ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3807 от 15.08.2010 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

                                                                                    Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело №2-3807/11

РЕШЕНИЕ   Именем Российской Федерации

15 августа 2010 года

Центральный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Сафроновой М.В.

при секретаре Гальцевой Г.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ФИО1 о признании части нормативно-правового акта незаконным,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с заявлением, указав, что решением Барнаульской городской Думы от 03.06.2011 утверждено Положение о территориальном общественном самоуправлении в городе Барнауле. Ч.2 п.1.3 Положения устанавливает, что в границах действующего ТОС, зарегистрированного в установленном порядке, не допускается создание еще одного ТОС. Указанное положение противоречит закону, поскольку устанавливает ограничение права на осуществление собственных инициатив граждан в вопросах местного значения, которое не предусмотрено федеральным законом, противоречит ст.30 Конституции РФ, которая гарантирует право каждому на объединение, свободу деятельности общественных объединений. В соответствии с действующим законодательством ТОС может осуществляться в пределах подъезда многоквартирного жилого дома, многоквартирного жилого дома, группы жилых домов, жилого микрорайона, сельского населенного пункта, не являющегося поселением, иных территорий проживания граждан. Возможность создания нового ТОС, в том числе путем выделения части территории и населения из уже существующего, не ограничивает права граждан на объединения, которое реализуется путем соблюдения определенной процедуры (порядка изменения границ существующего ТОС). На основании изложенного просит ч.2 п.1.3 Положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Барнауле признать незаконной и подлежащей отмене.

В судебном заседании ФИО1 на удовлетворении заявления настаивал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица Барнаульской городской Думы в судебном заседании против удовлетворения заявления возражала, пояснила, что оспариваемая норма содержалась в Положении о территориальном общественном самоуправлении в городе Барнауле, утвержденном решением Барнаульской городской Думы от 14.05.2009 №106, действовавшем до 15.06.2001, и была предметом рассмотрения гражданского дела по заявлению прокурора г.Барнаула в интересах неопределенного круга лиц. Решением Центрального районного суда г.Барнаула от 10.08.2010 в удовлетворении заявления отказано. Под ТОС понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Федеральный закон предусматривает, что ТОС в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации, однако государственная регистрация может и не осуществляться. Самоорганизация граждан по территориальному принципу не тождественна понятию «общественное объединение». Никаких ограничений прав граждан на осуществление общественных инициатив оспариваемая норма не содержит.

Прокурор в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Выслушав заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Решением Барнаульской городской Думы от 03.06.2011 №550 утверждено Положение о территориальном общественном самоуправлении в городе Барнауле, согласно части 2 пункта 1.3 которого в границах действующего ТОС, зарегистрированного в установленном порядке, не допускается создание еще одного ТОС.

Решение опубликовано в газете «Вечерний Барнаул» от 15.06.2011 №87.

В соответствии со ст.27 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан. Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

По смыслу приведенных положений закона осуществление территориального общественного самоуправления не предполагает не только обязательное создание организации, являющейся юридическим лицом, но и органов территориального общественного самоуправления. Так, в поселениях территориальное общественное самоуправление может осуществляться непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан.

Само название «территориальное общественное самоуправление» означает, что оно создается на определенной территории и по инициативе граждан, проживающих на определенной территории.

Согласно ч.6 ст.27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

Создание ТОС означает, что все граждане (а не только участвовавшие в собрании, конференции), проживающие на данной территории, реализовали свое право на осуществление территориального общественного самоуправления. Создание на территории зарегистрированного ТОС ещё одного ТОС нарушает указанный принцип территориальности общественного самоуправления.

В силу п.1 ч.9 ст.27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в уставе территориального общественного самоуправления устанавливается территория, на которой оно осуществляется.

Внесение изменений в Устав ТОС относится к исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих ТОС (ч. 7 ст.27 Федерального закона).

Следовательно, изменение территории, на которой осуществляется ТОС, может иметь место только при условии принятия такого решения собранием, конференцией ТОС.

Создание на территории зарегистрированного ТОС ещё одного ТОС фактически означает изменение территории зарегистрированного ТОС в нарушение установленного законом порядка.

Запрет на создание в границах зарегистрированного ТОС другого ТОС не препятствует рассмотрению на собрании, конференции граждан вопроса об изменении территории ТОС, его реорганизации путем выведения из состава ТОС определенной территории для создания нового ТОС.

Доводы заявителя о противоречии оспариваемой нормы положениям Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» суд не принимает, поскольку положения данного закона не распространяется на ТОС в полной мере, т.к. ТОС основывается на территориальном принципе организации и вовлечения в свою деятельность заранее не определенного круга людей, проживающих на соответствующей части территории поселения (п.3 ст.27 Закона №131-Ф3); членство и участие в деятельности ТОС во многом носят принудительный характер (п.п.4, 6 ст.27 Закона №131-ФЗ); в рамках деятельности ТОС всех жителей объединяют не частные, а публичные интересы (согласно пп.1 п.8 ст.27 Закона №131-ФЗ органы ТОС представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории); вся деятельность ТОС нацелена на решение вопросов местного значения, которые государство определило как предмет деятельности органов местного самоуправления (п.1 ст.27 Закона №131-ФЗ).

Оспариваемый нормативный акт принят Барнаульской городской Думой в пределах ее полномочий.

При установленных обстоятельствах основания для удовлетворения заявления отсутствуют.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление ФИО1 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение 10 дней после составления решения в окончательной форме.

Судья М.В.Сафронова