ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-381 от 23.09.2010 Ленинск-кузнецкого районного суда (Кемеровская область)

                                                                                    Ленинск-Кузнецкий районный суд Кемеровской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ленинск-Кузнецкий районный суд Кемеровской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-381/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области «23» сентября 2010 года

Судья Ленинск-Кузнецкого районного суда Першин Р.Н.

при секретаре Глыва Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области о признании незаконным бездействия Администрации Демьяновской сельской территории Ленинск-Кузнецкого района по организации в границах поселения водоснабжения, об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области обратилось в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Демьяновской сельской территории Ленинск-Кузнецкого района по организации водоснабжения населения поселения Демьяновской сельской территории.

Требования мотивируют тем, что Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области (территориальным отделом в г.г.Ленинске-Кузнецком и Полысаево, Ленинск-Кузнецком районе) в период с 02.08.2010г. по 27.08.2010г. проведены плановые мероприятия по надзору за соблюдением требований санитарного законодательства, в том числе и по организации водоснабжения населения в границах поселения Демьяновской сельской территории. В ходе проверки установлено ненадлежащее выполнение полномочий по организации в границах поселения водоснабжения населения, а именно не исполняются обязанности по организации водоснабжения населения, предусмотренные действующим законодательством.

Бездействие администрации Демьяновской сельской территории, выражается в отказе организовать водоснабжение населения поселка Литвиновский и является незаконным по следующим основаниям.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" организация водоснабжения в границах поселения относится к вопросам местного значения. В силу п.3 ч.1 ст.17 Закона органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений, формированию и размещению муниципального заказа. Согласно статьи 36 Закона, глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

В соответствии с Уставом Демьяновской сельской территории, организация водоснабжения населения в границах сельского поселения относится к вопросам местного значения указанного муниципального образования (п.п. 4 п. 1 ст. 8); глава Демьяновской сельской территории является высшим должностным лицом сельского поселения и наделяется Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (п. 4 ст. 32), в том числе на принципах единоначалия руководит администрацией сельского поселения, которая обеспечивает исполнение полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами представительного органа и постановлениями и распоряжениями главы сельского поселения (п. 1 статьи 40). Таким образом, организация водоснабжения в Демьяновской сельской территории является обязанностью главы данного муниципального образования.

В соответствии с пунктом 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 (ред. от 23.05.2006) питьевая вода - вода после подготовки или в естественном состоянии, отвечающая установленным санитарным нормам и требованиям и предназначенная для питьевых и бытовых нужд населения и (или) производства пищевой продукции.

Как установлено проверкой, вопросы водоснабжения населения поселка Литвиновский не решены в соответствии с требованиями действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", ГОСТа 2761-84 "Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора", утвержденного постановлением Госстандарта СССР от 27.11.1984 N 4013, питьевое водоснабжение в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения поселка Литвиновский не контролируется администрацией Демьяновской сельской территории, в связи с тем, что водонапорная башня и скважина не имеют собственника, балансодержателя и каких-либо правоустанавливающих документов, в том числе технических паспортов. Контроль за качеством и безопасностью подаваемой населению воды не организован администрацией Демьяновской сельской территории.

Организация, осуществляющая подачу воды из скважины ЗАО «Новая жизнь», согласно представленной информации оплачивает расходы по электроэнергии, связанные с эксплуатацией водонапорной башни. В настоящее время в отношении ЗАО «Новая жизнь» введена процедура банкротства-наблюдения. В связи с этим производственная деятельность прекращена и в любое время может быть приостановлена подача электроэнергии и вследствие этого возможно полное прекращение подачи воды населению.

При таких обстоятельствах глава администрации Демьяновской сельской территории не принял достаточных и комплексных мер по налаживанию и обеспечению водоснабжения населения поселка Литвиновский питьевой водой, что поставило под угрозу нормальную жизнедеятельность населения поселка, и может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

Статьями 41,42 Конституции РФ каждому гарантируется право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду; условия быта, труда и отдыха относятся к социальным факторам среды обитания человека.

Согласно ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Статья 19 Закона определяет, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам, население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

В соответствие с ч. 1 ст. 46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно пункта 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 (ред. от 15.06.2010) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Определить круг лиц, чьи права могут быть нарушены, не представляется возможным, в связи с тем, что персональный состав населения Демьяновской сельской территории может изменяться в силу естественных демографических процессов.

На основании изложенного Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области (территориальный отдел в г.г.Ленинске-Кузнецком и Полысаево, Ленинск-Кузнецком районе), обратившееся в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, просит признать незаконным бездействие администрации Демьяновской сельской территории по организации водоснабжения населения поселка Литвиновский;

Обязать администрацию Демьяновской сельской территории принять меры по налаживанию и обеспечению водоснабжения населения поселка Литвиновский питьевой водой надлежащего качества, а именно:

- выполнить проекты зон санитарной охраны источника водоснабжения и оборудовать данные зоны санитарной охраны в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 в срок до 30 июня 2011 года,

- разработать программу производственного контроля качества воды, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 в срок до 31 января 2011 года.

- организовать исполнение разработанной программы производственного контроля путем заключения договора с аккредитованной организацией на проведение лабораторных исследований качества воды, в соответствии с установленными нормами количества и периодичности, предусмотренными СанПиН 2.1.4.1074-01 в срок до 31 января 2011 года,

- произвести необходимый ремонт водозаборных сооружений в соответствии требованиями санитарно-эпидемиологических правил, с целью приведения качества подаваемой населению воды к нормируемым показателям СанПиН 2.1.4.1074-01 в срок до 31 января 2011 года.

Представитель заявителя Хромова Е.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала.

Представитель заинтересованного лица Глава Администрации Демьяновской сельской территории Ленинск-Кузнецкого района Тюхрин С.А. в судебном заседании заявленные требования признал обоснованными.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Судом установлено, что оспариваемое бездействие администрации Демьяновской сельской территории Ленинск-Кузнецкого района по организации водоснабжения населения поселка Литвиновский Демьяновской сельской территории не соответствует требованиям действующего законодательства.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация водоснабжения в границах поселения относится к вопросам местного значения. В соответствии с пп.4 п.1 ст.8 Устава Демьяновской сельской территории, организация водоснабжения населения в границах сельского поселения относится к вопросам местного значения указанного муниципального образования; глава Демьяновской сельской территории является высшим должностным лицом сельского поселения и наделяется Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Согласно ст.19 Закона, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам, население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Согласно акта проверки, проведенной Территориальным отделом Роспотребнадзора по КО в городах Л-Кузнецком, Полысаево, Ленинск-Кузнецком районе по надзору за соблюдением требований санитарного законодательства, в том числе и по организации водоснабжения населения в границах Демьяновской сельской территории л.д. 12-23), установлено, что администрацией Демьяновской сельской территории не контролируется питьевое водоснабжение в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей поселка, а именно: в поселке Литвиновский водонапорная башня и скважина не имеют собственника, балансодержателя и каких-либо правоустанавливающих документов, в том числе технических паспортов. Контроль за качеством и безопасностью подаваемой населению воды не организован администрацией Демьяновской сельской территории, что ставит под угрозу нормальную жизнедеятельность населения поселка.

Таким образом, администрацией Демьяновской сельской территории не исполняются обязанности по организации водоснабжения населения, предусмотренные действующим законодательством, что соответственно нарушает законные права жителей поселка Литвиновский Демьяновской сельской территории и создаёт угрозу возникновения чрезвычайной ситуации.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области, действующего согласно ст. 46 ГПК РФ в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, следует удовлетворить, признать незаконным бездействие администрации Демьяновской сельской территории Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области по организации водоснабжения населения поселка Литвиновский и обязать администрацию Демьяновской сельской территории принять меры по налаживанию и обеспечению водоснабжения населения поселка Литвиновский питьевой водой надлежащего качества.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 254-257, 197-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Демьяновской сельской территории Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области по организации водоснабжения населения поселка Литвиновский.

Обязать администрацию Демьяновской сельской территории принять меры по налаживанию и обеспечению водоснабжения населения поселка Литвиновский питьевой водой надлежащего качества, а именно:

- выполнить проекты зон санитарной охраны источника водоснабжения и оборудовать данные зоны санитарной охраны в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 в срок до 30 июня 2011 года;

- разработать программу производственного контроля качества воды, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 в срок до 31 января 2011 года;

- организовать исполнение разработанной программы производственного контроля путем заключения договора с аккредитованной организацией на проведение лабораторных исследований качества воды, в соответствии с установленными нормами количества и периодичности, предусмотренными СанПиН 2.1.4.1074-01 в срок до 31 января 2011 года;

- произвести необходимый ремонт водозаборных сооружений в соответствии требованиями санитарно-эпидемиологических правил, с целью приведения качества подаваемой населению воды к нормируемым показателям СанПиН 2.1.4.1074-01 в срок до 31 января 2011 года.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Кемеровский областной суд.

Судья Р.Н. Першин