РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 ноября 2018 года г. Самара
Октябрьский районный суд г. Самары в составе
председательствующего судьи Шельпук О.С.,
при секретаре Шнигуровой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №... по иску ФИО1 к ГУ МВД России по Самарской области об обязании произвести перерасчет льготного стажа и пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что он проходил службу в органах внутренних дел РФ, откуда был уволен 07.09.2017 года по п. 4 ч.2 ст. 82. 08.09.2017 года ему была назначена пенсия за выслугу лет. При увольнении в его трудовой книжке была сделана запись о том, что его срок службы в органах внутренних дел составляет 22 года 11 месяцев и 3 дня, при этом вышеуказанный срок был посчитан в календарном отношении без учета льготного стажа. В соответствии с приказом № 431 от 05.09.2017 года его льготный стаж составил 26 лет 10 месяцев 1 день. В связи с тем, что в период срочной службы в Вооруженных силах РФ он был неоднократно направлен в служебные командировки в горячие точки, расчет вышеуказанного стажа должен был быть произведен в соответствии с п. 3 постановления № 941. Просит суд обязать ответчика произвести перерасчет льготного стажа для назначения пенсии с учетом п.3 Постановления Правительства РФ № 941, произвести перерасчет назначенной пенсии по старости с момента ее назначения.
В судебном заседании истец и его представитель ФИО2, допущенная к участию в деле в качестве представителя, исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям, просили удовлетворить. В судебном заседании пояснили, что при увольнении ФИО1 был издан приказ № 434, по которому выслуга составляет 22 года 11 месяцев 3 дня. При начислении пенсии истцу было вручено уведомление о том, что с 8 сентября 2017 года выслуга составила 26 лет. Пропали 10 месяцев и 1 день. Не были включены в льготном исчислении периоды службы в армии до присяги, то есть с 26.02.1994 по 22.03.1994; период службы в «горячих» точках с 09.11.1994 по 06.03.1995, с 18.05.1994 по 20.07.1994. Пояснить, по какому именно подпункту пункта 3 Постановления Правительства №941 пояснить не смогли, полагали, что в связи с тем, что ФИО1 являлся сотрудником органов внутренних дел, он в силу своего статуса имеет льготу, выражающуюся в праве на досрочное назначение пенсии. Настаивали на рассмотрении дела по заявленным требованиям, а именно относительно возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет льготного стажа истца для назначения пенсии с учетом п. 3 Постановления №941, после чего произвести перерасчет назначенной пенсии с момента ее назначения.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Суду пояснила, что истец проходил службу в органах внутренних дел РФ и является получателем пенсии по линии МВД России. Истцу включен в стаж период прохождения им военной службы начиная с 23.03.1994, поскольку именно 23.03.1994 ему было присвоено первое воинское звание, и в силу ФЗ «О статусе военнослужащих» временем начала периода военной службы является присвоение первого звания. Периоды прохождения службы в «горячих» точках не включены в льготном исчислении, поскольку истец проходил военную службу по призыву. Стаж определен в 26 лет, поскольку до полных 27 лет истец не дослужил, своим рапортом он отказался проходить службу до полных 27 лет.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ФИО1 являлся капитаном полиции Оперативной дежурной части ОП № 58 МО МВД России «Нефтегорский» Самарской области.
Согласно Выписке из приказа Начальника ГУ МВД России по Самарской области за 2017 год № 431 л/с от 05.07.2017 года капитан полиции ФИО1 уволен по п. 4 ч. 2 ст. 82, 07.09.2017 года.
04.09.2017 года ФИО1 на имя и.о. Начальника МО МВД России «Нефтегорский» был составлен рапорт о том, что с расчетом выслуги лет для назначения пенсии ознакомлен (26 лет 10 месяцев). Дорабатывать два месяца до 27 лет выслуги не желает.
Согласно заключению № 24/46200 от 18.09.2017 года ЦФО ГУ МВД России по Самарской области ФИО1 назначена пенсия в размере 18212,30 руб., подлежит выплате с 08.09.2017 года. Выслуга лет в календарном исчислении составляет 22 года 11 месяцев 3 дня, в льготном исчислении 26 лет 10 мес. 1 день.
Истцом представлен военный билет, из которого следует, что 26.02.1994 истец был призван на военную службу. В разделе «Особые отметки» военного билета содержатся следующие записи: «Выполнял служебно-боевые задачи в районе ЧП республики Чечня с 09.11.1994 по 06.03.1994 и засчитывается в выслугу лет для исчисления пенсии один день за три дня», а также запись «С 18.05.1994 по 20.07.1994 выполнял служебно-боевые задачи в районе ЧП в г. Малгобек Ингушетии».
Указанные периоды, согласно пенсионному делу ФИО1, включены при расчете пенсии за выслугу лет истцу в календарном порядке, с чем не согласен истец, полагая, что к данным периодам подлежит применению п. 3 Постановления Совета Министров – Правительства РФ от 22.09.1993 №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» (далее Постановление №941).
ФИО1 после прохождения военной службы являлся сотрудником органов внутренних дел, уволен со службы из органов внутренних дел, поэтому его исковые требования должны рассматриваться с учетом нормативных правовых актов, регулирующих пенсионное обеспечение военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел.
Пенсионное обеспечение военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии регламентируется специальным Законом РФ 12.02.1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
В соответствии со ст. 18 указанного закона, время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении.
При этом статьей 1 в перечень лиц, на которых распространяется действие данного закона, включены лица, проходившие военную службу по контракту. Ни статья 1, ни статья 4 указанного закона положений о том, что указанные в данном Законе льготы распространяются на лиц, проходивших военную службу по призывы, не содержат.
Во исполнение указанного Федерального закона порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определен Постановлением от 22.09.1993 года N 941. В пункте 5 Постановления указаны периоды военной службы по призыву, подлежащие зачету в выслугу лет в льготном исчислении: «5. Установить, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении».
То есть всем военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, военная служба подлежит зачету в календарном исчислении, кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях. Это военнослужащие: 1. воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, 2. проходившие службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, 3. принимавшие участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, 4. необоснованно привлеченные к уголовной ответственности или репрессированные.
Понятие «действующая армия» в законодательстве Российской Федерации используется исключительно применительно к периоду Великой Отечественной войны. Следовательно, военнослужащие, проходящих военную службу по призыву в условиях чрезвычайного положения, в Постановлении № 941 не указаны, поэтому такая служба зачтена в льготном исчислении в выслугу лет быть не может.
При этом, Конституционным Судом РФ в Определении от 17.07.2018 №1933-О указано, что установление различного порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии в зависимости от того, осуществлялась ли военная служба на профессиональной, контрактной основе либо по призыву, будучи основанным на объективных критериях, само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные предписания.
При указанных обстоятельствах суд не находит оснований для применения льготного порядка исчисления периодов службы истца с 18.05.1194 по 20.07.1994 и с 09.11.1994 по 06.03.1995.
Доводы истца о том, что ему необоснованно не был включен период с 26.02.1994 по 03.03.1994, судом также отклоняются, поскольку в силу прямого указания ч. 10 ст. 38 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» началом военной службы считается для граждан, не пребывающих в запасе, не имеющих воинских званий и призванных на военную службу, - день присвоения воинского звания рядового. Согласно военному билету истца, звание рядового ему присвоено 03.03.1994, и начиная с этой даты служба в Вооруженных Силах включена в расчет выслуги лет истца.
Кроме того, суд учитывает, что истец требовал произвести перерасчет льготного стажа для назначении пенсии, и его доводы о невключении указанного периода в выслугу лет, выходят за пределы заявленных им же требований.
По тем же основаниям отклоняются доводы истца о том, что ответчик исключил из расчета для выслуги лет 10 месяцев и 1 день, засчитав стаж до 26 лет. При этом суд учитывает, что истец сам отказался проходить службу до полных 27 лет, о чем имеется его соответствующий рапорт.
Исходя из формулировки исковых требований, которые ни истец, не представитель истца уточнять не стали, оснований для проверки законности и обоснованности указанных действий ответчика, у суда не имеется.
На основании вышеизложенного, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований ФИО1
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самара в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, дата изготовления которого 19.11.2018.
Судья О.С. Шельпук