ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3807/19 от 03.02.2020 Минусинского городского суда (Красноярский край)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации03 февраля 2020 года г. Минусинск

Минусинский городской суд Красноярского края

в составе: председательствующего – судьи Царёв В.М.,

при секретареТрубицыной Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абаканского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Минусинскагроснаб» о запрещении осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте до получения лицензии,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в интересах неопределенного круга лиц к ответчику ООО «Минусинскагроснаб» в суд с исковыми требованиями о запрете ответчику осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте до получения лицензии на данный вид деятельности. Прокурор, обосновывая заявленные требования, пояснил в исковом заявлении, что Абаканской транспортной прокуратурой рассмотрено обращение руководителя Сибирского Управления лицензионного железнодорожного надзора о выявленных нарушениях лицензионного законодательства в деятельности ООО «Минусинскагроснаб». В ходе проведенной проверки установлено, что ООО «Минусинскагроснаб» постановлением мирового судьи судебного участка № 100 в г. Минусинске и Минусинском районе Красноярского края от 07.11.2019 года по делу 5-572/2019 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.1.2 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей. Вопрос об инициировании привлечения ООО «Минусинскагроснаб» к установленной законом ответственности поставлен Сибирским управлением государственного железнодорожного надзора в протоколе от 07.10.2019 № 1090/ЮЛ об административном правонарушении, поскольку 14.ю08.2019 в отсутствие необходимой лицензии силами своих работников допустило выгрузку из железнодорожных вагонов № 61590519 и № 61196861 опасный груз 5-го класса опасности в виде аммония нитрата (аварийная карточка 509). Указанный груз в адрес ООО «Минусинскагроснаб» прибыл железнодорожным транспортом, и подтверждается оригиналами транспортных железнодорожных накладных, в которых указано на отнесение груза к опасным. В разделе «Сведения о грузе» перевозочных документов отмечено, что груз является аммонием нитратом и приведена его аварийная карточка с номером 509. Однако, не смотря на возникшие правоотношения, влекущие выгрузку груза, относящегося к категории опасных, ООО «Минусинскагроснаб» лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительнок опасным грузам на железнодорожном транспорте не имеет. Выгружаемый ООО «Минусинскагроснаб» опасный груз согласно ст. 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации от 10.01.203 № 18-ФЗ в силу присущих ему свойств при определённых условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда окружающей среде. Основные форы проявления транспортной опасности грузов, а также конкретные меры безопасности предосторожности, которые должны соблюдаться при ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами приведены в групповых (или индивидуальных) аварийных карточках правил безопасности и порядка ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам, утвержденных совместным приказом МЧС РФ от 31.10.1996 № 9/733/3-2, МПС РФ от 25.11.1996 № ЦМ-407. Так, аммоний нитрат (авариная карточка № 509) обладает следующими основными свойствами и видами опасности: при нагревании и детонации возможно разложение со взрывом; при нагревании разлагается с образованием кислорода, способствующего как возникновению пожара, так и быстрому развитию пожара; при нагревании и горении выделяет токсичные газы; склонен к тепловому и химическому самовозгоранию; способен к взрыву при сильном механическом импульсе; для человека опасен при вдыхании, попадании на кожу и в глаза. Осуществление ОО «Минусинскагроснаб» погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте в отсутствие соответствующей лицензии создаёт опасность для жизни, здоровья неопределённого круга лиц, а также экологии.

В судебном заседании прокурором исковые требования поддержаны в полном объеме.

Представителем ответчика ФИО1, действующим на основании доверенности, предоставлен отзыв на исковое заявление, в котором указывают, что ООО «Минусинскагроснаб» не осуществляет погрузочно-разгрузочную деятельность в отношении опасных грузов, указанный фак носил единичный характер и связан с ошибочным указанием ООО «Минусинскагроснаб» в качестве грузополучателя в транспортной железнодорожной накладной. В судебном заседании представитель ответчика доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление поддержал, просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

Третьи лица не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания были уведомлены надлежащим образом.

Суд полагает возможным в силу положений ст. 167 ГПК РФ рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие неявивштхся лиц.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу п. 1 ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 99-ФЗ от 4 мая 2011 года "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа;лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующихсферах деятельности (ч. 3 ст. 3 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности").

В соответствии с п. 27 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования указанной деятельности определен в п. 3 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2012 года N 221 "О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте".

На основании ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" опасным грузом является груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.

Из анализа приведенных норм права следует, что погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте включена в перечень лицензируемых видов деятельности и ее осуществление должно быть обеспечено соответствующим контролем.

Изматериаловделаследует,что в отношении ООО «Минусинскагроснаб»старшим государственным инспектором отдела надзора за опасными грузами, чрезвычайнымиситуациями, пожарной и промышленно безопасностью Сибирского управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта составлен протокол № 1090/ЮЛ об административном правонарушении от 07 октября 2019 года по факту осуществления предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии, которым установлено 14 августа 2019 года в адрес ООО «Минусинскагроснаб» прибыли вагоны № 61590519, 61196861 с опасным грузом 5 класса опасности «Аммония нитрат», аварийная карточка № 509. Данные вагоны с опасным грузом в соответствии с Договором на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащей ОАО «РЖД» и используемый ООО «Минусинскагроснаб» по станции Минусинск Красноярской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» № 1-167 от 01.11.2011, заключенном между Красноярской дирекцией управления движением – СП Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» и ООО «Минусинскагроснаб» были поданы на территории ООО «Минусинскагроснаб», где произведена выгрузка опасного груза силами ООО «Минусинкагроснаб».

Факт получения опасного груза подтверждается транспортными железнодорожными накладными.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 100 в г. Минусинске и Минусинском районе Красноярского края от 07 ноября 2019 года ООО «Минусинскагроснаб» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.1.2 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа. Сведений о том, что указанное постановление обжаловано, в материалы дела не представлено.

В ходе проведенной Абаканской транспортной прокуратурой проверки по информации Сибирского Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта установлено, что 14 августа 2019 года ООО «Минусинскагроснаб» осуществило своими силами погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте без лицензии, а именно разгрузку аммония нитрата, аварийная карта 509.

Аммоний нитрат включен в Алфавитный указатель опасных грузов, являющихся приложением № 4 Правил безопасности и порядка ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам, утвержденных совместным Приказом МПС РФ от 25.11.1996 N ЦМ-407, МЧС РФ от 31.10.1996 N 13, которые определяют меры безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам и являются обязательными для работников железнодорожного транспорта, отправителей и получателей опасных грузов, а также для предприятий и организаций, осуществляющих транспортно-экспедиционное обслуживание грузоотправителей и грузополучателей и ликвидацию последствий аварийных ситуации. Согласно указанным Правилам основными свойствами амония нитрата является взрыво-и пожароопасность. Аммония нитрат склонен к тепловому и химическому самовозгоранию.

Указанные обстоятельства также подтверждаются отзывом ООО «Минусинскагроснаб»,и не оспаривались в судебном заседании представителем ответчика, который пояснил, что данный факт разгрузки в отношении опасных грузов имел местою

Довод представителя ответчика о том, что опасный груз был предназначен не ООО «Минусиснкагроснаб», а для ОАО «Коркинагропромхимия», данный довод опровергается материалами дела: товарно-транспортными накладными, постановлением по делу об административном правонарушении, и отклоняется судом. Представленные в материалы дела представителем ответчика копия лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, выданной ОАО «Коркинагропромхимия», транспортная железнодорожная накладная, паспорт селитры аммиачной № 9237, договор № 2 от 01.09.2019 на оказание услуг по осуществлению погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, заключенный между ООО «Минусинскагроснаб» с ОАО «Коркинагропромхимия»не могут служить основанием для принятия заявленных доводов.

Исследовав указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что осуществляемая ООО «Минусинскагроснабе» погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте в отсутствии лицензии является незаконной.

В соответствии с ч. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Поскольку указанная деятельность связана с опасными грузами, осуществляется без предварительного контроля со стороны государства, и, следовательно, может причинить ущерб правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, а потому суд полагает, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 88, 103 ГПК РФ, пп.3 п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ ч ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей, от уплаты которой прокурор освобожден в силу положений пп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Абаканского транспортного прокурора удовлетворить.

Запретить ООО «Минусинскагроснаб» осуществлять погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте до получения лицензии на данный вид деятельности.

Взыскать с ООО «Минусиснкагроснаб» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда.

Мотивированный текст решения суда изготовлен 06 февраля 2020 года.

Председательствующий В.М. Царёв