ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-380/2018 от 19.06.2018 Дедовичского районного суда (Псковская область)

№ 2-380/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июня 2018 года п. Дедовичи

Дедовичский районный суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Алексеевой Е.А.,

с участием заместителя прокурора Дедовичского района Псковской области Новик Н.Д.,

при секретаре Бакулиной О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дедовичского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Вязьевская волость» об обязании совершить юридически значимые действия,

установил:

Прокурор Дедовичского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации сельского поселения «Вязьевская волость» об обязании совершить юридически значимые действия. В обоснование иска указал, что прокуратурой Дедовичского района проведена проверка соблюдения законодательства при организации похоронного дела и оказании услуг по погребению умерших. В ходе проверки установлено, что на территории сельского поселения «Вязьевская волость» расположены 15 общественных кладбищ, а именно в деревнях: Кипино, Бахново, Князево, Сосонка, Городовик (2 кладбища), Заполье, Чернецово, Лемтюхово, Паревичи, Городня, Ручьевая, Нивки, Болчино, Городок Дедовичского района Псковской области, которые являются муниципальным имуществом муниципального образования на основании приложения № 4 к Закону Псковской области от 15 декабря 2005 года № 490-ОЗ «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений в период 2006-2008».

17 октября 2017 года прокуратурой района в адрес Главы Администрации сельского поселения «Вязьевская волость» внесено представление с целью оформления права собственности на места погребения. Однако кадастровые работы и постановка на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены общественные кладбища, а также государственная регистрация права собственности на указанные места погребения, вопреки требованиям закона Администрацией волости до настоящего времени не осуществлена. Отсутствие необходимых землеустроительных и правоустанавливающих документов, в том числе определяющих границы земельных участков, занятых под кладбища, может привести к нарушению границ смежных с указанными участками земель и, как следствие, к захоронению тел на земельных участках с нарушением назначения земли, а также с нарушением требований земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства. Места захоронения относятся к опасным объектам и требуют соблюдения целого ряда обязательных норм, в том числе выдерживание необходимого расстояния от жилых секторов населенных пунктов, а также расчет оказываемых нагрузок на окружающую среду и иные требования.

В связи с указанным, прокурор просит суд обязать ответчика в срок до 01 мая 2019 года осуществить постановку земельных участков, на которых расположены гражданские кладбища в деревнях: Кипино, Бахново, Князево, Сосонка, Городовик (2 кладбища), Заполье, Чернецово, Лемтюхово, Паревичи, Городня, Ручьевая, Нивки, Болчино, Городок Дедовичского района Псковской области, на кадастровый учет в Государственном кадастре недвижимости.

Обязать Администрацию сельского поселения «Вязьевская волость» в срок до 01 июля 2019 года обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на земельные участки, на которых расположены гражданские кладбища в деревнях: Кипино, Бахново, Князево, Сосонка, Городовик (2 кладбища), Заполье, Чернецово, Лемтюхово, Паревичи, Городня, Ручьевая, Нивки, Болчино, Городок Дедовичского района Псковской области.

Данный иск предъявлен прокурором в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в защиту прав неопределенного круга лиц.

В судебном заседании заместитель прокурора Дедовичского района Новик Н.Д. поддержала исковые требования в полном объеме. Пояснила, что сначала ответчик должен осуществить постановку земельных участков, на которых расположены гражданские кладбища, на кадастровый учет, а затем зарегистрировать на них право собственности.

Представитель ответчика – Администрации сельского поселения «Вязьевская волость» Павлов А.С. иск не признал, считая требования прокурора незаконными и необоснованными. Пояснил, что Муниципальное образование «Вязьевская волость» в соответствии с Законом Псковской области от 28 февраля 2005 года № 420-ОЗ «Об установлении границ и статусе вновь образуемых муниципальных образований на территории Псковской области» было создано и начало функционировать на территории Дедовичского района с 01 января 2006 года.

В соответствии с нормами Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. Основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является правовой акт субъекта РФ, которым осуществляется разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями. Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном ч.1.1 ст. 154 данного закона, возникает с момента, устанавливаемого законом субъекта РФ. К правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с настоящей частью, нормы Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в том числе, определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям настоящей статьи.

Согласно приложению № 4 к Закону Псковской области от 15 декабря 2005 года № 490-ОЗ «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений на период 2006-2008», вступившему в силу с 01 января 2006 года, Муниципальное образование «Вязьевская волость» было в порядке разграничения муниципального имущества, находящегося в собственности муниципального района, наделено имуществом для осуществления возложенных на него задач и функций, в том числе и земельными участками, на которых располагаются кладбища.

Согласно ч. 2 ст. 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с действующим законодательством в отношении земельных участков, право собственности на которые возникло в результате разграничения имущества, не установлена обязанность собственников по проведению их межевания и постановке на кадастровый учет. Данная процедура осуществляется по усмотрению правообладателя и не ограничена в каких-либо сроках. Межевание является обязательным только при образовании нового земельного участка, для постановки его на государственный кадастровый учет и для дальнейшей регистрации прав. Также не установлена обязанность правообладателей земельных участков, в том числе и органов местного самоуправления, обеспечить уточнение местоположения границ земельных участков, право собственности на которые у них возникло в результате разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, и внесение таких сведений в ЕГРН.

Таким образом, межевание и постановка на государственный учет, а также государственная регистрация права собственности, в данном случае проводятся по желанию их обладателей, являются правом ответчика, а не обязанностью, и никакими сроками не ограничены.

Представитель ответчика подтвердил, что все кладбища на территории волости являются действующими, и пояснил, что волость не отказывается проводить межевание указанных земельных участков, однако, будет это делать по мере возможности, при наличии финансирования.

Кроме того, по мнению представителя ответчика, данный иск неправомерно заявлен в порядке ст. 45 ГПК РФ, поскольку не направлен на защиту нарушенных или оспариваемых социальных прав граждан, их свобод и законных интересов в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, обеспечения права на жилище.

Заслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч.ч. 1-3 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ). Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно п. 9 ч. 4 ст. 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые воинскими и гражданскими захоронениями.

В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 18 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления.

Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Также данные полномочия отнесены к ведению сельских поселений и регламентированы п. 3 ст. 1 Закона Псковской области от 10 декабря 2014 года № 1464-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Псковской области вопросов местного значения городских поселений».

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения. Частью 4 данной статьи определено, что предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что в границах территории сельского поселения «Вязьевская волость» находятся действующие муниципальные общественные кладбища. Межевание и определение границ земельных участков, на которых расположены кладбища, не проводилось, сведения о дате постановке на кадастровый учет данных земельных участков отсутствуют, право собственности на них не зарегистрировано. Указанные обстоятельства представителем ответчика не оспариваются.

17 октября 2017 года прокуратурой Дедовичского района внесено представление в адрес Главы Администрации сельского поселения «Вязьевская волость», согласно которому должностному лицу незамедлительно предложено принять конкретные меры, направленные на устранение допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, а именно: создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, определить порядок ее деятельности; зарегистрировать право собственности на места погребения; определить порядок деятельности общественных кладбищ; определить порядок предоставления и использования земельных участков для размещения мест погребения.

В ответе Администрации сельского поселения «Вязьевская волость» указано, что Администрация поселения признает обоснованными доводы протеста о необходимости определения порядка деятельности общественных кладбищ и использования земельных участков для размещения мест погребения, разработан проект решения Собрания депутатов по данному вопросу, который будет размещен в Системе Централизованного сбора данных о проектах нормативных правовых актов «ЦСД» на интернет-сайте и будет принят на заседании Собрания депутатов. На территории Дедовичского района создана и функционирует специализированная служба по вопросам похоронного дела в лице МП ЖКХ Дедовичского района, которая осуществляет деятельность и на территории сельского поселения «Вязьевская волость». При этом Администрация поселения не имеет финансовых возможностей для регистрации права собственности на находящиеся в ее ведении места погребения, так как для этого необходимо проведение кадастровых работ и постановка на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены общественные кладбища. Администрацией поселения составлен график проведения кадастровых работ и регистрации права собственности на земельные участки, на которых расположены общественные кладбища.

Из ответа Администрации сельского поселения «Вязьевская волость» № 189 от 16 апреля 2018 года следует, что кадастровый учет и государственная регистрация кладбищ, расположенных на территории поселения, а также закупки в сфере организации услуг по погребению и содержанию мест захоронения в 1 квартале 2018 года, не проводились.

В силу п. п. 1 п. 1 ст.1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

Объектами земельных отношений согласно п. п. 2 п. 1 ст. 6 ЗК РФ являются земельные участки.

Пунктом 13 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено что, в состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами, используемыми для захоронения твердых коммунальных отходов, и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах

Согласно ст. 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в отношении земельных участков осуществляется кадастровый учет. В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков. В кадастр недвижимости вносятся такие основные сведения об объекте недвижимости, как кадастровый номер, описание местоположения границ земельного участка, его площадь, категория земель, к которым отнесен земельный участок и его разрешенное использование.

Согласно ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Согласование с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); пожизненного наследуемого владения; постоянного (бессрочного) пользования; аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

Согласно п. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью 10 и менее га, относятся к IV классу опасности, для которых устанавливается санитарно - защитная зона.

Таким образом, отсутствие в государственном кадастре недвижимости описания границ земельного участка, занятого кладбищем, создает опасность для жизни, здоровья граждан, поскольку не позволяет обеспечить соблюдение соответствующего санитарно - эпидемиологического режима.

Указанное обстоятельство является препятствием для эксплуатации кладбища в соответствии с требованиями Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", финансирования мероприятий по приведению данных объектов в соответствие с требованиями санитарных норм и правил.

На основании ч.ч. 3, 5 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Отсутствие определенных в соответствии с действующим законодательством границ земельных участков, на которых расположены кладбища, оказывающие экологическую нагрузку на окружающую среду, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья населения.

Отсутствие границ земельных участков, занятых кладбищами, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на охрану здоровья, так как проведение предусмотренных законом мероприятий по содержанию кладбища, контролю за состоянием кладбища, в том числе не возможно без достаточного финансирования за счет средств местного бюджета, в который затруднительно включить статьи расходов по содержанию кладбища в связи с отсутствием права муниципальной собственности на земельные участки, занятые кладбищами, и как следствие, на сами кладбища. Кроме того, нарушаются права неопределенного круга лиц на получение установленных законом гарантий погребения умерших на отведенных и предоставленных для этих целей земельных участках лицом, обладающим такими полномочиями.

Таким образом, Администрацией сельского поселения «Вязьевская волость» надлежащим образом не реализуются закрепленные в законе полномочия по организации на территории поселения ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.

Анализируя вышеизложенное, принимая во внимание приведенные нормы права, установленные обстоятельства, исходя из необходимости соблюдения прав человека на благоприятные условия жизни, суд находит законными и обоснованными заявленные требования прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, поскольку без устранения выявленных недостатков нарушаются гарантированные Конституцией Российской Федерации права неопределенного круга лиц (граждан) на охрану жизни и здоровья.

Обязывая ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено (ст. 206 ГПК РФ). Устанавливая срок, в течение которого ответчиком должны быть совершены указанные действия, суд, с учетом характера дела, принципа разумных пределов исполнения решения, а также действий, которые следует совершить, полагает заявленные прокурором сроки обоснованными и достаточными для исполнения решения суда.

Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление прокурора Дедовичского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Вязьевская волость» об обязании совершить юридически значимые действия удовлетворить.

Обязать Администрацию сельского поселения «Вязьевская волость» в срок до 01 мая 2019 года осуществить постановку земельных участков, на которых расположены гражданские кладбища в деревнях Кипино, Бахново, Князево, Сосонка, Городовик (2 кладбища), Заполье, Чернецово, Лемтюхово, Паревичи, Городня, Ручьевая, Нивки, Болчино, Городок Дедовичского района Псковской области, на кадастровый учет в Государственном кадастре недвижимости.

Обязать Администрацию сельского поселения «Вязьевская волость» в срок до 01 июля 2019 года обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на земельные участки, на которых расположены гражданские кладбища в деревнях Кипино, Бахново, Князево, Сосонка, Городовик (2 кладбища), Заполье, Чернецово, Лемтюхово, Паревичи, Городня, Ручьевая, Нивки, Болчино, Городок Дедовичского района Псковской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Дедовичский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения, которое будет изготовлено 25 июня 2018 года.

Председательствующий судья: Е.А. Алексеева