Дело № 2-380/2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес>
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Варгашинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Столбова И.В.,
с участием помощника прокурора Варгашинского района Цигель Л.В.,
при секретаре Буровой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Варгашинского района <адрес> в защиту прав и законных интересов ФИО1 к Администрации Варгашинского района <адрес> и Правительству Курганской области о предоставлении жилья,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Варгашинского района <адрес> обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов ФИО1 к Отделу образования Администрации Варгашинского района <адрес>, Администрации Варгашинского района <адрес> и Правительству Курганской области о предоставлении жилья. В обоснование иска указал, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ранее за ней закреплялось жилое помещение, однако на основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ признано непригодным для проживания. Она в ДД.ММ.ГГГГ году окончила обучение в МОУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа». Жилой площадью после выпуска из образовательного учреждения и до настоящего времени не обеспечена. Просит обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление ФИО1 жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, соответствующего санитарно-техническим нормам, расположенного территории <адрес>, общей площадью не менее 18 кв.м. Обязать Администрацию Варгашинского района <адрес>, Отдел образования Администрации Варгашинского района <адрес> предоставить ФИО1 жилое помещение из специализированного жилого фонда, соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории <адрес>, общей площадью не менее 18 кв.м.
В судебном заседании прокурор Цигель Л.В. исковые требования уточнила, исключив из числа ответчиков Отдел образования Администрации Варгашинского района. Основания исковых требований оставила прежними. Дополнительно пояснила, что истец зарегистрирована по месту жительства в <адрес>. В собственности жилья не имеет. Ранее закрепленное за ней жилье признано непригодным для проживания. Жильем не обеспечена. В очереди на улучшение жилищных условий он состоит в <адрес>. Однако жилья на территории сельсовета нет, его предоставление возможно только на территории <адрес>, с чем истец согласна. В настоящее время имеется 20 решений <адрес> суда, вступивших в законную силу, по которым на Администрацию Варгашинского района возложена обязанность предоставить 20 детям из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения по договорам социального найма и договорам найма специализированного жилого помещения. Данные решения не исполнены в связи отсутствием финансирования из бюджета области. Законом обязанность по предоставлению жилых помещений возложена на орган местного самоуправления - то есть Администрацию Варгашинского района, однако финансирование осуществляется за счет средств областного бюджета. Полагала, что на Правительство Курганской области должна быть возложена обязанность по финансированию полномочий по предоставлению жилья ФИО1 Просила иск удовлетворить.
Истец ФИО1 в судебном заседании не присутствовала, требования прокурора поддержала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика Администрации Варгашинского района <адрес> ФИО2, действующая на основании доверенности, рассмотрение иска по существу оставила на усмотрение суда и пояснила, что право ФИО1 на обеспечение жильем не оспаривает. Она включена в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, нуждается в жилье, зарегистрирована в <адрес>. Собственного либо закрепленного пригодного жилья не имеет, жильем не обеспечена. Администрация Варгашинского района в ДД.ММ.ГГГГ неоднократно направляла заявки в Главное управление образования области о выделении средств на приобретение жилья для детей-сирот. Однако в ДД.ММ.ГГГГ <адрес> на эти цели профинансирован не был. В ДД.ММ.ГГГГ были направлены аналогичные заявки о выделении средств. Согласно ответу Главного управления образования выделение данных целевых средств планируется только во втором полугодии ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, что позволит приобрести около 10 квартир. Однако это не позволит обеспечить жилыми помещениями нуждающихся детей-сирот, которых в списке 45 человек, по 23 имеются решения суда о предоставлении жилья, 4 из которых вынесены в текущем году. Законом Курганской области о бюджете на ДД.ММ.ГГГГ выделение субвенций <адрес> в большем объеме не предусмотрено. ФИО1 будет обеспечена жилым помещением при поступлении средств из областного бюджета. В очереди на улучшение жилищных условий он состоит в <адрес>. Однако на территории <адрес> предоставить жилое помещение они не смогут в связи с отсутствием жилья. Дома в селе ветхие, постройка в <адрес> нового дома, отвечающего санитарно-техническим требования, будет более затратным, чем приобретение квартиры в <адрес>. Данный вопрос согласовывался с Правительством и Финансовым управлением области. Предоставление жилья возможно только на территории <адрес>. ФИО1 согласна на предоставление жилья в поселке. При направлении заявок на получение субвенций Администрация района исходит из стоимости жилья, объявленной застройщиком, при этом при покупке жилья Администрация района ограничена максимальным размером стоимости 1 кв. метра площади жилья, установленным Приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Представитель ответчика – Правительства Курганской области - в судебном заседании не присутствовал, извещен надлежащим образом. В письменном отзыве от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования не признал и указал, что истцом не представлено документов, свидетельствующих о его включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>. Из закона исключено право детей-сирот на внеочередное предоставление жилых помещений. Государственные полномочия <адрес> по однократному предоставлению детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес>, необходимые для осуществления данных государственных полномочий субвенции предусмотрены в бюджете <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ. Субвенции в бюджеты муниципальных образований перечисляются Главным управлением образования на основании заявок муниципальных образований. Истцом не представлено доказательств соблюдения Администрацией Варгашинского района данного порядка. Финансовое обеспечение данных переданных государственных полномочий осуществляется в рамках межбюджетных отношений. Указанные правоотношения находятся вне предмета данного спора и не могут влиять на право истца по предоставлению жилого помещения. Заявляя требование о финансировании, истец фактически выступает в интересах муниципального образования, в то время как иск заявлен в защиту прав физического лица. Кроме того, в нарушение статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ в исковом заявлении не указана сумма финансирования, в случае удовлетворения иска, решение будет не исполнимо. Считает Правительство Курганской области ненадлежащим ответчиком, просит в иске отказать и рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель третьих лиц – Отдела образования Администрации Варгашинского района и отдела опеки и попечительства Отдела образования – ФИО3, действующая на основании доверенности, рассмотрение иска по существу оставила на усмотрение суда. Право ФИО1 на обеспечение жильем не оспаривала, пояснив, что Правительство области полномочия по формированию списка детей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, передало местным органам самоуправления, ФИО1 в список включена, он утвержден главой района. ФИО1 состоял в очереди по обеспечению жильем по договору социального найма с ДД.ММ.ГГГГ в Администрации Верхнесуерского сельсовета. Предоставить ей жилье на территории сельсовета затруднительно. Истец согласна на жилье в <адрес>. Здесь она будет обеспечен жильем быстрее. В ДД.ММ.ГГГГ заявки на финансирование подавали, однако денежные средства в район не поступили. 20 решений Варгашинского районного суда о предоставлении жилья, вступившие в силу, в настоящее время не исполнены из-за отсутствия финансирования. В ДД.ММ.ГГГГ в Главное управление образования направлялись заявки на выделение субвенции, принято решение о выделении местному бюджету около <адрес> рублей, но деньги еще не поступили. Для приобретения исполнения 20 решений суда необходимо выделение субвенций порядка <данные изъяты> рублей.
Представитель третьего лица – Главного управления образования <адрес> в судебном заседании не присутствовал, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве от ДД.ММ.ГГГГ указал, что жилые помещения по договору найма специализированного жилого помещения предоставляются детям сиротам и лицам из числа детей-сирот по месту их жительства, за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета <адрес>. Субвенции перечисляются в бюджеты муниципальных образований на основании заявок муниципальных образований. Субвенции перечисляются в пределах бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке. В областном бюджете на ДД.ММ.ГГГГ предусмотрены субвенции для <адрес> в размере <данные изъяты>руб.
Представитель третьего лица – Финансового управления <адрес> в судебном заседании не присутствовал, в письменном отзыве от ДД.ММ.ГГГГ полагал исковые требования необоснованными и указал, что с ДД.ММ.ГГГГ детям-сиротам однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Внеочередной порядок предоставления жилого помещения утратил силу. Необходимо установить, соответствует ли истец критериям для отнесения его к категории граждан, имеющих право на предоставление жилья специализированного жилого фонда. Предоставление жилья из специализированного жилого фонда осуществляется по сформированным спискам на основании заявлений детей-сирот. В иске прокурора не указано, какие права истца нарушены. Финансовое обеспечение полномочий по опеке и попечительству, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета <адрес>. Объем субвенций определяется в соответствии с методикой расчета объема субвенций. Органы местного самоуправления вправе дополнительно использовать собственные ресурсы для осуществления переданных им полномочий. Финансирование осуществляется в рамках межбюджетных отношений. Правоотношения между субъектами относятся к бюджетным правоотношениям и регулируются бюджетным законодательством Российской Федерации, физические лица участниками бюджетного процесса не являются. Требования в части возложения обязанности по финансированию не относится к подведомственности суда общей юрисдикции.
Заслушав прокурора, представителей ответчика и третьих лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Подпунктами «ж», «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, предусмотрены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Федеральный закон № 159-ФЗ).
На территории <адрес> действует Закон Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье».
В судебном заседании установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее родители Ю.Ю.Ю. и Д.Д.Д. лишены родительских прав решением <адрес> суда от ДД.ММ.ГГГГ.
В ДД.ММ.ГГГГ году она окончила МОУ «<адрес> общеобразовательная школа», что подтверждается копией аттестата об основном общем образовании №.
Постановлением Администрации Верхнесуерского сельсовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 было закреплено жилое помещение в <адрес>.
Заключением Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное жилое помещение признано непригодным для проживания.
Постановлением Администрации Верхнесуерского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как оставшаяся без попечения родителей.
ФИО1 зарегистрирована и фактически проживает в <адрес>, в собственности жилья не имеет, что подтверждается письменными материалами дела.
Постановлением Администрации Варгашинского района от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения (под №).
Таким образом, судом установлено, что ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности либо закрепленного за ней пригодного для проживания жилого помещения, по договору социального найма жилье ей не предоставлялось. Соответственно она является нуждающейся в получении жилья.
Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» как в прежней, так и в новой редакции, действующей на момент принятия решения судом, закрепляет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе, в виде обеспечения такой категории граждан жильем.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
С ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Федеральный закон от 29.02.2012 № 15-ФЗ) предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012) детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По смыслу данной нормы закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до ДД.ММ.ГГГГ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ).
Пунктом 9 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ предусмотрено сохранение права на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке ст. 8 настоящего закона за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
С ДД.ММ.ГГГГ такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения (п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ). Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ обстоятельств: достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Аналогичные положения содержатся в ст. 6 Закона Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) в приемной семье» (далее Закон Курганской области №).
Право на получение жилья истец не реализовала, поскольку в установленном законом порядке как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечена, что нарушает ее жилищные права и дает основания для обращения в суд с иском в защиту своих прав.
Доводы ответчика Правительства Курганской области о несоблюдении ФИО1 заявительного порядка включения в список детей-сирот и лиц из числа указанной категории граждан, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>, суд находит не состоятельными и основанными на ошибочном толковании норм права, по следующим основаниям.
Пунктом 3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ предусмотрена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 настоящей статьи.
Согласно п. 8 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В силу п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, в том числе полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, с передачей этим органам необходимых материальных и финансовых средств.
Пунктом 49 ст. 3 Закона Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> по опеке и попечительству» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) органы местного самоуправления помимо прочего наделяются полномочиями по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
Порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, установлен ст. 6-1 Закона Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которому законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляют заявление о включении указанных лиц в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес> (далее - список), в орган исполнительной власти <адрес>, уполномоченный Правительством Курганской области, либо в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес>, в случае их наделения государственными полномочиями <адрес> по опеке и попечительству (далее - уполномоченный орган), по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, со дня достижения детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, возраста 14 лет или возникновения после достижения детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, возраста 14 лет предусмотренных действующим законодательством оснований для предоставления указанным лицам жилых помещений.
Заявление о включении в список также могут представить в уполномоченный орган по месту их жительства дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), и лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не были в установленном порядке включены в список соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до ДД.ММ.ГГГГ.
В материалах дела имеется заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, адресованное в орган опеки и попечительства Администрации Варгашинского район, с просьбой включить ее в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, в случае непредставления законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявления о включении в список уполномоченный орган принимает меры по включению указанных лиц в список (п. 1).
Включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом решения о включении указанных лиц в список (п.7).
Доводы ответчика о несоблюдении заявительного порядка включения ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях, является необоснованным.
ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся ез попечения родителей, лиц из их числа, который сформирован Отделом образования <адрес> в соответствии с требованиями действующего законодательства, состоит в указанном списке под №, с ДД.ММ.ГГГГ состояла на учете в Администрации <адрес> для получения жилого помещения, являясь лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учета не снята, кроме того, не реализовала принадлежащее ей право на обеспечение жилым помещением до ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы ответчика об отсутствии нормативного основания для внеочередного предоставления жилья также являются несостоятельными.
С ДД.ММ.ГГГГ граждане указанной категории обеспечиваются жилыми помещениями, посредством заключения с ними договоров найма специализированного жилого помещения. Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ обстоятельств, а именно: достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, завершение обучения в образовательных учреждениях, окончание военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Ни Федеральный закон № 159-ФЗ, ни Жилищный кодекс Российской Федерации (ст. 109.1 ЖК РФ) не предусматривают возможность предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
С учетом наличия у ФИО1 не оспоренного права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ и признания ее нуждающейся в получении жилья, а также принимая во внимание вышеприведенные положения закона, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного требования о предоставлении жилья с возложением данной обязанности на Администрацию Варгашинского района.
Жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма (п. 7 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ).
В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Решением <адрес> Думы от ДД.ММ.ГГГГ № установлена норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде Варгашинского поссовета в размере не менее 18 кв.м, общей площади на каждого члена семьи.
Поскольку право на предоставление жилого помещения истцом реализовано не было до дня вступления в силу указанного выше Закона, истцу должно быть предоставлено благоустроенное специализированное жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения, по нормам предоставления площади жилого помещения.
Исковые требования в части возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию мероприятий по предоставлению истцу жилого помещения суд находит подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утвержден порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия <адрес> по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа <адрес>, на который данным актом возложены, в том числе, обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 05.04.2013) органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Согласно части 7 той же статьи положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий.
В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1203 (в редакции от 24.12.2012) утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, которые определяют порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
Постановлением Правительства Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) утвержден Порядок расходования субвенций, предоставленных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который определяет условия расходования субвенций, выделяемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов <адрес>, на однократное предоставление детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п. 44 ст. 3 Закона Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> по опеке и попечительству» предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Данным законом, а также Законом Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об областном бюджете на ДД.ММ.ГГГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годов» предусмотрено выделение субвенций в ДД.ММ.ГГГГ году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».
В связи с этим, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на последних должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.
Представители ответчика и третьих лиц в судебном заседании пояснили, что 20 решений <адрес> суда, вступивших в силу, о возложении обязанности на Администрацию Варгашинского района обеспечить 20 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилыми помещениями по договорам социального найма и договорам найма специализированного жилого помещения не исполнены в связи с отсутствием финансирования из бюджета области. Данный факт в судебном заседании ни кем не оспаривался.
Из имеющихся в деле многочисленных заявок за ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годы Администрации Варгашинского района, следует, что Администрация района ходатайствовала о выделении дополнительных денежных средств для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями. Однако заявки субъектом исполнены не были, денежные средства в <адрес> в достаточном количестве не поступили.
В ходе судебного заседания установлено, что субвенций, выделенных Администрации Варгашинского района, явно недостаточно для обеспечения истца ФИО1 жилым помещением, поскольку на ДД.ММ.ГГГГ год для <адрес> на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот предусмотрены субвенции областного бюджета в размере <данные изъяты>. руб., в связи со строительством нового жилья для детей-сирот в Администрацию Варгашинского района на указанные цели планируется направить не менее <данные изъяты>. руб. По сведениям Финансового управления <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ из областного бюджета <адрес> на указанные цели средства не выделялись.
Как следует из представленных в материалы дела документов, денежные средства, которые планируется выделить Администрации Варгашинского района, будут затрачены на приобретение жилых помещений в стоящемся многоквартирном доме в <адрес> для обеспечения жильем детей-сирот на основании состоявшихся ранее судебных решений. На приобретение жилья детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, состоящим на учете, дополнительно требуется выделение денежных средств в размере <данные изъяты> руб.
Поскольку Администрация Варгашинского района недостаточно профинансирована субъектом Российской Федерации на цели осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц, из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд полагает необходимым возложить на Правительство Курганской области, как на субъект, расходным обязательством которого является обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории, обязанность по покрытию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения.
Довод представителя ответчика – Правительства Курганской области о том, что поскольку в иске не указана сумма финансирования, то в случае удовлетворения иска, решение будет не исполнимо, суд признает несостоятельным. Положения ст. 242.1. БК РФ регламентируют исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При этом истец такого требования не предъявлял. Правительство Курганской области обязано профинансировать предоставление истцу жилого помещения из специализированного жилищного фонда, при этом вопрос о сумме финансирования, которая будет необходима для обеспечения жилым помещением, должен решаться в рамках межбюджетных отношений между участками бюджетного процесса.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ФИО1 зарегистрирована в <адрес>. Не имеет в собственности либо закрепленного за ней пригодного для проживания жилого помещения, жилье ей по договору социального найма не предоставлялось. Финансирование предоставления ей жилья бюджетом <адрес> не производилось.
Учитывая изложенное, суд считает требования прокурора Варгашинского района, заявленные в интересах ФИО1 о предоставлении жилого помещения, обоснованными. Обязанность по предоставлению жилья истцу должна быть возложена на Администрацию Варгашинского района. Обязанность по финансированию предоставления ФИО1 жилого помещения должна быть возложена на Правительство Курганской области, поскольку это расходное обязательство субъекта Российской Федерации.
На основании изложенного, исковые требования прокурора Варгашинского района в интересах ФИО1 подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Варгашинского района <адрес> в защиту прав и законных интересов ФИО1 к Администрации Варгашинского района <адрес> и Правительству Курганской области о предоставлении жилья удовлетворить полностью.
Обязать Администрацию Варгашинского района <адрес> предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории <адрес>, общей площадью не менее 18 кв.м.
Обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующего санитарно-техническим нормам, расположенного на территории <адрес>, общей площадью не менее 18 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Варгашинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья И.В. Столбов