ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3813/2012 от 22.10.2012 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 октября 2012 года

Кировский районный суд г.Астрахани в составе:

председательствующего судьи Хохлачевой О.Н.

при секретаре Пряхиной Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кировского района г.Астрахани в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Астрахани, МБДОУ г. Астрахани «<данные изъяты>» об обязании установления информационной выписки на памятнике культурного наследия федерального значения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кировского района г.Астрахани обратился в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Астрахани и МБДОУ г. Астрахани «<данные изъяты>» об обязании установления информационной выписки на памятнике культурного наследия федерального значения, указав, что в соответствии с положениями Федерального Закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и Инструкцией о порядке установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения» к полномочиям ответчиков относится деятельность по содержанию объектов культурного наследия. В ходе проверки проводимой прокуратурой района, по заданию прокуратуры Астраханской области, установлено, что здание по адресу: <адрес> является памятником культурного наследия федерального значения – «<данные изъяты>», построен в начале 19 века. Здание памятника является муниципальной собственностью Муниципального образования «Город Астрахань» и закреплено на праве оперативного управления за МБДОУ «<данные изъяты>». Кроме того, установлено, что на памятнике культуры отсутствует информационная надпись. Таким образом, ввиду отсутствия информационной надписи право на беспрепятственное получение информации об объекте культурного наследия собственником и пользователем здания обеспечивается не в полном объеме. В связи с чем, прокурор просит обязать администрацию г.Астрахани и МБДОУ г.Астрахани «<данные изъяты>» установить информационную надпись на памятнике культурного наследия федерального значения – «<данные изъяты>», расположенный по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями Инструкции «О порядке установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения», утвержденной Приказом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 7 августа 2009 года № 142.

Представитель прокуратуры Кировского района г.Астрахани ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрация г.Астрахани – ФИО2, действующая по доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления по основаниям изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.

Представитель ответчика МБДОУ «<данные изъяты>» извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, причину неявки суду не сообщил, возражений не представил.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд приступил к рассмотрению дела в отсутствие не явившегося представителя ответчика.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы гражданского дела, судебные прения, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления по следующим основаниям.

В преамбуле Федерального Закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» закреплено, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что решением исполкома областного Совета депутатов трудящихся от 05.07.1980 №480 «<данные изъяты>», построенный в начале 19 века, расположенный по адресу: <адрес> признан объектом культурного наследия федерального значения.

Судом установлено, что здание памятника является муниципальной собственностью Муниципального образования «Город Астрахань» и закреплено на праве оперативного управления за МБДОУ «<данные изъяты>». Названные обстоятельства подтверждаются Распоряжением администрации г. Астрахани от 17.04.2007 № 303-р «О закреплении муниципального имущества за МДОУ «<данные изъяты>», а также свидетельствами о государственной регистрации права 30 АА №№186488, 186489 от 20.09.2007 и не оспариваются сторонами.

В соответствии со ст. 4 Федерального Закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения: объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия; объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации; объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 вышеуказанного Закона на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации. Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч. 3 ст. 27 Федерального Закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять установку информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с п.п. 2,3 Инструкции «О порядке установки информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия федерального значения», утвержденной Приказом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 07.08.2009 № 142 установлено, что обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия возлагается на собственников указанных объектов (пункт 3 статьи 27 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"). В случае если объект культурного наследия находится в государственной или муниципальной собственности, установка на него информационных надписей и обозначений осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления или лицом, за которым данный объект закреплен на праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо осуществляющим полномочия собственника в отношении указанного объекта, или лицом, которому данный объект предоставлен в безвозмездное пользование.

Судом установлено, что в ходе осмотра 23.08.2012, проведенного прокуратурой Кировского района г. Астрахани совместно с Управлением по сохранению культурного наследия Министерства культуры Астраханской области, установлено отсутствие на здании по адресу: <адрес> являющимся памятником культурного наследия федерального значения – «<данные изъяты>»на информационной надписи. Названные обстоятельства также не оспаривались сторонами в судебном заседании.

При таких обстоятельствах, учитывая положения выше приведенных норм закона, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований и обязании ответчиков установить информационную надпись на памятнике культурного наследия федерального значения – «<данные изъяты>», расположенный по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями Инструкции «О порядке установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения», утвержденной Приказом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 7 августа 2009 года № 142.

При этом доводы Администрации г. Астрахани, о том, что данный орган не является надлежащим ответчиком по делу, суд не принимает во внимание, поскольку он не основан на законе.

Руководствуясь ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Кировского района г.Астрахани, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.

Обязать администрацию г.Астрахани и МБДОУ г.Астрахани «<данные изъяты>» установить информационную надпись на памятнике культурного наследия федерального значения – «<данные изъяты>», расположенный по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями Инструкции «О порядке установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения», утвержденный Приказом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 7 августа 2009 года № 142.

Решение может быть обжаловано в Астраханский облсуд в течение одного месяца.

Судья: О.Н.Хохлачева