ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3817/18 от 13.06.2018 Ленинскогого районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело (17)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(мотивированное решение изготовлено 13.06.2018 года)

г. Екатеринбург <//>

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Ивановой О.А. при секретаре судебного заседания Романычевой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному агентству лесного хозяйства о признании доклада и пунктов протокола недействительными, об оспаривании приказа о применении взыскания,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Федеральному агентству лесного хозяйства о признании доклада и пунктов протокола недействительными, об оспаривании приказа о применении взыскания. В обоснование заявленных требований указала, что с <//> занимает должность федеральной государственной гражданской службы, является заместителем начальника Департамента лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу на основании приказа руководителя Федерального агентства лесного хозяйства от <//>-к. В соответствии с требованиями действующего законодательства ею были представлены сведения о доходах за 2016 года в отношении нее и членов ее семьи. <//> она была уведомлена о проведении в отношении нее проверки достоверности и полноты представленных ею сведений на основании приказа заместителя Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации – руководителя Федерального агентства лесного хозяйства от <//>-лс «О проведении проверок в отношении государственных гражданских служащих территориальных органов Рослесхоза». На основании доклада по результатам данной проверки были сделаны выводы о предоставлении ею недостоверных и неполных сведений. Комиссией Федерального агентства лесного хозяйства по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Рослесхозом, и урегулирования конфликта интересов было принято решение о наличии в ее действиях коррупционного правонарушения, рекомендовано представителю нанимателя привлечь ее к ответственности в виде замечания. Приказом заместителя Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации – руководителя Федерального агентства лесного хозяйства от <//>-лс «О применении взыскания» истец была привлечена к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения в виде замечания. С приказом ознакомлена <//>. Объяснения предоставила <//> и <//>. С данным приказом она не согласна, считает его незаконным и необоснованным. Учитывая изложенное, просила признать доклад отдела кадров Федерального агентства лесного хозяйства от <//> недействительным; признать пункт 4.1 протокола комиссии Федерального агентства лесного хозяйства по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Рослесхозом, и урегулирования конфликта интересов от <//> недействительным; признать незаконным и отменить приказ от <//>-лс «О применении взыскания».

В судебном заседании ФИО1 поддержала исковые требования в полном объеме по указанным в иске основаниям.

Представитель ответчика Федерального агентства лесного хозяйства ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, указанным в представленном в суд отзыве на исковое заявление.

Учитывая изложенное, а также обстоятельства заблаговременного размещения на сайте Ленинского районного суда г. Екатеринбурга сведений о месте и времени судебного заседания, в соответствии с положениями ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке и вынести решение.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, о дополнении которых сторонами не заявлено, каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующему.

Вопросы прохождения государственной гражданской службы регулируются Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государтсвенной гражданской службе Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 79-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 79-ФЗ, государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 13 Федерального закона № 79-ФЗ, гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

На основании п.п. 1, 5, 6, 8 ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 79-ФЗ, гражданский служащий обязан: исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне; не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей; соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих; не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 79-ФЗ, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи представителю нанимателя представляют: 1) гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, - при поступлении на службу; 2) гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную вперечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, - ежегодно не позднее срока, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, и членов его семьи осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О противодействии коррупции" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 6 ст. 20 Федерального закона № 79).

При этом, согласно ч. 6.1 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.

Вв соответствии с п. 1 ст. 59.1 Федерального закона № 79-ФЗ за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания, в том числе замечание.

Согласно ст. 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии.

При применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

Взыскание в виде замечания может быть применено к гражданскому служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения на основании рекомендации комиссии по урегулированию конфликтов интересов.

Из материалов дела следует, что ФИО1 с <//> занимает должность федеральной государственной гражданской службы, является заместителем начальника Департамента лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу на основании приказа руководителя Федерального агентства лесного хозяйства от <//>-к.

Согласно приказу Рослесхоза от <//> должность заместителя руководителя (начальника) территориального органа (должность, которую занимает ФИО1) относится к перечню должностей федеральной государственной гражданской службы в Рослесхозе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Истцом в соответствии с требованиями действующего законодательства были представлены сведения о доходах за 2016 года в отношении нее и членов ее семьи.

<//> она была уведомлена о проведении в отношении нее проверки достоверности и полноты представленных ею сведений на основании приказа заместителя Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации – руководителя Федерального агентства лесного хозяйства от <//>-лс «О проведении проверок в отношении государственных гражданских служащих территориальных органов Рослесхоза».

Согласно докладу начальника Управления делами и правового обеспечения ФИО3 от <//>, в целях установления достоверности представленных ФИО1 сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного служащего и ее супруга, был направлен запрос в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии Свердловской области.

При сопоставлении информации, предоставленной Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии Свердловской области в выписках из ЕГРН от <//> и от <//> в отношении ФИО1 и ее супруга, с информацией предоставленной ФИО1 в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении нее и ее супруга был выявлен ряд несоответствий в составе недвижимого имущества, принадлежащего супругам ФИО4, а именно в отношении объектов незавершенного строительства 106 кв. м и 19 кв. м, расположенных по адресу: Свердловская область, ГО Верхняя Пышма, <адрес>. В частности, истцом было указано, что данное недвижимое имущество находится в совместной собственности, тогда как по данным ЕГРН данное имущество находится в индивидуальной собственности супруга истца ФИО5

Судом установлено, что по данным фактам доклад начальника Управления делами и правового обеспечения и материалы проверки в отношении ФИО1 были направлены для рассмотрения в комиссию Рослесхоза но соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Рослесхозом, и урегулированию конфликта интересов (далее – Комиссия).

<//> и <//>ФИО1 были предоставлены письменные объяснения по вышеуказанным обстоятельствам. По результатам рассмотрения представленных документов с учетом пояснений истца комиссией было рекомендовано руководителю Рослесхоза применить к ФИО1 взыскание в виде замечания.

Приказом заместителя Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации – руководителя Федерального агентства лесного хозяйства от <//>-лс «О применении взыскания» истец была привлечена к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения в виде замечания. С приказом ознакомлена <//>.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу об обоснованности применения в отношении истца взыскания в виде замечания, поскольку факт недостоверного отражения в сведениях об имуществе за 2016 году истца и ее супруга в части указания неверного режима собственности данного имущества нашел свое подтверждение в судебном заседании. В частности, в материалы дела представлены выписки из ЕГРН, согласно которым объекта незавершенного строительства находятся в индивидуальной собственности супруга истца.

Тот факт, что указанное имущество было приобретено супругами в период брака, для рассмотрения заявленных истцом требований правового значения не имеет, поскольку согласно п. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Данное положение продублировано и Методическими рекомендациями по вопросам предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2017 году (за отчетный 2016 год) Минтруда России от 26.12.2016 N 18-2/10/В-9843, согласно пункту 69 которых при заполнении данного подраздела указываются все объекты недвижимости, принадлежащие служащему (работнику), члену семьи на праве собственности, независимо от того, когда они были приобретены, в каком регионе Российской Федерации или в каком государстве зарегистрированы.

При этом, при заполнении данного подраздела рекомендуется заблаговременно проверить наличие и достоверность документов о праве собственности и/или выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что по результатам рассмотрения материалов в отношении ФИО1 Комиссия обоснованно пришла к выводу о недостоверности предоставленных истцом сведений об имуществе, в связи с чем правомерно рекомендовало применить в отношении нее взыскание виде замечания с учетом характера совершенного правонарушения, его тяжести и обстоятельств, при которых оно было совершено.

Ссылка истца на п. 5 Приложения Письма Минтруда России от 21.03.2016 № 18-2/10/П-1526 «О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения», согласно которому расценивались как несущественные проступки ситуации, когда сведения об имуществе, принадлежащем супругам на праве совместной собственности, указаны только в справке одного из супругов либо в справке одного из супругов данные сведения указаны достоверно, а в справке другого – недостоверно, не может быть принята судом во внимание, поскольку в указанном пункте речь идет о совместном имуществе супругов, тогда как по данным ЕГРН спорное недвижимое имущество находится в индивидуальной собственности супруга истца. При этом, спор о режиме собственности данного имущества находится за рамками заявленных истцом требований и судом при их рассмотрении не может быть предопределен.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Федеральному агентству лесного хозяйства о признании доклада и пунктов протокола недействительными, об оспаривании приказа о применении взыскания.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к Федеральному агентству лесного хозяйства о признании доклада и пунктов протокола недействительными, об оспаривании приказа о применении взыскания оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, подачей апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья О.А. Иванова