ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3802/2014 от 17.07.2014 Свердловского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

 Дело №

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

       ДД.ММ.ГГГГ

 Свердловский районный суд <адрес> в составе:

 Председательствующего судьи – Богдевич Н.В.

 При секретаре: Жихаревой И.С.

 с участием сторон,

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным отказа ФИО6 в переводе жилого помещения в нежилое,

 Установил:

 ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа ФИО6 в переводе жилого помещения в нежилое. В обоснование заявления ФИО1 указывает, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 как собственник жилого помещения <адрес> обратился в ФИО6 с заявлением перевода жилого помещения в нежилое. К заявлению были приложены: свидетельство о государственной регистрации права собственности, договор на долевое участие в строительстве, акт приема-передачи, технический и кадастровый паспорта объекта, выписка из домовой книги, финансово-лицевой счет, выписка из ЕГРП, выписка из протокола подсчета решений собственников многоквартирного дома, с проектной документацией и справкой из управляющей компании. Заявление было рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ года, было принято решение об отказе в переводе. Просит признать незаконным отказ ФИО6 в переводе квартиры по <адрес> в нежилое помещение и обязании устранить допущенное нарушение.

 В судебное заседание заявитель ФИО1 не явился, доверил представление интересов представителю по доверенности ФИО2, который в судебном заседании доводы жалобы поддержал и дал суду пояснения по существу.

 Представитель ФИО6 – ФИО3 ( на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года), требования заявителя не признала и дала суду пояснения по существу, просила в удовлетворении заявления отказать за его необоснованностью, представила мотивированный отызв ( приобщен к делу).

 Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания дела судом были извещены, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайств суду не заявляли.

 Суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявишихся лиц, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

 Разрешая заявленные требования, суд, заслушав участников процесса, определив правоотношения сторон и нормы материального права, подлежащие применению, исходит из того, что ФИО1 не были представлены все документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 23 ЖК РФ, при обращении с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое, в связи с чем заявление ФИО1 удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

 Условия и порядок перевода жилого помещения в нежилое установлены статьями 22 - 23 ЖК РФ.

 В соответствии с частью 1 статьи 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение допускается с учетом соблюдения требований ЖК РФ и законодательства о градостроительной деятельности.

 Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению (часть 2 настоящей статьи).

 Статья 23 ЖК РФ содержит исчерпывающий перечень документов, предъявляемых в орган, осуществляющий перевод помещений, для решения вопроса о переводе жилого помещения в нежилое.

 В соответствии со статьей 24 ЖК РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение допускается в случае непредставления определенных частью 2 статьи 23 названного Кодекса документов (пункт 1 части 1 названной статьи), а также несоблюдения предусмотренных статьей 22 ЖК РФ условий перевода помещения (пункт 3 части 1).

       Согласно положениям части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

 В соответствии со статьей 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений). Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет: 1) заявление о переводе помещения; 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

        Из материалов дела следует и судом установлено, что ФИО1 на основании договора участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ № является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (л.д.18).

 Заявитель обратился в ФИО6 с заявлением о переводе жилого помещения № по <адрес> в нежилое помещение и представил все необходимые документы (л.д.7).

 Уведомлением ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 отказано в переводе указанного жилого помещения в нежилое на основании пункта 3 части 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации - несоблюдение предусмотренных частями 1 и 2 статьи 22 ЖК РФ условий перевода помещения: устройство отдельного входа в помещение путем пробивки проема во внешней стене многоквартирного жилого дома – не представлено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме на устройство отдельного входа, отсутствует отдельный доступ к переводимому помещению, а также техническая возможность его переустройства, перевод помещения <адрес> в нежилое не предоставляется возможным.

 Рассматривая заявленные требования, суд приходит к выводу о том, что, оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.

 В обоснование заявленных требований заявитель ссылался на то, что при проведении перепланировки и переустройства жилых помещений им представлено согласие собственников помещений многоквартирного дома, кроме того им представлен суду проектная документация, подтверждающая обоснованность требований заявителя. Данная проектная документация в ФИО6 заявителем не предоставлялась.

 Судом установлено, что согласно решения АПК при ФИО6 (копия приобщена к делу), ФИО1 в переводе жилого помещения <адрес> в нежилое с реконструкцией отказано – нет согласия на соответствие экспертизы нет.

 Отказ ФИО6 основан на том, что на основании представленных ФИО1 документов невозможно вынести распоряжение о переводе жилого помещения в нежилое по следующим основаниям.

 Перевод нежилого помещения в жилое не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность, оборудовать такой доступ к данному помещению ( часть 2 ст.22 ЖК РФ).

 Письменным ответом управление архитектуры от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 отказано в переводе принадлежащего ему жилого помещения <адрес> в нежилое помещение на основании а.4 ч.1 ст.24 ЖК РФ ( несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства и п.3 ч.1 ст.24 ЖК РФ (несоблюдения предусмотренных ст.22 ЖК РФ условий перевода помещения).

 Согласно представленному заявителем проекту перепланировки и переустройства переводимого помещения ( <данные изъяты> – исследованы судом и приобщены к делу) для перевода предполагается устройство дверного проема на месте оконного в наружной монолитной несущей стены дома и добивка оконного проема до отметки +0,200 ( 20 см. от уровня чистого пола помещения).

 Указанные работы в соответствии с п.14 ст.1 Градостроительного кодекса РФ относятся к реконструкции объекта капитального строительства, поскольку связаны с разрушением части несущей стены жилого дома и изменением его несущих конструкций, что безусловно затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства(количественные и качественные показатели свойств строительных конструкций, посредством соблюдения которых обеспечивается соответствие здания требованиям безопасности) и для проведения таких работ требуется выдача разрешения.

 Согласно п.28 ч.2 Федерального закона РФ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 года № 384-ФЗ под характеристиками безопасности здания следует понимать количественные и качественные показатели свойств строительных конструкций, основания, материалов, элементов сетей и систем инженерно-технического обеспечения, посредством соблюдения которых обеспечивается соответствие здания или сооружения требованиям безопасности. Под строительством конструкций понимается часть здания выполняющая определенные несущие, ограждающие или эстетические функции (п.24).

 По Перечню видов работ по инженерным изысканиям по подготовке проектной документации по строительств, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденному Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 года № 624, к работам по реконструкции, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства отнесены разборка (демонтаж) стен или их частей.

 В соответствии с п.4 ч.17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ в случае, если изменения объекта капитального строительства или го частей затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства для проведения таких работ требуется выдача разрешения.

 Порядок проведения реконструкции объекта капитального строительства, его частей, установлено нормами градостроительного законодательства.

 Так ст. 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство. При проведении реконструкции необходимо осуществить архитектурно-строительное проектирование путем подготовки проектной документации (ст.48 Градостроительного Кодекса РФ), которая подлежит экспертизе в соответствии со ст.49 Градостроительного Кодекса РФ.

 Требования к составу разделов проектной документации установлена Положением о составе разделов проектной документации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 года № 87.

 При использовании помещения после его перевода в качестве жилого или нежилого помещения должны соблюдаться требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные законодательством требования, в том числе требования к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах ( ч.10.ст.23 ЖК РФ).

 Согласно ст.15 ФЗ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» застройка городов, разработка проектных решений на строительство и реконструкцию зданий без приспособления объектов для доступа к ним инвалидов, не допускается.

 СП 59.13330.2012 Доступность зданий и сооружений для малобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (утв. Приказом Министерства регионального развития РФ (Минрегион России) от 27.12.2011 года № 605 и введен в действие с 01.01.2013 года) предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (далее маломобильных групп населения – МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах «Универсального проекта» (Дизайна).

 Требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.

 Кроме того, в силу ч.1 ст. 36 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

 Согласно пункту "в" части 2 раздела 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, в состав общего имущества включаются, в том числе ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие конструкции).

 Как следует из материалов гражданского дела, заявитель в принадлежащей ему квартире намерен устроить устройство изолированного входа из оконного проема с крыльцом.

 Таким образом, в результате осуществления данного проекта фактически заявителем будет произведено разрушение части несущей стены многоквартирного дома. При этом установление отдельного входа приведет к изменению порядка использования внешней стены дома, которая находится в общей долевой собственности собственников помещений в данном жилом доме, что свидетельствует о реконструкции объекта.

 В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.

 Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).

 Согласно ч. 1 ст. 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.

 Между тем, согласия всех собственников соответствующее требованиям ст.ст. 44-47 ЖК РФ на указанное изменение объекта заявителем представлено в ФИО6 не было.

 Представленное заявителем выписка из протокола подсчета решений собственников помещений в многоквартирном дома, по адресу: <адрес> и протокол без номера от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, по адресу <адрес> ( л.д. 16-17), по мнению суда не является доказательством подтверждающим согласие всех собственников многоквартирного дома по <адрес> на переустройство отдельного входа в жилом доме в соответствии с требованиями ст.44-47 ЖК РФ.

 Учитывая фактические обстоятельства дела, а также вышеприведенные нормы права, у суда не имеется оснований для удовлетворения заявления о незаконности отказа в переводе жилого помещения в нежилое при отсутствии согласия собственников помещений многоквартирного дома.

        Представленные заявителем суду дополнительные доказательства по делу – ответы на адвокатские запросы <данные изъяты>, решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, по адресу: <адрес>, технический паспорт многоквартирного жилого дома ( копии документов приобщены к делу), не могут судом быть приняты во внимание по заявлению ФИО1, поскольку в рамках рассматриваемого заявления судом проверяется факт законности отказа ФИО6 на момент обращения заявителя с учетом представленных им документов на дату обращения в орган местного самоуправления.

 Кроме того, в силу положений статьи 16 Федерального закона N 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав данного дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

 Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, данным в Постановлении Пленума от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении его не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования, однако по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.

 В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

 Таким образом, при рассмотрении дела имеет значение то обстоятельство, что устройство отдельных входов в помещения предполагает занятие части земельного участка под оборудование крыльца либо лестницы, что ведет к невозможности использования участка в том размере, который существовал бы до обустройства входа в квартиру, в связи, с чем заявитель обязан был получить согласие собственников помещений и представить доказательства этого согласия в соответствии с требованиями ст.ст. 44-47 ЖК РФ в орган местного самоуправления – ФИО6 в доме на распоряжение той частью земельного участка, на котором при осуществлении реконструкции помещений планировалось устройство отдельных входов.

       Поскольку заявителем не был представлен в ФИО6 по вопросу перевода жилого помещения в нежилое подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (так как доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к другим жилым помещениям), что исключало возможность разрешения вопроса о том, имеется ли техническая возможность оборудовать спорное жилое помещение отдельным от жилых помещений входом, в связи с чем суд приходит к выводу правомерности отказа ФИО6 в переводе жилого помещения в нежилое и отказывает в удовлетворении заявленных требований ФИО1

 Руководствуясь, ст.ст.194-199 ГПК РФ,

 РЕШИЛ:

       Жалобу ФИО1 на признание незаконным отказа ФИО6 о переводе жилого помещения в нежилое – оставить без удовлетворения.

 Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через свердловский районный суд г.Красноярска в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме, с ДД.ММ.ГГГГ.

 Судья                                                      Богдевич Н.В.