Дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
17 августа 2018 года г. Менделеевск
Менделеевский районный суд Республики Татарстан
в составе:
председательствующего судьи Ахметшина Р.А.
при секретаре Нуриевой А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны Республики Татарстан о признании права на досрочную страховую пенсию,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО1 обратился в Менделеевский районный суд о признании права на досрочную страховую пенсию, указав, что он 19.03.2018 года обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Набережные Челны РТ за назначением досрочной страховой пенсии в связи с работой водителя автобуса.
Решением № от 30.03.2018 года ответчик в назначении досрочной страховой пенсии ему отказал по мотиву отсутствия требуемого стажа. Управление ПФР включило ему в стаж на соответствующих видах работ 06 лет 00 месяцев 25 дней.
Истец не согласен с указанным решением и просит признать за ним право на досрочную страховую пенсию; включить в стаж на соответствующих видах работ периоды работы с 03.01.1984 по 31.12.1997 – период работы в качестве водителя автобуса на регулярных пассажирских маршрутах, с 09.02.2002 по 21.09.2002, с 13.01.2003 по 30.01.2003, с 06.10.2003 по 18.10.2003, с 19.01.2004 по 07.02.2004, с 17.05.2004 по 22.05.2004, с 13.09.2004 по 25.09.2004 – учебные отпуска и назначить досрочную страховую пенсию с 28.03.2018.
В судебном заседании представитель истца ФИО2 требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика УПФ РФ в г. Набережные Челны РТ (межрайонное) в судебное заседание не явился, причина неявки суду неизвестна.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, выслушав прения, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 30 Федерального Закона РФ «О страховых пенсиях» право на досрочное назначение страховой пенсии предоставлено мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В силу части 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 655 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно положениям, закрепленным в пункте 4 вышеуказанных Правил, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пунктом 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 258н от 31 марта 2011 года, закреплено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Установлено, что УПФ РФ в г. Набережные Челны РТ (межрайонное) в стаж на соответствующих видах работ истца засчитало в бесспорном порядке 06 лет 00 месяцев 25 дней.
При этом в стаж на соответствующих видах работ не включен период работы истца с 03.01.1984 по 31.12.1997 – период работы в качестве водителя автобуса на регулярных пассажирских маршрутах, с 09.02.2002 по 21.09.2002, с 13.01.2003 по 30.01.2003, с 06.10.2003 по 18.10.2003, с 19.01.2004 по 07.02.2004, с 17.05.2004 по 22.05.2004, с 13.09.2004 по 25.09.2004 – учебные отпуска, поскольку полная занятость в качестве водителя, занятого на регулярных городских пассажирских маршрутах в ОАО ПАТП не подтверждается.
Суд не может согласиться с подобной позицией УПФ РФ в Набережные Челны РТ (межрайонное) по следующим основаниям.
Письмом Минтранса Российской Федерации от 02 июля 1992 N 13-пр утвержден Порядок подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах, согласованный с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации (письмо от 01.06.92 N 1-2110-15).
Согласно пункту 1 указанного Порядка, право на назначение пенсии в связи с особыми условиями труда в соответствии со статьей 12 п. "к" Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" имеют водители автобусов, постоянно трудившиеся на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени. Под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких маршрутах не менее 80 процентов рабочего времени за месяц.
В пункте 2 данного Порядка установлено, что подтверждение специального трудового стажа возможно на основании следующих документов: приказов о назначении на работу водителя автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов, путевых листов; при отсутствии приказов и путевых листов - справок предприятия с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров и т.д.).
В спорный период времени, который не был включен истцу в специальный стаж, действовали Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное Постановлением Государственного комитета по труду и социальным вопросам и Секретариатом ВЦСПС от 16.08.1977 N 255/16, и Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное Постановлением Министерства труда и социального развития РФ.
В бесспорном порядке ответчик включил в стаж 06 лет 00 месяцев 25 дней в качестве водителя в ПАТП, при этом условия работы ФИО1 не менялись.
Ссылка Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны (мажрайонное) на отсутствие документального подтверждения постоянной и полной занятости истца в период работы с 03.01.1984 по 31.12.1997 – период работы в качестве водителя автобуса на регулярных пассажирских маршрутах в качестве водителя также не может служить основанием для отказа в исковых требованиях.
В статье 93 Трудового кодекса Российской Федерации, а также в действовавшей ранее статье 49 Кзот РСФСР закреплено, что по соглашению между работадателем и работником может устанавливаться неполный рабочий и неполная рабочая неделя.
В данном случае сведений об издании работадателем приказов, на основании которых ФИО1 в спорный период устанавливался неполный рабочий день или неполная рабочая неделя, в материалах дела не имеется. Ответчиком, со своей стороны, каких-либо доказательств, подтверждающих выполнение истцом в спорный период работы в режиме неполной занятости, суду не представлено.
Согласно трудовой книжки ФИО1 в спорный период работал на предприятии в качестве водителя автобуса и при этом нет сведений, что истец работал на 0,5 ставки или работал сокращенный рабочий день и следовательно по мнению суда необходимо считать период работы истца с 30.01.1984 по 31.12.1997 постоянной и полной занятости.
В силу статьи 173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
По смыслу Рекомендаций Международной организации труда N 418 от 24 июня 1974 года "Об оплачиваемых учебных отпусках" период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других прав, вытекающих из трудовых отношений.
На основании изложенного следует, что необходимо включить в стаж учебные отпуска в периоды с 09.02.2002 по 21.09.2002, с 13.01.2003 по 30.01.2003, с 06.10.2003 по 18.10.2003, с 19.01.2004 по 07.02.2004, с 17.05.2004 по 22.05.2004, с 13.09.2004 по 25.09.2004.
Включив в стаж на соответствующих видах работ период работы с 03.01.1984 по 31.12.1997 – период работы в качестве водителя автобуса на регулярных пассажирских маршрутах в качестве водителя автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах в ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие г. Набережные Челны» и период ученических отпусков в периоды с 09.02.2002 по 21.09.2002, с 13.01.2003 по 30.01.2003, с 06.10.2003 по 18.10.2003, с 19.01.2004 по 07.02.2004, с 17.05.2004 по 22.05.2004, с 13.09.2004 по 25.09.2004 у истца имеется необходимый стаж для назначения досрочной страховой пенсии, и соответственно, иск ФИО1 о признании за ним право на досрочную страховую пенсию обоснован и подлежит удовлетворению.
Доводы представителя ответчика судом проверены, являются несостоятельными и не могут лечь в основу решения по настоящему делу. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
решил:
иск ФИО1 к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) о признании права на досрочную страховую пенсию удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) включить в стаж на соответствующих видах работ периоды работы с 03.01.1984 по 31.12.1997 в качестве водителя Набережночелнинского производственного объединения пассажирского автотранспорта Татарского транспортного управления и период ученических отпусков в периоды с 09.02.2002 по 21.09.2002, с 13.01.2003 по 30.01.2003, с 06.10.2003 по 18.10.2003, с 19.01.2004 по 07.02.2004, с 17.05.2004 по 22.05.2004, с 13.09.2004 по 25.09.2004 и назначить ему досрочную страховую пенсию в соответствии с подпунктом 10 части 1 статьи 30 Федерального Закона РФ «О страховых пенсиях» с 28.03.2018.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня вынесения.
Судья Менделеевского
районного суда РТ Ахметшин Р.А.