ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-380/2021 от 09.02.2021 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

86RS0001-01-2020-010147-14

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 февраля 2021 года г. Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Литвиновой А.А.

при секретаре Ахияровой М.М.,

с участием истца, представителя ответчика ФИО7 действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № 2-380/2021 по иску ФИО8 к ФИО9, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО10, ФИО11, о возложении обязанности в течение тридцати календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу перенести за пределы земельного участка часть тепловых сетей Т1Т2 диаметром 114 мм. на расстояние не менее, чем на 3 метра от границы участка; об установлении неустойки за каждый календарный день нарушения сроков исполнения судебного акта,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в Ханты-Мансийский районный суд с исковыми требованиями к ответчику ФИО14 мотивировав их тем, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. ему принадлежит незавершенный строительством объект, расположенный по адресу: <адрес>. В целях завершения строительства объекта по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ. № ему предоставлен земельный участок с кадастровым номером , площадью, <данные изъяты> кв.м, сроком на <данные изъяты>. При этом пунктом 1.2 договора аренды предусмотрено, что участок не обременен правами третьих лиц. 21.05.2020г. ФИО19 выдан градостроительный план земельного участка № , на титульном листе которого отражены сведения от отсутствии данных о наличии в границах участках сведений об объектах капитального строительства, в связи с чем на чертеже отмечены допустимые границы для индивидуального жилищного строительства без учета каких-либо объектов, препятствующих застройке. Из чертежей к Градостроительному плану и Технических условий на присоединение к сетям теплоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ. , выданных ФИО17 следует, что на земельном участке расположены сети теплоснабжения Т1Т2 диаметром 114 мм, наличие которых не допускается земельным законодательством, нарушает права истца на владение и пользование земельным участком в соответствии с его назначением, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью истца и членов его семьи. На просьбу о переносе сетей за пределы участка ФИО15 заявило об эксплуатации сетей на основании договора аренды и непричастности к их строительству. По информации Администрации <адрес> органы местного самоуправления не выдавали разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию инженерных сетей, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером что указывает на отсутствие у ФИО16 законных оснований для строительства сети теплоснабжения Т1Т2 диаметром 114 мм в границах принадлежащего истцу участка. Согласно Типовым правилам охраны коммунальных тепловых сетей, утв. приказом Минстроя России от 17.08.1992 №197, охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки. В пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту: загромождать подходы и подъезды объектам и сооружениям тепловых сетей, складировать тяжелые и громоздкие материалы, возводить временные строения и заборы, устраивать спортивные и игровые площадки, неорганизованные рынки, остановочные пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, гаражи, огороды и т.п. В пределах территории охранных зон тепловых сетей без письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети, запрещается: производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений; производить земляные работы, планировку грунта, посадку деревьев и кустарников, устраивать монументальные клумбы. Изложенное указывает на наличие существенных ограничении в использовании участка в связи с наличием на нем тепловой сети, препятствие к осуществлению индивидуального жилищного строительства. Неправомерное бездействие ФИО21 в части непринятия мер по устранению препятствий в пользовании земельным участком исключает возможность завершения строительства и влечет реальную угрозу потери прав на земельный участок, предоставленный в аренду однократно сроком <данные изъяты>, в связи с чем основании ст. 206 ГПК РФ просит установить для ответчика неустойку в размере 10 000, 0 рублей за каждый календарный день нарушения сроков исполнения судебного акта.

Истец просит суд о возложении на АО «УТС» обязанности в течение тридцати календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу перенести за пределы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, часть тепловых сетей Т1Т2, диаметром 114 мм, на расстояние не менее чем на 3 метра от границы участка; об установлении неустойки за каждый календарный день нарушения сроков исполнения судебного акта в размере 10 000, 0 рублей.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству на основании п.4 ч.1 ст. 150, ст. 43 Гражданского процессуального кодекса РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО27ФИО30, являющийся арендодателем земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, и выдавший на него градостроительный план.

В судебном заседании истец ФИО2 требования иска поддержал, настаивает на разрешении спора к заявленному ответчику, возражая против замены на собственника теплосетей; дополнив изложенные доводы тем, то право аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства, право на объект недвижимости зарегистрированы до ДД.ММ.ГГГГ., следовательно ограничения, установленные Проектом приаэродромной территории аэропорта Ханты-Мансийск к спорному земельному участку и объекту недвижимости не распространяются.

Представитель ответчика ФИО4 в судебном заседании требования иска не признал; поддержал доводы мотивированного отзыва на исковое заявление; просит в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку истцом не доказан факт нарушения его прав арендатора действиями ответчика, носящими противоправный характер. Документов и доказательств, подтверждающих, что ФИО33 чинятся какие-либо препятствия в пользовании принадлежащим ему на праве аренды имуществом со стороны ответчика не имеется. Кроме того, к моменту заключения ДД.ММ.ГГГГ. договора аренды земельного участка по <адрес> на нем уже были расположены сети теплоснабжения Т1Т2; истец должен был осознавать обременения, которые могут быть на него возложены, в связи с нахождением в границах получаемого им в аренду земельного участка сетей теплоснабжения; иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, поскольку собственником теплосетей является МО <адрес>.

Представители третьего лица <данные изъяты>, надлежаще извещенные о судебном заседании, участие своих представителей не обеспечили, изложив правовую позицию в письменном виде. В соответствии с письменным отзывом истец в Департамент градостроительства и архитектуры администрации <адрес> за выдачей уведомления о планируемых строительстве и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства ни садового дома не обращался. Согласно подпункту 8.2 пункта 8 приказа об установлении приаэродромной территории аэродрома Ханты-Мансийска, утверждены Министерством транспорта Российской Федерации агентством воздушной транспорта от 22.04.2020 №406-П, земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, расположен в седьмой подзоне, в границе которой не допускается использование земельных участков в целях размещения жилой застройки к для ведения садоводства.

Представители третьего лица ФИО34 надлежаще извещенные о судебном заседании, участие своих представителей не обеспечили, правовую позицию в письменном виде не представили.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд определил приступить к рассмотрению дела при указанной явке.

Заслушав истца и представителя ответчика, исследовав и проанализировав письменные материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании из материалов гражданского дела, ДД.ММ.ГГГГ. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по ХМАО-Югре зарегистрировано право собственности ФИО2 на незавершенный строительством объект, расположенный по адресу: <адрес>, в степени готовности <данные изъяты>% (выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно кадастровому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок по <адрес> с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м. был внесен в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ со статусом временного характера до ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ. на основании постановления <адрес>ФИО2 предоставлен без проведения торгов в аренду сроком <данные изъяты> земельный участок с кадастровым номером , из земель населенных пунктов, площадью 1210 кв.м, расположенного по адресу: ХМАО-Югра, <адрес>, под объектом незавершенного строительства, находящегося в собственности ФИО2

При этом п.3 постановления на ФИО2 возложена обязанность обеспечить беспрепятственный доступ к инженерным коммуникациям, расположенным в границах земельного участка, ресурсоснабжающим организациям в целях исполнения своих полномочий, установленных законодательством.

ДД.ММ.ГГГГ во исполнение указанного постановления между арендодателем ФИО35ФИО38ФИО36 с арендатором ФИО2 заключен договор аренды земельного участка, с кадастровым номером , из земель населенных пунктов, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, разрешенное использование: жилая застройка усадебного типа, сроком на <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ. сторонами договора составлен передаточный акт к договору аренды №, согласно которому земельный участок передается арендатору в состоянии, пригодном для использования.

Договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ прошел государственную регистрацию ДД.ММ.ГГГГ номер регистрации .

Согласно Технических условий (далее также - ТУ) на присоединение к сетям теплоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ., утв. генеральным директором ФИО42ФИО41» ФИО5, следует, что земельный участок по <адрес> имеет обременения в части сетей теплоснабжения (Т1Т2O114 мм) от источника теплоснабжения – <адрес>

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ. мэра <адрес>, котельная <данные изъяты> включена в реестр муниципальной собственности администрации <адрес>

Согласно выписке из реестра муниципальной собственности <адрес>, на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГг., заключенного между Департаментом муниципальной собственности администрации <адрес> и ФИО43 осуществляет право владения, в том числе спорными теплосетями Т1Т2O114мм котельной <данные изъяты>, для использования в целях производства и предоставления тепловой энергии и горячего водоснабжения Потребителям города Ханты-Мансийска, сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 60 Земельного кодекса РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения.

В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно требованиям статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разъяснениям, изложенным в абзаце 2 пункта 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, осуществившее самовольное строительство. В случае нахождения самовольной постройки во владении лица, не осуществлявшего самовольного строительства, ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, которое стало бы собственником, если бы постройка не являлась самовольной.

Таким образом, в силу закона ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, возведшее постройку, а также ответчиком по такому иску может быть и лицо, являющееся ее собственником.

Между тем истец настаивает на удовлетворении требования к заявленному ответчику ФИО44 полагая, незаконным размещение теплосетей, ввиду отсутствия сведений о выданных разрешениях на строительство, разрешениях на ввод в эксплуатацию объектов инженерной инфраструктуры сетей тепло- водоснабжения, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером ; отсутствия сведений в Росреестре России, представленных администрацией г. Ханты- Мансийска, а также сведений, размещённых на информационном портале «Публичная кадастровая карта», в границах указанного земельного участка о зарегистрированных объектах капитального строительства, в том числе объект незавершённого строительства и объекты инженерной инфраструктуры, а также зоны с особыми условиями использования территорий.

Приведенные доводы являются несостоятельными по следующим причинам.

Согласно вышеприведенным документам, собственником теплосетей Т1Т2 является ФИО45

Согласно акта о приеме законченного строительством объекта работ, сдатчиком Автоматизированной блочно-модульной газовой водогрейной котельной СУ 967, является ФИО46

В силу имеющихся оснований для приобретения права собственности ФИО47 фактически является собственником теплосетей (Т1Т2O114 мм) от источника теплоснабжения – Котельная <данные изъяты> что соответствует правовой позиции, изложенной Конституционым Судом РФ, в том числе в постановлении от 07.11.2017г. № 26-п и определении от 27.09.2016г. № 1748-о, согласно которой даже государственная регистрация прав на недвижимое имущество не может подменять собой основание возникновения, изменения и прекращения права.

При этом действующее законодательство не предусматривает сроков проведения государственной регистрации вновь созданных объектов недвижимости и не прекращает прав её создателя с неосуществлением такой регистрации.

Как установлено статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке (пункт 1).

Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе (пункт 2).

Линейные объекты, в том числе тепловые сети могут быть отнесены к объектам недвижимого имущества, при этом квалификация конкретного спорного объекта в качестве самостоятельного объекта недвижимого имущества связана с определением характеристик соответствующего объекта.

Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" тепловая сеть представляет собой совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.

Тепловые сети подразделяются на магистральные, распределительные, квартальные и ответвления от магистральных и распределительных тепловых сетей к отдельным зданиям и сооружениям. Разделение тепловых сетей устанавливается проектом или эксплуатационной организацией (СНиП 41-02-2003. "Тепловые сети", приняты Постановлением Госстроя РФ от 24.06.2003 N 110). Аналогичная классификация содержится и в Своде правил "Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003", утвержденных Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 280 (СП 124.13330.2012).

В названных документах содержатся и характеристики каждого из видов тепловой сети.

В частности, под квартальными тепловыми сетями понимаются тепловые сети внутри кварталов городской застройки (называются по территориальному признаку), а под ответвлением - участок тепловой сети, непосредственно присоединяющий тепловой пункт к магистральным тепловым сетям или отдельное здание и сооружение к распределительным тепловым сетям.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу недоказанным истцом, что спорная тепловая сеть является самостоятельным объектом недвижимости.

Согласно ст. 90 Земельного кодекса РФ, регистрация права собственности на сеть подземного теплопровода, относящиеся к линейным объектам, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.

Таким образом, согласно положений статей 14, 15, части 10 статьи 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 217-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", подпункта 5 пункта 3 статьи 11.3, части 8 статьи 90 ЗК РФ, согласно которой земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.

Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", положения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации не распространяются на отношения, связанные с созданием самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом, а также на перепланировку, переустройство (переоборудование) недвижимого имущества, в результате которых не создан новый объект недвижимости.

По смыслу приведенной правовой нормы самовольной постройкой может быть признан исключительно объект недвижимости.

В силу пункта 1 статьи 133 Гражданского кодекса Российской Федерации вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.

Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).

Под линейными объектами в положениях градостроительного законодательства понимаются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Таким образом, трубопроводы представляет собой единый линейный объект и выступает как единый объект вещных прав, их раздел в натуре невозможен без изменения их назначения, в связи с чем такая линия представляет собой неделимую вещь, отдельные составные части которой (в частности, опоры) не являются самостоятельными объектами недвижимости.

Согласно статье 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.

Из приведенных правовых норм следует, что составная часть единого недвижимого комплекса не является самостоятельным объектом недвижимости и не может иметь самостоятельную юридическую судьбу.

Составная часть единого недвижимого комплекса не может быть признана самовольной постройкой.

Таким образом, спорные теплосети Т1Т2O114мм котельной <данные изъяты> по себе не являются объектом недвижимого имущества, вопрос о возможности переноса их за пределы земельного участка истца без утраты технических характеристик линии тепловой и водной передач в целом без соразмерного ущерба невозможно.

Согласно пункту 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" положения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации не распространяются на отношения, связанные с созданием самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом. Лица, право собственности или законное владение которых нарушается сохранением таких объектов, могут обратиться в суд с иском об устранении нарушения права, не соединенного с лишением владения (статья 304 Гражданского кодекса Российской Федерации). В случаях, когда самовольно возведенный объект, не являющийся новым объектом или недвижимым имуществом, создает угрозу жизни и здоровью граждан, заинтересованные лица вправе на основании пункта 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации обратиться в суд с иском о запрещении деятельности по эксплуатации данного объекта.

С учетом разъяснений, содержащихся в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", суд приходит к выводу, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права, что является основанием для отказа в удовлетворении иска.

В силу положений статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав или законных интересов.

Способом защиты гражданских прав, в частности является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Так, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.

Из приведенных положений следует, что для удовлетворения требований об устранении препятствий в пользовании имуществом необходимо достоверно установить обстоятельства, свидетельствующие о том, что нарушение права обращающегося в суд лица имело место в действительности.

Между тем, указанных обстоятельств, имеющих правовое значение при разрешении настоящего спора, судом не установлено.

На момент получения ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером разрешенное использование: жилая застройка усадебного типа, общей площадью <данные изъяты> кв.м, адрес: <адрес>, данный объект недвижимости – сети теплоснабжения Т1Т2 уже были возведены, то есть находились в границах земельного участка, получаемого истцом в аренду, поскольку, как следует из технического паспорта на сооружение, магистральная трасса отопления (перемычка) была введена в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ

Из анализа технической документации усматривается, что спорные сети теплоснабжения Т1Т2, представляя собой сооружение на тепловой сети для размещения и обслуживания оборудования, приборов и арматуры, входит в состав магистральной теплотрассы и является ее неотъемлемой частью.

Предварительно на ФИО2 возложена обязанность обеспечить беспрепятственный доступ к инженерным коммуникациям, расположенным в границах земельного участка, ресурсоснабжающим организациям в целях исполнения своих полномочий, установленных законодательством, что прямо следует из п.3 постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. .

Таким образом, ФИО2 должен был предвидеть возможные ограничения в пользовании земельным участком, однако, как следует из передаточного акта к договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ. земельного участка, истцом, каких-либо претензий по составу и состоянию переданного земельного участка не имел.

На момент заключения истцом договора аренды земельного участка теплосети на земельном участке с кадастровым номером уже существовали и эксплуатировались; истец знал о наличии соответствующей тепловой сети и добровольно принял на себя риск арендатора земельного участка, через который проходит теплосети.

Учитывая, что истец заключил договор аренды с имеющейся под земельным участком сетью теплоснабжения Т1Т2, такое ограничение в силу части 5 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации сохраняется.

Само по себе прохождение спорной сети теплоснабжения Т1Т2 под предоставленным в аренду истцу земельным участком с кадастровым номером не может рассматриваться как обстоятельство, нарушающее права истца на земельный участок или создающее угрозу их нарушения. По данному спору отсутствуют доказательства, объективно подтверждающие, что теплосети действительно каким-то образом нарушает права истца как землепользователя.

ФИО49 спорные теплосети Т1Т2O114мм котельной <данные изъяты> использует в целях производства и предоставления тепловой энергии и горячего водоснабжения Потребителям <адрес>. Требование истца о выносе теплосетей за пределы предоставленного истцу земельного участка значительно затруднит либо сделает невозможный эксплуатацию жилых строений, которыми владеют потребители, и нарушит права и охраняемые законом интересы граждан на тепло-водоснабжение.

Также, в силу пункта 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец должен доказать опасность причинения вреда в будущем, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между наступлением вреда и противоправным поведением причинителя вреда.

При таких обстоятельствах истцом бремя доказывания возможности причинения вреда и необходимости запрещения деятельности, создающей опасность причинения вреда, лежит на истце.

Для удовлетворения данного иска истец должен доказать опасность причинения вреда в будущем, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между наступлением вреда и противоправным поведением причинителя вреда.

Так, ДД.ММ.ГГГГ Департаментом градостроительства и архитектуры ФИО50 по заявлению ФИО2 от . выдан градостроительный план № земельного участка с кадастровым номером площадью 1210 м?, где указано, что данные о расположенных в границах этого участка объектах капитального строительства отсутствуют.

ДД.ММ.ГГГГ. ФИО54 по заявлению ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ выдан новый градостроительный план № земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> где указано, что в границах этого участка расположен объект незавершенного строительства без координат границ ; сети теплоснабжения; сети электроснабжения. Участок расположен в зоне с особыми условиями использования территории: приаэродромная территория аэродрома Ханты-Мансийск.

Истец выражает намерение осуществить жилищное строительство на арендованном земельном участке, при этом полагает отсутствует необходимость получения разрешения на ИЖС.

В тоже время ФИО2 в ФИО57 за выдачей уведомления о планируемых строительстве и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства ни садового дома не обращался.

По правилам части 3 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 01.07.2017 N 135-ФЗ) не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, а также в случае несоответствия проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории.

В соответствии с пунктом 1 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ) приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Решением, указанным в абзаце первом названного пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом (далее - ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности).

Как следует из пункта 3 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, на приаэродромной территории могут выделяться подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности.

Согласно подпункту 8.2 пункта 8 приказа об установлении приаэродромной территории аэродрома Ханты-Мансийска, утверждены Министерством транспорта Российской Федерации агентством воздушной транспорта от 22.04.2020 №406-П, земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес> расположен в седьмой подзоне, в границе которой не допускается использование земельных участков в целях размещения жилой застройки к для ведения садоводства.

Таким образом, Воздушный кодекс Российской Федерации в действующей в настоящее время редакции также наделяет оператора аэродрома публично-правовыми полномочиями, направленными на соблюдение ограничений использования приаэродромной территории в целях обеспечения безопасности полетов.

На основании пункта 3 части 3 статьи 4 Федерального закона от 01.07.2017 N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, размещение радиотехнических и иных объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, оказывать негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, в границах указанных в части 1 настоящей статьи приаэродромных территорий или указанных в части 2 настоящей статьи полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов в срок не более чем тридцать дней с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), - для аэродрома гражданской авиации.

Федеральный закон от 01.07.2017 N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" также не содержит положения, устанавливающие механизм согласования строительства на приаэродромной территории.

Согласование строительства (проектирования и реконструкции) объектов на приаэродромной территории и в районе аэродрома в целом является публичной функцией вне зависимости от статуса субъекта, принимающего участия в реализации такой функции.

Согласно пунктам 1, 5.2 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 396, данное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно-космического поиска и спасания, функции по оказанию государственных услуг в области транспортной безопасности в этой сфере.

На основании пунктов 1 и 5.2 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 396, в целях реализации статей 46 и 47 Воздушного кодекса Российской Федерации Росавиацией 08 февраля 2017 утверждены Методические рекомендации относительно согласования строительства (реконструкции, размещения) объектов в пределах приаэродромной территории гражданских аэродромов, а также в зонах действия систем посадки, вблизи объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов (далее - Методические рекомендации).

Как следует из Методических рекомендаций, выдача согласования строительства (реконструкции, размещения) объектов в пределах приаэродромных территорий гражданских аэродромов Российской Федерации, а также в зонах действия систем посадки, вблизи объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов (далее - согласование строительства) осуществляется, исходя из условия обеспечения безопасности полетов воздушных судов и отсутствия влияния предполагаемого объекта строительства (проектирования) на работу средств радиотехнического обеспечения полетов воздушных судов (пункт 1).

Методические рекомендации к участникам регулируемых данным актом отношений относят территориальные органы Росавиации и юридических, физических лиц, обратившихся в территориальный орган Росавиации за согласованием строительства. Последние при обращении в уполномоченный орган для получения согласования представляют определенный в пункте 5 Методических рекомендаций перечень сведений и документов.

Таким образом, Методическими рекомендациями в процессе осуществления публично-правовых функций по согласованию строительства на операторов аэродромов возлагается обязанность по даче заключения о возможности осуществления строительства на приаэродромной территории принадлежащем им аэропорта. То есть действия оператора аэродрома по выдаче предварительного заключения о возможности осуществления строительства на приаэродромной территории осуществляются в рамках единого публичного порядка.

Таким образом, согласование размещения объекта капитального строительства на земельном участке приаэродромной территории возложено на застройщика.

В силу прямого указания закона в пределах приаэродромной территории запрещена какая-либо деятельность без согласования с собственником аэродрома, получение согласования на строительство (реконструкцию) у собственника аэродрома, которое по существу представляет собой специальное разрешение и носит обязательный характер, необходимо.

В отсутствие согласования с оператором аэродрома Ханты-Мансийска истцом не обосновано нарушение его прав на ведение строительных работ на земельном участке, права на который возникли на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ во исполнение постановления ФИО58ФИО59 от ДД.ММ.ГГГГ., зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ в ФИО60

При изложенных обстоятельствах, поскольку истец не доказал в силу требований ст. 56 ГПК РФ, что имеется реальная угроза нарушения его права владения земельным участком со стороны ответчика, доказательства опасности эксплуатации теплосетей, создания ими угрозы причинения вреда в будущем не представлены, заявленные требования подлежат оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований ФИО2 к ФИО61 о возложении обязанности в течение тридцати календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу перенести за пределы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, часть тепловых сетей Т1Т2 диаметром 114 мм на расстояние не менее, чем на 3 метра от границы участка; об установлении неустойки за каждый календарный день нарушения сроков исполнения судебного акта в размере 10 000, 0 рублей - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня составления в окончательной форме в Суд Ханты-Мансийского автономного округа путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение суда составлено 16 февраля 2021 года.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда А.А. Литвинова