ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3805/17 от 21.11.2017 Железнодорожного районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 2-3805/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 ноября 2017 года Железнодорожный районный суд г. Красноярска Красноярского края в составе: председательствующего судьи Пацалюк С.Л.,

при секретаре Гусеве С.А.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» о компенсации морального вреда, причиненного субъекту персональных данных,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обраитлся в суд с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» о компенсации морального вреда, причиненного субъекту персональных данных. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец оставил заявление в книге заявлений и предложений по адресу: <адрес>, указав следующие свои персональные данные в специально предусмотренных для этого полях: фамилию, имя, отчество и адрес. На заявление истца был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ Ответ был направлен почтой на адрес истца, также копию ответа можно видеть вложенной в книгу заявлений и предложений. Спустя 2 месяца с момента оставления заявления, спустя более полутора месяцев со дня дачи ответа, ответчик (оператор персональных данных) не прекратил обработку указанных персональных данных, она не были обезличены. Ответчик хранит книгу заявлений и предложений в доступном для пользователей услуг связи месте, или же, в силу п.5 Инструкции о книге жалоб и предложений обязан предоставить книгу по требованию. Данная книга служит для обратной связи между пользователями услуг и почтовой организацией, именно поэтому предполагается не только возможность оставления заявлений, но и направление письменных ответов на адрес заявителя. Соответственно, ФИО и адреса как персональных данных заявителя предусматривается в качестве правила. Таким образом, ответчик, как обязанное иметь и вести книгу заявлений и предложений лицо, в соответствии с Правилами оказания почтовых услуг связи и инструкцией о Книге жалоб и предложений, осуществляет сбор персональных данных заявителей, предоставляя данную книгу всякому заинтересованному посетителю, которые собственноручно оставляет заявление, подписанное своим именем и содержащее адрес заявителя для получения ответа на заявление; осуществляет хранение персональных данных заявителей, храня книгу; осуществляет извлечение и использование персональных данных для направления письменных ответов. При этом, любое из указанных действий само по себе квалифицируется в качестве обработки персональных данных. Поскольку ответчик осуществляет обработку персональных данных, он является оператором. В соответствии с Законом «О персональных данных» обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей, персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено законом. В случае достижения цели обработки персональных данных, операторов обязан прекратить обработку персональных данных и уничтожить персональные данные в срок, не превышающий тридцати дней с даты достижения цели обработки персональных данных. Так как ответ был дан истцу 20.06.2017г., персональные данные истца должны быть удалены или обезличены не позднее ДД.ММ.ГГГГ, однако данная обязанность ответчиком исполнена не была. Таким образом, ответчик нарушил порядок обработки персональных данных истца. Даже если бы ответ не был дан истцу, хранение персональных данных допустимо не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных. Инструкцией о книге жалоб и предложений предусмотрены сроки рассмотрения заявлений- 5 дневный и 15 –дневный срок, по истечению которого персональные данные подлежат обезличиванию. Просит возложить на ответчика обязанность денежной компенсации причиненного истцу морального вреда в размере 50000 рублей, понудить ответчика исполнить обязанность по удалению либо обезличиванию персональных данных, содержащихся в книге заявлений и предложений.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал, при рассмотрении дела пояснил, что персональные данные разместил добровольно, при размещении своих персональных данных осознавал, что их размещение необходимо для обработки ответчиком персональных данных. Отзыв в книге заявлений и предложений оставил не в связи с оказанной услугой, а потому что хотел отблагодарить работников почты за их нелегкий труд, это был его душевный порыв. С заявлением об уничтожении персональных данных к ответчику он обращаться не стал, поскольку тогда бы у него не было оснований для взыскания морального вреда.

Из письменных возражений на отзыв следует, что ответчиком был нарушен порядок обработки персональных данных. Ответчик осуществлял сбор персональных данных путем предоставления доступа к Книге заявлений и предложений всякому заинтересованному лицу, которое самостоятельно оставляет сведения о себе. Во всяком случае, даже если ответчик не осуществлял сбор, то он осуществлял иные действия с персональными данными истца, входящими в определение обработки ПД. Раз ответчик квалифицирует книгу в качестве общедоступного источника информации, то на общественные отношения по ведению книги распространяются требования ст.8 Закона, согласно которой в общедоступные источники информации могут включаться персональные данные с письменного согласия субъекта персональных данных. Обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных возлагается на оператора.

Представитель ответчика ФИО2, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, пояснил, что в действиях истца усматривается злоупотребление правом, с заявлением к ответчику он не обращался, нарушение прав истца не установлено, доказательств причинения морального вреда истцом не представлено, просил в иске отказа.

Из представленного отзыва следует, что обработка персональных данных допускается в случаях осуществления обработки персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных, либо по его просьбе. Учитывая общедоступность книги, следует, что истец, разместив свои персональные данные в книге, сделал их общедоступными. При этом, истец не мог не предполагать возможность раскрытия перед неограниченным количеством лиц его персональных данных, поскольку сам беспрепятственно получил доступ к книге. Истец мог воспользоваться книгой, указав а/я, либо псевдоним, ознакомиться с ответом на его запись в книге, таким образом, необходимости указывать свои персональные данные не было. Заявления от истца об исключения из общедоступного источника персональных данных в адрес ответчика не поступало. В соответствии с инструкцией о Книге жалоб и предложений в предприятиях розничной торговли и общественного питания, руководители вышестоящей торговой организации обязаны не реже одного раза в квартал проверять правильность ведения книг жалоб и предложений во всех подведомственных предприятиях, устранять имеющиеся недостатки в рассмотрении жалоб и причины, порождающие жалобы. Таким образом, следует предположить, что ДД.ММ.ГГГГ еще не были достигнуты заранее определенные и законные цели. Права истца ответчиком нарушены не были.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Статьей 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О персональных данных" установлено, что целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

В соответствии со ст.3 указанного Закона, в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.

Хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст.5 Закона).

В соответствии с п.10 ч.1 ст.6 Закона допускается обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее - персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных).

Как предусмотрено ст. 17 Закона, если субъект персональных данных считает, что оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований настоящего Федерального закона или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие оператора в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке. Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке. В соответствии со ст.21 Закона «О персональных данных» в случае достижения цели обработки персональных данных оператор обязан прекратить обработку персональных данных или обеспечить ее прекращение (если обработка персональных данных осуществляется другим лицом, действующим по поручению оператора) и уничтожить персональные данные или обеспечить их уничтожение (если обработка персональных данных осуществляется другим лицом, действующим по поручению оператора) в срок, не превышающий тридцати дней с даты достижения цели обработки персональных данных, если иное не предусмотрено договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, иным соглашением между оператором и субъектом персональных данных либо если оператор не вправе осуществлять обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных на основаниях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами.

В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку его персональных данных оператор обязан прекратить их обработку или обеспечить прекращение такой обработки (если обработка персональных данных осуществляется другим лицом, действующим по поручению оператора) и в случае, если сохранение персональных данных более не требуется для целей обработки персональных данных, уничтожить персональные данные или обеспечить их уничтожение (если обработка персональных данных осуществляется другим лицом, действующим по поручению оператора) в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления указанного отзыва, если иное не предусмотрено договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, иным соглашением между оператором и субъектом персональных данных либо если оператор не вправе осуществлять обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных на основаниях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами.

В соответствии со ст.24 Закона «О персональных данных» моральный вред, причиненный субъекту персональных данных вследствие нарушения его прав, нарушения правил обработки персональных данных, установленных настоящим Федеральным законом, а также требований к защите персональных данных, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Возмещение морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом персональных данных убытков.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец оставил обращение в книге заявлений и предложений в отделении почтовой связи по адресу: <адрес>, следующего содержания : «Все супер, спасибо за работу», указав свои персональные данные: фамилию, имя, отчество и адрес.

Из пояснений истца следует, что его отзыв, оставленный в книге не был связан с каким-то действием сотрудников почты либо оказанной услугой, свои персональные данные истец предоставил ответчику для того, чтобы ответчик мог обрабатывать.

На обращение истца ответчиком был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ следующего содержания: Ваша благодарность сотрудникам отделения почтовой связи Красноярск <данные изъяты> была рассмотрена руководством ОСП Красноярский почтамт и принята по внимание. Спасибо Вам, что цените работу сотрудников предприятия «Почты России».

Данный ответ был направлен истцу по почте, копия ответа вклеена в Книгу заявлений и предложений.

Указанные обстоятельства подтверждаются копиями страниц Книги, представленными в деле, также в судебном заседании ответчиком была представлена данная книга и осмотрена судом. Из Книги следует, что она окончена ДД.ММ.ГГГГ. На других страницах книги также содержатся отзывы граждан, как с указанием персональных данных, так и без них, имеются отзывы без указания фамилий и адресов, на все обращения в книге имеются ответы.

Ответчиком представлено суду Политика ФГУП «Почта России» в отношении персональных данных, которая утверждена ДД.ММ.ГГГГ и соответствует требованиям Закона «О персональных данных».

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ-п утвержден Перечень производственных документов, образующихся в процессе деятельности ФГУП «Почта России».

Согласно приложения к данному приказу установлен срок хранения книги заявлений и предложений – 5 лет с момента окончания книги, место хранения ОСП филиала – архивное хранение.

Суд не может принять доводы истца о том, что ответчик обязан прекратить обработку персональных данных, поскольку после направления ему ответа была достигнута цель обработки персональных данных, в силу следующего.

В соответствии со ст.55 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ (ред. от 07.06.2017) "О связи" Оператор связи обязан иметь книгу жалоб и предложений и выдавать ее по первому требованию пользователя услугами связи.

Рассмотрение жалоб пользователей услугами связи осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Порядок ведения книги жалоб и предложений предусмотрен Приказом Минторга РСФСР от 28.09.1973 N 346 "Об утверждении Инструкции о Книге жалоб и предложений в предприятиях розничной торговли и общественного питания" (вместе с "Инструкцией о Книге жалоб и предложений в предприятиях розничной торговли и общественного питания", утв. Приказом Минторга СССР от 23.07.1973 N 139) все предприятия розничной торговли и общественного питания ведут Книгу жалоб и предложений установленной формы, в которую покупатели (посетители) записывают жалобы, предложения и замечания. (Форма книги прилагается.) Книга жалоб и предложений находится в торговом зале предприятия в специальном открытом футляре на видном и доступном для покупателей (посетителей) месте.

Руководители вышестоящей торговой организации обязаны не реже одного раза в квартал проверять правильность ведения книг жалоб и предложений во всех подведомственных предприятиях, устранять имеющиеся недостатки в рассмотрении жалоб и причины, порождающие жалобы (п.12 Инструкции).

С заявлением о прекращении обработки персональных данных к ответчику истец не обращался, в августе 2017г. книга закончена и находится на архивном хранении, по истечении срока хранения подлежит уничтожению. В настоящее время срок архивного хранения не истек. Руководители вышестоящей организации могут проверять правильность ведения книги жалоб и предложений, устранять имеющиеся недостатки в рассмотрении жалоб и причины, порождающей жалобы.

Поскольку целью ведения данной книги является повышение культуры обслуживания населения, устранение недостатков в работе и устранение причин, порождающих жалобы, руководители вышестоящей организации могут контролировать правильность ведения книги жалоб, а также своевременность и полноту ответов на обращения, суд приходит к выводу, что цель обработки персональных данных может быть достигнута не в момент направления ответа, а, с учетом возможности проверки и контроля ведения книги, цель обработки персональных данных будет достигнута по истечении срока архивного хранения данной книги.

Таким образом, основанием для прекращения обработки персональных данных в виде их хранения является либо обращение субъекта персональных данных о прекращении обработки персональных данных либо истечение архивного срока хранения Книги заявлений и предложений, что является основанием для ее уничтожения.

Доводы истца о том, что в силу ст.8 Закона при отсутствии согласия субъекта на обработку персональных данных, обработка персональных данных не будет допустимой, не могут быть приняты судом, как основанные на неверном толковании закона.

Так, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме, в случаях, предусмотренных федеральным законом (ст.9 Закона «О персональных данных»).

Согласно ст. 8 Закона «О персональных данных» в целях информационного обеспечения могут создаваться общедоступные источники персональных данных (в том числе справочники, адресные книги). В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные, сообщаемые субъектом персональных данных.

В данном случае, Книга заявлений и предложений по смыслу закона не является общедоступным источником персональных данных.

Требование истца о понуждении ответчика исполнить обязанность по удалению либо обезличиванию данных, содержащихся в книге заявлений и предложений ответчика, основано на нарушении ответчиком Закона «О персональных данных», в том числе нарушении порядка обработки персональных данных.

При рассмотрении гражданского дела судом не установлено нарушение ответчиком положений Закона «О персональных данных», в том числе нарушение порядка обработки персональных данных, с заявлением о прекращении обработки персональных данных истец к ответчику не обращался, и обязанность по удалению либо обезличиванию персональных данных у ответчика не возникла, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований суд не усматривает. Истцом не предоставлены допустимые доказательства причинения ему действиями ответчика нравственных и физических страданий, суд не усматривает предусмотренных Законом «О персональных данных» оснований для взыскания компенсации морального вреда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» о компенсации морального вреда в размере 50 000 руб., понуждении исполнить обязанность по удалению либо обезличиванию персональных данных, содержащихся в книге заявлений и предложений ответчика, - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд через Железнодорожный районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

<данные изъяты>

Судья С.Л.Пацалюк