ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-381-20 от 03.12.2020 Ирафского районного суда (Республика Северная Осетия-Алания)

Дело № 2-381-20

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

с. Чикола 03.12.2020 г.

Ирафский районный суд РСО-Алания в составе председательствующего судьи Темировой О.С., при секретаре судебного заседания Хамицаевой М.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, Гатаговой Даны Георгиевны, Бетановой Маи Исаевны, ФИО11, ФИО12 к Территориальному органу Министерства труда и социального развития РСО-Алания – Управление социальной защиты населения по <адрес> РСО-Алания о взыскании задолженности по денежной компенсации на возмещение расходов по оплате коммунальных услуг, о взыскании расходов на оплату услуг представителя,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО13, ФИО14, ФИО11, ФИО12 обратились в суд с настоящим исковым заявлением.

ДД.ММ.ГГГГ истцы ФИО1, ФИО2, ФИО10, ФИО14 изменили исковые требования, просили взыскать денежную компенсацию на возмещение расходов по оплате коммунальных услуг – отопления и освещения в пользу ФИО1 в размере <данные изъяты> рублей, ФИО2 - <данные изъяты> рублей, ФИО10 <данные изъяты> рубль, ФИО14 - <данные изъяты> рубль.

Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО13, ФИО14, ФИО11, ФИО12 в судебное заседание не явились, просили рассмотреть гражданское дело в их отсутствие.

В судебном заседании представитель истцов ФИО15, исковые требования поддержал с учетом изменений, указав, что доводы, изложенные в исковом заявлении, заявлении об изменении исковых требований, поддерживает полностью, истцы являются педагогическими работниками, проживающими в сельской местности, имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Истцы состоят на учете в органе социальной защиты <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, порядок и условиях предоставления социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг разработан, действие Закона РСО-Алания «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан работающих и проживающих в сельской местности» приостановлено незаконно. Просит взыскать в пользу истцов денежную компенсацию на возмещение расходов по оплате коммунальных услуг с учетом изменения требований, расходы на оплату услуг представителя.

Представитель ответчика ФИО16, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования не признала, доводы, изложенные в своих письменных возражениях поддержала, пояснив, что истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО14, на учете, как лица, которым должны предоставляться социальные гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг, состоят с ДД.ММ.ГГГГ, из энергоснабжающих организаций к ним поступает информация на этих лиц. Однако, в настоящее время действие закона приостановлено, порядок осуществления выплат не установлен, что может повлечь некорректные выплаты за счет средств республиканского бюджета. ФИО6, ФИО13 и ФИО12 на учет встали только с ДД.ММ.ГГГГ, а ФИО11 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на учете состояла, но как ветеран труда и пользовалась социальными гарантиями, предоставленными этой категории граждан. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Министерства финансов РСО-Алания ФИО17, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО13, ФИО14, ФИО11, ФИО12 являются педагогическими работниками, проживающими в сельской местности.

Так, ФИО1, проживающий в <адрес>, работает в МКОУ СОШ <адрес> учителем информатики с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

ФИО2, проживающая в <адрес>, ул. Гатагова, 51, работает в МКОУ СОШ <адрес> учителем осетинского языка и литературы с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

ФИО3, проживающая в <адрес>, ул. Гатагова, 47, работает в МКОУ СОШ <адрес> учителем русского языка и литературы с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

ФИО4, проживающий в <адрес>, работает в МКОУ СОШ <адрес> учителем физики и математики с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

ФИО5, проживающая в <адрес> работает в МКОУ СОШ <адрес> учителем начальных классов с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

ФИО6, проживающая в <адрес>, работает в МКОУ СОШ <адрес> учителем начальных классов с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

ФИО7, проживающий в <адрес>, работает в МКОУ СОШ <адрес> учителем физической культуры с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

ФИО8, проживающая в <адрес>, работает в МКОУ СОШ <адрес> учителем начальных классов с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

ФИО9, проживающая в <адрес>, ул.Гатагова,49, работает в МКОУ СОШ <адрес> учителем географии с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

ФИО10, проживающий в <адрес>, работает в МКОУ СОШ <адрес> педагогом-организатором ОБЖ с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

ФИО13, проживающая в <адрес>, работает в МКОУ СОШ <адрес> учителем начальных классов с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала воспитателем детского сада «Теремок» в <адрес>.

ФИО11, проживающая в <адрес>, работает в МКОУ СОШ <адрес> учителем математики с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

ФИО14, проживающая в <адрес>, работает в МКОУ СОШ <адрес> учителем музыкального искусства с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

ФИО12, проживающая в <адрес>, работает в МКОУ СОШ <адрес> педагогом дополнительного образования с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

Согласно информационным листкам и лицевым картам потребителей, на лицевые счета потребителей газа и электроэнергии поступала оплата за газ и электроэнергию.

Согласно п. 8 ст. 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Предоставление льгот федеральное законодательство предусматривает независимо от занимаемой площади помещения или иных обстоятельств (например, нормативов потребления или количества членов семьи, проживающих совместно с педагогическим работником).

В соответствии со ст.72 Конституции РФ, общие вопросы образования, социальная защита граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 76 Конституции РФ, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Таким образом, Конституция наделила органы государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений.

Данное право не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.

Нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение п.8 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в РФ», не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности на день вступления в силу указанного Федерального закона.

Согласно п. 1 Постановления Правительства РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в РСО-Алания», с ДД.ММ.ГГГГ предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в РСО-Алания должно производиться в денежной форме.

Министерству финансов РСО-Алания, согласно п.3 Постановления, следует обеспечить своевременное финансирование расходов по предоставлению социальных гарантий отдельным категориям граждан, имеющим право на меры социальной поддержки в оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством, согласно п. 5.3. Постановления Министерство труда и социального развития РСО-Алания обязано ежемесячно, не позднее 15 числа каждого месяца, следующего за отчетным, на основании бюджетных заявок управлений социальной защиты населения представлять в Министерство финансов РСО-Алания сводную заявку. На основании указанной заявки Министерство финансов РСО-Алания обязано обеспечить финансирование на выплату социальных гарантий.

Решения о предоставлении социальных гарантий, согласно Положению «О порядке и условиях предоставления социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в РСО-Алания», принимаются территориальными органами Министерства труда и социального развития РСО-Алания - управлениями социальной защиты населения, социальные гарантии отдельным категориям граждан, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате ЖКУ предоставляются в денежной форме по месту постоянного жительства или по месту регистрации.

Согласно ч.1 ст.1, ст.3 Закона РСО-Алания -РЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан работающих и проживающих в сельской местности», педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающих и работающих в сельской местности РСО-Алания, предоставляется право на возмещение расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; предусмотрено возмещение указанных расходов в виде ежемесячной денежной компенсации 100% расходов на оплату жилой площади с отоплением и освещением.

Постановлением Правительства РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Постановление Правительства РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в РСО-Алания».

Министерству финансов РСО-Алания, Министерству труда и социального развития РСО-Алания предписано в установленном порядке внести необходимые изменения в Закон РСО-Алания "О республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".

Данные положения были внесены и в Закон РСО-Алания "О республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".

Действие пункта 2.1.9. Положения «О порядке и условиях предоставления социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в РСО-Алания», утвержденного постановлением РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в РСО-Алания", распространено на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.

Законом РСО – Алания «О республиканском бюджете РСО - Алания на 2016 год» действие Закона РСО-Алания «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан работающих и проживающих в сельской местности» приостановлено.

Законодатель, закрепляя право граждан на получение выплат такого характера, определяя условия его возникновения, вправе вносить изменения в ранее установленные правила предоставления социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг.

Вместе с тем, при внесении подобных изменений должно быть обеспечено соблюдение положений Конституции РФ, закрепляющих, что Россия является демократическим правовым государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ; права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, а ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом допускается лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

По смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий предоставления социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение лиц, нуждающихся в них и рассчитывающих на их получение, должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

Лица, имеющие право на оплату жилья и коммунальных услуг в рамках Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", исходили из закрепленных в действовавших нормативных правовых актах условий предоставления социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг, рассчитывали на добросовестное выполнение государством своих публично - правовых обязательств и полагали, что смогут реализовать право на получение социальной гарантии на оплату жилья и коммунальных услуг за счет средств республиканского бюджета.

Исходя из смысла норм, изложенных в Постановлении Конституционного Суда РФ -П от ДД.ММ.ГГГГ «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов «О федеральном бюджете на 2004 г.», поскольку, с одной стороны, бюджет должен основываться на принципах сбалансированности, достоверности и реальности, а с другой – субъект Российской Федерации как составляющая правового и социального государства, не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, законодатель вправе приостановить на соответствующий бюджетный год выплату оплаты жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, только предусмотрев надлежащий механизм соответствующего возмещения, иное приводит к ограничению прав, закрепленных в Конституции РФ.

В результате приостановления действия Закона РСО-Алания «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан работающих и проживающих в сельской местности», в отсутствие какого-либо компенсаторного механизма, закрепленное данной нормой право граждан на получение социальной гарантии на оплату жилья и коммунальных услуг, фактически оказалось блокированным на протяжении ряда лет.

Тем самым, законодатель изменил условия материального обеспечения граждан, уже выполнивших взятые на себя обязательства и совершивших юридически значимые действия.

Такого рода изменение означает, что государство в нарушение Конституции РФ в одностороннем порядке отказалось от своих обязательств, возникших в конкретных правоотношениях из ранее действовавшего регулирования и правоприменительных актов, которыми решался вопрос о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан работающих и проживающих в сельской местности.

Согласно Федеральному закону « О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств; реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования; не допускать при осуществлении гражданами социальных прав и свобод нарушения прав и свобод других лиц.

Согласно расчету, представленному истцами, размер задолженности по оплате коммунальных услуг за 2016-2019 г.г. составил у ФИО14 - <данные изъяты> руб., ФИО11 - <данные изъяты> руб., ФИО13 – <данные изъяты> руб., ФИО10 – <данные изъяты> руб.,

ФИО9-<данные изъяты> руб., ФИО7 – <данные изъяты> руб., ФИО8 – <данные изъяты> руб., ФИО6 – <данные изъяты> руб., ФИО5 – <данные изъяты> руб., ФИО3 – <данные изъяты> руб., ФИО4 – <данные изъяты> руб., ФИО2 – <данные изъяты> руб., ФИО1 – <данные изъяты> руб., ФИО12 – <данные изъяты> руб.

В свою очередь, ответчик представил расчет задолженности по оплате коммунальных услуг за 2016-2019 г.г., согласно которому размер задолженности у одних истцов увеличился, у других - уменьшился, что послужило основанием для изменения истцами своих исковых требований.

Так, согласно расчету, представленному ответчиком, размер задолженности по оплате коммунальных услуг за 2016-2019 г.г. составил:

1/ФИО1 - <данные изъяты> рублей (2016 г. – <данные изъяты> руб., 2017 г. за газ <данные изъяты> руб., за электроэнергию <данные изъяты> руб., 2018 г. за газ <данные изъяты> руб., за электроэнергию <данные изъяты> руб., 2019 г. за газ <данные изъяты> руб., за электроэнергию <данные изъяты> руб.);

2/ФИО2 - <данные изъяты> рублей (2016 г. – <данные изъяты> руб., 2017 г. за газ <данные изъяты> руб., за электроэнергию <данные изъяты> руб., 2018 г. за газ <данные изъяты> руб., за электроэнергию <данные изъяты> руб., 2019 г. за газ <данные изъяты> руб., за электроэнергию <данные изъяты> руб.);

3/ФИО4 - <данные изъяты> рублей (2016 г. – <данные изъяты> руб., 2017 г. за газ <данные изъяты> руб., за электроэнергию <данные изъяты> руб., 2018 г. за газ <данные изъяты> руб., за электроэнергию <данные изъяты> руб., 2019 г. за газ <данные изъяты> руб., за электроэнергию <данные изъяты> руб.);

4/ФИО5- <данные изъяты> рублей (2016 г. – <данные изъяты> руб., 2017 г. за газ <данные изъяты> руб., за электроэнергию <данные изъяты> руб., 2018 г. за газ <данные изъяты> руб., за электроэнергию 0 руб., 2019 г. за газ <данные изъяты> руб., за электроэнергию <данные изъяты> руб.);

5/ФИО7 - <данные изъяты> рубля (2016 г. – <данные изъяты> руб., 2017 г. за газ <данные изъяты> руб., за электроэнергию <данные изъяты> руб., 2018 г. за газ <данные изъяты> руб., за электроэнергию <данные изъяты> руб., 2019 г. за газ <данные изъяты> руб., за электроэнергию <данные изъяты> руб.);

6/ФИО8 - <данные изъяты> рубля (2016 г. – <данные изъяты> руб., 2017 г. за газ <данные изъяты> руб., за электроэнергию <данные изъяты> руб., 2018 г. за газ <данные изъяты> руб., за электроэнергию <данные изъяты> руб., 2019 г. за газ <данные изъяты> руб., за электроэнергию <данные изъяты> руб.);

7/ФИО9 - <данные изъяты> рубля (2016 г. – <данные изъяты> руб., 2017 г. за газ <данные изъяты> руб., за электроэнергию <данные изъяты> руб., 2018 г. за газ <данные изъяты> руб., за электроэнергию <данные изъяты> руб., 2019 г. за газ <данные изъяты> руб., за электроэнергию ФИО22 руб.);

8/ФИО10 - <данные изъяты> рубль (2016 г. – <данные изъяты> руб., 2017 г. за газ <данные изъяты> руб., за электроэнергию <данные изъяты> руб., 2018 г. за газ <данные изъяты> руб., за электроэнергию <данные изъяты> руб., 2019 г. за газ <данные изъяты> руб., за электроэнергию <данные изъяты> руб.);

9/ФИО14 - <данные изъяты> рубль (2016 г. – <данные изъяты> руб., 2017 г. за газ <данные изъяты> руб., за электроэнергию <данные изъяты> руб., 2018 г. за газ <данные изъяты> руб., за электроэнергию <данные изъяты>., 2019 г. за газ <данные изъяты> руб., за электроэнергию <данные изъяты> руб.);

10/ФИО3 в размере <данные изъяты> рублей (2016 г. – <данные изъяты> руб., 2017 г. за газ <данные изъяты> руб., за электроэнергию <данные изъяты> руб., 2018 г. за газ <данные изъяты> руб., за электроэнергию <данные изъяты> руб., 2019 г. за газ <данные изъяты> руб., за электроэнергию <данные изъяты> руб.);

Более достоверными суд признает расчеты, представленные ответчиком, так как они произведены с использованием компьютерной системы ППП «Ярдан», размер задолженности по оплате за газ и электроэнергию исчислен раздельно, по годам.

Таким образом, суд находит исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО10, ФИО14 подлежащими полному удовлетворению, а исковые требования ФИО4, ФИО5, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО3 - частичному удовлетворению.

В то же время, в удовлетворении исковых требований ФИО6, ФИО13, ФИО12, ФИО11, следует отказать за необоснованностью, поскольку в судебном заседании установлено, что ФИО6, ФИО13,ФИО12, как граждане, работающие и проживающие в сельской местности, для предоставлении социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг на учет в орган социальной защиты встали только с ДД.ММ.ГГГГ, а ФИО11 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на учете в органе социальной защиты состояла, как ветеран труда и пользовалась социальными гарантиями, предоставленными этой категории граждан.

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Согласно квитанциям, истцы ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО14, ФИО3 оплатили услуги представителя в размере <данные изъяты> рублей каждый.

Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные стороной, в пользу которой принято судебное решение, с противной стороны в разумных пределах является одним из правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителей, соблюдения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон.

Размер возмещения стороне расходов должен быть соотносим с объемом защищаемого права.

Суд признает расходы ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО14, ФИО3 на оплату услуг представителя, отвечающими требованиям разумности в силу конкретных обстоятельств дела, и считает возможным взыскать в возмещение этих расходов по <данные изъяты> рублей каждому.

Из содержания норм закона следует, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного требования.

Только удовлетворение судом требования подтверждает правомерность принудительной реализации его через суд и приводит к необходимости возмещения судебных расходов.

Таким образом, в удовлетворении исковых требований ФИО6, ФИО13, ФИО11, ФИО12 о взыскании издержек, связанных с рассмотрением дела в виде оплаты услуг представителя, следует также отказать за необоснованностью.

Руководствуясь Федеральным законом «Об образовании в РФ», Законом РСО-Алания «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан работающих и проживающих в сельской местности», Постановлением Правительства РСО-Алания «О предоставлении социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в РСО-Алания», ст. ст. 100, 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО10, Бетановой Маи Исаевны к Территориальному органу Министерства труда и социального развития РСО-Алания – Управление социальной защиты населения по <адрес> РСО-Алания о взыскании задолженности по денежной компенсации на возмещение расходов по оплате коммунальных услуг, о взыскании расходов на оплату услуг представителя, удовлетворить полностью.

Исковые требования ФИО4, ФИО5, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО3 к Территориальному органу Министерства труда и социального развития РСО-Алания – Управление социальной защиты населения по <адрес> РСО-Алания о взыскании задолженности по денежной компенсации на возмещение расходов по оплате коммунальных услуг, о взыскании расходов на оплату услуг представителя, удовлетворить частично.

Взыскать с Территориального органа Министерства труда и социального развития РСО-Алания – Управление социальной защиты населения по <адрес> РСО-Алания за счет средств республиканского бюджета денежную компенсацию на возмещение расходов по оплате коммунальных услуг – отопления и освещения в пользу ФИО1 в размере <данные изъяты>) рублей <данные изъяты> коп., ФИО2 в размере <данные изъяты>) рублей <данные изъяты> коп., ФИО4 в размере <данные изъяты>) рублей <данные изъяты> коп., ФИО5 в размере <данные изъяты>) рублей <данные изъяты> коп., ФИО7 в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) рубля <данные изъяты> коп., ФИО8 в размере <данные изъяты>) рубля <данные изъяты> коп., ФИО9 в размере <данные изъяты> рубля 66 коп., ФИО10 в размере <данные изъяты> рубль <данные изъяты> коп., Бетановой Маи Исаевны в размере <данные изъяты>) рубль <данные изъяты> коп., ФИО3 в размере <данные изъяты><данные изъяты>) рублей <данные изъяты> коп.

Взыскать с Территориального органа Министерства труда и социального развития РСО-Алания – Управление социальной защиты населения по <адрес> РСО-Алания расходы на оплату услуг представителя в пользу ФИО1 в размере <данные изъяты>) рублей, ФИО2 в размере <данные изъяты>) рублей, ФИО4 в размере <данные изъяты> рублей, ФИО5 в размере <данные изъяты>) рублей, ФИО7 в размере <данные изъяты>) рублей, ФИО8 в размере <данные изъяты>) рублей, ФИО9 в размере <данные изъяты> рублей, ФИО10 в размере <данные изъяты>) рублей, Бетановой Маи Исаевны в размере <данные изъяты>) рублей, ФИО3 в размере <данные изъяты>) рублей.

В удовлетворении исковых требований ФИО4, ФИО5, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО3 к Территориальному органу Министерства труда и социального развития РСО-Алания – Управление социальной защиты населения по <адрес> РСО-Алания о взыскании задолженности по денежной компенсации на возмещение расходов по оплате коммунальных услуг в части, отказать за необоснованностью.

В удовлетворении исковых требований ФИО6, Гатаговой Даны Георгиевны, ФИО11, ФИО12 к Территориальному органу Министерства труда и социального развития РСО-Алания – Управление социальной защиты населения по <адрес> РСО-Алания о взыскании задолженности по денежной компенсации на возмещение расходов по оплате коммунальных услуг, о взыскании расходов на оплату услуг представителя, отказать за необоснованностью.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РСО-Алания через Ирафский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца с момента изготовления в окончательной форме.

Председательствующий Темирова О.С.