ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3803 от 26.07.2011 Ленинскогого районного суда г. Владивостока (Приморский край)

                                                                                    Ленинский районный суд г. Владивостока                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ленинский районный суд г. Владивостока — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Решение в мотивированном

виде изготовлено 26.07.2011 г.

Дело №2-3803/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25.07.2011 Г.

г. Владивосток

Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе

председательствующего судьи Шевчук Г.Ю.

при секретаре Рубан А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 ФИО5 об оспаривании действия органа государственной власти,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с заявлением об оспаривании действия органа государственной власти, указав в обосновании заявленных требований, что Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено право гражданина приобрести право на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. При этом такой земельный участок не должен быть изъят из оборота или ограничен в нем, свободен от прав третьих лиц, а испрашиваемая цель предоставления должна соответствовать зонированию территории. В целях оформления права на земельный участок в районе  делались запросы в соответствующие органы за предоставлением сведений государственного кадастра недвижимости и Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В кадастровом плане территории (выписке из государственного кадастра недвижимости) от ДД.ММ.ГГГГ № присутствуют земельные участки с кадастровыми номерами №, №. Границы таких участков указаны как требующие уточнения. Аналогичная информация присутствует в кадастровых выписках об указанных земельных участках от ДД.ММ.ГГГГ №, № (участок границы требует уточнения; точки границы требуют уточнения их положения). ДД.ММ.ГГГГ получает информацию от ФИО6 о том, что в Едином государственном реестре прав и на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав на земельные участки с кадастровыми номерами №, № отсутствуют. Определившись с целью предоставления земельного участка, испрашиваемого права, его площади и местоположения делает очередной запрос в ФИО8 о предоставлении актуальных сведений государственного кадастра недвижимости (выписки из государственного кадастра недвижимости в виде кадастрового плана территории) в связи с переходом ФИО8 на ведение государственного кадастра недвижимости с использованием новой информационной системы, предусмотренной Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В кадастровом плане территории (выписке из государственного кадастра недвижимости) от ДД.ММ.ГГГГ № обнаруживает, что сведения о земельных участках с кадастровыми номерами №, № по-прежнему присутствуют в государственном кадастре недвижимости, но уже без указания на необходимость уточнения их границ. Соответственно, граница земельного участка, право на который собирается испросить, пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами №, №, что является основанием для приостановления осуществления кадастрового учета такого земельного участка. Земельные участки с кадастровыми номерами №, № были поставлены на учет ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно на основании описаний земельных участков, выполненных ФИО10, в соответствии с нормами Федерального закона от 02.01.2000 №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (документ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 13.05.2008 №66-ФЗ). Таким образом, являются ранее учтенными объектами недвижимости. Статьей 45 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что сведения о ранее учтенных объектах недвижимости включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (Министерство экономического развития Российской Федерации). Такой порядок определен Приказом Минэкономразвития РФ от 11.01.2011 №1 «О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости». Пунктом 3 указанного Приказа установлено, что он вступает в силу с 1 июня 2011 года. Соответственно, отсутствует порядок  включения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в государственный кадастр недвижимости, и сведения о земельных участках с кадастровыми номерами №, № не могут находиться в государственном кадастре недвижимости, а включение ФИО8 информации о них в кадастровый план территории (выписку из государственного кадастра недвижимости) от ДД.ММ.ГГГГ № незаконно. Просит признать незаконным включение ФИО8 сведений о земельных участках с кадастровыми номерами №, № в государственный кадастр недвижимости, обязать ФИО8 исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельных участках с кадастровыми номерами №, №, обязать ФИО8 выдать в течение 5 дней с момента вступления решения суда в законную силу кадастровый план территории (выписку из государственного кадастра недвижимости), не содержащий сведений о земельных участках с кадастровыми номерами №, №.

В судебном заседании представитель ФИО1 поддержал заявленные требования в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в нем, просил удовлетворить.

Представитель ФИО8 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, представив письменный отзыв, в котором указал, что согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. В соответствии с частью 1 статьи 45 указанного Федерального закона государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). В соответствии с частью 7 статьи 45 того же Федерального закона если сведения и документы об указанном в части 6 настоящей статьи ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном объекте недвижимости, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом, или на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его запросам. Согласно части 6 указанной статьи Федерального закона если на день получения предусмотренного статьей 14 настоящего Федерального закона запроса сведения и документы о ранее учтенном земельном участке, сведения о котором запрашиваются, не включены в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости, орган кадастрового учета в установленный частью 8 статьи 14 настоящего Федерального закона срок обеспечивает включение таких сведений и документов и не позднее данного срока предоставляет запрашиваемые сведения в установленном указанной статьей порядке. Сообщил, что в соответствии со сведениями государственного кадастра недвижимости земельные участки с кадастровыми номерами №, № являются ранее учтенными объектами недвижимости и сформированы как объекты недвижимости ДД.ММ.ГГГГ. Сведения об установленных границах данных земельных участков внесены в информационную базу ПК ЕГРЗ в ДД.ММ.ГГГГ на основании Описаний земельных участков по заявлению ФИО17. При перемещении сведений об объектах недвижимости органом кадастрового учета в ДД.ММ.ГГГГ из информационной базы  в информационную базу  в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, № произошла техническая ошибка, выраженная в сбое программного обеспечения и, вследствие этого, потере при перемещении сведений информации о границах данных земельных участков. Указанная техническая ошибка была исправлена органом кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ путем внесения в информационную систему  сведений об описании данных земельных участков. Вследствие чего, присутствуют сведения о границах спорных земельных участков. Согласно Приказу Минэкономразвития РФ от 11.01.2011 №1 Порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости устанавливает правила передачи в органы кадастрового учета заверенных уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копий технических паспортов ранее учтенных зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее - копии технических паспортов). Порядок не применяется к отношениям, возникающим при обращении заинтересованного лица в орган кадастрового учета с заявлением о включении в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости предусмотренных частью 7 статьи 45 Закона о кадастре сведений и документов. Порядок применяется при информационном взаимодействии органа кадастрового учета и органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации. Согласно части 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении двух лет со дня постановки земельного участка на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. В течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости (органы исполнительной власти Приморского края в области регулирования земельных отношений). Также указал, что постановлениями ФИО18 от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО19 в постоянное бессрочное пользование были предоставлены земельные участки . ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ФИО17 обращалось в ФИО8 с заявлениями о постановке на кадастровый учет указанных земельных участков. Полномочия ФИО17 на осуществление указанных действий подтверждалось Положением об УМИГА, утвержденным постановлением главы администрации города Владивостока от 30.08.2005 №965. Внесение изменений в Закон Приморского края от 29.12.2003 №90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» и передача полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края органам исполнительной власти Приморского края не отменяет действие ранее выданных постановлений администрации города Владивостока, также данные постановления не были оспорены в судебном порядке. В связи с чем, руководствуясь Федеральным законом от 02.01.2000 №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», ФИО8 осуществило постановку на государственный кадастровый учет указанных земельных участков путем заполнения форм ГРЗ КР. Формы ГРЗ КР были заполнены ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно. Эти формы ГРЗ КР являются составной частью Реестра объектов недвижимости Государственного кадастра недвижимости. Сведения о ранее учтенных земельных участках с кадастровыми номерами №, №, внесенные до ДД.ММ.ГГГГ в формы ГРЗ КР, вошли в Реестр объектов недвижимости Государственного кадастра недвижимости на основании положений Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минюста РФ от 20.02.2008 №35, а не на основании положений п. 3 статьи 45 Федерального закона №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Просил суд в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица ФИО25 в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом. Причины не явки суду не известны. Ходатайств об отложении дела в связи с уважительной причиной не явки в суд не поступало.

На основании положения ч.2 ст. 257 ГПК РФ, суд полает возможным рассмотреть заявление в отсутствие не явившейся стороны извещенной надлежащим образом.

Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части.

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ ФИО18 приняла постановление № «О предоставлении ФИО19 земельного участка по адресу: , которым предоставила ФИО28 земельный участок площадью  кв.м. в постоянное (бессрочное) пользование под площадку для активного загородного отдыха детей в каникулярное время.

Позже, ДД.ММ.ГГГГ ФИО18 приняла постановление № «О предоставлении ФИО19 земельного участка по адресу: , которым предоставила ФИО28 еще один земельный участок площадью  кв.м. в постоянное (бессрочное) пользование под площадку для активного загородного отдыха детей в каникулярное время.

В обоих указанных постановлениях ФИО18 обязала ФИО19 в месячный срок оформить документы на право постоянного (бессрочного) пользования в установленном порядке и зарегистрировать такое право в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 на основании заказа ФИО17 были подготовлены и представлены на государственный кадастровый учет описания указанных земельных участков.

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ были открыты соответствующие подразделы раздела «Земельные участки» Государственного реестра земель кадастрового района.

При этом, согласно кадастровым выпискам о соответствующих земельных участках (выписках из государственного кадастра недвижимости) даты внесения номеров в государственный кадастр недвижимости: ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.

В соответствии с сообщениями ФИО6, в Едином государственном реестре прав и на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав на земельные участки с кадастровыми номерами №, № отсутствуют.

Таким образом, земельные участки с кадастровыми номерами №, № согласно части 1 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 05.06.2008 №437 органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений является Министерство экономического развития Российской Федерации.

Порядок ведения государственного кадастра недвижимости определен Приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 №42.

Порядком определено, что Реестр объектов недвижимости состоит из реестров объектов недвижимости кадастровых округов, ведение которых осуществляется на электронных носителях, для ведения которых используется автоматизированная информационная система ГКН (АИС ГКН), и форм государственных реестров земель кадастровых районов, содержащих сведения о ранее учтенных земельных участках (формы ГРЗ КР),   и журналов учета кадастровых номеров кадастровых районов на бумажных носителях.

Таким образом, в соответствии с указанным порядком сведения о ранее учтенных земельных участках должны изначально находиться в формах ГРЗ КР, а не в АИС ГКН.

В соответствии с общими правилами внесения сведений в реестр объектов недвижимости кадастровых округов, ведение которых осуществляется на электронных носителях (АИС ГКН), выполнение кадастровой процедуры внесения в указанный реестр сведений о ранее учтенных объектах недвижимости должно сопровождаться принятием соответствующего решения.

Указанное решение, принимаемое уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета, подготавливается с использованием специального бланка, оформленного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, подписывается данным должностным лицом и регистрируется в регистрационно-контрольной форме. Подлинник решения помещается в соответствующее кадастровое дело.

Решение о внесении сведений в реестр объектов недвижимости кадастровых округов, ведение которых осуществляется на электронных носителях (АИС ГКН) принимается на основании заявления правообладателя.

Таким образом, из изложенного следует, что сведения о ранее учтенных объектах недвижимости могут быть включены в АИС ГКН только при принятии такого решения должностным лицом органа кадастрового учета, на основании заявления правообладателя объекта недвижимости.

В материалах дела отсутствуют сведения о принятии ФИО8 решений о внесении сведений о земельных участках с кадастровыми номерами №, № в реестр объектов недвижимости кадастровых округов. Также отсутствую сведения о соответствующих заявлениях правообладателей указанных земельных участков.

Суд полагает, что ФИО8 была нарушена кадастровая процедура внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, определенная Порядком ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 №42.

Суд также учитывает, что на момент издания постановлений ФИО18 действовал иной порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством:

Так, в соответствии с действовавшим на тот момент порядком ФИО18 на основании заявления заинтересованного лица после изготовления и утверждения ФИО17 проекта границ земельного участка принимала решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка.

Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключался в недельный срок после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в ФИО18.

Таким образом, обязанность по осуществлению кадастрового учета испрашиваемого земельного участка в ДД.ММ.ГГГГ лежала на заявителе, с той лишь разницей, что решение о предоставлении ему предшествовало, а не последовало.

Так, пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 02.01.2000 №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» для проведения государственного кадастрового учета земельных участков необходима подача в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки заинтересованного правообладателя земельного участка, правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании земельных участков.

Суд установил, что заявки о постановке на кадастровый учет поступили не от ФИО19 а от ФИО17.

Согласно Постановлению главы администрации г. Владивостока от 30.08.2005 №965 «Об утверждении Положения об управлении муниципального имущества, градостроительства и архитектуры» ФИО17 не была наделена необходимыми для указанных обращений с заявлением о постановке на кадастровый учет полномочиями.

Более того, на момент обращения ФИО17 с заявлением о постановке на кадастровый учет земельных участков ни само ФИО17, ни ФИО18 уже не были наделены полномочиями по распоряжению земельными участками в города Владивостока, государственная собственность на которые не разграничена.

Исходя из пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 02.01.2000 №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» в проведении государственного кадастрового учета земельных участков должно быть отказано в случае, если с заявкой о проведении государственного кадастрового учета земельных участков обратилось ненадлежащее лицо.

В соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Таким образом, права ФИО1 подлежат восстановлению путем обязания ФИО8 выдать гр. ФИО1 в течение 5 дней с момента вступления решения суда в законную силу кадастровый план территории (выписку из государственного кадастра недвижимости), не содержащую сведений о земельных участках с кадастровыми номерами №, №.

Вместе с тем, согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного суда РФ №2 от 10.02.2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Поскольку принятие решений ФИО8 выдать гр. ФИО1 в течение 5 дней с момента вступления решения суда в законную силу кадастровый план территории (выписку из государственного кадастра недвижимости), не содержащую сведений о земельных участках с кадастровыми номерами №, №. или отказ в совершении указанных действий находится в компетенции органа местного самоуправления в силу закона, требования заявителя о возложении на ФИО8 выдать кадастровый план территории (выписку из государственного кадастра недвижимости), не содержащую сведений о земельных участках с кадастровыми номерами №, № пятидневный срок удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление ФИО1 ФИО5 об оспаривании действия органа государственной власти – удовлетворить частично.

Признать незаконным включение ФИО8 сведений о земельных участках с кадастровыми номерами №, № в государственный кадастр недвижимости.

Обязать ФИО8 исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельных участках с кадастровыми номерами №, №.

Обязать ФИО8 рассмотреть вопрос о выдаче ФИО1 в течение 5 дней с момента вступления решения суда в законную силу кадастровый план территории (выписку из государственного кадастра недвижимости), не содержащую сведений о земельных участках с кадастровыми номерами №, .

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение 10 дней.

Судья Ленинского районного суда

г. Владивостока Г.Ю. Шевчук.