной операционного блока стационара обеспечить организацию воздухообмена в соответствии с гигиеническими нормативами задействовав обще-обменную приточную вентиляционную систему с механическим побуждением и обеспечив подачу воздуха в помещение с кратностью воздухообмена по притоку + 10; при обеспечении кратности воздухообмена отрегулировать соотношение объема воздуха, удаляемого обще-обменной вытяжной вентиляционной системой с механическим побуждением из помещения операционной, обеспечив удаление воздуха в объеме 40% от общего объеме удаляемого воздуха из верхней зоны и 60% из нижней зоны; проведение работ подтвердить производственным контролем, проводимым посредством лабораторно-инструментальных испытаний вентиляционных систем, представив документы в Управление Роспотребнадзора по Омской области.

Несогласие ответчика с пунктом 1 заключается в том, что в настоящее время в указанном помещении расположена «красная зона» в связи с проводимыми мероприятиями по лечению пациентов с новой коронавирусной инфекцией, что подтверждают приказом от ДД.ММ.ГГГГ (т. 2), поэтому работу проведены (указанное оборудование установлено в штатных местах), но не в полном объеме и завершить их возможно только после завершения мероприятиями по лечению указанных пациентов.

Из материалов дела следует (т. 2), что на основании договора поставки от ДД.ММ.ГГГГ БУЗО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» приобретено оборудование для организации воздухообмена в операционной операционного блока стационара.

В материалы дела стороной ответчика не представлены доказательство того, что приобретенное оборудование для организации воздухообмена установлено в операционной операционного блока стационара, о проведении ответчиком производственного контроля, в том числе путем осуществления (организации) лабораторных исследований и испытаний.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ БУЗО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» утвержден комплекс мероприятий по перепрофилированию стационара в целях организации и выполнения мероприятий по лечению пациентов с новой коронавирусной инфекцией (т. 2).

Вместе с тем, указанное обстоятельство не свидетельствует о том, что организация воздухообмена не должна осуществляться в соответствии с гигиеническими нормативами, об отсутствии необходимости в проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в том числе путем осуществления (организации) лабораторных исследований и испытаний, в связи с чем доводы стороны ответчика подлежат отклонению.

При этом, введение комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Омской области не препятствует БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» обратиться в установленном порядке в суд об отсрочке, рассрочке исполнения решения суда до отмены мероприятий по лечению пациентов с новой коронавирусной инфекцией и до нормализации эпидемиологической обстановки на территории субъекта РФ.

СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" так же предусмотрено:

П. 3.3 Структура, планировка и оборудование помещений должны обеспечивать поточность технологических процессов и исключать возможность перекрещивания потоков с различной степенью эпидемиологической опасности.

П 10.4.2 В операционных блоках предусматривается строгое зонирование внутренних помещений на стерильную зону (операционные), зону строгого режима (предоперационные, помещение подготовки больного - наркозная, помещения хранения стерильных материалов и другие вспомогательные помещения, для которых соблюдается режим санитарного пропускника для входа персонала), зону общебольничного режима (шлюз). В шлюзе персонал отделения, сопровождающий пациента, перекладывает его с каталки отделения на каталку операционного блока. Далее персонал операционного блока перевозит пациента в операционную. Зона общебольничного режима (после шлюза) отделяется от остальных помещений операционного блока "красной чертой".

П. 10.4.3. Вход персонала других отделений за "красную черту" запрещен. При необходимости персонал других отделений должен проходить в операционный блок через санитарные пропускники с соблюдением всех требований санитарной обработки.

П. 10.4.4 В операционные блоки предусматриваются раздельные входы для пациентов (через шлюз) и персонала (через санитарный пропускник). В операционные персонал входит через предоперационные, пациенты доставляются через помещение подготовки больного (наркозная) или из коридора оперблока.

Согласно пп. 84, 85 п. 3.3 приложения №1 специфические помещения отдельных структурных подразделений предусматривают, что операционные блоки, отделения реанимации и интенсивной терапии должны иметь площадь: операционная общепрофильная (в т.ч. эндоскопическая и лапароскопическая) – 36 кв.м., операционная для проведения ортопедо-травматологических и нейрохирургических операций – 42 кв.м.

В силу п. 10.2.3 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" вместимость палат следует принимать не более 4 коек.

При этом, согласно п. 10.2.1 минимальную площадь палат лечебных организаций следует принимать в соответствии с приложением 1, т.е. ортопедотравматологические – 10 кв.м. на 1 койку, прочие, в том числе предродовые 7 кв.м.

Факт не соблюдения указанных требований стороной ответчика не оспаривается, нормируемая вместимость палат не более 4 коек в стационаре БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области»: (травматологическое отделение ортопедическое отделение отделение гнойной хирургии, кардиологическое отделение (3 этаж), неврологическое отделение, хирургическое отделение , травматологическое отделение хирургическое отделение , терапевтическое отделение (5 этаж), ортопедическое отделение , травматологическое отделение не обеспечена. В стационаре так же не обеспечена нормируемая площадь на 1 койку в палатах: травматологического отделения (необходимо не менее 10 кв.м. на 1 койку), ортопедического отделения (необходимо не менее 10 кв.м. на 1 койку), гинекологического отделения, отделения гнойной хирургии, кардиологического отделения <данные изъяты> (необходимо не менее 7 кв.м. на 1 койку), неврологического отделения, хирургического отделения , травматологического отделения (необходимо не менее 7 кв.м. на 1 койку), хирургического отделения , урологического отделения, терапевтического отделения (5 этаж) (необходимо не менее 7 кв.м. на 1 койку), ортопедического отделения , травматологического отделение (необходимо не менее 10 кв.м. на 1 койку).

Однако, как указывается стороной ответчика, для исполнения п. 2, 3, 4 требований иска в здании, занимаемом БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» необходима реконструкция, что повлечет за собой закрытие учреждения. В настоящее время осуществляется проектирование объекта «Строительство операционного корпуса по <адрес> что позволит соблюсти нормативные требования по соблюдению поточности технологических процессов, исключит возможность перекрещивания потоков, даст возможность обеспечить нормируемую вместимость палат и нормируемую площадь на 1 койку.

Доводы заявителя о нецелесообразности возложения на учреждение обязанности исполнить п.2, 3, 4 судом отклоняются, так как в пункте 1.2 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 прямо указано, что они обязательны для исполнения на территории Российской Федерации при эксплуатации объектов здравоохранения.

При этом доказательство не возможности разделения потоков персонала и пациентов, относительно иных помещений, а также не возможности соблюдения нормируемой площади палат и нормируемой площади на 1 койку за счет иных помещений стороной ответчика суду не представлено.

Постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013 N 265-п "Об утверждении государственной программы Омской области "Развитие здравоохранения Омской области" предусмотрены мероприятия по строительству операционного корпуса по <адрес>, срок реализации ДД.ММ.ГГГГ год.

Что касается строительства нового здания операционного корпуса, данный довод так же не может быть принят во внимание, так как суд при рассмотрении заявленных требований оценивает существующую ситуацию, и вероятность ее изменения в будущем не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Указанный корпус не построен, эксплуатация действующего корпуса не прекращена, в связи с чем действующий корпус подлежит приведению в соответствие с нормами действующего законодательства.

Относительно п. 5,6 требований иска суд отмечает следующее.

В силу п. 11.24 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" сбор, временное хранение и удаление отходов различных классов опасности в ООМД осуществляются в соответствии с санитарными правилами по обращению с медицинскими отходами.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 N 163 утверждены СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами".

П. 4.10 предусмотрено, что отходы класса Б подлежат обязательному обеззараживанию (дезинфекции)/обезвреживанию. Выбор метода обеззараживания/обезвреживания определяется возможностями организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, и выполняется при разработке схемы обращения с медицинскими отходами.

В случае отсутствия в организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, участка по обеззараживанию/обезвреживанию отходов класса Б или централизованной системы обезвреживания медицинских отходов, принятой на административной территории, отходы класса Б обеззараживаются персоналом данной организации в местах их образования химическими/физическими методами.

Согласно п. 4.16 медицинские отходы класса Б из подразделений в закрытых одноразовых емкостях (пакетах) помещают в контейнеры и затем в них перемещают на участок по обращению с отходами или помещение для временного хранения медицинских отходов до последующего вывоза транспортом специализированных организаций к месту обеззараживания/обезвреживания. Доступ посторонних лиц в помещения временного хранения медицинских отходов запрещается.

Контейнеры должны быть изготовлены из материалов, устойчивых к механическому воздействию, воздействию высоких и низких температур, моющих и дезинфицирующих средств, закрываться крышками, конструкция которых не должна допускать их самопроизвольного открывания.

П. 4.21 предусматривает, что отходы класса В подлежат обязательному обеззараживанию (дезинфекции) физическими методами (термические, микроволновые, радиационные и другие). Применение химических методов дезинфекции допускается только для обеззараживания пищевых отходов и выделений больных, а также при организации первичных противоэпидемических мероприятий в очагах. Выбор метода обеззараживания (дезинфекции) осуществляется при разработке схемы сбора и удаления отходов. Вывоз необеззараженных отходов класса В за пределы территории организации не допускается.

П. 4.24 предусматривает, что после заполнения пакета не более чем на 3/4 сотрудник, ответственный за сбор отходов в данном медицинском подразделении, с соблюдением требований биологической безопасности завязывает пакет или закрывает с использованием бирок-стяжек или других приспособлений, исключающих высыпание отходов класса В. Твердые (непрокалываемые) емкости закрываются крышками. Перемещение отходов класса В за пределами подразделения в открытых емкостях не допускается.

П. 5.3 предусматривает, что отходы класса В обеззараживаются только децентрализованным способом, хранение и транспортирование необеззараженных отходов класса В не допускается.

П. 5.4 предусматривает, что физический метод обеззараживания отходов классов Б и В, включающий воздействие водяным насыщенным паром под избыточным давлением, температурой, радиационным, электромагнитным излучением, применяется при наличии специального оборудования - установок для обеззараживания медицинских отходов.

П. 6.4 предусматривает, что накопление и временное хранение необеззараженных отходов классов Б и В осуществляется раздельно от отходов других классов в специальных помещениях, исключающих доступ посторонних лиц. В небольших медицинских организациях (здравпункты, кабинеты, фельдшерско-акушерские пункты и так далее) допускается временное хранение и накопление отходов классов Б и В в емкостях, размещенных в подсобных помещениях (при хранении более 24-х часов используется холодильное оборудование). Применение холодильного оборудования, предназначенного для накопления отходов, для других целей не допускается.

Как следует из пояснений стороны ответчика п. 5 требования учреждением выполнен, о чем истец поставлен в известность письмом от ДД.ММ.ГГГГ; во исполнение п. 6 требований иска учреждение применяет химический метод обеззараживания отходов класса В, полагает данный метод достаточным. Указывает так же, что для приобретения установки позволяющей осуществить физический метод обеззараживания отходов класса В требуется 1 603 000 руб., а учреждение такими денежными средствами не располагает.

С указанными доводами суд согласиться не может.

Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» и ИП ФИО8 (исполнитель), последний обязуется выполнить работы по разработке проектно-сметной документации на устройство дверного проема в помещении цокольного этажа для сбора и временного хранения медицинских отходов класса Б по адресу <адрес> (т.2).

Платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» произвело ИП ФИО8 оплату в сумме 14833, 35 руб. по договору от ДД.ММ.ГГГГ.

Из акта от ДД.ММ.ГГГГ вышеназванная услуга оказана в полном объеме, у БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» претензий не имеется.

В соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» и ООО «Престиж ЛТФ» (подрядчик), последнее обязуется выполнить работы по устройству дверного проема и перегородок в помещении цокольного этажа для сбора и временного хранения медицинских отходов класса Б по адресу <адрес> (т.2).

Материалы дела не содержат сведений об оплате работ по договору от ДД.ММ.ГГГГ. Акт выполненных работ по договору от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком суду не предоставлен.

По мнению суда, уведомление истца о факте выполнения мероприятий, наличие указанного договора от ДД.ММ.ГГГГ в отсутствие сведений о принятых работах, об оплате работ, а также в отсутствие сведений об оборудовании помещения для сбора и временного хранения медицинских отходов класса Б соответствующими контейнерами с закрывающимися крышками, конструкция которых не допускает их самопроизвольного открывания, не свидетельствует об исполнении учреждением мер для оборудования помещения для централизованного сбора и временного хранения медицинских отходов класса Б.

Таким образом, у суда отсутствуют основания считать, что ответчиком приняты меры для надлежащего оборудования помещения для централизованного сбора и временного хранения медицинских отходов класса Б.

Довод ответчика о применении химического метода обеззараживания отходов класса В, судом во внимание так же принят быть не может, поскольку отходы класса В подлежат обязательному обеззараживанию (дезинфекции) физическим методом (термический, микроволновый, радиационный и другие). Применение химического метода обеззараживания, как указано в СанПиН 2.1.7.2790-10, допускается только пищевых отходов и выделений больных, а также при организации первичных противоэпидемических мероприятий в очагах.

К медицинским отходам класса B относятся: материалы, контактировавшие с больными инфекционными болезнями, отходы лабораторий, фармацевтических и иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 1 - 2 групп патогенности, отходы лечебно-диагностических подразделений фтизиатрических стационаров (диспансеров), загрязненные мокротой пациентов, отходы микробиологических лабораторий.

Поскольку к первичным противоэпидемическим мероприятиям в очагах относится изоляция больного, то проведение лабораторных исследований к первичным мерам отношения не имеет, соответственно применение учреждением химического метода ко всем отходам класса В, в том числе и к отходам лабораторий, отходам стационаров, нельзя признать обоснованным.

Сопоставив предпринятые надзорным органом действия по проверке деятельности учреждения здравоохранения, итоговые результаты проверок, при том, что фактическое наличие выявленных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства ответчиком БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» по существу опровергнуто не было, достоверность нарушений не оспорена, учитывая законодательно закрепленную обязанность бюджетного учреждения соблюдать требования санитарного законодательства, суд считает доказанным факт нарушения БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» санитарного законодательства при осуществлении медицинской деятельности.

Обязанность по недопущению и устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства существовала с 2017 года, между тем, до настоящего времени нарушения не устранены, чем нарушаются права пациентов лечебного учреждения на охрану здоровья, а также требования Закона N 52-ФЗ. Устранение допущенных нарушений санитарного законодательства приведет к восстановлению нарушенных прав неопределенного круга лиц на получение медицинской помощи в условиях, отвечающих требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.

Требования Управления в части возложения на БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» обязанности по соблюдению учреждением требований указанных выше правовых актов соответствуют требованиям действующего законодательства, являются законными и обоснованными.

Оценивая доводы представителя Управления относительно возложения обязанности на Министерство здравоохранения Омской области осуществить финансирование БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» в объеме необходимом для устранения нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства и возражения Министерства, суд исходит из следующего.

В общем виде нормативное регулирование в области санитарной безопасности предполагает соблюдение уполномоченными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями и гражданами установленных и обязательных для исполнения требований санитарной безопасности.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством РФ.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в. целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

В пункте 2 указанной статьи установлено, что бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Согласно п. 1.2. Устава функции учредителя БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» осуществляет Омская область. При этом функции учредителя от имени Омской области в пределах своих полномочий осуществляет Министерство здравоохранения Омской области (как отраслевой орган исполнительной власти Омской области).

Недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, находящееся в собственности Омской области и во владении и пользовании БУЗОО «КОД» передано учреждению на праве оперативного управления (п. 3.1 Устава).

Согласно п. 3.12 Устава контроль за использованием по назначению и сохранностью закрепленного за БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» на праве оперативного управления имущества осуществляется Министерством имущественных отношений Омской области и Министерством здравоохранения Омской области (как отраслевым органом исполнительной власти Омской области).

Соответственно, объем ответственности Министерства здравоохранения Омской области за выявленные в БУЗОО нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства определяется тем, что данный государственный орган по отношению к подведомственному медицинскому учреждению осуществляет функции учредителя и является главным распорядителем денежных средств.

Полномочия Министерства здравоохранения как главного распорядителя, в том числе осуществление внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в соответствии с законодательством, закреплены в Положении о Министерстве здравоохранения Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 13.11.2007 № 133. Реализуя предоставленные полномочия, Министерство здравоохранения Омской области, являясь органом исполнительной власти Омской области, реализует также полномочия собственника и учредителя (Омской области) и обеспечивает проведение государственной политики на территории Омской области в сфере охраны здоровья населения Омской области.

Статьей 38.1 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации.

В соответствии со ст. 158 БКРФ, главный распорядитель бюджетных средств, в том числе, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета, формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания.

Согласно постановлению Правительства Омской области от 13.05.2009 № 85-п «Об установлении подведомственности получателей средств областного бюджета» главным распорядителям средств областного бюджета, являющимся органами исполнительной власти Омской области, подведомственны получатели средств областного бюджета -территориальные органы указанных органов, обладающие правами юридического лица, казенные учреждения Омской области, бюджетные учреждения Омской области (за исключением бюджетных учреждений Омской области, которым предоставляются из областного бюджета субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ), и на иные цели), в отношении которых указанные органы осуществляют функции учредителя в качестве отраслевых органов исполнительной власти Омской области.

Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности по устранению нарушений требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения на учредителя юридического лица в лице соответствующего отраслевого органа. Имущественная ответственность медицинского учреждения по своим обязательствам не освобождает Министерство здравоохранения Омской области как отраслевой орган от обязанности по финансовому обеспечению деятельности учреждения.

Обязанность по устранению выявленных нарушений на Министерство суд возлагает в связи с отсутствием необходимых средств у бюджетного учреждения. Несоответствие зданий и помещений учреждения требованиям санитарного законодательства создает угрозу причинению вреда жизни и здоровью пациентов.

Доводы представителя Министерства о том, что одним из обязательных условий привлечения собственника имущества БУ к субсидиарной ответственности по долгам учреждения является недостаточность имущества и лишь по обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам, основанием к отказу в иске в указанной части явиться не могут.

В данном случае на Министерство возложена обязанность не по долгам бюджетного учреждения, а в связи с необходимостью устранения выявленных нарушений законодательства.

При этом реализация полномочий органов государственной власти в рассматриваемой области действующим законодательством не ставится в зависимость от наличия, финансовой возможности. На Министерство должна быть возложена обязанность по устранению нарушений с учетом недостаточности имеющихся у бюджетного учреждения (выделенных ему) денежных средств. Указанное отвечает требованиям об обязательной исполнимости судебных актов (ст. 13 ГПК РФ), соответствует положениям Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Гражданского кодекса РФ, в том числе ст. 210 Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ).

Вместе с тем, мероприятия по устранению выявленных нарушений можно дифференцировать на две группы: требующие финансового вмешательства и не нуждающиеся в денежном обеспечении, в связи с чем доводы иска о возложении на Министерство обязанности по финансированию всех мероприятий в полном объеме является необоснованными.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулирует Федеральный закон от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".

Обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования (пункт 1 статьи 3 Федерального закона N 326-ФЗ).

Согласно ч. 7 ст. 35 Федерального закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.

Мероприятия по обеспечению соблюдения поточности технологических процессов, исключению возможности перекрещивания потоков с различной степенью эпидемиологической опасности операционных операционного блока и операционных, расположенные в палатных отделениях, строгом зонировании на стерильную и обще больничную зоны; оборудованию санитарных пропускников для персонала, шлюзы, помещения подготовки больного – наркозные, помещения хранения стерильных материалов, выделении отдельных входов для пациентов (через шлюз) и персонала (через санитарный пропускник), обеспечение площадью для общепрофильных операционных не менее 36 кв.м. и для проведения ортопедотравматологичсеких мероприятий и нейрохирургических операций не менее 42 кв.м. в целях устранения выявленных нарушений, применительно к положениям ч. 7 ст. 35 вышеназванного закона в структуру тарифа на оплату медицинской помощи не входит и должно финансироваться за счет бюджетных ассигнований областного и местного бюджетов (в соответствии со ст. 16 Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", ст. 29 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

Министерство, являясь обязанным лицом по финансированию учреждения, обязано принимать участие в организации строительства и реконструкции зданий, сооружений и иных объектов для государственных учреждений Омской области, подведомственных Министерству, участвовать в разработке и реализации программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Омской области, в том числе путем выявления и устранения иных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности подведомственных ему учреждений.

В этой связи ссылки ответчика на финансирование бюджетного учреждения, в том числе за счет средств обязательного медицинского страхования (одноканальное финансирование, предусматривающее включение всех расходов в структуру тарифа на оплату медицинской помощи), на возможность осуществления учреждением иной деятельности, приносящей доход, основанием для иных выводов во всяком случае не являются.

Поскольку контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества в пределах своей компетенции осуществляет отраслевой орган (Министерство здравоохранения по Омской области), на последнем в любом случае лежала обязанность по своевременному выявлению нарушений и принятию мер к их устранению. Поскольку выявленные нарушения не были своевременно устранены, обязанность по финансированию устранения нарушений по соблюдению поточности технологических процессов, исключению возможности перекрещивания потоков с различной степенью эпидемиологической опасности операционных операционного блока и операционных, расположенные в палатных отделениях, строгом зонировании на стерильную и обще больничную зоны; оборудованию санитарных пропускников для персонала, шлюзы, помещения подготовки больного – наркозные, помещения хранения стерильных материалов, выделении отдельных входов для пациентов (через шлюз) и персонала (через санитарный пропускник), обеспечению площадью для общепрофильных операционных не менее 36 кв.м. и для проведения ортопедотравматологичсеких мероприятий и нейрохирургических операций не менее 42 кв.м. следует возложить на Министерство.

Таким образом, осуществление мероприятий по п. 1, 3 - 6 возможно силами БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области», в связи с чем оснований для возложения на Министерство обязанности финансирования мероприятий не имеется.

Согласно ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Поскольку сторонами срок исполнения выявленных нарушений по существу не оспорен, то срок исполнения решения – до ДД.ММ.ГГГГ является достаточным.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать осуществление БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» деятельности с нарушениями санитарно-эпидемиологического законодательства незаконными.

Возложить на БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по устранению нарушений требований санитарно -эпидемиологического законодательства, а именно:

1.В операционной операционного блока стационара БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» обеспечить организацию воздухообмена в соответствии с гигиеническими нормативами:

-задействовать обще-обменную приточную вентиляционную систему с механическим побуждением и обеспечить подачу воздуха в помещение с кратностью воздухообмена по притоку + 10;

- при обеспечении кратности воздухообмена отрегулировать соотношение объема воздуха, удаляемого обще-обменной вытяжной вентиляционной системой с механическим побуждением из помещения операционной, обеспечив удаление воздуха в объеме 40% от общего объеме удаляемого воздуха из верхней зоны и 60% из нижней зоны;

- проведение работ подтвердить производственным контролем, проводимым посредством лабораторно-инструментальных испытаний вентиляционных систем, представив документы в Управление Роспотребнадзора по Омской области.

2. В стационаре БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» (травматологическое отделение ), ортопедическое отделение ), отделение гнойной хирургии, кардиологическое отделение ), неврологическое отделение, хирургическое отделение , травматологическое отделение хирургическое отделение , терапевтическое отделение (), ортопедическое отделение , травматологическое отделение ) обеспечить вместимость палат не более 4 коек.

3. В стационаре БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» обеспечить нормируемую площадь на 1 койку в палатах:

-травматологическое отделение не менее 10 кв.м. на 1 койку,

-ортопедическое отделение не менее 10 кв.м. на 1 койку,

-гинекологическое отделение, отделение гнойной хирургии, кардиологическое отделение не менее 7 кв.м. на 1 койку,

-неврологическое отделение, хирургическое отделение , травматологическое отделение не менее 7 кв.м. на 1 койку,

-хирургическое отделение , урологическое отделение, терапевтическое отделение не менее 7 кв.м. на 1 койку,

ортопедическое отделение , травматологическое отделение не менее 10 кв.м. на 1 койку.

4. В зданиях БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» (стационар и поликлиника) оборудовать помещения для централизованного сбора и временного хранения медицинских отходов класса Б либо участок для обеззараживания медицинских отходов класса Б; обеспечить обеззараживание (дезинфекцию) медицинских отходов класса В физическими методами (термические, микроволновые, радиационные и другие) для дальнейшей передачи для транспортировки.

Возложить на БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по устранению нарушений требований санитарно -эпидемиологического законодательства, на Министерство здравоохранения Омской области как главного распорядителя бюджетных средств обязанность в указанный срок осуществить финансирование в целях устранения нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии в деятельности БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области», а именно: обеспечить соблюдение поточности технологических процессов и исключить возможность перекрещивания потоков с различной степенью эпидемиологической опасности операционных операционного блока и операционных, расположенные в палатных отделениях, для чего обеспечить строгое зонирование на стерильную и обще больничную зоны; оборудовать санитарные пропускники для персонала, шлюзы, помещения подготовки больного – наркозные, помещения хранения стерильных материалов, выделить отдельные входы для пациентов (через шлюз) и персонала (через санитарный пропускник), Обеспечить площадь для общепрофильных операционных не менее 36 кв.м. и для проведения ортопедотравматологичсеких мероприятий и нейрохирургических операций не менее 42 кв.м.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд г. Омска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья О.Н. Ретуева

Мотивированное решение изготовлено 30.12.2020.