ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3803/13 от 05.09.2013 Октябрьского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 сентября 2013 года Октябрьский районный суд г.Иркутска в составе: председательствующего судьи Рафиковой И.Н., при секретаре Толстиковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3803/2013 по иску Федерального государственного казенного учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации к Скуратову В.А. о признании договоров недействительными, применение последствий недействительности сделки,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование исковых требований представитель истца указала, что Начальник ГУ Иркутская КЭЧ (района) Сибирского военного округа Дата году заключил со Скуратовым В.А. договоры «О безвозмездной передаче имущества в собственность военнослужащим и членам их семей», предметом которых является доля в комплексе гаражных боксов , , расположенных по адресу: Адрес.

ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России, полагает что договоры «О безвозмездной передачи имущества в собственность военнослужащим и членам их семей» , от Дата заключены с превышением должностных полномочий, так как данные сделки противоречат п.1.10 Положения «О квартирно-эксплуатационной части (района)» от Дата. Кроме того, согласно п.108 Приказа Министра обороны СССР от 22.02.1997 №75 «О введении в действие Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Арии и Военно-Морского Флота» (с изменениями от 26.06.2000) земельные участки, предоставленные в пользование Министерству обороны СССР, запрещается занимать для строительства индивидуальных и кооперативных жилых домов, гаражей и других хозяйственных построек, а также под садовые участки. Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2008 № 234 «Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности» в целях обеспечения жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности и не используемых для реализации полномочий Российской Федерации, определенных федеральными законами, Правительство Российской Федерации постановило «Установить для федеральных органов исполнительной власти запрет на согласование сделок, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися в федеральной собственности».

Таким образом, Государственное Учреждение «Иркутская КЭЧ» не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, без письменного разрешения собственника.

В Федеральном законе «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 №76-ФЗ отражены все гарантии военнослужащих, однако к их числу не относится обеспечение военнослужащие гаражами или земельными участками.

Собственником земельного участка с кадастровым номером является Российская Федерация, что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества от Дата, соответственно какие-либо распорядительные действия в отношении спорного земельного участка правомочно совершать только Министерство обороны Российской Федерации. Министерство обороны Российской Федерации письменного разрешения на постройку гаражных боксов и передачу их безвозмездно в собственность военнослужащим не давало, сделок об отчуждении имущества не заключало.

Ссылаясь на ч. 1 ст. 9, ст. 71 Конституции РФ указывает, что в соответствии с пунктами 109 - 113 Положения о квартирно-эксплуатационной службе КЭУ (КЭО) военных округов и соответствующие главные и центральные управления Министерства обороны СССР должны были обобщать сведения о наличие неиспользуемых земель, подлежащих возврату в народное хозяйство, и представлять эти сведения в КЭУ Министерства обороны СССР.

Перечни земельных участков, подлежащих возврату в народное хозяйство, КЭУ Министерства обороны СССР подлежали согласованию с главными штабами видов Вооруженных Сил СССР, начальниками управлений Генерального штаба Вооруженных Сил СССР и представлялись на утверждение заместителю Министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск (пункт 111 Положения о квартирно-эксплуатационной службе).

Между тем, доказательств соблюдения данного порядка не имеется. Земельный кодекс РСФСР от 25.04.1991 № 1103-1 оснований и порядка изъятия земель обороны с целью их предоставления под застройку жилыми домами предусматривал.

Таким образом, Распоряжение от Дата начальника ГУ Иркутская КЭЧ (района) Сибирского военного округа «О строительстве гаражных боксов безвозмездной передачи доли в комплексе гаражных боксов в виде отдельных гаражных боксов в собственность военнослужащих и членам их семей» правовых последствий не имеет, и не повлекло изменения принадлежности спорного земельного участка Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от Дата, Минобороны России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Подпунктом 71 пункта 7 Положения о Минобороны России установлено, что Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.

Из содержания приведенных норм права и их системного толкования следует, полномочия по распоряжению земельным участком, находящимся в федеральной собственности и закрепленным за Вооруженными силами Российской Федерации принадлежат Министерству обороны России в лице его уполномоченных органов (заместителю Министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск).

Разрешения заместителя Министерства обороны СССР по строительству и расквартированию войск на возведение гаражного кооператива по адресу Адрес не имеется.

Есть все основания полагать, что действия Начальника КЭЧ о издании Распоряжения от Дата, заключение договоров «О безвозмездной передаче имущества в собственность военнослужащим и членам их семей» , от Дата незаконны, данные договоры никаких правовых последствий не влекут, так как не соответствуют требованиям закона.

Имущество (в данном случае гаражные боксы) закрепляется за учреждением на праве оперативного управления. Учреждение владеет и пользуется им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением данного имущества и если иное не установлено законом, и распоряжается им с согласия собственника этого имущества (ст. 296 ГК РФ).

В нарушение п.8 ст. 31 ЗК РФ, не получено решение о предварительном согласовании места размещения объекта, которое является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства, нет проекта границ земельного участка и установление его границ на местности, не принято решение о проведении торгов (конкурсов, аукционов) и или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Более того, в соответствии со ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, однако данное требование не соблюдено.

В связи, с чем есть основания полагать, что договоры , от Дата заключенные Начальником Иркутской КЭЧ (района) с превышением пределов предоставленных ему полномочий.

Согласно ст. ст. 173-179 ГК РФ к оспоримым относятся сделки, совершенные юридическим лицом в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в его учредительных документах.

В п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что перечень прав собственника имущества, находящегося в хозяйственном ведении, оперативном управлении государственного (муниципального) предприятия, определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 295 ГК и иными законами. Так же указано, что судам при разрешении споров необходимо учитывать, что собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении, оперативном управлении государственного (муниципального) предприятия. Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным (муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения, оперативного управления по требованиям этих предприятий должны признаваться недействительными.

Скуратов В.А. знал о том, что собственником имущества является Российская Федерация, в лице Министерства обороны Российской Федерации. Скуратов В.А. знал, что начальник ГУ Иркутская КЭЧ не является собственником данного имущества, однако в нарушение требований закона заключил с ним договора о передачи спорных объектов собственность.

Согласно приказу Министра обороны Российской Федерации №1871, ГУ «Иркутск КЭЧ» прекратило свою деятельность и реорганизовано путем присоединения федеральное государственное казенное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ узнало о наличии распоряжения от Дата, о заключении договора подряда строительство гаражных боксов от Дата, о заключение договоров безвозмездной передаче имущества в собственность военнослужащим и членам их семе , от Дата с момента поступления искового заявления с приложенными документами по гражданскому делу по иску Скуратова В.А. к Министерству бороны Российской Федерации, ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ о признании права собственности на гаражные боксы. О существовании ранее данных документов ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ не знали и не могли знать, так как переход прав на объект от ГУ «Иркутской КЭЧ» не регистрировался. Согласно ст. 2 Закона о регистрации госрегистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Сведения о передаче спорных объектов начальником ГУ «Иркутской КЭЧ» в Министерства обороны Российской Федерации не поступали, документы на согласование по данным сделкам начальником ГУ «Иркутской КЭЧ» не направлялись, кроме того, при реорганизации ГУ «Иркутской КЭЧ» никаких документов и сведений о передаче по данным объектам ни в Министерство обороны Российской Федерации, ни ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ не передавались. Так образом, ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ узнало о заключении данных сделок только при поступлении исковых заявлении о признании права собственности на гаражные боксы, расположена по адресу: Адрес. Считает, что течение срока исковой давно по указанному требованию начинается со дня поступления иска Скуратова В.А Октябрьский районный суд г. Иркутска.

Прости суд договоры , «О безвозмездной передаче имущества в собственность военнослужащим и членам их семей» от Дата недействительными; применить последствия недействительности сделки, обязав Скуратова В.А. возвратить в собственность Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации гаражные боксы , , расположенные по адресу: Адрес в границах земельного участка с кадастровым номером полученные по договору , «О безвозмездной передаче имущества в собственность военнослужащим и членам их семей» от Дата; обязать Скуратова В.А. освободить незаконно занимаемую долю в комплексе гаражных боксов по договору, «О безвозмездной передаче имущества в собственность военнослужащим и членам их семей» от Дата.

В судебном заседании представитель истца Григорьева Ю.Н., действующая по доверенности от Дата, исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения по их основаниям. Просила исковые требования удовлетворить.

Ответчик Скуратов В.А. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили, данных об уважительности причины не явки в суд не представили. Суд, с учетом мнения представителя истца, положений ст. 233 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства. При рассмотрении дела в порядке заочного производства, суд ограничивается доказательствами, предоставленными истцом.

Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствие со ст. 168 ГК РФ, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. В развитие данной нормы действуют положения ст. 167 ГК РФ, согласно которой недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

В силу положений ст. 174 ГК РФ, если полномочия лица на совершение сделки ограничены договором либо полномочия органа юридического лица - его учредительными документами по сравнению с тем, как они определены в доверенности, в законе либо как они могут считаться очевидными из обстановки, в которой совершается сделка, и при ее совершении такое лицо или орган вышли за пределы этих ограничений, сделка может быть признана судом недействительной по иску лица, в интересах которого установлены ограничения, лишь в случаях, когда будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанных ограничениях.

В судебном заседании установлено, что согласно Приказу Министра обороны РФ от 17.12.2010 № 1871 ФГУ «Сибирское ТУИО» МО РФ было реорганизовано путем присоединения к нему Иркутской КЭЧ района, ее полномочия переданы ФГУ «Сибирское ТУИО» МО РФ. Распоряжением Правительства РФ от 29.03.2012 № 422-р тип государственного учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ изменен на федеральное государственное казенное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ (ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ).

На основании Распоряжения от Дата начальника Иркутская КЭЧ района Л.С.С. были построены на предоставленном земельном участке, расположенном по адресу: Адрес, с кадастровым общей площадью ........ га, предоставленном в бессрочное и бесплатное пользование В/ч , комплекс гаражных боксов. В дальнейшем доля в комплексе гаражных боксов в виде отдельных гаражных боксов безвозмездно была передана в собственность военнослужащим и членам их семей.

Между Иркутская КЭЧ района и Скуратовым В.А. Дата были заключены Договора , о безвозмездной передаче имущества в собственность военнослужащим и членам их семей, в соответствии с которым Скуратову В.А. безвозмездно в собственность были переданы гаражные боксы , в комплексе гаражных боксов, расположенном по адресу: Адрес, с кадастровым общей площадью ........ га.

В соответствии с п. 1.10 Положения о квартирно-эксплуатационной части (района), утвержденного начальником КЭС СибВО С.Р.Дата, учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, приобретенным за счет денежных средств, выделенных ему по смете, без письменного разрешения собственника.

Для строительства гаражных боксов между Иркутская КЭЧ района и ООО «И» Дата был заключен Договор подряда на строительство гаражных боксов . В соответствии с этим Договором ООО «И» осуществило строительство комплекса гаражных боксов на земельном участке, расположенном по адресу: Адрес, с кадастровым , общей площадью ........ га, из материалов подрядчика и с использование оборудования подрядчика на основании проектной документации заказчика. Оплату за выполнение работ производилась заказчиком Иркутска КЭЧ района.

Анализируя установленные по делу обстоятельства, представленные доказательства, с учетом того, что комплекс гаражных боксов был построен на средства, предоставленные Иркутской КЭЧ района, на земельном участке, переданном в пользование, собственником которого является Российская Федерация в лице Минобороны России, суд приходит к выводу, что отчуждение имущества, переданного на праве оперативного управления Иркутской КЭЧ района, произошло без получения письменного разрешения собственника.

Скуратов А.Н., как член семьи военнослужащего, знал о том, что построенные гаражные боксы расположены на земельном участке, находящемся в собственности Российской Федерации, и переданном в пользование Министерству обороны РФ, а также что передаваемое имущество является собственностью Российской Федерации в лице Минобороны России, что Иркутская КЭЧ района не является собственником данного имущества и не уполномочена производить отчуждение гаражных боксов.

Оценивая установленные по делу обстоятельства, представленные доказательства, суд приходит к выводу, что требования истца законны, обоснованны и подлежат удовлетворению, сделка совершена представителем Иркутская КЭЧ района за пределами полномочий установленных Положением о квартирно-эксплуатационной части (района), а ответчик знал, что Иркутская КЭЧ района не является собственником отчуждаемых гаражей и не имеет прав без получения письменного разрешения собственника производить отчуждение вверенного ей имущества. При признании сделки недействительной подлежа применению последствия недействительности сделки. В силу п. 2 ст. 167 ГК РФ, при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.

Согласно п. 2 ст. 181 ГК РФ, срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.

Как усматривается из представленных в материалах дела доказательствах, истец узнал о заключении Договоров Иркутской КЭЧ района со Скуратовым В.А. в Дата, в суд обратился в Дата, в связи с чем, суд приходит к выводу, что срок для подачи иска в силу ст. 181 ГК РФ не пропущен.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Федерального государственного казенного учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации – удовлетворить.

Признать Договоры , «О безвозмездной передаче имущества в собственность военнослужащим и членам их семей» от Дата, заключенные между Государственным учреждением Иркутска квартирно-эксплуатационная часть (района) Сибирского военного округа и Скуратовым В.А. недействительными.

Применить последствия недействительности сделки:

- обязав Скуратова В.А. возвратить в собственность Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации гаражные боксы , , расположенные по адресу: Адрес в границах земельного участка с кадастровым номером полученные по Договорам , «О безвозмездной передаче имущества в собственность военнослужащим и членам их семей» от ........;

- обязать Скуратова В.А. освободить незаконно занимаемую долю в комплексе гаражных боксов по договору, «О безвозмездной передаче имущества в собственность военнослужащим и членам их семей» от Дата.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение десяти дней со дня изготовления полного текса решения, который будет изготовлен Дата.

Ответчиком, не присутствующими в суде – в течение 7 дней со дня получения копии заочного решения путем обращения с заявлением о пересмотре в Октябрьский райсуд.

Судья И.Н. Рафикова

.

.

.

.

.