Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 февраля 2013 г.
Чайковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Кирилловой Т.А.,
с участием заявителя Уткина Л.Н.,
при секретаре Антаковой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чайковском
дело по заявлению Уткина Леонида Николаевича об оспаривании действий должностного лица,
у с т а н о в и л :
Уткин Леонид Николаевич обратился в суд с заявлением об оспаривании действий должностного лица – главы администрации Чайковского муниципального района Пластинина С.Н., просил считать неправомочным Постановление администрации г.Чайковского №377 от 05.06.1992 г. « О передаче земельных участков из пользования ЖСК в пользование администрации города» по отношению к ЖСК-10 (или ТСЖ-10 «Кама»), главе администрации ответить на вопросы: на каком основании изымается придомовой участок вместе с инженерными коммуникациями и благоустройством, построенным на деньги жильцов, при продаже земли другому лицу как будет эксплуатироваться дом по ремонту наружных инженерных сетей, в постановлении не указаны границы изымаемого земельного участка и его площадь, при изъятии земельного участка за счет кого и где будут инженерные сети к дому, если будет продана придомовая территория, кто в дальнейшем будет делать ремонт и держать в исправности инженерные коммуникации, указать границы изъятия земельного участка.
В обоснование заявления указал, что проживает в квартире № по адресу г.Чайковский, ул.Вокзальная дом №, является собственником и членом ЖСК-10, в настоящее время – ТСЖ-10 «Кама». Два года назад, решив на общем собрании членов ТСЖ обустроить придомовую территорию, узнали о наличии постановления администрации г.Чайковского №377 от 05.06.1992 г. «О передаче земельных участков из пользования ЖСК в пользование администрации города». Поручили председателю ТСЖ обжаловать постановление, но на сегодняшний день это не сделано. Он, Уткин Л.Н., 30.07.2012 г. обращался к главе администрации Чайковского муниципального района, с вопросами, поименованными в заявлении, получил 27.08.2012 г. ответы, которые его не устраивают. Считает, что названным постановлением нарушены его права, гарантированные Конституцией РФ: право частной собственности, которое охраняется законом.
В судебное заседание заявитель настаивал на заявлении, просил признать незаконным постановление Администрации города Чайковского №377 от 05.06.1992 г. «О передаче земельных участков из пользования ЖСК в пользование администрации города», приводил изложенные в заявлении доводы, пояснил, что в 1974 году был сделан отвод земельного участка и 0,5 га закреплены за ЖСК-10. Жильцы сами за личные средства осуществили ремонт инженерных сетей и коммуникаций, он, заявитель, тоже заплатил свою долю в размере 1/70 всех расходов. Если земля будет продана, неизвестно, кто возьмет на баланс коммуникации и компенсирует жильцам затраты на их ремонт.
Заинтересованное лицо - Администрация Чайковского муниципального района направило в суд заявление о рассмотрении дела без его участия, отказать в удовлетворении заявления, указывая, что согласно ст.256 ГПК РФ срок обжалования ненормативного правового акта составляет 3 месяца. Заявитель, узнав об оспариваемом постановлении два года назад, пропустил срок его оспаривания, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления. Эксплуатация жилого дома осуществляется управляющей компанией, а содержание и эксплуатация коммунально-инженерных сетей вне территории жилого дома осуществляется городскими службами. Опасения заявителя, что земельный участок может быть продан другому лицу, основан на его убеждении, документально не подтверждается. Земельные участки предоставляются в соответствии с действующим законодательством. Заявитель не указывает, какие его права нарушены оспариваемым постановлением. Земельный участок площадью 5000 кв.м предоставлялся для целей, связанных со строительством, на период возведения жилого дома. Вследствие изменения земельного законодательства в результате земельной реформы органом местного самоуправления в пределах своих полномочий правомерно принято решение об изъятии земель для нужд гражданского населения по использованию земельных участков общего пользования, в том числе для принятия мер по ремонту и обслуживанию инженерных коммуникаций.
Заслушав заявителя, изучив материалы дела, суд отказывает в удовлетворении заявления.
В соответствии с п.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 10 февраля 2009 г. №2 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъясняет:
1. В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).
К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
24. Принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда.
При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
В порядке, установленном главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены и ненормативные правовые акты.
Оспариваемое заявителем постановление Администрации города Чайковского №377 от 05.06.1992 г. «О передаче земельных участков из пользования ЖСК в пользование администрации города» относится к ненормативным правовым актам, может быть оспорено заявителем, если нарушает его права и свободы либо принято вне пределов полномочий органа местного самоуправления, в том числе, с соблюдением заявителем трехмесячного срока оспаривания.
Уткин Л.Н. утверждает, что о наличии названного постановления узнал два года назад, на общем собрании членов ТСЖ-10 «Кама», от председателя ТСЖ, которому было поручено оспорить постановление, что не было сделано.
Данное утверждение суд принимает за доказательство факта, когда заявителю стало известно о наличии оспариваемого постановления, то есть в 2010 году.
Обратившись в суд 18.12.2012 г., то есть спустя 2 года, заявитель пропустил установленный статьей 256 ГПК РФ срок, о наличии уважительных причин не указывал, восстановить срок не просил.
По основаниям пропуска срока обращения в суд в удовлетворении заявления суд отказывает.
Названным постановлением права и свободы заявителя не нарушены, поскольку в силу п.4 ст.36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу г.Чайковский, ул.Вокзальная №, в том числе заявителю пропорционально его доле в праве общей собственности, принадлежит земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Поэтому опасения заявителя, что часть земельного участка, в силу закона принадлежащая ему, может быть предоставлена иным лицам, безосновательны.
А распоряжение земельным участком, превышающим размер, установленный статьей 36 Жилищного кодекса РФ, относится к компетенции органа местного самоуправления и оспариванию заявителем не подлежит.
На вопросы, поставленные Уткиным Л.Н. в заявлении, перед главой Чайковского муниципального района, даны исчерпывающие ответы в письмах администрации Чайковского муниципального района от 27.08.2012 г., от 07.12.2012 г.
Руководствуясь ст.192-197, 258 ГПК РФ,
р е ш и л :
Отказать в удовлетворении заявления Уткина Леонида Николаевича об оспаривании действий должностного лица по вынесению Постановления Администрации города Чайковского №377 от 05.06.1992 г. «О передаче земельных участков из пользования ЖСК в пользование администрации города».
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья