Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-3805/11
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 сентября 2011 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего: Паниной Е.Ю.
при секретаре: Щерба О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Барнаула в интересах ФИО1 к муниципальному образованию – городской округ города Барнаул Алтайского края в лице администрации г.Барнаула, Комитету жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинского района г.Барнаула обратился в суд в интересах ФИО1 с иском к муниципальному образованию – городской округ города Барнаул Алтайского края в лице администрации г.Барнаула с требованием о возложении обязанности произвести замену прибора учета электроэнергии в квартире №№ дома №№ по ул......
При рассмотрении дела исковые требования были уточнены, предъявлены также к Комитету жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула.
В обоснование требований указано, что ФИО1 является нанимателем квартиры №№ дома №№ по ул..... в ..... ДД.ММ.ГГГГ ОАО «ФИО8» ФИО1 вручено уведомление о необходимости произвести замену прибора учета электроэнергии в связи с истечением его срока годности и эксплуатации.
Поскольку собственником помещения является муниципальное образование – городской округ город Барнаул Алтайского края, обязанность по замене прибора учета должна быть возложена на муниципальное образование – городской округ город Барнаул Алтайского края и Комитет жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула, осуществляющий полномочия по содержанию муниципального жилищного фонда.
В судебном заседании процессуальный истец, помощник прокурора Центрального района г. Барнаула Козлова Е.С. настаивала на заявленных требованиях по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула ФИО2 требования не признал. Ссылался, что на ФИО1, являющейся нанимателем жилого помещения, лежит обязанность проведения текущего ремонта жилого помещения, замена прибора учета электроэнергии не относится к работам по капитальному ремонту жилого помещения, в связи с чем, требования не подлежат удовлетворению.
Третье лицо ФИО3, проживающая в квартире совместно с ФИО1, требования прокурора поддержала.
Материальный истец ФИО1, представители третьего лица МУП «ДЕЗ №1» Ленинского района в суд не явились, извещены надлежащим образом. От ФИО1 имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Суд, с учетом мнения явившихся участников процесса, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Администрация г. Барнаула в отзыве на исковое заявление ссылается на то, что в силу положений ст. 22 Устава у администрации г. Барнаула отсутствуют полномочия по заявленному вопросу, поскольку только не распределенные Уставом между иными органами местного самоуправления полномочия относятся к компетенции администрации г. Барнаула, в связи с чем полагает, что администрация является ненадлежащим ответчиком по делу. Также указывает, что ФИО1 является потребителем коммунальной услуги по энергоснабжению, и именно она должна исполнять обязанность по использованию надлежащего прибора учета, в связи с чем обязанность по его замене не может быть возложена на собственника жилого помещения. Работы по замене прибора учета не могут быть отнесены к работам по капитальному ремонту, обязанность по проведению текущего ремонта жилого помещения возложена на нанимателя, поэтому ФИО1, являясь нанимателем жилого помещения, должна самостоятельно производить его замену.
В отзыве на исковое заявление Комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула ссылается на то, что ФИО1 является потребителем услуги по электроснабжению, в целях учета электроэнергии, в соответствии с п. 52 Правил предоставления коммунальных услуг, обязана использовать индивидуальный прибор учета. Кроме того, указывает, что положения ст. 210 ГК РФ о бремени содержания имущества, должны применяться с учетом установленного ЖК РФ распределения обязанностей между наймодателем и нанимателем по проведению капитального и текущего ремонта помещения.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что квартира №№ дома №№ по ул..... в ...., находится в муниципальной собственности г.Барнаула, что подтверждено выпиской из Реестра объектов муниципальной собственности г.. Барнаула. ФИО1 проживает в указанной квартире на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно результатам проверки электроустановок и электроучета, произведенной представителем ОАО «ФИО8» ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 вручено уведомление о необходимости произвести замену прибора учета электроэнергии в связи с истечением срока его эксплуатации в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Отсутствие прибора учета, равно как и признание его непригодным для учета электрической энергии влечет обязанность потребителя производить оплату потребляемых услуг по установленным нормативам потребления, а не в необходимом ему количестве, что нарушает права ФИО1, являющейся потребителем электроэнергии.
В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Статьей 543 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (ч. 2 ст. 543 ГК РФ).
Иное положение установлено Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. пост. Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 530, согласно п. 139 которых владелец объекта, на котором установлен прибор учета, обеспечивает его сохранность, целостность и обслуживание. В случае установки прибора учета в жилом помещении его сохранность, целостность и обслуживание обеспечивает собственник (наниматель) жилого помещения, если иное не установлено соответствующим договором.
Согласно п. 140 указанных Правил гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация или сетевая организация (в случае заключения с потребителем договора оказания услуг по передаче электрической энергии) на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями обеспечивает за их счет установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (поверку, калибровку, замену) приборов учета, находящихся в собственности граждан-потребителей, если гражданин-потребитель не заключит договор на установку и (или) обслуживание его приборов учета с иным лицом.
Таким образом, указанными Правилами установлено разграничение обязанностей по обеспечению надлежащего технического состояния энергетических сетей, в том числе приборов учета электрической энергии, в соответствии с которым такая обязанность лежит на собственнике (либо нанимателе) жилого помещения.
Вместе с тем, данные Правила не применяются для разграничения обязанностей между собственником и нанимателем жилого помещения, поскольку имеют иную правовую направленность. В соответствии с п.1 Правил они устанавливают правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - розничные рынки), а также определяет условия взаимодействия субъектов оптового рынка электрической энергии
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статья 8 Жилищного кодекса РФ устанавливает, что к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных данным Кодексом.
Согласно ст. 65 Жилищного кодекса РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.
Перечень обязанностей нанимателя жилого помещения по договору социального найма урегулирован ч.ч. 3, 4 ст. 67 Жилищного кодекса РФ, а также подпунктом "е" п. 4 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.05.2005 г. N 315.
Так согласно подпункту «е» п. 4 Типового договора социального найма жилого помещения к текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому Нанимателем за свой счет, относятся следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).
Если выполнение указанных работ вызвано неисправностью отдельных конструктивных элементов общего имущества в многоквартирном доме или оборудования в нем либо связано с производством капитального ремонта дома, то они производятся за счет Наймодателя организацией, предложенной им.
Замена прибора учета не может быть отнесена к работам по ремонту инженерного оборудования.
Таким образом, положениями указанных норм не предусмотрена обязанность нанимателя жилого помещения нести расходы по установке приборов учета энергии.
В соответствии с п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307, исполнитель обязан самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю.
Согласно пп. «в» п. 52 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам потребитель обязан в целях учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, использовать коллективные (общедомовые), общие (квартирные) или индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений;
В соответствии с пункта 13 указанных Правил обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме (далее - внутриквартирное оборудование) и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором.
Спорное жилое помещение находится в собственности муниципального образования, которое как собственник обязано в силу ст. 210 ГК РФ, ст. 30 ЖК РФ нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, в данном случае спорной квартиры, и принимать меры по обеспечению предоставления нанимателю услуг в необходимом количестве.
На основании установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу о том, что прибор учета потребления электроэнергии квартиры № № дома № № по ул. .... в ...., является объектом муниципальной собственности г.Барнаула, поэтому собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Кроме того, указанный прибор учета предназначен для обеспечения предоставления нанимателю коммунальных услуг, обязанность по его содержанию возложена на собственника. В связи с изложенным, исковые требования подлежат удовлетворению.
Прибор учета электроэнергии находится не в квартире ФИО1, а на лестничной площадке, что следует из уведомления о необходимости замены прибора учета, не оспаривается сторонами.
Суд полагает, что прибор учета квартиры № № дома № № по ул. ...., установленный на лестничной площадке, не относится к общему имуществу многоквартирного дома, поскольку предназначен для обслуживания конкретной квартиры, в связи с чем обязанность по его ремонту и замене не может быть отнесена к полномочиям управляющей организации.
Согласно п.2.5. Положения о комитете жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, утв. решением Барнаульской городской Думы от 14.05.2009 N 97, основными целями и задачами комитета являются: проведение в пределах своих полномочий мероприятий по организации в границах города: учета муниципального жилищного фонда; электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения, водоотведения в многоквартирных домах; содержания муниципального жилищного фонда. Кроме того, Комитет жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула представляет интересы собственника в доле муниципальной собственности. С учетом указанных полномочий Комитета, исковые требования, заявленные к данному ответчику, также подлежат удовлетворению, поскольку входят в круг его полномочий.
Вместе с тем возложение обязанности по замене прибора учета на Комитет жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула не исключает соответствующей обязанности муниципального образованию – городской округ города Барнаула, как собственника имущества, доводы администрации г. Барнаула в указанной части являются необоснованными.
В силу положений ст. 322 Гражданского кодекса РФ, поскольку предмет обязательства является неделимым, обязанность по замене прибора учета подлежит возложению на собственника имущества и уполномоченное им лицо в солидарном порядке.
Не могут повлечь отказ в удовлетворении исковых требований также доводы ответчиков о том, что замена прибора учета не относится к капитальному ремонту.
В соответствии с п. 3.8 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утв. пост. Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 15/1 к капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели.
К капитальному ремонту наружных инженерных коммуникаций и объектов благоустройства относятся работы по ремонту сетей водопровода, канализации, теплогазоснабжения и электроснабжения, озеленению дворовых территорий, ремонту дорожек, проездов и тротуаров и т.д.
Предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей.
Согласно разделу 2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. пост. Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Таким образом, замена прибора учета не может быть отнесена к работам по текущему ремонту, поскольку какие-либо работы по предупреждению износа прибора учета не могут исключить необходимости его замены вследствие истечения срока эксплуатации.
То обстоятельство, что замена прибора учета прямо не включена в перечень работ по капитальному ремонту, не означает, что его замена относится к работам по текущему ремонту помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ленинского района в интересах ФИО1 к муниципальному образованию – городской округ города Барнаул Алтайского края в лице администрации г. Барнаула, Комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула о возложении обязанности удовлетворить.
Возложить на муниципальное образование – городской округ города Барнаул Алтайского края, Комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула солидарную обязанность произвести замену прибора учета электроэнергии в квартире № № дома № № по ул. .... в г.....
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Е.Ю. Панина