ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3814/18 от 03.10.2018 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

03 октября 2018 года <адрес> – Мансийск

Ханты – Мансийский районный суд <адрес> – Югры в составе:

председательствующего судьи Вахрушева С.В.,

при секретаре Кошкаровой А.А.,

с участием:

представителей истца Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов – ФИО13, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и ФИО14, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

ответчиков Лохман С.И., Кановой В.С., Бучельникова С.С., Таратунина К.В., Холодиловой Н.А., Яковенко А.Д.,

представителя ответчика Канова В.В. – ФИО12, действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>5,

представителя третьего лица МП «ЖКУ» - ФИО16, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов к Бучельникову Сергею Сергеевичу, Барабановой Татьяне Николаевне, действующей также в интересах несовершеннолетнего Бучельникова Никиты Сергеевича, Канову Владимиру Викторовичу, Кановой Валентине Спиридоновне, Холодиловой Наталье Александровне, Яковенко Анатолию Дмитриевичу, Лохман Светлане Ивановне, Таратунину Константину Владимировичу, третьи лица Муниципальное предприятие «Жилищно – коммунальное управление» и Общество с ограниченной ответственностью «НТСМ», о предоставлении доступа к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома,

установил:

истец Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов обратился в суд с исками к ответчикам Бучельникову Сергею Сергеевичу, Барабановой Татьяне Николаевне, действующей также в интересах несовершеннолетнего Бучельникова Никиты Сергеевича, Канову Владимиру Викторовичу, Кановой Валентине Спиридоновне, Холодиловой Наталье Александровне, Яковенко Анатолию Дмитриевичу, Лохман Светлане Ивановне, Таратунину Константину Владимировичу, третьи лица Муниципальное предприятие «Жилищно-коммунальное управление» и Общество с ограниченной ответственностью «НТСМ», о предоставлении доступа к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома.

Исковые требования мотивированы тем, что в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации, распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от ДД.ММ.ГГГГ «О создании некоммерческой организации «Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» создан Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов. Во исполнение ст. 167 ЖК РФ на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Правительством ханты-Мансийского автономного округа – Югры утверждена программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Многоквартирный <адрес><адрес> по <адрес> в <адрес> включен в окружную программу капитального ремонта. Согласно окружной программе, капитальному ремонту в 2018-2019 годах подлежат следующие конструктивные элементы, относящиеся к общему имуществу многоквартирного дома по указанному адресу: теплоснабжение, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение. Формирование фонда капитального ремонта собственниками помещений многоквартирного <адрес><адрес> по <адрес> в <адрес> на счете регионального оператора подтверждается постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О Формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора». В соответствии с окружной программой, в интересах собственников помещений многоквартирного дома, ДД.ММ.ГГГГ года между Югорским фондом капитального ремонта многоквартирных домов и ООО «НСТМ» заключен договор подряда /СП на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту, в том числе <адрес> «А» по <адрес> в <адрес> – капитальный ремонт сетей теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения. Срок окончания работ по капитальному ремонту инженерных сетей (теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения) многоквартирного <адрес><адрес>» по <адрес> определен в соответствии с графиком. В соответствии с проектной документацией, инженерные сети теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, подлежащие капитальному ремонту, расположены в стояках, находящихся в жилых помещениях, в том числе в жилом помещении <адрес><адрес>» по <адрес> в <адрес>. Собственники помещений по указанному адресу неоднократно были уведомлены о проведении работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома в целях необходимого обеспечения доступа в жилые помещения, в том числе к инженерным сетям, находящихся в жилых помещениях, путем размещения объявлений на информационных стендах в подъездах, а также путем вручения уведомлений собственникам под роспись. В уведомлениях Подрядчик также просил собственников сообщить о возможном (ином) времени доступа в жилое помещение любым возможным способом. Ответчик Яковенко А.Д. является собственником жилого помещения в указанном доме, Таратунин К.В. – собственником жилого помещения , Бучельников С.С., Бучельников Н.С. и Барабанова Т.Н. – собственниками жилого помещений , Канов В.В. и Канова В.С. – собственниками жилого помещений , Холодилова Н.А. – собственником жилого помещений , Лохман С.И. – собственником жилого помещения . До настоящего времени, ответчиками доступ в жилые помещения для осмотра и обеспечения своевременного проведения ремонтных работ общего имущества – сетей теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома, не обеспечен. Факт отказа предоставить допуск подтверждается актами. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчиков была направлена претензия с требованием предоставить доступ в жилые помещения, однако данная претензия оставлена ответчиками без внимания. Таким образом, ответчики, препятствуя в допуске инженерным сетям специалистам Подрядчика для проведения ремонтных работ, нарушают не только права и интересы подрядчика, в первую очередь, нарушаются законные права и интересы всех собственником помещений многоквартирного дома в реализации окружной программы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного <адрес> «<адрес>» по <адрес> в <адрес>, а также интересы Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов по исполнению возложенных законом функций. На основании изложенного, истец просит суд обязать собственников жилых помещений <адрес> по <адрес> – Мансийска: собственников <адрес> Бучельникова Сергея Сергеевича, Барабанову Татьяну Николаевну, действующую также в интересах несовершеннолетнего Бучельникова Никиты Сергеевича, собственников <адрес> Канова Владимира Викторовича и Канову Валентину Спиридоновну, собственника <адрес> Холодилову Наталью Александровну, собственника <адрес> Яковенко Анатолия Дмитриевича, собственника <адрес> Лохман Светлану Ивановну, собственника <адрес> Таратунина Константина Владимировича, предоставить доступ к общему имуществу многоквартирного дома – инженерным сетям теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, расположенных в жилых помещениях собственников, с целью своевременного и качественного проведения капитального ремонта Обществом с ограниченной ответственностью «НТСМ».

Определением Ханты-Мансийского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ объединены в одно производство гражданские дела: по исковому заявлению Югорского фонда капитального ремонта многоквартирного дома к Бучельникову С.С., Бучельникову Н.С., Барабановой Т.Н., третье лицо ООО «НТСМ», о предоставлении доступа к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома – инженерным сетям, расположенным в помещении многоквартирного дома; по исковому заявлению Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов к Таратунину К.В. о предоставлении доступа к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома – инженерным сетям, расположенным в жилом помещении; по исковому заявлению Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов к Холодиловой Н.А. о предоставлении доступа к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома – инженерным сетям, расположенным в жилом помещении; по исковому заявлению Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов к Лохман С.И. о предоставлении доступа к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома (инженерным сетям, расположенным в жилом помещении); по исковому заявлению Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов к Канову В.В., Кановой В.С. о предоставлении доступа к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома (инженерным сетям, расположенным в жилом помещении).

Представители истца Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов – ФИО13, и ФИО14 в судебном заседании настояли на удовлетворении иска, изложив суду доводы искового заявления.

Ответчики Лохман С.И., Канова В.С., Бучельникова С.С., Таратунина К.В., Холодилова Н.А., Яковенко А.Д., представитель ответчика Канова В.В. – ФИО15 в судебном заседании иск не признали, в соответствии с доводами письменных возражений суду показали, что протоколом общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном <адрес> А от ДД.ММ.ГГГГ принято решение по вопросу об установлении перечня видов работ и услуг, а также сроках их проведения, было принято решение об установлении перечня работ и услуг, в который кроме ремонта внутридомовых инженерных систем входили иные виды работ и услуг, в том числе ремонт крыши и др. Также был установлен срок проведения ремонта до ДД.ММ.ГГГГ. Данный протокол был получен ответчиком ДД.ММ.ГГГГ. В 2015 году никаких работ по проведению капитального ремонта произведено не было. В 2018 году на стендах у подъездов многоквартирного <адрес>А было размещено объявление о проведении капитального ремонта общедомового имущества, которое было расценено собственниками помещений как предложение о проведении капитального ремонта общего имущества. В соответствии с ч. 4 ст. 189 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном <адрес>А, с момента получения предложения, рассмотрели указанные предложения и приняли на общем собрании решение в соответствии с частью 5 настоящей статьи. Так согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес>А от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об изменении видов работ теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на ремонт кровли, ремонт наружных (несущих) стен дома. На данный протокол в письме от ДД.ММ.ГГГГ-исх. истец ответил, что срок по принятию решения истек и истцом начата работа по подготовке проектной документации по ранее согласованному перечню работ. Из вышеизложенного следует, что истцом нарушен порядок проведения капитального ремонта. Проектная документация на согласование собственникам жилых помещений в многоквартирном доме по <адрес> «А» не была представлена. Ответчик не считает целесообразным проведение указанных истцом в исковом заявлении работ по капитальному ремонту общего имущества, поскольку данные работы уже проводились обслуживающей организацией МП «ЖКУ».

Представитель третьего лица МП «ЖКУ» - ФИО16 в судебном заседании исковые требования поддержала, указав, что ММП «ЖКУ» капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем не ппроводился.

Ответчики Канов В.В., Барабанова Т.Н., представитель третьего лица ООО «НТСМ», надлежаще извещённые о времени и месте судебного заседания, на рассмотрение дела не явились, об уважительных причинах не явки суд не известили. При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ч.ч.3, 4 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие указанных лиц.

Суд, заслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ), Закона ХМАО - Югры от ДД.ММ.ГГГГ-оз «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от ДД.ММ.ГГГГ-рп «О создании некоммерческой организации «Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» создан Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов.

Во исполнение ст. 167 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Правительством ханты-Мансийского автономного округа – Югры утверждена программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Постановлением Правительства Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от ДД.ММ.ГГГГ-п «О программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты - Мансийского автономного округа – Югры», утверждена Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Многоквартирный <адрес> «<адрес> по <адрес> в <адрес> включён в окружную программу капитального ремонта, при этом согласно окружной программе (в редакции постановления правительства ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ-п), капитальному ремонту в 2018-2019 годах подлежат следующие конструктивные элементы, относящиеся к общему имуществу многоквартирного дома по указанному выше адресу: теплоснабжение, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (т.1 л.д. 63-64).

Формирование фонда капитального ремонта собственниками помещений многоквартирного <адрес> «<адрес> по <адрес> в <адрес> на счёте регионального оператора подтверждается постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О Формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора» (л.д. 43-62).

В соответствии с окружной программой, в интересах собственников помещений многоквартирного дома, ДД.ММ.ГГГГ между Югорским фондом капитального ремонта многоквартирных домов и ООО «НСТМ» заключен договор подряда /СП на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту, в том числе <адрес> «А» по <адрес> в <адрес> – капитальный ремонт сетей теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения. Срок окончания работ по капитальному ремонту инженерных сетей (теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения) многоквартирного <адрес> «<адрес> по <адрес> определен в соответствии с графиком (л.д. 14-31).

Собственниками жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес> «<адрес><адрес> является Яковенко А.Д. том 1 л.д. 11-13), <адрес> – Бучельников С.С., Барабанова Т.Н. и Бучельников Н.С. (том 2 л.д. 11-15), <адрес> – Канов В.В. и Канова В.С. (том 6 л.д. 13-14), <адрес>- Холодилова Н.А. (том 4 л.д. 13-15), <адрес> – Лохман С.И. (том 5 л.д. 13-15), <адрес>- Таратунин К.В. (том 3 л.д. 13-15).

Ответчиками доступ в жилые помещения для осмотра и обеспечения своевременного проведения ремонтных работ общего имущества – сетей теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома, не обеспечен, что подтверждается соответствующими актами (том 1 л.д. 32, 40; том 2 л.д. 34, 42; том 3 л.д. 16, 24; том 4 л.д. 34, 42; том 5 л.д. 33, 41; том 6 л.д. 15, 23).

Ответчики в судебном заседании подтвердили, что не согласны допускать представителей истца и подрядную организацию для проведения ремонтных работ.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчиков была направлена претензия с требованием предоставить доступ в жилые помещения, однако данная претензия оставлена ответчиками без удовлетворения (том 1 л.д. 33; том 2 л.д. 35-36; том 3 л.д. 17-18; том 4 л.д. 35-36; том 5 л.д. 34-35; том 6 л.д. 16).

До настоящего времени, ответчиками доступ в жилые помещения для осмотра и обеспечения своевременного проведения ремонтных работ общего имущества – сетей теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома, не обеспечен.

В соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> «А» о переносе видов работ по капитальному ремонту дома от ДД.ММ.ГГГГ было предложено заменить виды работ по капитальному ремонту сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на следующие виды работ: ремонт кровли, ремонт наружных (несущих) стен дома (том 1 л.д. 145-147).

ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный протокол от ДД.ММ.ГГГГ был представлен истцу (том 1 л.д. 148).

В письме от ДД.ММ.ГГГГ Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов сообщил, что начата работа по подготовке проектной документации в соответствии с договором подряда / от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ООО «Проектстройсервис» (л.д. 143).

Суд, установив фактические обстоятельства дела, при принятии решения руководствуется следующими основаниями.

Общие вопросы организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются нормами раздела IX Жилищного кодекса РФ.

Так, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома (п. 1 ст. 166 ЖК РФ).

Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов (п. 1 ст. 168 ЖК РФ).

Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям. В первоочередном порядке региональной программой капитального ремонта должно предусматриваться проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения при условии, что такой капитальный ремонт не проведен на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта (п. 3 ст. 168 ЖК РФ).

Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год (п. 5 ст. 168 ЖК РФ).

Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом (п. 6 ст. 168 ЖК РФ).

В соответствии с ч.1 ст.9 Закона ХМАО - Югры от 01.07.2013 года №54-оз «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», окружной программой капитального ремонта определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в многоквартирных домах и (или) югорским оператором капитального ремонта общего имущества в таких домах в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной и муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких многоквартирных домах и региональным оператором.

В соответствии с ч.3 ст.9 Закона ХМАО - Югры от 01.07.2013 года №54-оз «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», внесение в окружную программу капитального ремонта при её актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если:

1) сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт;

2) запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном Правительством автономного округа, определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный окружной программой капитального ремонта, не требуются;

3) изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации. Срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;

4) в порядке, установленном Правительством автономного округа, определена невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома;

5) внесение в окружную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, в соответствии с требованиями части 3.1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ст.10 Закона ХМАО - Югры от 01.07.2013 года №54-оз «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», для формирования окружной программы капитального ремонта лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, в срок до 1 сентября 2013 года представляют в органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа информацию о многоквартирных домах, управление которыми они осуществляют, в форме, утвержденной нормативным правовым актом уполномоченного исполнительного органа государственной власти, определенного Правительством автономного округа. Орган местного самоуправления муниципального образования автономного округа обобщает поступившую информацию, а также осуществляет сбор информации о многоквартирных домах, находящихся в муниципальной и (или) государственной собственности, и о многоквартирных домах, информация о которых не представлена лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, в срок, установленный в пункте 1 настоящей статьи. Обобщенная информация обо всех многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования автономного округа, представляется органом местного самоуправления муниципального образования автономного округа в уполномоченный исполнительный орган государственной власти, определенный Правительством автономного округа, не позднее 1 октября 2013 года.

В соответствии с ч.2 ст.13 Закона ХМАО - Югры от 01.07.2013 года №54-оз «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», краткосрочный план реализации окружной программы капитального ремонта утверждается Правительством автономного округа в срок до 1 октября года, предшествующего очередному плановому периоду (три календарных года) реализации окружной программы.

В соответствии со ст.15.1 Закона ХМАО - Югры от 01.07.2013 года №54-оз «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо югорский оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете югорского оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, а также иные предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта, в срок не менее трех месяцев до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с окружной программой капитального ремонта. Предложение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме представляется собственникам помещений в многоквартирном доме путем размещения на официальном сайте лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо югорского оператора (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете югорского оператора) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и направляется в адрес органа местного самоуправления, а также в форме документа на бумажном носителе путем его размещения на информационных стендах (стойках), расположенных в помещении многоквартирного дома, доступном для всех собственников помещений в данном доме.

Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счёте регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счёт средств, полученных за счёт платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счёте, счетах регионального оператора, за счёт субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счёт иных не запрещенных законом средств (п. 1 ст. 182 ЖК РФ).

В соответствии с п.3.1, 3.4 Постановления Правительства Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 25.12.2013 года №568-п «О программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты - Мансийского автономного округа – Югры», в целях актуализации Программы органы местного самоуправления, собственники (собственник) помещений в многоквартирном доме (далее - инициаторы) направляют соответствующие обращения региональному оператору. В целях внесения изменений в Программу по изменению перечня планируемых видов (замена другими видами) услуг и (или) работ по капитальному ремонту инициатор направляет региональному оператору следующие документы: решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении изменений в Программу по изменению перечня планируемых видов (в том числе замена другими видами) услуг и (или) работ по капитальному ремонту.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

Согласно ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу ч. ч. 1, 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, Правила пользования жилыми помещениями, а также Правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а также механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Из положений ст. 161 ЖК РФ следует, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В силу ст. 162 ЖК РФ на управляющей компании лежит обязанность по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставлению коммунальных услуг, выполнению иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.

Из п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Согласно подп. «а», «б», «г» п. 10 указанных Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

В соответствии с подпунктом «а» п. 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в п. 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства РФ, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.

В силу п. 13 Правил осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Согласно подп. «б» п. 32 указанных Правил исполнитель имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.

Согласно подп. «е» п. 34 Правил потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в п. 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.

Как установлено судом, ответчиками, вопреки положениям ст.56 ГПК РФ и ч.3 ст.9 Закона ХМАО - Югры от 01.07.2013 года №54-оз, не представлено доказательств, что запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном Правительством автономного округа, определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный окружной программой капитального ремонта, не требуются.

Кроме того, ответчиками не соблюдён порядок изменения утверждённой Программы, установленный п.3.1, 3.4. Постановления Правительства Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 25.12.2013 года №568-п «О программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты - Мансийского автономного округа – Югры».

Истец, как региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта.

Региональная программа утверждена Постановлением Правительства Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 25.12.2013 года №568-п.

Таким образом, препятствуя истцу, как исполнителю утверждённой региональной программы, ответчики избрали ненадлежащий способ защиты своего права.

На основании указанного выше правового обоснования, суд приходит к выводу, что ответчики нарушают Правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, таким образом на ответчиков подлежит возложению обязанность по обеспечению доступа к общему имуществу многоквартирного дома – инженерным сетям теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, расположенных в жилых помещениях собственников, с целью своевременного и качественного проведения капитального ремонта Обществом с ограниченной ответственностью «НТСМ», в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.

В ходе рассмотрения дела представителями истца заявлено устное ходатайство об обращении решения суда к немедленному исполнению, в связи с истечением сроков исполнения региональной программы в отношении многоквартирного дома.

Согласно ст.212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Вместе с тем, обстоятельств, приведённых в ст.212 ГПК РФ, истцом не приведено.

При таких обстоятельствах суд не видит оснований для немедленного обращения к исполнению решения суда.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, которые согласно ст.88 ГПК РФ, состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

При этом специального заявления стороны о распределении судебных расходов не требуется.

Поскольку истцом при обращении с иском в суд оплачена государственная пошлина в размере 6 000 рублей по каждому иску, исчисленная в соответствии со ст.333.19 Налогового кодекса РФ, она подлежит взысканию в пользу Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов: с Бучельникова С.С. в размере 3 000 рублей и Барабановой Т.Н. в размере 3 000 рублей, с Канова В.В. в размере 3 000 рублей и Кановой В.С. в размере 3 000 рублей, с Холодиловой Н.А. в размере 6 000 рублей, с Яковенко А.Д. в размере 6 000 рублей, с Лохман С.И. в размере 6 000 рублей

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.98, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

удовлетворить полностью иск Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов к Бучельникову Сергею Сергеевичу, Барабановой Татьяне Николаевне, действующей также в интересах несовершеннолетнего Бучельникова Никиты Сергеевича, Канову Владимиру Викторовичу, Кановой Валентине Спиридоновне, Холодиловой Наталье Александровне, Яковенко Анатолию Дмитриевичу, Лохман Светлане Ивановне, Таратунину Константину Владимировичу, третьи лица Муниципальное предприятие «Жилищно – коммунальное управление» и Общество с ограниченной ответственностью «НТСМ», о предоставлении доступа к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома.

Обязать собственников жилых помещений <адрес> по <адрес> – Мансийска: собственников <адрес> Бучельникова Сергея Сергеевича, Барабанову Татьяну Николаевну, действующую также в интересах несовершеннолетнего Бучельникова Никиты Сергеевича, собственников <адрес> Канова Владимира Викторовича и Канову Валентину Спиридоновну, собственника <адрес> Холодилову Наталью Александровну, собственника <адрес> Яковенко Анатолия Дмитриевича, собственника <адрес> Лохман Светлану Ивановну, собственника <адрес> Таратунина Константина Владимировича, предоставить доступ к общему имуществу многоквартирного дома – инженерным сетям теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, расположенных в жилых помещениях собственников, с целью своевременного и качественного проведения капитального ремонта Обществом с ограниченной ответственностью «НТСМ» в рамках «программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты – <адрес> – Югры», утверждённой постановлением Правительства Ханты – <адрес> – Югры от ДД.ММ.ГГГГ-п.

Взыскать в порядке распределения судебных расходов в пользу Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов сумму оплаченной при обращении в суд государственной пошлины: с Бучельникова Сергея Сергеевич в размере 3 000 рублей и Барабановой Татьяны Николаевны в размере 3 000 рублей, с Канова Владимира Викторовича в размере 3 000 рублей и Кановой Валентины Спиридоновны в размере 3 000 рублей, с Холодиловой Натальи Александровны в размере 6 000 рублей, с Яковенко Анатолия Дмитриевича в размере 6 000 рублей, с Лохман Светланы Ивановны в размере 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в апелляционном порядке в суд <адрес>-Югры через Ханты – Мансийский районный суд.

Мотивированное решение составлено и принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий подпись С.В.Вахрушев

Копия верна:

Судья Ханты – Мансийского

районного суда С.В.Вахрушев