ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3807/17 от 10.10.2017 Октябрьского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 2-3807/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд г. Новосибирска в составе:

председательствующего судьи Заботиной Н.М.,

при секретаре Зинченко А.А,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова М. Н. к Фонду Модернизации и Развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области об обязании освободить от оплаты на капитальный ремонт,

У С Т А Н О В И Л :

Истец Иванов М.И. обратился с иском с требованием освободить его от уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, расположенного по адресу: <адрес> и определить срок оплаты капитального ремонта со дня заключения договора между ним и ответчиком, а не с <данные изъяты> года, как требует ответчик. В обоснование иска указал, что между истцом и ответчиком в нарушение действующего законодательства не заключен договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации капитального ремонта, а между ним и Управляющей компанией многоквартирного дома /дата/. заключен договор, предметом которого является надлежащее содержание и ремонт общего имущества многоквартирного <адрес>, данный договор сторонами не расторгнут. Согласно условиям данного договора Управляющая компания проводит текущий и капитальный ремонт, данный договор автоматически продляется на пять лет, если не было заявлено о его расторжении. Поскольку данный договор между Управляющей компанией и истцом до настоящего времени не расторгнут, истец полагает действия ответчика по начислению ему взносов на капитальный ремонт в размере 5 424 рубля 32 коп. неправомерными, что и явилось основанием для обращения в суд с указанным иском.

Истец Иванов М.Н. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, направил заявление, в котором ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 14).

Представитель ответчика Фонда модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образования Новосибирской области по доверенности Семенова Н.М. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, представила отзыв на исковое заявление, в котором просила в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку ответчик наделен полномочиями регионального оператора, осуществляющего деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. <адрес> вошел в региональную программу /дата/. и в силу ч.3 ст. 169 ЖК РФ обязанность собственников по уплате взносов этого дома возникла по истечении восьми месяцев, то есть с августа 2014 года, которая установлена закона, а не является договорной обязанностью. Положения ЖК РФ об обязанности собственников заключать договоры с региональным оператором, были исключены в ред. ФЗ от 29.06.2015г. № 176-ФЗ, оснований для освобождения от обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества МКД, закон не содержит (л.д. 20-23).

Изучив материалы дела и исследовав представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований. При этом суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 56 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 166 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома.

В силу ч.1 ст.168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

В соответствие с ч.5 ст.168 ГК РФ, региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.

Судом установлено, что Иванов М.Н. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> (л.д. 8).

30.06.2008г. между истцом и ООО «Управляющая компания Дирекция единого Заказчика» заключен договор управления многоквартирным домом (л.д.6-7), согласно которому ООО «Управляющая компания Дирекция единого Заказчика» обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества <адрес>, в том числе производить эксплуатацию общего имущества и капитальный ремонт жилого дома (п.2.1.5 Договора). Пунктом 3 настоящего договора предусмотрен порядок оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, в перечень которых входит оплата капитального ремонта многоквартирного дома.

Согласно ответа Фонда модернизации ЖКХ, многоквартирный дом по адресу <адрес> включен в региональную программу капитального ремонта в ноябре 2013 года согласно постановлению Правительства Новосибирской области от 27.11.2013г., соответственно обязанность по оплате взносов у собственников помещений по указанному адресу возникла с августа 2014 года, задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт по вышеназванному адресу составляет 5 424 руб. 32 коп. (л.д.3-4).

Ч. 3 ст. 169 ЖК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного ч. 5.1 ст. 170 ЖК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

В силу ч. 1 ст. 170 взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.

На основании ч. 1 ст. 181 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решения о способе формирования фонда капитального ремонта, в случае, предусмотренном ч. 7 ст. 170 настоящего Кодекса, имеют права и исполняют обязанности, предусмотренные ч. 2 настоящей статьи, начиная с даты, определяемой в соответствии с ч. 3 ст. 169 и ч. 5.1 ст. 170 настоящего Кодекса, а региональный оператор должен исполнять обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренные ст. 182 настоящего Кодекса, перечислить в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, денежные средства в размере фонда капитального ремонта на специальный счет или выплатить собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта, исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом.

Согласно ч. 2 ст. 181 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные в соответствии со ст. 171 настоящего Кодекса сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

Таким образом, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт установлена законом, а не является договорной обязанностью.

Фонд Модернизации и Развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области наделен полномочиями регионального оператора, осуществляющего деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Новосибирской области Постановлением Правительства Новосибирской области от 13.11.2013г. в редакции Постановлением Правительства Новосибирской области от 30.12.2013г. ).

Поскольку /дата/ многоквартирный <адрес>, в котором расположено принадлежащее истцу жилое помещение, был включен в региональную программу капитального ремонта, по мнению суда, применению подлежат положения ч. 3 ст. 169 ЖК РФ, исходя из которых обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у истца с 01.08.2014г., то есть по истечению восьми календарных месяцев с момента включения дома в региональную программу капитального ремонта.

Постановлениями Правительства Новосибирской области от 22.11.2013г. и от 10.10.2016г. установлены минимальные размеры взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт адресу истца составляет 5 424 руб. 32 коп.

Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившем в силу /дата/, внесены изменения в статью 181 ЖК РФ, в соответствии с которыми исключена обязанность заключения договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта между собственниками и региональным оператором.

Поскольку законодательством обязанность регионального оператора заключить с собственниками договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта не предусмотрена, оснований для обязания ответчика в заключении указанного договора с истцом не имеется.

Ссылки Иванова М.Н. на заключенный между ним и Управляющей компанией 30.06.2008г. договор управления, основаны на неверном толковании норм материального права, а потому судом во внимание не принимаются.

При таких обстоятельствах, нарушений в действиях ответчика судом не установлено, а потому суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Отказать в удовлетворении исковых требований Иванова М. Н. к Фонду Модернизации и Развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области об обязании освободить от оплаты на капитальный ремонт.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Новосибирска, в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено /дата/

Судья Н.М.Заботина