Ленинский районный суд г. Перми
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Ленинский районный суд г. Перми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-3804/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июля 2011 года
Ленинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Гачеговой Е.И.,
при секретаре Раевой А.С.,
прокурора Файн В.А.,
с участием представителя Пермской городской Думы – Короткиной А.С., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по заявлению прокурора г.Перми о признании решения Пермской городской Думы №26 от 29.01.2008 г. не действующим и не подлежащим применению в части с момента его принятия,
установил:
Прокурор г.Перми обратился в суд с заявлением о признании недействующими и не подлежащими применению с момента принятия абзац 2 части 2, часть 3, абзац 2 части 5 статьи 12 Положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы №26 от 29.01.2008 г., в части наделения Управления общественных отношений Аппарата Пермской городской Думы полномочиями по регистрации уставов, регистрации изменений в уставы, ведения реестра микрорайонов территориального общественного самоуправления.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что данное Положение не соответствует федеральному законодательству, поскольку указанные нормы права, регламентирующие компетенцию Управления общественных отношений Аппарата Пермской городской Думы по регистрации уставов ТОСов уровня жилого микрорайона и иных подобного уровня территорий и регистрацию изменений в уставы, а также ведение реестра микрорайонов, противоречат ст. 27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». При этом прокурор считает, что из буквального толкования указанного федерального закона следует, что Пермская городская Дума, как представительный орган местного самоуправления г.Перми, принимает нормативный правовой акт, регламентирующий порядок регистрации ТОСа, а исполняет этот порядок администрация г.Перми, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления. Кроме того, предложенный Пермской городской Думой порядок противоречит Уставу г.Перми, Положению об Аппарате Пермской городской Думы и Главы г.Перми, иным нормативно-правовым актам, согласно которым Аппарат Пермской городской Думы и Главы г.Перми является структурным подразделением Пермской городской Думы, а Управление общественных отношений Аппарата Пермской городской Думы – структурным подразделением Аппарата. В соответствии со ст. 48.1 Устава г.Перми Аппарат Пермской городской Думы формируется в целях организационного, информационного, правового, кадрового, финансового и материально-технического обеспечения Главы г.Перми, Пермской городской Думы и депутатов Пермской городской Думы. Полномочия Управления общественных отношений Аппарата Пермской городской Думы закреплены в Положении об этом управлении, утвержденном распоряжением Главы г.Перми от 16.02.2007 г. №37-р. Таким образом, к полномочиям Аппарата Пермской городской Думы и его структурного подразделения – Управление общественных отношений не относится выполнение функций исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, а именно регистрация уставов ТОСов (изменений в уставы), ведение реестра жилых микрорайонов. В связи с чем, указанные выше положения нормативно-правового акта следует признать не действующим и не подлежащим применению с момента его принятия (л.д.2-4).
Прокурор в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала, просила суд признать не действующими и не подлежащими применению с момента принятия абзац 2 части 2, часть 3, абзац 2 части 5 статьи 12 Положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы №26 от 29.01.2008 г., в части наделения Управления общественных отношений Аппарата Пермской городской Думы полномочиями по регистрации уставов, регистрации изменений в уставы, ведения реестра микрорайонов территориального общественного самоуправления.
Представитель Пермской городской Думы с заявленными требованиями о незаконности отдельных положений Положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы №26 от 29.01.2008 г., в части наделения Управления общественных отношений Аппарата Пермской городской Думы полномочиями по регистрации уставов, регистрации изменений в уставы, ведения реестра микрорайонов территориального общественного самоуправления, не согласилась. В обоснование своих доводов указала, что согласно ч.3 ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования. В соответствии с ч.5 ст. 27 указанного закона к полномочиям представительного орган муниципального образования отнесено определение порядка регистрации устава ТОС, в том числе определение органа, уполномоченного на регистрацию уставов, изменений в уставы и ведение реестра ТОС. В силу данной нормы права эти вопросы должны быть регламентированы либо в уставе муниципального образования либо в правовом акте представительного органа муниципального образования, либо в том и другом нормативном документе. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не содержит в себе иных императивных норм, закрепляющих обязанность по регистрации уставов ТОС за конкретным органом местного самоуправления (в частности за исполнительно-распорядительным органом). Отсутствуют такие требования и в ст. 80 Устава г.Перми. Согласно решению Пермской городской Думы №280 от 24.01.2006 г. «Об утверждении Положения об аппарате Пермской городской Думы» Управление общественных отношений входит в систему органов местного самоуправления, то есть в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом г.Перми может быть уполномочено осуществлять деятельность по регистрации уставов, изменений в уставы и ведения реестра ТОС. Следовательно, оспариваемые положение решения Пермской городской Думы не противоречат действующему законодательству. Установленный порядок вписывается в модели, используемые в различных муниципальных образованиях на территории Российской Федерации (л.д.32-34).
Оценив доводы сторон, а также представленные суду доказательства, суд считает, что требования прокурора г.Перми являются обоснованными и подлежат удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 13 Гражданского кодекса РФ, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 ФЗ № 313-ФЗ).
Ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Судом установлены следующие обстоятельства дела.
В целях реализации статьи 27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в соответствии со статьей 80 Устава города Перми Пермская городская Дума приняла решение №26 от 29.01.2008 г. об утверждении Положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Перми.
В соответствии с Общими положениями территориальное общественное самоуправление в городе Перми - самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории города Перми для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Территориальное общественное самоуправление является формой участия граждан в осуществлении городского самоуправления в городе Перми.
Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
Согласно ст. 2 Положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Перми территориальное общественное самоуправление осуществляется в пределах следующих территорий проживания граждан:
а) микрорайонов, жилых комплексов;
б) улиц, кварталов, дворов, домов;
в) иных территорий.
Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются Пермской городской Думой в порядке, установленном настоящим Положением .
Установление границ территориального общественного самоуправления регламентировано ст. 11 Положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Перми, согласно которой для утверждения границ территориального общественного самоуправления в территориальный орган администрации города направляются документы:
1) заявление по форме, установленной территориальным органом администрации города, подписанное председателем органа территориального общественного территориального самоуправления;
2) протокол учредительного собрания (конференции);
3) устав территориального общественного самоуправления (в 2 экз.);
4) список членов органов территориального общественного самоуправления с указанием даты рождения, паспортных данных и места жительства каждого из членов органа территориального общественного самоуправления;
5) документы, подтверждающие полномочия делегатов конференции;
6) план-схему территории с описанием границ территориального общественного самоуправления;
7) проект правового акта (проект решения Пермской городской Думы) об установлении границ территориального общественного самоуправления.
3. Территориальный орган администрации города в течение месяца проверяет полноту и правильность представленных документов.
По результатам проверки документов глава территориального органа администрации города представляет документы в управление общественных отношений аппарата Пермской городской Думы и Главы города Перми (далее - Управление).
Управление не позднее 15 дней со дня представления документов главой территориального органа администрации города вносит на рассмотрение в Пермскую городскую Думу проект решения об установлении границ территориального общественного самоуправления.
В силу ст. 12 Положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Перми территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления (далее - Устав) (ч.1 ст.12).
Регистрация Устава осуществляется не позднее 20 дней после принятия решения Пермской городской Думы об установлении границ территориального общественного самоуправления.
Устав уровня жилого микрорайона, иных подобного уровня территорий регистрируется Управлением в срок не позднее 20 дней после принятия решения Пермской городской Думы об установлении границ территориального общественного самоуправления.
Устав уровня группы жилых домов, многоквартирного жилого дома, подъезда многоквартирного жилого дома и других подобного уровня территорий регистрируется территориальным органом администрации города, на территории которого организовано территориальное общественное самоуправление, в срок не позднее 20 дней после принятия решения Пермской городской Думы об установлении границ территориального общественного самоуправления (ч.2 ст. 12).
Регистрация изменений Устава осуществляется Управлением и территориальным органом администрации города (ч.3 ст. 12).
Для регистрации в качестве юридического лица территориальное общественное самоуправление обязано представлять Устав на регистрацию в Управление Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю (ч.4 ст. 12).
После принятия Пермской городской Думой решения об установлении границ территориального общественного самоуправления сведения о территориальном общественном самоуправлении подлежат внесению в реестр территориального общественного самоуправления, действующих на территории города Перми (далее - Реестр).
Реестр микрорайонов ведется Управлением.
Реестр квартала, двора, улицы ведется территориальным органом администрации города (ч.5 ст. 12).
Реестр ведется по форме согласно приложению к положению (ч.6 ст. 12).
Проверяя законность принятого решения на предмет соблюдения порядка принятия такого решения, суд считает, что решение Пермской городской Думы от 29.01.2008 г. №26 принято в пределах полномочий представительного органа местного самоуправления, опубликовано в Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь №9 от 12.02.2008.
Определяя законность принятого Пермской городской Думой решения, суд исходит из того, что целью принятия такого решения стала реализация статьи 27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также статьи 80 Устава города Перми.
В соответствии с частями 1-5, 11 ст. 27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.
Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.
Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.
Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Согласно ст. 80 Устава г.Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы 13.03.1996 г., жители города, проживающие на части городской территории, вправе самоорганизоваться для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам, находящимся в ведении городского самоуправления и затрагивающим интересы жителей данной территории.
Территориальное общественное самоуправление осуществляется жителями города Перми непосредственно, то есть через общие собрания, конференции и через избираемые жителями органы территориального общественного самоуправления и выборных лиц общественного самоуправления.
Полномочия общих собраний, конференций, органов и выборных лиц территориального общественного самоуправления, порядок их избрания, их права и ответственность, порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из бюджета города определяются Положением о территориальном общественном самоуправлении в городе Перми, утвержденным Думой.
Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления городского округа.
Орган территориального общественного самоуправления, в соответствии с уставом территориального общественного самоуправления, может являться юридическим лицом. В этом случае его устав, в соответствии с действующим законодательством, подлежит государственной регистрации в установленном законом порядке.
Деятельность органов территориального общественного самоуправления регулируется их уставами с учетом полномочий, передаваемых им Думой и администрацией города.
В силу ст. 40 Устава г.Перми Пермская городская Дума является постоянно действующим представительным органом городского самоуправления города Перми, … коллегиальным выборным органом городского самоуправления, который представляет население города Перми и осуществляет нормотворческую деятельность. При этом Пермской городской Думе принадлежит право от имени населения города Перми в пределах своих полномочий принимать решения, вступать в отношения с другими органами местного самоуправления, органами государственной власти и общественными объединениями, другими юридическими и физическими лицами.
Компетенция Пермской городской Думы определена в ст. 41 Устава г.Перми, из которой следует, что Дума … решает в соответствии с законодательством вопросы территориального деления города с целью организации управления (п.39), определяет порядок передачи органам территориального общественного самоуправления отдельных полномочий, а также объектов и финансовых ресурсов (п.40).
В целях осуществления организационного, информационного, правового, кадрового, финансового и материально-технического обеспечения деятельности Главы города, Думы и депутатов Думы формируется аппарат Думы и Главы города.
Положение об аппарате Думы и Главы города, структура и предельная численность работников аппарата утверждаются Думой (ст. 48.1 Устава г.Перми).
Настоящее Положение определяет в соответствии с Уставом города Перми основные задачи, функции аппарата Пермской городской Думы, порядок организации его деятельности (п.1.1 Положения).
В соответствии с п.1.2 Аппарат Думы (далее - Аппарат) формируется в целях осуществления организационного, информационного, правового, кадрового, финансового и материально-технического обеспечения деятельности Думы, Главы города Перми - председателя Пермской городской Думы (далее - Глава города - председатель Думы) и депутатов Думы. Аппарат входит в структуру Думы и не является юридическим лицом (п.1.4).
Основные задачи и функции Аппарата определены в разделах 2 и 3 Положения об аппарате Пермской городской Думы, из которых следует, что Аппарат обеспечивает организационное, документационное обеспечение деятельности Думы, Главы города - председателя Думы, органов Думы, депутатов Думы, то есть в целом деятельность Аппарата направлена на разрешение организационных вопросов, связанных с деятельностью указанных органов и лиц.
Управление общественных отношений входит в структуру Аппарата Пермской городской Думы в соответствии с решением Пермской городской Думы от 31.05.2011 г. №115 «Об утверждении предельной численности и структуры аппарата Пермской городской Думы».
Проанализировав изложенное выше законодательство, суд приходит к выводу о том, что, действительно, организация взаимодействия с физическими и юридическими лицами, органами территориального общественного самоуправления города Перми возложена на Аппарат, однако такое взаимодействие является только информационным, следовательно, во всех других случаях взаимодействие с указанными лицами должно происходит непосредственно через соответствующие органы местного самоуправления, в частности через администрацию г.Перми как исполнительно-распорядительный орган городского самоуправления, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных ему федеральными законами и законодательством Пермской области (края) (ст. 58 Устава г.Перми).
Возложение обязанностей, указанных в абзаце 2 части 2, части 3, абзаце 2 части 5 статьи 12 Положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы №26 от 29.01.2008 г., в части наделения Управления общественных отношений Аппарата Пермской городской Думы полномочиями по регистрации уставов, регистрации изменений в уставы, ведения реестра микрорайонов территориального общественного самоуправления, по мнению суда, так же противоречит ст. 27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой на представительные органы поселения по предложению населения, проживающего на данной территории, возлагаются полномочия по установлению границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление.
Суд также считает, что регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения носит формальный характер, поскольку из Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и иных подзаконных актов следует, что оснований для отказа в регистрации устава ТОС законодателем не предусмотрено, а при решении вопроса об организации ТОС следует определить границы действия такого ТОСа на территории соответствующего муниципального образования.
Учитывая изложенное выше, суд считает доводы представителя Пермской городской Думы несостоятельными, а ссылку на аналогичные модели ТОСов в других регионах необоснованной, как не основанную на нормах действующего федерального законодательства и общих принципах самоуправления в г.Перми.
Суд также считает, что такая позиция полностью подтверждается иными положениями оспариваемого нормативно-правового акта, из которых следует, что регистрация ТОСов ниже микрорайона возложена именно на такой орган местного самоуправления как администрацию г.Перми в лице ее территориальных структурных подразделений на местах – администраций районов.
Таким образом, требования прокурора г.Перми о признании не действующими и не подлежащими применению с момента принятия абзац 2 части 2, часть 3, абзац 2 части 5 статьи 12 Положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы №26 от 29.01.2008 г., в части наделения Управления общественных отношений Аппарата Пермской городской Думы полномочиями по регистрации уставов, регистрации изменений в уставы, ведения реестра микрорайонов территориального общественного самоуправления подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Признать недействующими и не подлежащими применению с момента принятия абзац 2 части 2, часть 3, абзац 2 части 5 статьи 12 Положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы №26 от 29.01.2008 г., в части наделения Управления общественных отношений Аппарата Пермской городской Думы полномочиями по регистрации уставов, регистрации изменений в уставы, ведения реестра микрорайонов территориального общественного самоуправления.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.
Председательствующий – подпись - (Е.И. Гачегова)