ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3804/18 от 24.12.2018 Псковского городского суда (Псковская область)

Мотивированное решение изготовлено 24 декабря 2018 года.

Дело № 2-3804/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 декабря 2018 г. г. Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе

председательствующего судьи Кузнецовой Э.В.,

при секретаре Лобушкиной Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Псковского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «Псковавиа» об обязании обеспечить охрану периметра аэропорта Псков (Кресты) Псковской области силами Северо-Западного филиала федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации»,

УСТАНОВИЛ:

Псковский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ, к ОАО «Псковавиа» об обязании обеспечить охрану периметра аэропорта Псков (Кресты) Псковской области силами Северо-Западного филиала федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации», указав в обоснование заявленных требований, что в результате проверки авиационной безопасности в ОАО «Псковавиа» выявлены нарушения.

В соответствии с ч.4 ст.84 Воздушного кодекса Российской Федерации требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами. Федеральные авиационные правила "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденные приказом Минтранса России от 28.11.2005 N 142, устанавливают требования авиационной безопасности к аэропортам, обязательные для исполнения администрациями аэропортов, авиационными предприятиями, эксплуатантами, а также иными юридическими и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории аэропорта.

Порядок охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры в целях обспечения авиационной безопасности определен Правилами охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.02.2011 №42.

В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что в нарушение п.4 Правил охрана границ территории аэропорта «Псков» не осуществляется подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.

26.10.2017 Псковской транспортной прокуратурой в адрес генерального директора ОАО «Псковавиа» вынесено представление, однако до настоящего времени нарушения законодательства в части организации охраны границ территории аэропорта «Псков» (Кресты) ОАО «Псковавиа» не устранены.

В связи с чем, прокурор просит суд обязать ответчика в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить охрану границ территории (периметра) аэропорта Псков (Кресты) Псковской области силами Северо-Западного филиала федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» на основании возмездного договора в соответствии с требованиями п.4 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.02.2011 №42.

В судебном заседании старший помощник Псковского транспортного прокурора Румянцева Н.О. уточненные требования поддержала и просила суд их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ОАО «Псковавиа» Бармин С.О. в судебном заседании иск не признал. Полагал, что аэропорт «Псков» имеет международный статус, в связи с чем, в соответствии с п.4 Правил подлежит обязательной охране войсками национальной гвардии РФ. В настоящее время охрана аэропорта осуществляется войсками национальной гвардии РФ.

Представитель ответчика ОАО «Псковавиа» Стрелков И.А. в судебном заседании иск не признал. Пояснил, что между ОАО «Псковавиа» и войсками национальной гвардии РФ заключены три договора, в соответствии с которыми группы немедленного реагирования охраняют аэропорт по графику, имеется централизованный пульт охраны. Для охраны объектов аэропорта необходимо иметь материально-техническую базу, которая у ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» в г.Пскове отсутствует.

Представитель третьего лица Северо-Западного филиала ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» Некипелов Р.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, полагал их подлежащими удовлетворению. В силу требований закона аэропорт должен охраняться их управлением.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 83 Воздушного кодекса Российской Федерации авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

В силу ч.6 ст. 84 ВК РФ охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, и подразделениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 01.02.2011 №42 утверждены Правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, определяющие порядок охраны объектов в целях обеспечения авиационной безопасности. Согласно п.п.3 и 4 данных Правил, организация охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры возлагается на лиц, осуществляющих эксплуатацию аэропортов и объектов их инфраструктуры.

Согласно п.4 Правил охрана границ (периметра) территории аэропорта осуществляется: в отношении международных аэропортов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, - подразделениями войск национальной гвардии Российской Федерации; в отношении иных аэропортов - подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации. Охрана периметра аэропорта осуществляется на основании возмездного договора с лицами, осуществляющими эксплуатацию аэропорта.

В соответствии с п.1 Положения о Министерстве транспорта РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004, ст. 8 ФЗ «О ведомственной охране» от 14.04.1999 №77, Постановлением Правительства РФ от 12.07.2000 №514 «Об организации ведомственной охраны» Министерство транспорта РФ является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным устанавливать перечень охраняемых объектов, подлежащих ведомственной охране, что является частью механизма, обеспечивающего авиационную безопасность объектов единой системы организации воздушного движения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Псковской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения ОАО «Псковавиа» требований законодательства, регламентирующего вопросы в сфере транспортной и авиационной безопасности, по результатам которой выявлено, что в нарушение требований закона охрана границ территории аэропорта «Псков» не осуществляется подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.

Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.

ФГКУ ОВО войск национальной гвардии по Псковской области на основании договора от 01.01.2018 «О предупреждении и пресечении правонарушений и преступлений с помощью кнопки экстренного вызова полиции» осуществляет охрану вахты ОАО «Псковавиа»/ КЭВП/ по адресу: <адрес>. (л.д.16-24)

Проанализировав ст.ст. 83, 84 Воздушного кодекса РФ, Правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 01.02.2011 №42, суд приходит к выводу, что ответчиком не исполняются требования федерального законодательства, регламентирующие обеспечение авиационной безопасности в аэропортах, в части передачи периметра данного аэропорта под охрану ФГУП «УВО Минтранса России» на основании возмездного договора, что создает предпосылки для актов незаконного вмешательства в деятельность авиации, что, в свою очередь, может повлечь причинение вреда жизни, здоровью, законным интересам граждан, юридических лиц и государства и иные негативные последствия.

Доводы представителей ответчика о невозможности заключить договор на охрану аэропорта с Северо-Западного филиала ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» в связи с высокой стоимостью услуг и отсутствием материально – технической базы не освобождают ответчика от обязанности соблюдения требований федерального законодательства, в связи с чем, не принимаются судом.

ОАО «Псковавиа», являясь юридическим лицом, в силу закона ответственным за транспортную безопасность, обязано реализовывать определенную государством систему правовых, экономических, организационных и иных мер, которые соответствуют угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

В соответствии с п.1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства от 30.07.2004, ст. 8 ФЗ-77 «О ведомственной охране» от 14.09.1999, Постановлением Правительства РФ от 12.07.2000 №514 «Об организации ведомственной охраны», Министерство транспорта РФ является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным устанавливать перечень охраняемых объектов, подлежащих ведомственной охране, что является частью механизма, обеспечивающего авиационную безопасность объектов единой системы организации воздушного движения.

Таким образом, по смыслу действующих правовых норм ОАО «Псковавиа», отнесенное к объектам единой системы организации воздушного движения, подлежит охране силами Северо-Западного филиала ФГУП «УВО Минтранса России», в связи с чем, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Псковского транспортного прокурора удовлетворить.

Обязать Открытое акционерное общество «Псковавиа» в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить охрану периметра аэропорта Псков (Кресты) Псковской области силами Северо-Западного филиала федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» на основании возмездного договора в соответствии с требованиями п.4 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.02.2011 №42.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья: Э.В. Кузнецова