ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3802/2014 от 11.09.2014 Сызранского городского суда (Самарская область)

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 гор. Сызрань 11 сентября 2014 года

 Сызранский городской суд Самарской области в составе председательствующего судьи Кислянниковой Т.П.

 при секретаре Зиборовой М.С.

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3802/2014 по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Сызранская городская больница № 3» об оспаривании Предписания начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в ул. ХХХ,

 У с т а н о в и л:

 Заявитель обратился в суд с заявлением об оспаривании Предписания начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в ул. ХХХ №00 от **.**.**** г., ссылаясь на то, что **.**.**** г. на основании распоряжения №00 от **.**.**** г.. начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Сызрани ФИО2 главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Сызрани ФИО3 была проведена внеплановая выездная проверка ГБУЗ СО «Сызранская ГБ № 3», расположенной по адресу: Самарская область, г. Сызрань ул. ХХХ. Был составлен Акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица №00 от **.**.**** г.. и протокол об административном правонарушении №00 от **.**.**** г.. На момент проверки допущено невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Самарской области «Сызранская городская больница № 3» допущено невыполнение п.п. 1,2,8 выданного предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор об устранении выявленных нарушений от **.**.**** г.. № №00, срок исполнения истек **.**.**** г..: п.1 - обеспечено частичное проведение ремонтных работ, а именно: не проведены ремонтные работы в хосписе в соответствии с требованиями п. 11.14 СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; полностью не восстановлено ограждение ГБУЗ СО «Сызранская ГБ № 3» в соответствии с п.2.13 СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; п.8 - в отделении хоспис не оборудована душевая кабина для сотрудников в соответствии с требованиями п. 15.11.4 СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». На основании акта проверки было вынесено Предписание №00 от **.**.**** г. должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно - эпидемиологический надзор об устранении выявленных нарушений: п.1 - обеспечить проведение ремонтных работ в хосписе в соответствии с требованиями п. 11.14 СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», срок **.**.**** г..; п. 2.- в соответствии с требованиями п. 2. 13 СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» обеспечить восстановление ограждения ГБУЗ СО «Сызранская ГБ №3», срок **.**.**** г..; п.3 - в соответствии с требованиями п. 15.11.4 СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» в отделении хоспис обеспечить оборудование душевой кабины для сотрудников, срок **.**.**** г.

 Заявитель данное предписание считает незаконным и необоснованным, поскольку ГБУЗ СО «Сызранская ГБ № 3» является государственным бюджетным учреждением, осуществляющим свою деятельность из средств бюджета и обязательного медицинского страхования. Капитальный ремонт в учреждении осуществляется за счет целевых средств бюджета. Для исполнения пунктов, указанных в Предписании №00 от **.**.**** г. должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно - эпидемиологический надзор об устранении выявленных нарушений начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Сызрани ФИО2 необходимы денежные средства в размере 6 500 000 рублей, из которых: 4 500 000 рублей необходимы для проведения капитального ремонта хосписа, 2 000 000 рублей необходимы на восстановление забора. Заявки на включение в программу капитального ремонта ГБУЗ СО «Сызранская ГБ № 3» подаются в Министерство здравоохранения Самарской области ежегодно, сметы индексируются. На сегодняшний день Программа капитального ремонта приостановлена. В 2015 году ремонт не планируется. Таким образом, исполнение пунктов Предписания №00 от **.**.**** г. должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно - эпидемиологический надзор об устранении выявленных нарушений начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Сызрани ФИО2 невозможно из-за отсутствия денежных средств.

 Представитель заявителя ФИО4 в судебном заседании заявленные требования поддержал, привел доводы, изложенные выше и в заявлении.

 Представитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в ул. ХХХ ФИО5 судебном заседании заявленные требования не признала, сослалась на доводы изложенные в отзыве, согласно которого доводы представителя юридического лица о том, что нарушения, указанные в предписании можно устранить только во время капитального ремонта, считают необоснованными по следующим основаниям: наряду с требованиями об устранении нарушений, требующих значительных материальных затрат, имеются нарушения режимного характера, такие как: полностью не восстановлено ограждение в ГБУЗ СО «СГБ № 3», в отделении хосписа не оборудована душевая кабина для сотрудников, которые находятся в исключительной компетенции Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Сызранская городская больница №3», могли быть, но не устранены им. Согласно п. 1.3 Устава Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области «Сызранская городская больница №3» является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ и оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий министерства здравоохранения Самарской области, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Согласно п. 1.6. Устава учредителем и собственником имущества Учреждения является Самарская область. Согласно п. 1.7. Устава учреждение обладает имуществом, закрепленным за ним собственником на праве оперативного управления, осуществляет права владения, пользования и распоряжения им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением имущества. В соответствии с п. 3.10 Устава при осуществлении права оперативного управления имуществом Учреждение обязано осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества, содержать недвижимое имущество, переданное в оперативное управление, в соответствии с санитарно-эпидемиологическим законодательством. Кроме того, Учреждение имеет иные источники финансирования, например средства от приносящей доход деятельности, которые вправе расходовать, в том числе и на содержание имущества в надлежащем состоянии. Так, п. 2.7 Устава определено, что деятельность учреждения осуществляется как за счет средств бюджета, так и за счет иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Согласно п.4.3.9 Устава учреждение имеет право осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано и соответствующую этим целям. Далее ГБУЗ СО «СГБ № 3» утверждает, что обращалось с заявками в Министерство здравоохранения Самарской области на включение в программу капитального ремонта, однако не указывает в какие именно органы были направлены письма и на какие конкретно цели запрашивались дополнительные средства. При этом в ходе проведения проверки учреждением данные письма не были представлены, также не представлено доказательств отправления, либо получения этих писем адресатом. Согласно ст.11 Федерального закона от 30.03.199 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства. Данная обязанность ГБУЗ СО «СГБ № 3» также закреплена в пункте 3.10.7 Устава учреждения. Кроме того, из общеправового принципа, закрепленного в ч.2 ст.15 Конституции РФ, следует, что заявитель, вступая в правоотношения, регулируемые законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, должен не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из законодательства, регулирующего устройство, содержание и организацию режима работы медицинских учреждений, но и обязан обеспечить их выполнение, то есть соблюдать ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого выполнения требований закона. Учитывая вышеизложенное, территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Сызрани считает, что Предписание №00 от **.**.**** г. в отношении ГБУЗ СО «Сызранская городская больница № 3» вынесено в соответствии с требованиями п.2 ст.50 Федерального закона от 30.03.99г.№ 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения».

 Проверив дело, заслушав объяснения представителя заявителя, заинтересованного лица, суд находит заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

 В силу ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

 В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

 В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 В силу ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

 Судом установлено, что **.**.**** г. на основании распоряжения №00 от **.**.**** г.. начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г.Сызрани ФИО2 главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г.Сызрани ФИО3 была проведена внеплановая выездная проверка ГБУЗ СО «Сызранская ГБ № 3», расположенной по адресу: Самарская область, г. Сызрань ул. ХХХ.

 Согласно Акта проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица №00 от **.**.**** г.. и протокола об административном правонарушении №00 от **.**.**** г.. на момент проверки допущено невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Самарской области «Сызранская городская больница № 3» допущено невыполнение п.п. 1,2,8 выданного предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор об устранении выявленных нарушений от **.**.**** г.. № №00, срок исполнения истек **.**.**** г.., а именно, п.1 - обеспечено частичное проведение ремонтных работ, а именно: не проведены ремонтные работы в хосписе в соответствии с требованиями п. 11.14 СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; п.2 - полностью не восстановлено ограждение ГБУЗ СО «Сызранская ГБ № 3» в соответствии с п.2.13 СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; п.8 - в отделении хоспис не оборудована душевая кабина для сотрудников в соответствии с требованиями п. 15.11.4 СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

 На основании Акта проверки было вынесено Предписание №00 от **.**.**** г.. должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно - эпидемиологический надзор об устранении выявленных нарушений, а именно, п.1 - обеспечить проведение ремонтных работ в хосписе в соответствии с требованиями п. 11.14 СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», срок **.**.**** г..; п. 2.- в соответствии с требованиями п.2.13 СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» обеспечить восстановление ограждения ГБУЗ СО «Сызранская ГБ №3», срок **.**.**** г..; п.3 - в соответствии с требованиями п.15.11.4 СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» в отделении хоспис обеспечить оборудование душевой кабины для сотрудников, срок **.**.**** г..

 Согласно п. 1.3 Устава Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области «Сызранская городская больница №3» является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ и оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий министерства здравоохранения Самарской области, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 Согласно п. 1.6. Устава учредителем и собственником имущества Учреждения является Самарская область.

 Согласно п. 1.7. Устава учреждение обладает имуществом, закрепленным за ним собственником на праве оперативного управления, осуществляет права владения, пользования и распоряжения им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением имущества.

 В соответствии с п. 3.10 Устава при осуществлении права оперативного управления имуществом Учреждение обязано осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества, содержать недвижимое имущество, переданное в оперативное управление, в соответствии с санитарно-эпидемиологическим законодательством. Кроме того, Учреждение имеет иные источники финансирования, например средства от приносящей доход деятельности, которые вправе расходовать, в том числе и на содержание имущества в надлежащем состоянии.

 Так, п. 2.7 Устава определено, что деятельность учреждения осуществляется как за счет средств бюджета, так и за счет иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

 Согласно п.4.3.9 Устава учреждение имеет право осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано и соответствующую этим целям.

 Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями представителя заявителя, заинтересованного лица, письменными материалами дела – копией предписания №00 от **.**.**** г.., актом проверки №00 от **.**.**** г.., копией протокола об административном правонарушении №00 от **.**.**** г.., распоряжением территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в ул. ХХХ от **.**.**** г.. № №00 копией Устава, локальной ресурсной сметой, выпиской из ЕГРЮЛ.

 Суд полагает, что Предписание начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в ул. ХХХ №00 от **.**.**** г.. законно и вынесено в соответствии с требованиями п.2 ст.50 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» по следующим основаниям.

 Согласно ст.11 Федерального закона от **.**.**** г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства. Данная обязанность ГБУЗ СО «СГБ № 3» также закреплена в пункте 3.10.7 Устава учреждения.

 Кроме того, из общеправового принципа, закрепленного в ч.2 ст.15 Конституции РФ, следует, что заявитель, вступая в правоотношения, регулируемые законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, должен не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из законодательства, регулирующего устройство, содержание и организацию режима работы медицинских учреждений, но и обязан обеспечить их выполнение, то есть соблюдать ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого выполнения требований закона.

 Оспариваемые Предписание в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Сызранская городская больница № 3» принято в соответствии с законом в пределах полномочий начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в ул. ХХХ.

 Оснований для отмены и признания оспариваемого Предписания незаконным суд не усматривает.

 При таких обстоятельствах, суд считает, что Предписание №00 от **.**.**** г. в отношении ГБУЗ СО «Сызранская городская больница № 3» вынесено в соответствии с требованиями п.2 ст.50 Федерального закона от 30.03.99г.№ 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения».

 Таким образом, заявление Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Сызранская городская больница № 3» об оспаривании Предписания начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в ул. ХХХ» №00 от **.**.**** г. удовлетворении не подлежит.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 257, 258 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л :

 Заявление Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Сызранская городская больница № 3» об оспаривании Предписания начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в ул. ХХХ №00 от **.**.**** г. оставить без удовлетворения.

 Срок составления мотивированного решения пять дней.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Судья: Кислянникова Т.П.

 Мотивированное решение составлено 16 сентября 2014 года

 Судья:______________________Кислянникова Т.П.