ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3809/20 от 16.11.2020 Куйбышевского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-3809/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 ноября 2020 года г.Омск

Куйбышевский районный суд г.Омска в составе председательствующего судьи Середнева Д.В. при секретаре судебного заседания Дужновой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителей истца, ответчика гражданское дело № 2-3809/2020 по иску Федоровой Н.В., Колягина Е.В., Колягина С.Е. к АО «КИВИ Банк», ООО "Авиакомпания "Победа", ОАО "Омский аэропорт" о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

29.09.2020 Федорова Н.В., Колягин Е.В., несовершеннолетний Колягин С.Е. обратились в суд с иском к АО «КИВИ Банк», ООО "Авиакомпания "Победа", ОАО "Омский аэропорт" о защите прав потребителей, в обоснование которого указали, что 23.12.2019 Федорова Н.В. с помощью приложения Aviasaies забронировала и оплатила билеты на трёх пассажиров – истцов по делу, по маршруту следования Омск – Москва – Рим – Милан – Москва – Омск, воздушная перевозка по маршруту Омск – Москва – Москва - Омск была оформлена в одном бронировании <данные изъяты>, маршрут Москва - Рим был оформлен в двух бронированиях <данные изъяты>; <данные изъяты>, в информационном листе указан номер одного электронного билета , маршрут Милан -Москва был оформлен в одном бронировании <данные изъяты>, в информационном листе указаны номера трёх электронных билетов - <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, при оформлении данного перелёта в приложении Aviasaies Федорова Н.В. была переадресована для дальнейшего бронирования и оплаты билетов на сайт Kiwi.com, где была произведена оплата, Федорова Н.В. внесла оплату и получила номера бронирования, указанные в информационном листе, перевозка не является трансферной, если бы истцы числились в списках пассажиров на рейс <данные изъяты> 03 января 2020 года, регистрация в аэропорту Омск (Центральный) была бы произведена по маршруту Омск – Москва, в случае неявки на рейс <данные изъяты> Омск - Москва автоматически аннулировался бы только неиспользованный маршрутный сегмент по брони <данные изъяты> (Москва - Омск 21 января 2020г.), поскольку правило соблюдения очередности использования купонов распространяются только на маршрут, заявленный в бронировании, а не на весь маршрут, указанный в информационном листе, прибыв в аэропорт Омский 03.01.2020 для осуществления перелета Омск-Москва рейсом <данные изъяты>, истцы обратились на стойку регистрации авиакомпании Победа для прохождения регистрации и оформления багажа, им было отказано в посадке на рейс, так как данной брони не оказалось в программе, в связи с тем, что времени для выяснения обстоятельств не было, т.к. у истцов был стыковочный рейс, они обратились в авиакассу, находившуюся в здании аэропорта, для приобретения новых билетов, Федорова Н.В. оплатила новые билеты на этот же рейс, по прилету в Москву в аэропорт Внуково истцы согласно билетам обратились на стойку регистрации авиакомпании Победа для прохождения регистрации и оформления багажа, в посадке на рейс им было отказано, так как данной брони не оказалось в программе, им было рекомендовано обратиться в представительство авиакомпании Победа в здании аэропорта Внуково, им было необходимо доехать в короткие сроки, они воспользовались услугами такси стоимостью 1815 рублей, обратились в представительство авиакомпании Победа, предоставили документы в подтверждение бронирования, подучили ответ об отсутствии бронирования в программе, они приобрели другие билеты на рейс, вылетавший из аэропорта Домодедово, так как на рейс, которым они планировали перелет, уже не было мест.

Истцы просили взыскать с АО «КИВИ Банк», ООО "Авиакомпания "Победа", ОАО "Омский аэропорт" сумму понесенных убытков в размере 143384 рубля, неустойку в размере 141569 рублей, штраф, компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.

АО «КИВИ Банк» представило письменные возражения на иск, в которых указало, что является кредитной организацией, деятельностью по продаже авиабилетов не занималось, продажа авиабилетов осуществлена интернет-сайтом KIWI.COM, к деятельности которого банк никакого отношения не имеет.

В ходе судебного разбирательства истцы не отказались от иска к ненадлежащему ответчику – АО «КИВИ Банк», представитель Федоровой Н.В. по доверенности Сердаков А.А. уточнил исковые требования, в соответствии с которыми просил взыскать солидарно с ООО «Авиакомпания «Победа», ОАО «Омский аэропорт» в пользу Федоровой Н.В. убытки, понесенные за перелет Омск-Москва, в размере 29787 рублей, неустойку в размере 29787 рублей, штраф, взыскать с ООО «Авиакомпания «Победа» в пользу Федоровой Н.В. убытки за непредоставленную услугу по направлению Москва – Рим – Милан – Москва - Омск в размере 111782 рубля, стоимость услуг такси в размере 1815 рублей, неустойку в размере 111782 рубля, штраф, взыскать компенсацию морального вреда с ООО «Авиакомпания «Победа» в размере 15000 рублей в пользу каждого истца, взыскать компенсацию морального вреда с ОАО «Омский аэропорт» в размере 10000 рублей в пользу каждого истца.

Уточнение иска принято судом.

Федорова Н.В. представила письменные пояснения по делу, в которых указала, что при оформлении перелета в приложении Aviasaies была переадресована для бронирования и оплаты билетов на сайт Kiwi.com, на главной странице которого она выбрала направление, которое её интересовало, получила перечень предложений авиакомпаний по перелету, кликнув на нужный сегмент, была перенаправлена на страницу заполнения персональных данных с указанием электронной почты и номера телефона, незамедлительно заполнила страницу с паспортными данными, как того требовал сайт, добавила указанных пассажиров, заполнила их данные, после нажатия кнопки продолжить открылась страница с тарифами пакета услуг, она выбрала категорию стандарт, на странице с дополнительными услугами она выбрала автовыбор, т.е. бесплатный вариант, на конечной странице об информации и оплате она повторно ввела персональные данные, адрес проживания, данные оплаты (номер карты и т.д.), после чего совершила оплату, получила номера бронирования, указанные в информационном листе, все действия были сделаны верно, никаких предпосылок возникновения спорной ситуации не было.

04.09.2020 истец направил ответчикам копии иска заказными письмами, что подтверждается кассовыми чеками (л.д.3).

ООО «Авиакомпания «Победа» получило копию иска 09.09.2020 года, что следует из отчета от отслеживании отправления на официальном сайте Почта России в сети Интернет.

06.10.2020 в ходе судебного разбирательства от ООО «Авиакомпания «Победа» в материалы дела поступили письменные пояснения о том, что у ООО «Авиакомпания «Победа» с Kiwi.com s.r.o. заключено агентское соглашение о продаже пассажирских перевозок от 19.06.2015 года, деятельность по продаже авиабилетов ООО «Авиакомпания «Победа» на сайте kiwi.com регламентируется агентским соглашением и приложениями к нему, бронирование авиабилетов ООО «Авиакомпания «Победа» на указанном сайте производится посредством подключения в режиме реального времени через телекоммуникационную сеть Интернет к системе бронирования Navitaire New Sees, включая получение информации о доступных услугах и тарифах, поиск, создание, изменение, оплату и отмену услуг в бронированиях, в соответствии с условиями агентского соглашения агент kiwi.com обязан обеспечить пассажира или лицо, оплатившее воздушную перевозку, максимально полной информацией об условиях воздушной перевозки и правилах применения тарифа перевозчика, изложенных на официальном сайте перевозчика, ООО «Авиакомпания «Победа» не располагает сведениями о том, на каком языке осуществлялось информирование Федоровой Н.В., Колягина Е.В., Колягина С.Е., сайт агента kiwi.com предоставляет пользователю возможность самостоятельно выбрать язык интерфейса сайта, для получения более полной информации о языке информирования недостаточно данных ФИО клиентов, необходима информация о бронировании или номера авиабилетов, при оформлении бронирования авиабилетов ООО «Авиакомпания «Победа» на сайте kiwi.com клиент не может завершить бронирование, не проставив отметки о том, что он прочитал Условия обслуживания и Политику конфиденциальности kiwi.com и выбранного им перевозчика и принимает их, для получения от агента подтверждения о получении согласия от Федоровой Н.В., Колягина Е.В., Колягина С.Е. недостаточно данных ФИО клиентов, необходима информация о бронировании или номера авиабилетов (л.д.56).

Суд обратил внимание на то, что в ходе судебного разбирательства ООО «Авиакомпания «Победа» получило информацию о бронировании, о номерах авиабилетов истцов из копии иска, но более никаких возражений против иска не представило.

ОАО «Омский аэропорт» представило письменные возражения на иск, в обоснование которых указало, что не является участником договорных отношений между пассажиром и авиаперевозчиком, осуществляет деятельность по обслуживанию пассажиров по поручению авиакомпании на основании договора о предоставлении аэропортовых услуг и наземном обслуживании воздушных судов в аэропорту Омск (Центральный), является ненадлежащим ответчиком по иску.

Истцы, представители ответчиков - ООО «Авиакомпания «Победа», АО «КИВИ Банк», третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – АО «АЛЬФА-Банк», ПАО Банк «ФК Открытие» в судебном заседании, о времени и месте которого извещены надлежаще, участия не принимали.

Представитель Федоровой Н.В. по доверенности Сердаков А.А. в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования.

Представители ответчика – ОАО «Омский аэропорт» в судебном заседании возражали против удовлетворения иска по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д.45-48), представили видеозапись, сведения о том, что представитель ООО «Авиакомпания «Победа» по доверенности Романов С.Е. при регистрации пассажиров на рейс отказал истцам в перевозке в связи с отсутствием сведений о бронировании ими авиабилетов в автоматизированной системе регистрации.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, видеозапись, оценив доказательства по делу в совокупности и взаимосвязи, суд пришёл к выводу о том, что иск подлежит частичному удовлетворению.

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется оплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа, заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача багажа багажной квитанцией.

Согласно ст.103 Воздушного кодекса РФ по договору воздушной перевозки пассажира, перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу.

Договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной.

В соответствии с п.п. 27, 80, 81, 91 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 (п.27), если пассажир не воспользовался забронированным пассажирским местом на каком-либо участке маршрута перевозки, то пассажир должен сообщить перевозчику о намерении продолжить перевозку на последующих участках маршрута перевозки, если пассажир сообщил о намерении продолжить перевозку, перевозчик имеет право аннулировать бронирование на каждом последующем участке маршрута перевозки без уведомления пассажира, отказ пассажира от перевозки на каком-либо участке маршрута перевозки признается изменением маршрута перевозки и осуществляется в порядке, предусмотренном для изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира.

Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков (реального ущерба, упущенной выгоды).

Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Судом установлено, из материалов дела следует, что 23.12.2019 Федорова Н.В. с помощью приложения Aviasaies забронировала и оплатила билеты на трёх пассажиров – истцов по делу, по маршруту следования Омск – Москва – Рим – Милан – Москва – Омск, воздушная перевозка по маршруту Омск – Москва – Москва - Омск оформлена в одном бронировании <данные изъяты>, маршрут Москва - Рим оформлен в двух бронированиях <данные изъяты>; <данные изъяты>, в информационном листе указан номер одного электронного билета , маршрут Милан-Москва оформлен в одном бронировании <данные изъяты>, в информационном листе указаны номера трёх электронных билетов - , , , при оформлении данного перелёта в приложении Aviasaies Федорова Н.В. на сайте Kiwi.com произвела оплату на сумму 141569 рублей, что подтверждается сведениями, представленными банком (л.д.40-42), получила номера бронирования, указанные в информационном листе, перевозка не является трансфертной.

03.01.2020 истцы прибыли в аэропорт Омск Центральный для осуществления перелета Омск-Москва рейсом <данные изъяты> ООО «Авиакомпания «Победа», что подтверждается видеозаписью на диске, предоставленном ОАО «Омский аэропорт».

На стойке регистрации ООО «Авиакомпания «Победа» представитель авиакомпании по доверенности Романов С.Е. отказал истцам в посадке на рейс, так как их брони не оказалось в списках автоматизированной системы регистрации, что подтверждается объяснениями истцов, представителей ОАО «Омский аэропорт», видеозаписью.

Истцы приобрели новые билеты по маршруту Омск – Москва на указанный рейс, по прилету указанным рейсом в аэропорту Внуково истцы своевременно обратились на стойку регистрации ООО «Авиакомпания «Победа» для прохождения регистрации и оформления багажа, в посадке на следующий рейс им было отказано, так как данной брони не оказалось в программе, в связи с чем, истцы обратились в представительство ООО «Авиакомпания «Победа», приобрели билеты на другой рейс.

Причинно-следственная связь между действиями сотрудников ОАО «Омский аэропорт» и убытками, заявленными в иске, а также причинением истцам морального вреда, судом не установлена, доводы истцов об обратном, основанные на их впечатлениях от действий сотрудника ОАО «Омский аэропорт» и представителя ООО «Авиакомпания «Победа» в ходе регистрации на рейс Омск – Москва, судом проанализированы и отклонены.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства судом не установлено нарушений прав и законных интересов истцов со стороны АО «КИВИ Банк», а также АО «Омский аэропорт», в связи с чем, суд полагает обоснованным отказать в удовлетворении заявленных к ним исковых требований.

Из материалов дела следует, что истцы безосновательно не были допущены представителем ООО «Авиакомпания «Победа» на рейс Омск – Москва, доказательств обратного ООО «Авиакомпания «Победа» не представлено.

Из представленной истцами переписки следует, что по информации ООО «Авиакомпания «Победа», билеты были забронированы истцами правильно, но истцы не явились на рейс (л.д.13), что опровергается представленной в материалы дела видеозаписью из Омского аэропорта.

Согласно пункту 1 статьи 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счёт принципала либо от имени и за счёт принципала (абзац первый). По сделке, совершённой агентом с третьим лицом от своего имени и за счёт принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки (абзац второй).

Таким образом, суд полагает обоснованным взыскать с ООО «Авиакомпания «Победа» в пользу Федоровой Н.В. убытки, понесенные за перелет Омск-Москва, в размере 29787 рублей, убытки за непредоставленную услугу по направлению Москва – Рим – Милан – Москва - Омск в размере 111782 рубля.

В соответствии со ст.31, п.5 ст.28 Закона РФ "О защите прав потребителей", с учетом установленного размера убытков Федоровой Н.В., периода просрочки возврата денежных средств за ненадлежащим образом оказанные услуги, с ООО «Авиакомпания «Победа» в пользу Федоровой Н.В. подлежит взысканию неустойка в размере 141569 рублей.

По правилам п.6 статьи 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присуждённой судом в пользу потребителя.

Таким образом, в связи с удовлетворением требований Федоровой Н.В. о взыскании убытков, неустойки, с ООО «Авиакомпания «Победа» в пользу Федоровой Н.В. подлежит взысканию штраф в размере 141569 рублей ((141569 + 141569) / 2).

В силу абз. 1 ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законом и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года N 17, при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

В силу статьи 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» суд полагает обоснованным взыскать с ООО «Авиакомпания «Победа» в пользу Федоровой Н.В., Колягина Е.В., Колягина С.Е. компенсацию морального вреда, по 10000 рублей в пользу каждого истца, отказав в удовлетворении требования о взыскании компенсации морального вреда в остальной части, с учётом принципа справедливости и разумности, в связи с завышенным размером заявленных требований.

Согласно абзацу седьмому пункта 1 статьи 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причинённых ему в связи с недостатками оказанной услуги.

В ходе судебного разбирательства судом не установлено законных оснований для взыскания в пользу Федоровой Н.В. расходов на оплату услуг такси в размере 1815 рублей в связи с отсутствием причинно-следственной связи между осуществлением данных расходов и виновными действиями ООО «Авиакомпания «Победа», связанными с ненадлежащим осуществлением услуг воздушной перевозки истцов, поэтому суд полагает обоснованным отказать в удовлетворении данного требования Федоровой Н.В.

На основании ст. 103 ГПК РФ с ООО "Авиакомпания "Победа" в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 6931 рубль 38 копеек, исходя из удовлетворенных судом требований имущественного характера, требований истцов о взыскании компенсации морального вреда.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

иск Федоровой Н.В., Колягина Е.В., Колягина С.Е. к АО «КИВИ Банк», ООО "Авиакомпания "Победа", ОАО "Омский аэропорт" о защите прав потребителей удовлетворить частично.

Взыскать с ООО "Авиакомпания "Победа" в пользу Федоровой Н.В. убытки в размере 141569 рублей, неустойку в размере 141569 рублей, штраф в размере 141569 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.

Взыскать с ООО "Авиакомпания "Победа" в пользу Колягина Е.В. компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.

Взыскать с ООО "Авиакомпания "Победа" в пользу Колягина С.Е. компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с ООО "Авиакомпания "Победа" в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6931 рубль 38 копеек.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд города Омска.

Судья подпись Д.В.Середнев

Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено 23.11.2020 года.

<данные изъяты>