ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-380/19КОПИ от 23.09.2019 Александровского городского суда (Пермский край)

Дело № 2-380/19 копия

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Александровск 23 сентября 2019 года

Александровский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Шерстобитовой Е.Н.,

при секретаре Уточкиной Н.В.

с участием истца ФИО1

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Александровск Пермском крае гражданское дело по иску ФИО1 к Отделу ЗАГС Администрации Александровского муниципального района Пермского края о возложении обязанности по предоставлению информации

установил:

Истец ФИО1 обратился в суд с требованиями к ответчику Отделу ЗАГС Администрации Александровского муниципального района Пермского края о возложении обязанности о предоставлении сведений из первоначального свидетельства о рождении истца: данные на ФИО1, реквизитов актовой записи о рождении: даты составления и номер, сведения о родителях- место и даты выдачи свидетельства до ДД.ММ.ГГГГ, серия и номер.

Свои требования истец мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 обратился в Отдел ЗАГС Александровского муниципального района Пермского края с заявлением о выдаче ему сведений из его первоначального свидетельства о рождении, с указанием его данных и запись о родителях из книги записей о родителях до ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, Отделом ЗАГС истцу ФИО1 было отказано в предоставлении такой информации на основании п.2 ст. 47 Федерального закона № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния".

Истец указывает, что сведения из актовой записи о его рождении нужны ФИО1 для правильного составления заявления, для обращения в суд, о восстановлении его первоначального свидетельства о рождении, т.к. усыновитель ФИО1- ФИО3, не является его родителем.

В судебном заседании истец ФИО2, отбывающий наказание в ФКУ <данные изъяты>, и принимавший участие в судебном заседании по видеокнфернц связи требования заявления поддержал. Дополнив, что желает изменить свою фамилию, на фамилию родного отца, а не усыновителя.

Представитель ответчика Отдела ЗАГС Администрации Александровского муниципального района Пермского края в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела судом. Направили в суд ходатайство, о рассмотрении дела отсутствии их представителя, представили отзыв в котором указали о несогласии с требованиями истца ФИО1 поскольку его требования противоречат п.2 ст. 47 ФЗ-143 "Об актах гражданского состояния", работники органов записи актов гражданского состояния не вправе без согласия усыновителей (усыновителя) сообщать какие-либо сведения об усыновлении и выдавать документы, из содержания которых видно, что усыновители (усыновитель) не являются родителями (родителем) усыновленного ребенка

Суд заслушав истца ФИО1, исследовав представленные доказательства, пришел к следующему.

Охрана законом тайны усыновления предусмотрена и п. 1 ст. 47 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния". В силу п. 2 указанной статьи работники органов записи актов гражданского состояния не вправе без согласия усыновителей (усыновителя) сообщать какие-либо сведения об усыновлении и выдавать документы, из содержания которых видно, что усыновители (усыновитель) не являются родителями (родителем) усыновленного ребенка.

Из приведенных норм следует, что разглашение тайны усыновления под угрозой привлечения к ответственности в установленном законом порядке не допускается против воли усыновителей.

Судом установлено, что ФИО16 (ФИО4) Артем Валентинович родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, согласно представленной актовой записи о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, матерью родившегося, является ФИО7ДД.ММ.ГГГГ рождения.

Сведения об отце указаны со слов матери.

ДД.ММ.ГГГГ изменены сведения о ребенке «ФИО5» на «Варушкин Артем Валентинович», изменена фамилия матери с «ФИО15» на «ФИО14», указаны сведения об отце на основании записи акта об усыновлении от ДД.ММ.ГГГГ по отделу ЗАГС г.Александровска Пермской области.

То есть, ДД.ММ.ГГГГ мать истца вышла замуж за ФИО3, при этом сменив фамилию с «ФИО15» на «ФИО14» и затем ФИО3 усыновив сына ФИО7- ФИО1.(л.д.21).

Согласно представленной Отделом ЗАГС Администрации Александровского муниципального района Пермского края, в материалы дела выписки из актовой записи от ДД.ММ.ГГГГФИО3ДД.ММ.ГГГГ рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена актовая запись о смерти.(л.д.20)

ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО6 отбывающий наказание пожизненно в ФКУ <данные изъяты> обратился в Отдел ЗАГС Администрации Александровского муниципального района Пермского края с заявлением о предоставлении сведений его первоначального свидетельства о рождении, с указанием первоначальных данных из свидетельства о рождении, с указанием его родителей, а именно отца.

ДД.ММ.ГГГГ Отдел ЗАГС Администрации Александровского муниципального района Пермского края направил ФИО1 ответ в котором указали, что в соответствии с пунктом 2 ст. 47 Федерального закона от 15.11.1997года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» работники органов записи актов гражданского состояния не вправе без согласия усыновителей (усыновителя) сообщать какие-либо сведения об усыновлении и выдавать документы, из содержания которых видно, что усыновитель не является родителем усыновленного ребенка. В связи с чем, предоставить сведении я о рождении до усыновления, без согласия усыновителя не представляется возможным.

Суд проанализировав представленные доказательства полагает, что ответчик Отдел ЗАГС Администрации Александровского муниципального района Пермского края обоснованно отказал в предоставлении сведений об усыновлении ФИО1.

Статья 47 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" предусматривает, что тайна усыновления охраняется законом (пункт 1); работники органов записи актов гражданского состояния не вправе без согласия усыновителей (усыновителя) сообщать какие-либо сведения об усыновлении и выдавать документы, из содержания которых видно, что усыновители (усыновитель) не являются родителями (одним из родителей) усыновленного ребенка (пункт 2).

Тайна усыновления не подлежит разглашению и охраняется законом и эти положения устанавливают бессрочный запрет на разглашение тайны усыновления ребенка.

Кроме того, применение судом в дела положений статьи 139 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 47 Федерального закона "Об актах гражданского состояния", касающихся охраны тайны усыновления, никак не связано с его желанием о внесении изменений в приговор <данные изъяты> с изменением фамилий осужденного ФИО1, для дальнейшего обращения с ходатайством о помиловании, о замене наказания в виде пожизненного лишения свободы на срок лишения свободы в 25 лет, и, следовательно, в этом аспекте оспариваемые законоположения их конституционные права истца ФИО1 не затрагивают.

Исходя из того что семья, материнство и детство в их традиционном, воспринятом от предков понимании представляют собой те ценности, которые гарантируют непрерывную смену поколений, выступают условием сохранения и развития многонационального народа России, а потому нуждаются в особой защите со стороны государства, Конституция Российской Федерации закрепляет в статье 38 (части 1 и 2), что материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Особая роль семьи в развитии личности, удовлетворении ее духовных потребностей и обусловленная этим конституционная ценность института семьи, как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 марта 2015 года N 4-П, требуют со стороны государства уважения и защиты семейных отношений. Соответственно, федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование в той или иной сфере общественных отношений, должен исходить из приоритета семейного воспитания детей, необходимости укрепления семьи и обеспечения беспрепятственного осуществления ее членами своих прав, а также из недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи.

Соответственно, поскольку ограничение прав, в том числе в целях защиты прав других лиц, в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации может иметь место только на основании федерального закона, предполагается, что реализация конституционного права на информацию, затрагивающую частную жизнь других лиц, возможна только в порядке, установленном законом, и что федеральный законодатель правомочен определить законные способы получения такой информации. При этом Конституция Российской Федерации предполагает возможность установления в отношении той или иной информации специального правового режима, в том числе режима ограничения свободного доступа к ней со стороны граждан (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 февраля 2000 года N 3-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2003 года N 173-О, от 29 января 2009 года N 3-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1063-О-О и др.).

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 31 марта 2011 года N 3-П, право на свободу информации, если этим правом затрагиваются права личности, гарантированные статьями 23 и 24 (часть 1) Конституции Российской Федерации, осуществляется как ограничивающее указанные права личности, которые находятся под особой, повышенной защитой Конституции Российской Федерации и ограничение которых требует наличия предусмотренных федеральным законом оснований и (или) допускается только по судебному решению, вынесенному в соответствии с таким федеральным законом.

Этими гарантиями охватывается, в частности, институт семьи. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 31 января 2014 года N 1-П, одним из принципов регулирования семейных отношений является приоритет семейного воспитания детей; его реализация предполагает не только заключение брака, но и закрепление правовой связи между родителем (лицом, его заменяющим) и ребенком; одним из средств обеспечения этой связи применительно к детям, оставшимся без попечения родителей, служит возможность их передачи в семью на воспитание (усыновление (удочерение), передача под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью); наиболее предпочтительной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление (удочерение), которое, как следует из пунктов 1 и 2 статьи 124 Семейного кодекса Российской Федерации, допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах с соблюдением требований абзаца третьего пункта 1 статьи 123 данного Кодекса, обязывающего учитывать при устройстве ребенка его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в его воспитании и образовании, а также полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития.

Такой подход соотносится с требованиями международно-правовых актов. Так, Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания, обязывает подписавшие Конвенцию государства обеспечивать детям необходимые для их благополучия защиту и заботу, принимать все надлежащие законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в Конвенции, признавать право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (преамбула, пункт 2 статьи 3, статья 4 и пункт 1 статьи 27).

Доступ к сведениям об усыновлении ограничен также Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (пункт 7 статьи 3 и часть 8 статьи 9), Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года N 188 (пункт 1 утвержденного данным Указом Перечня сведений конфиденциального характера), а также Федеральным законом от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", согласно положениям которого доступ к архивным документам, несмотря на закрепленное частью 1 его статьи 24 право пользователя архивными документами свободно искать и получать такие документы для изучения, может быть ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, при этом доступ к архивным документам независимо от их форм собственности ограничивается, если они содержат сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну; в частности, ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, устанавливается на срок 75 лет со дня создания указанных документов (статья 25).

Кроме того, законодатель в различных отраслях права - семейном, гражданском, гражданском процессуальном, трудовом, праве социального обеспечения, уголовном праве и др. - предусмотрел меры, направленные на обеспечение тайны усыновления.

В частности, для обеспечения тайны усыновления по просьбе усыновителя усыновленному ребенку присваиваются фамилия усыновителя, а также указанное им имя; отчество усыновленного ребенка определяется по имени усыновителя, если усыновитель мужчина, а при усыновлении ребенка женщиной - по имени лица, указанного ею в качестве отца усыновленного ребенка; если фамилии супругов-усыновителей различные, по соглашению супругов-усыновителей усыновленному ребенку присваивается фамилия одного из них; при усыновлении ребенка лицом, не состоящим в браке, по его просьбе фамилия, имя и отчество матери (отца) усыновленного ребенка записываются в книге записей рождений по указанию этого лица (усыновителя); по просьбе усыновителя также могут быть изменены дата рождения усыновленного ребенка, но не более чем на три месяца, а также место его рождения (пункты 2 и 3 статьи 134, пункт 1 статьи 135 Семейного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, правовой режим тайны усыновления, установленный действующим правовым регулированием, направлен на создание полноценных семейных, подлинно родственных отношений между усыновителем и усыновленным, обеспечение стабильности усыновления, защиту прав и интересов всех членов семьи, важная роль которой в развитии личности, удовлетворении ее духовных потребностей и обусловленная ею конституционная ценность института семьи требуют со стороны государства уважения и защиты отношений, которые возникают посредством установления усыновления, а потому закрепляющие этот режим положения пункта 1 статьи 139 Семейного кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 47 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" не могут рассматриваться как противоречащие Конституции Российской Федерации.

Если же к моменту усыновления ребенок в силу возраста или по другим причинам не мог знать о факте усыновления, дальнейшее сохранение тайны усыновления законодатель связывает исключительно с волей усыновителей, о чем специально упоминается в пункте 2 статьи 139 Семейного кодекса Российской Федерации и пункте 2 статьи 47 Федерального закона "Об актах гражданского состояния". Соответственно, работники органов записи актов гражданского состояния не вправе без согласия усыновителей (усыновителя) сообщать какие-либо сведения об усыновлении и выдавать документы, из содержания которых явствует, что усыновители (усыновитель) не являются родителями (одним из родителей) усыновленного ребенка; судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, разгласившие тайну усыновления ребенка против воли его усыновителей, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке.

В частности, разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений, наказывается штрафом, что предусматривает ст. 155 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Таким образом, законодатель - исходя из того, что раскрытие тайны усыновления может причинить моральные (нравственные) страдания ребенку, сказаться на его психическом состоянии, воспрепятствовать созданию нормальной семейной обстановки и затруднить процесс воспитания ребенка, - связывает возможность раскрытия сведений об усыновлении ребенка исключительно с волеизъявлением его усыновителей; вмешательство во внутрисемейные отношения со стороны иных лиц в ситуации, когда ребенок может получить интересующие его сведения о своем происхождении непосредственно от своих усыновителей, не отвечает интересам ни усыновленного, ни тем более усыновителей.

Положения статьи 139 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 47 Федерального закона "Об актах гражданского состояния", применяются на практике не только для обеспечения и защиты, соответствующих прав взрослого и ребенка (усыновителя и усыновленного), но и при разрешении вопроса о возможности реализации взрослыми детьми усыновленного права узнать о его происхождении после его смерти и смерти лиц, усыновивших его (бабушки и дедушки), т.е. о своем этническом происхождении, своих предках, и, соответственно, истолковываются судами как не предполагающие раскрытия тайны усыновления без согласия усыновителей, которое в случае смерти последних не может быть получено.
Суд, основываясь на требованиях Федерального Закона, положениях Конституционного суда РФ считает, что отказ Отдела ЗАГС Администрации Александровского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении каких-либо сведений об усыновлении и выдавать документы из содержания которых видно, что усыновитель не является родителем усыновленного ФИО1 является законным и обоснованным.

В связи с чем, истцу ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Отделу Записи Актов Гражданского состояния Администрации Александровского муниципального района Пермского края о предоставлении сведений из первоначального свидетельства о рождении: данные на ФИО1, реквизитов актовой записи о рождении: даты составления и номер, сведения о родителях- место и даты выдачи свидетельства до ДД.ММ.ГГГГ, серия и номер - отказать

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Отделу Записи Актов Гражданского состояния Администрации Александровского муниципального района Пермского края о предоставлении сведений из первоначального свидетельства о рождении: данные на ФИО1, реквизитов актовой записи о рождении: даты составления и номер, сведения о родителях- место и даты выдачи свидетельства до ДД.ММ.ГГГГ, серия и номер- отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Александровский городской суд в течение месяца сo дня принятия решения суда окончательной форме (ДД.ММ.ГГГГ.).

Судья Е.Н. Шерстобитова

Копия верна

Судья Е.Н. Шерстобитова