Гражданское дело № 2-3810/2021 (публиковать)
УИД: 18RS0002-01-2021-005028-59
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> 29 ноября 2021 года
Первомайский районный суд <адрес> Республики в составе судьи Созонова А.А., единолично, при секретаре Смирновой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Казенному учреждению Удмуртской Республики «Республиканский центр занятости населения» о признании незаконными действий по прекращению выплаты пособия и снятии с учета в качестве безработного, понуждение к совершению действий, взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с административным иском к ответчику о признании незаконными действий по прекращению выплаты пособия и снятии с учета в качестве безработного, понуждение к совершению действий.
Требования мотивированы тем, что истец был признан безработным по поданному им <дата> через портал Госуслуги заявлению о предоставлении гражданину госуслуги по содействию в поиске подходящей работы за № в филиал Республиканского ЦЗН с назначением пособия по безработице. <дата> ЦЗН снял истца с учёта с формулировкой «длительная, более месяца неявка в службу занятости без уважительной причины». В результате указанных действий, истец потерял право на получение пособия по безработице. Считает данное действие ответчика незаконным Так, истцу пришло уведомление о том, что его заявление зарегистрировано, отправлено и получено ведомством. Решение по заявлению принимается в течение 11 календарных дней, в уведомлении было указано, что следует подготовить резюме и найти список доступных вакансий на сайте «работа в России», перейдя по ссылке «работа в России», истец попал на сайт, где авторизация совпадает с авторизацией на портале «Госуслуги» и регистрироваться повторно не требуется. <дата> на сайте «работа в России», после того как истец зашел через учетную запись с портала «Госуслуги», увидел, что справа от его заявления от <дата> указано, что он поставлен на учет в качестве безработного и ему назначено пособие. <дата> на сайте «работа в России», обнаружил, что статус его заявления от <дата> изменён на статус «снят с учета» в связи с длительной более месяца неявкой в службу занятости без уважительной причины. При этом, никаких уведомлений от ЦЗН о дате и времени явки, он не получал. Повторно заполнил заявление <дата> на сайте «работа в России», а также написал обращение в электронном виде на сайте ФИО2 о сложившейся ситуации и действиях ответчика. ФИО2 в ответ на его обращения, сообщило. Что действия ЦЗН законы - на электронный адрес истца были направлены уведомления о необходимости личного посещения ЦЗН от 17 и <дата>. <дата> на сотовый телефон поступил звонок от сотрудника ЦЗН, который уведомил истца о том, что ему необходимо явиться в ЦЗН <дата> к 15-15 часам. <дата> на вопросы истца инспектор ЦЗН пояснил, что о явке в ЦЗН истец был уведомлен по электронной почте, указанной в заявлении. Между тем, письма в электронной почте истец не обнаружил, хотя проверял электронную подпись регулярно, насколько мог иметь доступ к сети интернет, о чем было истцом сообщено сотруднику ответчика. Считает, что уведомление истца путем отправки писем на электронную почту незаконным при наличии в его заявлении почтового адреса и номера мобильного телефона, так как такой способ не обеспечивает надлежащее и надежное уведомление гражданина о времени посещения ЦЗН. Кроме того, своего согласия на уведомления его лишь через электронную почту, истец не давал. ЦЗН фактически не уведомил его надлежащим образом о времени и дате явки на перерегистрацию после признания его безработным, в связи с чем, считает действия ответчика по снятию его с учета по заявлению от <дата> незаконными, нарушающими право истца, предусмотренное ч.1 ст.31 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации». В настоящее время, он, находясь на учете в ЦЗН в качестве безработного, постоянного дохода не имеет, на его иждивении находится несовершеннолетний ребенок. Просит:
1. Признать незаконными действия ЦЗН по прекращению выплаты ему пособия по безработице и по снятию истца с учета в качестве безработного, как нарушающие право истца, предусмотренное ч. 1 ст. 31 Закона РФ от <дата>№ «О занятости населения Российской Федерации».
2. Обязать ЦЗН восстановить статус истца как безработного по заявлению от <дата>.
3. Обязать ЦЗН выплатить истцу полагающееся ему, в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона РФ от <дата>№ «О занятости населения Российской Федерации», пособие по безработице за период с <дата> по настоящее время за исключением уже выплаченной части пособия – (2 989 рублей 18 коп.).
Определением суда от <дата> суд перешел к рассмотрению дела по административному иску ФИО1 к КУ Удмуртской Республики «Республиканский центр занятости населения» о признании незаконными действий по прекращению выплаты пособия и снятии с учета в качестве безработного, понуждение к совершению действий, в порядке гражданского судопроизводства.
Определением суда от <дата> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено Министерство социальной политики и труда УР.
В судебном заседании:
- истец ФИО1 доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал, просил исковые требования удовлетворить.
- представитель ответчика – ФИО3, действующий на основании доверенности, против иска возражал, ссылаясь на письменные возражения, приобщенные к материалам дела.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица, уведомленного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Ранее в суд от представителя третьего лица в суд поступил письменный отзыв, согласно которому исковые требования истца являются необоснованными, а поэтому не подлежат удовлетворению.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 (далее - истец) подал через интерактивный портал «Работа в России» в казенное учреждения Удмуртской Республики «Республиканский центр занятости населения» (далее - Республиканский ЦЗН) заявление о содействии в поиске подходящей работы. Данное заявление было рассмотрено Республиканским ЦЗН и Приказом от <дата>№ истец был признан безработным с <дата>. Пособие по безработице также назначено с <дата>.
<дата>ФИО1 было выплачено пособие по безработице за период с <дата> по <дата> в размере 2 989,18 рублей.
На основании Приказа № от <дата>ФИО1 приостановлена выплата пособия по безработице на период с <дата> по <дата> в связи с нарушением безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного. Примечание: неявка на назначенное помещение <дата>.
На основании Приказа № от <дата>ФИО1 прекращена выплата пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного с <дата> в связи с длительной (более месяца) неявкой безработного в органы службы занятости без уважительных причин.
Приказом № от <дата>ФИО1 снят с регистрационного учета с <дата> в связи с длительной (более месяца) неявкой безработного в органы службы занятости без уважительных причин.
В соответствии со справкой филиала Республиканского ЦЗН «ЦЗН <адрес> и <адрес>» от <дата>, ФИО1, зарегистрирован в целях поиска подходящей работы с <дата>, признан безработным с <дата> (приказ № от <дата>). Снят с учета <дата> решением от <дата> в связи с длительной (более месяца) неявкой безработного в органы службы занятости без уважительных причин (приказ № от <дата>). С <дата>ФИО1 на учете не состоит.
Не согласившись с решениями КУ Удмуртской Республики «Республиканский центр занятости населения» о признании незаконными действий по прекращению выплаты пособия и снятии с учета в качестве безработного, ФИО1 обратился в суд с настоящим иском.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определяет Закон Российской Федерации от <дата>№ "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
Согласно п. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (абз. 2 п. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>№ утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее - Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных), которыми устанавливается порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
В связи, с чем исполнительным органом власти Удмуртской Республики - Министерством социальной политики и труда Удмуртской Республики принят приказ от <дата>№ «О некоторых вопросах деятельности казенного учреждения Удмуртской Республики «Республиканский центр занятости населения» в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции» (далее-Приказ).
Пунктом 1 Приказа установлен до особого распоряжения дистанционный режим работы Республиканского ЦЗН.
Личный прием граждан осуществляется Республиканским ЦЗН при проведении перерегистрации безработных граждан и оказании государственных услуг в области содействия занятости населения требующих личного присутствия граждан в Республиканском ЦЗН.
В целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (абз. 2 п. 1 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме) (абз. 1 п. 2 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (абз. 2 п. 2 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Согласно п. 3 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы.
Решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме (п. 8 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
В силу п. 10 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных при постановке на регистрационный учет граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о том, что они зарегистрированы в качестве безработных в центре занятости населения.
Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о размере и сроках выплаты пособия по безработице (п. 11 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Пособие по безработице начисляется гражданам с 1-го дня признания их безработными (п. 12 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Как следует из п. 17 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, в редакции, действовавшей с <дата> до <дата>, центры занятости населения ежемесячно с использованием информационно-аналитической системы направляют запрос в Пенсионный фонд Российской Федерации в целях выявления факта осуществления гражданином трудовой деятельности. На основе указанной информации осуществляется перерегистрация граждан, признанных в установленном порядке безработными, без личного посещения ими центров занятости населения.
В силу п. 17(1) Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения гражданами, признанными в установленном порядке безработными, перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки.
Гражданин уведомляется центром занятости населения при личном посещении им центра занятости населения или с использованием личного кабинета информационно-аналитической системы или личного кабинета единого портала либо иным доступным способом о дате, времени и форме его перерегистрации.
Статьей 16.1. Закона о занятости установлен порядок ведения Регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения
1. Формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения осуществляются в целях обеспечения оказания соответствующих услуг и эффективного расходования средств, направляемых на исполнение полномочий в области содействия занятости населения и переданного полномочия по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
4. Формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Порядок ведения регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения, включая порядок, сроки и форму представления в них сведений, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
5. Сведения о лицах, которые содержатся в регистрах получателей государственных услуг в сфере занятости населения, представляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти безвозмездно.
Согласно п. 11 ст. 7.1-1 Закона о занятости к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относятся:
11) формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения в субъектах Российской Федерации;
Распоряжением Правительства УР от <дата>№-р «О государственной информационной системе Удмуртской Республики «Региональный сегмент регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения» в соответствии с Законом Российской Федерации от <дата>№ "О занятости населения в Российской Федерации", в целях организации предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения Правительство Удмуртской Республики определило:
1) информационную систему "Региональный сегмент регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения" Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики государственной информационной системой Удмуртской Республики "Региональный сегмент регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения" (далее - Система);
2) Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики оператором Системы;
3) автономное учреждение Удмуртской Республики "Ресурсный информационный центр Удмуртской Республики" техническим администратором Системы.
В соответствии с распоряжением Правительства Удмуртской Республики от <дата>№-р «О государственной информационной системе Удмуртской Республики «Региональный сегмент регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения» на основании статьи 7.1-1 Закона РФ от <дата>№ «О занятости населения в Российской Федерации» совместным приказом от <дата>№ Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики и Министерства информатизации и связи Удмуртской Республики утверждено Положение о государственной информационной системе Удмуртской Республики «Региональный сегмент регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения» (далее - Положение).
Пунктом 4 Положения установлено, что в целях функционирования Системы используются: программный комплекс для автоматизации деятельности служб занятости населения «Катарсис», версия 8 (далее - ПК Катарсис), регистрационный № в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №; программа управления интерактивным порталом службы занятости населения (ИАП СЗН), регистрационный № в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № от <дата>; комплекс технических средств, включающий серверы и рабочие станции, а также телекоммуникационное оборудование, предназначенное для организации вычислительных сетей и информационного взаимодействия.
В соответствии с инструкцией по применению, ПК Катарсис позволяет автоматически уведомлять граждан и представителей работодателя о наступлении значимых событий по электронной почте.
Журнал автоматических уведомлений ПК Катарсис предназначен для просмотра сформированных уведомлений и результата их отправки.
Автоматическое уведомление может иметь следующие статусы:
-Ожидает отправки;
-Отправлено;
-Ошибка отправки;
-Отправляется.
В случае успешной отправки уведомление переходит в статус «Отправлено» и значение в колонке «Дата отправки» - это дата отправки уведомления.
В судебном заседании установлено, что <дата>ФИО1 подал в Центр занятости посредством через интерактивный портал «Работа в России» заявление о содействии в поиске подходящей работы, в котором указал, как одно из возможны средств взаимодействия с ним Республиканского ЦЗН - электронную почту, указав при этом свой адрес электронной почты 85vend 85@mail.ru.
Сведения об истце, указанные им в заявлении посредством ПК Катарсис были внесены работниками Республиканского ЦЗН в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения ведение, которого осуществляется в соответствии со ст.16.1 Закона о занятости и Распоряжением Правительства УР от <дата>№-р.
Учитывая, что применение ПК Катарсис осуществляется в соответствии с приказом от <дата>№ Министерства социальной политики и труда УР и Министерства информатизации и связи УР принятым во исполнение положений ст.16.1 Закона о занятости и Распоряжения Правительства УР от <дата>№-р, работниками Республиканского ЦЗН правомерно была использована автоматическая система уведомлений ПК Катарсис, для отправки ФИО1 уведомлений о необходимости его явки в Республиканский ЦЗН для перерегистрации.
Так, согласно скриншотов ПК Катарсис на электронный адрес истца 85vend 85@mail.ru, 17.02.2021 было отправлено уведомление о необходимости его явки для получения услуг в Республиканский ЦЗН <дата> в 11.30 ч. с документами: паспорт, трудовая книжка, СНИЛС, ИНН, документы об образовании, справка о заработной плате с последнего места работы за последние 3 месяца, банковские реквизиты.
Однако в назначенное время истец в Республиканский ЦЗН не явился.
В связи, с чем <дата> на адрес электронной почты истца было направлено уведомление о необходимости явки в Республиканский ЦЗН <дата> в 11.00 ч. с документами: паспорт, трудовая книжка, документы об образовании, справка о заработной плате (форма 62), банковские реквизиты.
Согласно скриншотов с ПК Катарсис у обоих уведомлений статус уведомления «Отправлено», даты отправки <дата> и <дата> соответственно, т.е. данные уведомления были отправлены на электронный адрес ФИО1
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от <дата>№ органам государственной власти субъектов Российской Федерации дано право принимать решения о возможности дистанционного режима работы государственных учреждений службы занятости населения или личного приема граждан государственными учреждениями службы занятости населения и об организации дистанционного режима работы или личного приема граждан государственными учреждениями.
Распорядившись данным правом, приказом Министерства социальной политики и труда Удмуртской республики принято решение о дистанционном режиме работы Республиканского ЦЗН с проведением личного приема граждан при проведении перерегистрации безработных граждан.
В соответствии с п. 17-1 Временных правил гражданин уведомляется центром занятости населения при личном посещении им центра занятости населения или с использованием личного кабинета информационно-аналитической системы или личного кабинета единого портала либо иным доступным способом о дате, времени и форме его перерегистрации, то есть Временными правилами не установлен какой-либо конкретный способ уведомления гражданина о дате, времени и форме его перерегистрации. Так же временные правила не предусматривают обязанность органов занятости на получение каких - либо подтверждений о получении гражданином данных уведомлений.
В связи, с чем действия работников Республиканского ЦЗН по направлению истцу уведомления о датах, времени, и форме перерегистрации на его адрес электронной почты являются законными и достаточными, так как согласно отметок в ПК Катарсис, у ответчика были сведения, что уведомления были действительно направлены истцу <дата> и <дата>.
Истец, сообщив в своем заявлении Республиканский ЦЗН адрес своей электронной почты, взял на себя обязательства по контролю за поступлением в его адрес уведомлений от Республиканского ЦЗН, и несению рисков в случае их не прочтения.
Пунктом 6 статьи 31 Закона о занятости и пунктом 2 Постановления Правительства РФ от <дата>№ установлена обязанность граждан проходить перерегистрацию в органах службы занятости не реже 1 раза в месяц. Не исполнение данной обязанности является основанием для прекращения выплаты гражданину пособия по безработице, так как ч. 2 ст. 35 Закона о занятости установлено, что выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин.
У истца имелась возможность до истечения месяца с момента признания безработным узнать дату, время, перерегистрации обратившись лично в Республиканский ЦЗН либо по телефонной связи, однако он данной возможностью не воспользовался.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что действия Республиканского ЦЗН по прекращению выплаты истцу пособия по безработице и снятие его с учета в качестве безработного являются законными.
Следовательно, требования ФИО1 к Казенному учреждению Удмуртской Республики «Республиканский центр занятости населения» о признании незаконным прекращение выплаты ему пособия по безработице и снятие его с учета в качестве безработного по его заявлению от <дата>, о восстановлении его статуса безработного по его заявлению от 15.02.2021г., выплате ему пособия по безработице с <дата> по настоящее время (за исключением ранее выплаченной суммы в размере 2989,18 руб.), не основаны на законе, а поэтому удовлетворению не подлежат.
С учетом изложенного не имеют значения иные доводы сторон и представленные ими доказательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Казенному учреждению Удмуртской Республики «Республиканский центр занятости населения» о признании незаконными действий по прекращению выплаты пособия и снятии с учета в качестве безработного, понуждение к совершению действий, взыскании убытков, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики (через Первомайский районный суд г. Ижевска) в течение месяца с момента изготовления мотивированной части решения.
Мотивированная часть решения изготовлена <дата>.
Судья - ПОДПИСЬ
КОПИЯ ВЕРНА
Судья - А.А. Созонов