Дело № 2-74/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 марта 2014 года город Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
Председательствующего судьи Аккуратного А.В.,
при секретаре Моргасовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации г. Ижевска, Администрации Октябрьского района г. Ижевска, Управлению финансов Администрации г. Ижевска о возмещении ущерба,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 (далее - Истец) обратился с иском к Администрации Октябрьского района г. Ижевска о возмещении ущерба, мотивируя свои исковые требования тем, что истец является собственником автомобиля РЕНО ЛОГАН <номер>. <дата> в результате падения дерева на территории, расположенной напротив 4-ого подъезда дома №32 по ул. Песочной г. Ижевска, через проезжую часть ул. 7 Подлесная, автомобиль истца получил механические повреждения в виде вмятины на задней стойке с левой стороны, вмятины на верхней части задней левой двери, вмятины на крыше около поврежденной задней стойки, вмятины на правом заднем крыле с множественными мелкими царапинами лакокрасочного покрытия, в виде разбитого заднего лобового стекла, повреждения обшивки крыши и обоих задних стоек внутри, что подтверждается постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 23.04.2013 года. Согласно заключению дендрологической экспертизы №44-ЧЛ-13 от 25.04.2013 упавшее дерево было сухостойным 5-6 категории по шкале категорий состояния деревьев лиственных пород; механическому воздействию пилящими инструментами дерево не подвергалось; было сильно ослаблено и представляло угрозу для населения, так как использовалось в озеленении города; санитарная рубка представленного дерева была необходима. Стоимость дендрологической экспертизы составила 3 600 руб. В соответствии с отчетом об определении рыночной стоимости восстановления (ремонта) автомобиля Renault Logan <номер> рыночная стоимость восстановления (ремонта) принадлежащего истцу автомобиля составляет 75 981 руб. 30 коп. с учетом физического износа, 100 046 руб. 07 коп. без учета физического износа. Стоимость оценки составила 4 000 руб. В настоящее время автомобиль восстановлен. Стоимость ремонта составила 100211 руб. Помимо восстановления автомобиля истец понес убытки, связанные с оплатой услуг такси и копированием документов для направления претензии ответчику и для предоставления в суд. Так, в период времени с 24 апреля по 20 мая 2013 года истец был лишен возможности использовать свой автомобиль для поездок на работу в г. Ижевск и обратно, в связи с чем пользовался услугами такси. Услуги такси составили 5 800 руб., стоимость услуг по копированию документов составила 317 руб. На основании изложенного истец просил взыскать с Администрации Октябрьского района г. Ижевска в свою пользу 113928 рублей в счет возмещения материального ущерба, возместить понесенные судебные расходы.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчика привлечены - Управление финансов Администрации г. Ижевска, Администрация г. Ижевска, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора было привлечено ООО «СтройПроект».
Представитель 3-го лица ООО «СтройПроект», извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, причин неявки не сообщил, дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, дополнительно суду пояснил, что в день происшествия поставил автомобиль на парковочное место, примерно через час услышал сработавшую сигнализацию, вышел на улицу, увидел лежащее на автомобиле дерево. На место происшествия был вызван участковый, который зафиксировал факт повреждения автомобиля истца. Место где оставил автомобиль, как парковка не оборудовано, но место было расчищено, не было запрещающих знаков, не было газона, бордюра. Ранее по указанному участку проходила дорога частного сектора (подъездной путь к этим участкам). Истец проживает в д. Хохряки, до остановки общественного транспорта от места жительства истца около 3 километров, в связи с чем после того, как отдал автомобиль в ремонт был вынужден пользоваться услугами такси. Таким образом, ему причинен ущерб, связанный с повреждением автомобиля и вынужденными расходами по оплате услуг такси, указанный ущерб причинен в результате бездействия ответчика по не вырубке сухостоящих деревьев.
Представитель истца ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, полагал исковые требования подлежащими удовлетворению за счет Администрации Октябрьского района г. Ижевска.
Представитель Управления финансов Администрации г. Ижевска ФИО3 суду пояснила, что требования истца законны и обоснованы, подлежат удовлетворению за счет Администрации Октябрьского района г. Ижевска, которая бездействовала, не производя санитарную вырубку сухостойного дерева. Суду пояснила, что в бюджет города Ижевска закладываются денежные средства для производства санитарной вырубки сухостойных деревьев, указанные денежные средства в рамках муниципальных контрактов расходуются районными администрациями. На момент причинения вреда истцу Администрацией Октябрьского района не был заключен государственный контракт на вырубку указанного дерева. Управление финансов Администрации г. Ижевска вред истцу не причиняло, поэтому отсутствуют основания для возложения обязанности по возмещению вреда на Управление финансов Администрации г. Ижевска. Пояснила, что в соответствии с бюджетным законодательством вред должен быть возмещен главным распорядителем бюджетных средств, а не Управлением финансов Администрации города Ижевска.
Представитель ответчика Администрации Октябрьского района г. Ижевска ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, дополнительно пояснил, что Решением Городской думы города Ижевска от 06.06.2006 г. № 111 Администрация Октябрьского района наделена рядом полномочий по содержанию и озеленению закрепленных за ней территорий, в том числе согласование разрешающих документов на вырубку и пересадку зеленых насаждений на территории района, проведение обследования санитарного состояния, благоустройства и озеленения территорий и
объектов улично-дорожной сети на территории района, содержание и ремонт закрепленных территорий и объектов улично-дорожной сети на территории района, организация благоустройства и озеленения территории района. При этом, содержанием территорий является комплекс работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту, выполняемый для поддержания территорий в надлежащем нормативном санитарно-техническом состоянии. Благоустройство территории поселения (городского округа) - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории. Определение состояния зеленых насаждений, в частности их аварийности, не входит
в перечень указанных выше действий. В соответствии с решением Городской думы города Ижевска от 28.06.2012 г. № 308
ответственными за благоустройство и содержание объектов благоустройства являются физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе: на территориях общего пользования - юридические лица независимо от форм
собственности и физические лица, осуществляющие работы по благоустройству и содержанию на основании муниципальных контрактов, договоров с Администрацией города Ижевска, муниципальными учреждениями. При этом ответственность за содержание и уход за зелеными насаждениями на территориях общего пользования возлагается на физических, юридических лиц, определенных по результатам размещения заказов и в соответствии с условиями муниципальных контрактов (договоров), а при отсутствии таковых - на администрации
районов города Ижевска. Поскольку Администрация района не обладает своей материально-технической базой и людскими ресурсами для исполнения вышеуказанных полномочий, ею заключаются договоры с подрядными организациями, осуществляющими работы по содержанию территорий. Правилами благоустройства установлено, что лица, ответственные за содержание и уход за зелеными насаждениями обязаны сохранять зеленые насаждения, проводить агротехнические мероприятия по уходу за деревьями, кустарниками, газонами и цветниками, своевременно восстанавливать насаждения, плодородный слои земли в местах их повреждения, своевременно принимать меры по санитарной вырубке аварийных деревьев в соответствии с "Порядком вырубки деревьев и кустарников на территории муниципального образования "Город Ижевск", утвержденным решением Городской думы города Ижевска от 29.11.2006 N 199, а также регулярно осуществлять работы по скашиванию травы и вырубке поросли. Кроме того, в соответствии с Решением Городской думы города Ижевска от 29.11.2006 г. № 199, которым утвержден порядок вырубки деревьев и кустарников на территории муниципального образования "Город Ижевск" разрешение на вырубку (в том числе санитарную) деревьев и кустарников на территории муниципального образования "Город Ижевск" выдается Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации города Ижевска на основании проектной документации, согласованной с Главным управлением архитектуры и Градостроительства Администрации города Ижевска, либо акта обследования зеленых насаждений, утвержденного комиссией по принятию решения о вырубке деревьев и кустарников на территории города. При этом заявитель, обратившийся за разрешением на вырубку, должен указать в заявлении причину необходимости вырубки дерева, к примеру, что вырубка является санитарной в связи с аварийным состоянием дерева. Нормативно-правовыми актами, в том числе муниципальными, за Администрацией района не закреплено полномочие по обследованию зеленых насаждений на вопрос определения их аварийности, в связи с этим в штате отсутствуют специалисты в данной области. В материалах дела отсутствуют доказательства вины Администрации Октябрьского района г. Ижевска, в частности не установлена причинно-следственная связь между действиями Администрации и наступившим вредом. Истцом не указано, какие действия (бездействие) Администрации привели к наступлению несчастного случая, какие именно меры в пределах возложенных полномочий должна была принять Администрация для его предотвращения, какие действия Администрации явились причинами его наступления. Кроме того, в материалах дела отсутствует документы, подтверждающие принадлежность территории, на которой располагалось аварийное дерево, к территориям общего пользования, а также устанавливающие собственника данной территории. В соответствии с Гражданским Кодексом РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Администрация района не имеет в собственности земельных участков, территории земельных участков закреплены за районными Администрациями лишь для содержания и благоустройства. Кроме того, территория, на которой находилось транспортное средство истца, не является парковочным местом, под автостоянку не оборудована. Автомобиль истца находился на месте, не предназначенном для стоянки, в связи с чем в причинении вреда имеется вина самого истца, оставившего транспортное средство в неположенном месте.
Представитель Администрации города Ижевска ФИО5 полагала исковые требования истца не обоснованными, поскольку Администрация города Ижевска вреда истцу не причиняла.
В судебном заседании 21 февраля 2014 года был допрошен эксперт ФИО6, который в судебном заседании указал исходя из географических координат, определенных при производстве землеустроительной экспертизы, на место произрастания дерева на кадастровом плане территории и показал, что земельный участок места произрастания дерева не отмечен ни одним кадастровым номером.
Выслушав объяснения истца, его представителя, представителей ответчиков, изучив материалы гражданского дела, материал проверки, суд приходит к выводу о том, что исковые требования законны и обоснованы, и подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Истец является собственником автомобиля РЕНО ЛОГАН гос. номер <***>.
23 апреля 2013 года в результате падения дерева на территории, расположенной напротив 4-ого подъезда дома №32 по ул. Песочной г. Ижевска, через проезжую часть ул. 7 Подлесная, автомобиль истца получил механические повреждения.
По факту повреждения автомобиля истец обратился в ОП № 2 УМВД по г. Ижевску.
23 апреля 2013 года УУП ОП № 2 УМВД по г. Ижевску ФИО7 вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по ст. 167 Уголовного кодекса РФ на основании п. 1 ч. 1 ст. 24 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
В соответствии с заключением дендрологической экспертизы № 44-ЧЛ-13, проведенной АНО «Республиканское экспертное бюро» дерево сухостойное 5-6 категории по шкале состояния деревьев лиственных пород (согласно Санитарным дам РФ). Следов спила не обнаружено, поэтому можно утверждать, что механическому воздействию пилящими инструментами дерево не подвергалось. Дерево было сильно ослаблено и представляло угрозу для населения, так как использовалось в озеленении города. Согласно Руководству по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий (приложение№2 к приказу Рослесхоза от 29.12.07 № 523) в п. 3.3.42 в санитарную рубку в обязательном порядке назначаются деревья 3-6 категории состояния. Поэтому санитарная рубка представленного дерева была необходима.
В соответствии с заключением ООО «Городской землеустроительный центр» от 09 января 2014 года определены координаты местоположения дерева упавшего на автомобиль истца 23 апреля 2013 года в системе координат МСК-18 X =39080.458 Y=2227174.265. Согласно публичной кадастровой карте http://maps.rosreestr.ru/PortalOnline/ искомая точка расположена в кадастровом квартале с кадастровым номером 18:26:010065. Для более точного определения принадлежности данной точки какому-либо земельному участку был осуществлен запрос в Федеральную Службу Государственной Регистрации, Кадастра и Картографии (Росреестр) Филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Удмуртской Республике на получение кадастрового плана территории в электронном виде (согласно ФЗ №221 «О государственном кадастре недвижимости» ст. 4, п. 8 Кадастровые сведения являются общедоступными). В результате получен Кадастровый План Территории № 1800/501/14-3635 от 14.01.2014. Исходя из полученных сведений, искомая точка расположена на землях неразграниченной государственной собственности. За проведение указанной экспертизы истцом оплачено 5000 рублей.
В соответствии с отчетом ООО «ГАРУС» № 1795А/04-2013 стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца составляет без учета износа 100046, 07 рублей, с учетом износа составляет 75981, 30 рублей.
При подаче искового заявления истцом были понесены расходы по оплате государственной пошлины в размере 3478, 56 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 20000 рублей, расходы по нотариальному оформлению доверенности представителя в размере 700 рублей.
Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании представленными и исследованными доказательствами, в том числе материалами гражданского дела, материалом проверки по факту повреждения автомобиля и сторонами по делу в целом не оспариваются.
Как следует из материалов дела, 23 апреля 2013 года в результате падения дерева на территории земельного участка, расположенного напротив 4-ого подъезда дома №32 по ул. Песочной г. Ижевска, через проезжую часть ул. 7 Подлесная, автомобиль истца получил механические повреждения.
Согласно п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (п. 2 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно заключения эксперта ООО «Городской землеустроительный центр» определены географические координаты места произрастания упавшего дерева - МСК-18 X=39080.458 Y=2227174.265.
Согласно сведений ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в Удмуртской Республике государственный кадастровый учет земельного участка, на котором произрастало упавшее дерево (исходя из географических координат определенных экспертом) не проводился.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Устава МО «город Ижевск» территорию муниципального образования "Город Ижевск" составляют все земли, находящиеся в границах муниципального образования "Город Ижевск", независимо от форм собственности и целевого назначения.
В соответствии с ч. 1 ст. 58 Устава МО «город Ижевск» в собственности муниципального образования "Город Ижевск" находится следующее муниципальное имущество: земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности городского округа в соответствии с федеральными законами (п. 15); земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер (п.23).
Поскольку в отношении земельного участка, на котором произрастало упавшее дерево, кадастровый учет не проводился, земельный участок расположен в пределах границ Октябрьского района города Ижевска муниципального образования «город Ижевск», отсутствуют сведения о нахождении указанного земельного участка в собственности Российской Федерации, Удмуртской Республики, граждан, юридических лиц, постольку суд приходит к выводу, что земельный участок, на котором произрастало упавшее дерево, находится в муниципальной собственности МО «город Ижевск» на территории Октябрьского района города Ижевска.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения поселения относится: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (п. 3); утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения (п. 19);
В соответствии со ст. 9 Устава МО «город Ижевск» к вопросам местного значения городского округа относятся организация благоустройства и озеленения территории городского округа
В соответствии с п. 6.1 Правил благоустройства г. Ижевска озеленение территорий и содержание зеленых насаждений осуществляется лицами, ответственными за благоустройство и содержание объектов благоустройства в соответствии с п. 4.2 настоящих Правил.
В соответствии с п. 6.2 Правил благоустройства г. Ижевска ответственность за содержание и уход за зелеными насаждениями на территориях общего пользования возлагается на физических, юридических лиц определенных по результатам размещения заказов и в соответствии с условиями муниципальных контрактов (договоров), а при отсутствии таковых - на администрации районов города Ижевска.
В соответствии с п. 6.4 Правил благоустройства г. Ижевска лица, указанные в п. 4.2 настоящих Правил, обязаны сохранять зеленые насаждения, проводить агротехнические мероприятия по уходу за деревьями, кустарниками, газонами и цветниками, своевременно восстанавливать насаждения, плодородный слой земли в местах их повреждения, своевременно принимать меры по санитарной вырубке аварийных деревьев в соответствии с Порядком вырубки деревьев и кустарников на территории муниципального образования "Город Ижевск", утвержденным решением Городской думы города Ижевска от 29 ноября 2006 года N 199, а также регулярно осуществлять работы по скашиванию травы и вырубке поросли.
В соответствии с п. 6.5. Правил благоустройства г. Ижевска лица, указанные в п. 4.2 настоящих Правил, обязаны производить работы по озеленению территорий и содержанию зеленых насаждений в соответствии с Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденными приказом Госстроя РФ от 15.12.1999 N 153, а также Порядком вырубки деревьев и кустарников на территории муниципального образования "Город Ижевск", утвержденным решением Городской думы города Ижевска от 29.11.2006 N 199.
В соответствии с п. 1.1 Положения об Администрации Октябрьского района города Ижевска Администрация Октябрьского района города Ижевска (далее - Администрация района) является территориальным органом - структурным подразделением Администрации города Ижевска (далее - Администрация города), осуществляющим управленческие функции в соответствии с полномочиями, закрепленными настоящим Положением.
В соответствии с п. 1.3 указанного положения Администрация района наделяется правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением, имеет печать с изображением герба города Ижевска и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца и счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Приобретает и осуществляет имущественные и иные права и обязанности, выступает истцом, ответчиком, третьим и заинтересованным лицом в судах.
В соответствии с п. 3.1. указанного положения полномочиями Администрации района по решению вопросов местного значения на территории района являются:
- согласование разрешающих документов на вырубку и пересадку зеленых насаждений на территории района (п. 3.1.18);
- проведение обследования санитарного состояния, благоустройства и озеленения территорий и объектов улично-дорожной сети на территории района п. 3.1.26).
- организация благоустройства и озеленения территории района (3.1.29.).
Исходя из системного толкования вышеуказанных норм суд приходит к выводу, что в функции Администрации Октябрьского района города Ижевска, входило не только разрешение вопроса о согласовании разрешающих документов на вырубку аварийных деревьев, но и контроль за состоянием деревьев, обеспечение удовлетворительного состояния и нормального развития зеленых насаждений, а также имелась обязанность по своевременному выявлению деревьев, имеющих неудовлетворительное состояние и подлежащих вырубке (как элемент организация благоустройства и озеленения территории района).
Согласно заключения дендрологической экспертизы № 44-ЧЛ-13, проведенной АНО «Республиканское экспертное бюро» дерево сухостойное 5-6 категории по шкале состояния деревьев лиственных пород (согласно Санитарным правилам РФ). Дерево было сильно ослаблено и представляло угрозу для населения, так как использовалось в озеленении города. Согласно Руководству по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий (приложение№2 к приказу Рослесхоза от 29.12.07 № 523) в п. 3.3.42 в санитарную рубку в обязательном порядке назначаются деревья 3-6 категории состояния. Поэтому санитарная рубка представленного дерева была необходима.
Исходя из изложенного, упавшее на автомобиль истца дерево, было сухостойным, подлежало вырубке, однако соответствующие работы по выявлению и организации вырубки указанного дерева не были проведены Администрацией Октябрьского района города Ижевска, в связи с чем, бездействие Администрации Октябрьского района города Ижевска привело к падению дерева, и, как следствие, в повреждении автомобиля истца и причинению ему ущерба.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что ответственность за вред, причиненный истцу в результате повреждения автомобиля несет Администрация Октябрьского района г. Ижевска, соответственно Администрация г. Ижевска является по делу ненадлежащим ответчиком, в связи с чем требования, заявленные к Администрации г. Ижевска удовлетворению не подлежат.
Доказательств отсутствия своей вины в причинении ущерба, в том числе, принятие мер по своевременной установке задания для подрядчика (как муниципальный заказчик) по вырубке конкретного ветхого дерева, упавшего на автомобиль истца ответчик суду не представил. Отсутствие в штате необходимого количества работников не является основанием для освобождения указанного ответчика от ответственности за вред, причиненный в результате бездействия.
Указанные обстоятельства также подтверждаются представленными в материалы дела муниципальными контрактами на 2011, 2012, 2013 годы, в соответствии с которыми муниципальным заказчиком работ по валке аварийных деревьев, формовочной обрезке в Октябрьском районе муниципального образования город Ижевск выступала Администрация Октябрьского района города Ижевска.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что причинителем вреда, причиненного истцу в результате падения сухостойного дерева является Администрация Октябрьского района города Ижевска.
При определении размера подлежащего возмещению ущерба суд исходит из следующего.
На основании п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом, согласно ст. 1082 ГК РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу положений ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Указанный основополагающий принцип осуществления гражданских прав закреплен также и положениями ст. 10 ГК РФ, в силу которых не допускается злоупотребление правом.
Исходя из положений вышеприведенных правовых норм в их взаимосвязи, защита права потерпевшего посредством полного возмещения вреда, предполагающая право потерпевшего на выбор способа возмещения вреда, должна обеспечивать восстановление нарушенного права потерпевшего, но не приводить к неосновательному обогащению последнего. В виду чего, возмещение потерпевшему реального ущерба не может осуществляться путем взыскания денежных сумм превышающих стоимость поврежденного имущества, стоимость работ по приведению этого имущества в состояние, существовавшее на момент причинения, вреда.
Учитывая, что автомобиль истца имеет амортизационный износ, взыскание стоимости восстановительного ремонта без учета амортизационного износа заменяемых деталей и механизмов транспортного средства не является возмещением потерпевшему расходов, направленных на приведение автомобиля в первоначальное состояние, поскольку в данном случае потерпевший получает за счет причинителя вреда улучшение своего имущества без оснований, установленных законом.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым определить размер ущерба причиненного в результате ДТП с учетом износа на заменяемые детали, что исключит неосновательно обогащение истца.
В соответствии с отчетом ООО «ГАРУС» № 1795А/04-2013 стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца составляет без учета износа 100046, 07 рублей, с учетом износа составляет 75981, 30 рублей. Стоимость восстановления автомобиля истца без учета износа составила 100211 руб.
Суд при определении размера ущерба руководствуется отчетом ООО «ГАРУС», согласно которому смета стоимости восстановительного ремонта составлена на основании среднерыночных цен на детали, материалы и услуги по авторемонту, экспертами определен объем повреждений полученных в результате дорожно-транспортного происшествия, в материалах дела имеются документы, подтверждающие компетенцию эксперта, размер ущерба определен с учетом износа..
В связи с изложенным, суд определяет размер стоимости восстановительного ремонта в сумме 75981, 30 руб.
Согласно п. 2 ст. 1083 ГК РФ, если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен.
Доказательств того, что ущерб причинен в результате грубой неосторожности истца суду не представлено. Доказательств запрета на осуществление стоянки транспортного средства на земельном участке, на котором произрастало упавшее дерево, материалы дела не содержат.
Таким образом, размер ущерба, причиненного истцу повреждением автомобиля в результате падения дерева суд определяет в размере 75981, 30 руб.
Требования истца о возмещении расходов на использование услуг такси не подлежат удовлетворению, поскольку доказательств необходимости несения указанных расходов истцом не представлено. Представленные квитанции на оплату такси не подтверждают, что истец фактически, в каждом конкретном случае, не мог ездить на работу на маршрутных транспортных средствах. Представленные в материалы дела квитанции не подтверждают ни время, ни количество поездок, поэтому не может рассматриваться как доказательство расходов, понесенных именно вследствие повреждения транспортного средства.
Таким образом, общая сумма ущерба, подлежащая взысканию в пользу истца составит 75981, 30 руб.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии с п. 1 Положения "Об Управлении финансов Администрации города Ижевска", Управление финансов Администрации города Ижевска (далее - Управление) является функциональным органом - структурным подразделением Администрации города Ижевска, организующим исполнение бюджета муниципального образования "Город Ижевск".
В соответствии с приведенными нормами ущерб, причиненный истцу, подлежит взысканию за счет казны муниципального образования в лице финансового органа Управления финансов Администрации г. Ижевска, поскольку суду не представлены доказательства поручения представления интересов казны муниципального образования другому лицу.
Довод Управления финансов Администрации города Ижевска о том, что от имени казны муниципального образования город Ижевск должна выступать Администрация Октябрьского района города Ижевска судом отклоняются в связи со следующим: Бюджетным кодексом РФ регулируются отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности (ст. 1 БК РФ). Перечень участников бюджетного процесса приведен в ст. 152 БК РФ. Физические лица в этом перечне не указаны, следовательно, они не являются участниками бюджетного процесса, и нормы БК РФ к правоотношениям, в которых одной из сторон выступают граждане, не применимы.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Истцом в исковом заявлении изложена просьба о возмещении расходов по оплате услуг представителя в размере 20000 рублей. Требование истца о возмещении расходов по оплате за консультацию, подготовку необходимых для обращения в суд документов и представление интересов истца в судебном заседании является обоснованным и подлежит удовлетворению. Учитывая объем работы, выполненной представителем, участие его в двух судебных заседаниях, размер фактических затрат истца в данной части, суд находит необходимым возместить истцу с учетом требований разумности расходы по оплате помощи представителя в сумме 15 000 руб.
В силу ст. 98 ГПК РФ за счет казны муниципального образования в лице финансового органа Управления финансов Администрации г. Ижевска в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы пропорциональной удовлетворенным исковым требованиям (72% %), а именно издержки, понесенные истцом в связи с нотариальным оформлением доверенности представителя в размере 504 рублей, а также расходы по оплате за проведение оценки в размере 2 592 рублей, расходы по проведению дендрологической экспертизы в размере 2880 рублей, расходы по проведению судебной экспертизы 3600 рублей, расходы по копированию документов в размере 228, 24 рублей расходы по оплате государственной пошлины в размере 2388, 18 рублей.
руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 И,А. к Администрации Октябрьского района г. Ижевска, Управлению финансов Администрации г. Ижевска о возмещении ущерба удовлетворить частично.
Взыскать в пользу ФИО1 за счет казны муниципального образования «город Ижевск» в лице Управления финансов Администрации г.Ижевска:
- в счет возмещения ущерба 75981, 30 рублей
- в счет возмещения судебных расходов 9804, 24 рублей
- в счет возмещения расходов по оплате услуг представителя 15000 рублей
- в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины 2388, 18 рублей.
Исковые требования ФИО1 к Администрации г. Ижевска о возмещении ущерба оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Ижевска.
Решение в окончательной форме принято 3 апреля 2014 года.
Председательствующий судья Аккуратный А.В.