ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3815/2017 от 01.06.2017 Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело № 2-3815/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 июня 2017 года г. Липецк

Советский районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего судьи Малыхиной А.Н.,

при секретаре Гусевой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Гордеева ФИО25, Фаустова ФИО26. Горбунова ФИО27, Горбуновой ФИО28, Овсянникова ФИО29, Овсянниковой ФИО30, Бережной ФИО31, Горностаевой ФИО32, Спицыной ФИО33, Вишнякова ФИО34, Солдатова ФИО35, Канивец ФИО36. Канивец ФИО37, Радишевского ФИО38, Гелажис ФИО39, Романовой ФИО40, Шибаева ФИО41, Шибаевой ФИО42 к Фонду капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области о признании незаконным начисления платы за капитальный ремонт, прекращении начисления платы, установлении обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт с 10.09.2019 года, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

истцы обратились с иском к Фонду капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области, в обоснование которого указали, что они являются собственниками квартир в многоквартирном жилом доме № <адрес> г. Липецка. Данный жилой дом введен в эксплуатацию 07.07.2014 года, включен в адресный перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Липецкой области, постановлением администрации Липецкой области от 09.09.2014 года № 389 «О внесении изменений в постановление администрации Липецкой области от 28.11.2013 года № 528 «Об утверждении областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, распложенных на территории Липецкой области, на 2014 – 2043 годы». Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у истцов возникает по истечение 5 лет с даты включения данного жилого дома в областную программу капитального ремонта, то есть с 10.09.2019 года. До наступления указанных обстоятельств собственники помещений МКД вправе в любое время принять на общем собрании решение об уплате средств на капитальный ремонт в порядке и размере, установленных жилищным законодательством и об их расходовании. Но ответчик с июня 2015 года начисляет собственникам жилых помещений плату за капитальный ремонт, выставляя счета-извещения, чем лишил истцов права выбора способа формирования фонда капитального ремонта и права на пятилетнюю отсрочку по уплате взносов на капитальный ремонт. В связи с изложенными обстоятельствами истцы обратились с настоящим иском о признании незаконным начисления платы за капитальный ремонт, прекращении начисления платы, установлении обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт с 10.09.2019 года, взыскании судебных расходов.

Истцы Фаустов С.Н., Горбунов С.А., Овсянникова В.В., Горностаева Л.И., Канивец П.Д., Канивец Т.Д. в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.

Истцы Гордеев Ю.М., Горбунова Н.И., Овсяников Д.Н., Бережная М.Д., Спицина Е.В., Вишнякова Е.А., Солдатов Д.И., Радишевский М.В., Гелажис А.Г., Романова О.В., Шибаев А.В., Шибаева А.В., представитель ответчика - Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного разбирательства извещались надлежащим образом.

Выслушав объяснения истцов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствие со ст. 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.

В силу ч. 3 ст. 169 Жилищного кодекса РФ (в редакции ФЗ № 255-ФЗ от 21.07.2014 г.) обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.

Согласно ч. 3 ст. 170 Жилищного кодекса РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.

Региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда. Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации (ст. 178 ЖК РФ).

К функциям регионального оператора относится аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора (ст. 180 ЖК РФ).

Судом установлено, что истцы Фаустов С.Н., Горбунов С.А., Овсянникова В.В., Горностаева Л.И., Канивец П.Д., Канивец Т.Д., Гордеев Ю.М., Горбунова Н.И., Овсяников Д.Н., Бережная М.Д., Спицина Е.В., Вишнякова Е.А., Солдатов Д.И., Радишевский М.В., Гелажис А.Г., Романова О.В., Шибаев А.В., Шибаева А.В. являются собственниками жилых помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме № <адрес> г. Липецка, что подтверждается правоустанавливающими документами (л.д. 6 - 23).

Жилой дом № <адрес> г. Липецка введен в эксплуатацию разрешением Управления градостроительного контроля департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка № RU48320000-103 от 07.07.2014 года (л.д. 24 – 25).

Из представленных истцами платежных квитанций следует, что ответчик начисляет собственникам помещений многоквартирного жилого дома № <адрес> г. Липецка к оплате взносы на капитальный ремонт (л.д. 130, 188 – 191).

В соответствии с ч. 6 ст. 5 Закона Липецкой области «О правовом регулировании некоторых вопросов в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» № 211-ОЗ от 08.10.2013 года обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная областная программа капитального ремонта либо изменения в нее по дополнительному включению многоквартирных домов, за исключением случая, установленного частью 7 настоящей статьи.

Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения областной программы капитального ремонта и включенном в областную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в областную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт (часть 7 ст. 5).

В целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Липецкой области, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом Липецкой области от 8 октября 2013 года N 211-ОЗ "О правовом регулировании некоторых вопросов в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" постановлением администрации Липецкой области от 28.11.2013 г. № 528 была утверждена областная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Липецкой области, на 2014 - 2043 годы.

В данном случае, многоквартирный жилой дом № <адрес> г. Липецка включен в областную программу капитального ремонта в соответствии с Постановлением администрации Липецкой области «О внесении изменений в постановление администрации Липецкой области от 28.11.2013 года № 528 «Об утверждении областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Липецкой области на 2014 - 2043 годы» № 389 от 09.09.2014 года (л.д. 205).

Согласно Постановлению администрации г. Липецка «О формировании Фонда капитального ремонта на счете регионального оператора» № 978 от 40.04.2014 года, фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома № <адрес> г. Липецка формируется на счете областного оператора – Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области.

Таким образом, обязанность истцов, как собственников помещений многоквартирного жилого дома № <адрес> г. Липецка, по уплате взносов на капитальный ремонт возникла с 01.06.2015 года.

Доводов о том, что ответчик возложил на собственников помещений указанного многоквартирного дома обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт ранее этого срока, истцы не заявляли.

Федеральным законом от 29.06.2015 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» введена в действие и вступила в силу с 30.06.2015 года часть 5.1 ст. 170 Жилищного кодекса РФ, которая устанавливает, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

В соответствии с положениями ч. 1 – ч. 3 ст. 6 Жилищного кодекса РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

В данном случае Федеральный закон РФ «О внесении изменений в жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» № 176-ФЗ не предусматривает применение положений части 5.1 ст. 170 Жилищного кодекса РФ к правоотношениям, возникшим до его вступления в силу.

Следовательно, положения ч. 5.1 ст. 170 Жилищного кодекса РФ применяются в отношении собственников помещений, расположенных в тех многоквартирных домах, которые включены в региональную программу при ее актуализации после 30 июня 2015 года.

Исходя из вышеизложенных правовых норм, поскольку многоквартирный жилой дом № <адрес> г. Липецка включен в областную программу капитального ремонта при ее актуализации 09.09.2014 года, то есть до 30.06.2015 года, то на собственников помещений в указанном многоквартирном доме, в силу ст. 6 Жилищного кодекса РФ, не распространяются положения ч. 5.1 ст. 170 Жилищного кодекса РФ, устанавливающие обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт по истечении 5 лет с даты включения многоквартирного дома в областную программу капитального ремонта.

Таким образом, доводы истцов о нарушении ответчиком их права на выбор способа формирования фонда капитального ремонта и права на пятилетнюю отсрочку по уплате взносов на капитальный ремонт, являются необоснованными, в связи с чем заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат, соответственно и расходы по уплате госпошлины в размере 300 руб. в пользу истца Гордеева Ю.М. взысканы быть не могут.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Гордеева ФИО43, Фаустова ФИО44. Горбунова Сергея Александровича, Горбуновой ФИО45, Овсянникова ФИО46, Овсянниковой ФИО47, Бережной ФИО48, Горностаевой ФИО49, Спицыной ФИО50, Вишнякова ФИО51, Солдатова ФИО52, Канивец ФИО53. Канивец ФИО54, Радишевского ФИО55, Гелажис ФИО56, Романовой ФИО57, Шибаева ФИО58, Шибаевой ФИО59 к Фонду капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области о признании незаконным начисления платы за капитальный ремонт с июня 2015 года; прекращении начисления платы за капитальный ремонт, установлении обязанности собственников помещений многоквартирного дома № <адрес> г. Липецка по уплате взносов на капитальный ремонт с 10.09.2019 года; взыскании судебных расходов - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья А.Н.Малыхина

Мотивированное решение

составлено 06.06.2017 г.