ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3818/20 от 07.04.2021 Московского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2-675/2021 (2-3818/2020)

39RS0001-01-2020-006132-42

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 апреля 2021 года г. Калининград

Московский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Семенихина В.А.

при секретаре Ткаченко К.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к АО «Янтарьэнергосбыт» о понуждении заключения договора электроснабжения с применением регулируемых цен (тарифов) за потребление электроэнергии для населения и приравненных к ним категориям потребителей,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском, указав, что 30.06.2011 г. между ним и ОАО «Янтарьэнерго», в настоящее время - ОАО «Янтарьэнергосбыт» (гарантирующий поставщик) заключен договор энергоснабжения , по условиям которого, гарантирующий поставщик подает абоненту (физическому лицу) электрическую энергию, а абонент принимает и оплачивает принятую электрическую энергию на условиях, предусмотренных договором. Электрическая энергия используется им для личного бытового потребления в принадлежащем ему на праве собственности здании, расположенном по адресу:, <адрес>, в ЕГРН здание учтено как «нежилое здание - дом для отдыха», кадастровый . Согласно пункту 5.3 договора, тарифы на электрическую энергию устанавливаются (изменяются) в соответствии с нормативными актами Правительства РФ, органов исполнительной власти РФ и Калининградской области по государственному регулированию тарифов без согласия с абонентом. В настоящий момент оплата потребленной электрической энергии по договору производится по свободным (нерегулируемым) ценам, предельные уровни которых рассчитываются гарантирующим поставщиком по ценовым категориям (ему присвоена первая ценовая категория), формируемым в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 г. № 1179 «Об определении и применении гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность)», Приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 30.12.2019 г. № 154-08э/19 «Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую гарантирующим поставщиком АО «Янтарьэнергосбыт» покупателям на розничном рынке Калининградской области, объединенной в неценовую зону оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2020 год». Он, являясь гражданином (физическим лицом), использующим электроэнергию исключительно для личных, семейных, домашних нужд, а не с коммерческой целью, считает отказ ответчика по отнесению его (абонента) к тарифной группе «Население» и применение в расчетах по договору нерегулируемых цен за потребляемую электрическую энергию не обоснованным. По его мнению, электроэнергия должна оплачиваться по регулируемым тарифам, предусмотренным для категории потребителей «Население», согласно методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 г. № 20-э/2 (Методические указания № 20-э/2), постановлению Правительства РФ от 29.12.2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (Постановление № 1178), Приказу Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 29.11.2019 г. № 105-01э/19 «Об установлении тарифов на электроэнергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по КО на 2020 год». С целью подтверждения использования электроэнергии абонентом исключительно на коммунально-бытовые нужды, а также того, что на объекте не осуществляется коммерческая (производственная) деятельность 21.06.2019 г. он направил в адрес гарантирующего поставщика заявление вх. № 22332 от 21.06.2019 г. с просьбой оформления акта осмотра объекта. Акт «Инструментальной проверки» от 27.06.2019 г. № 242-06, составленный представителями Нестеровского РЭС, не отвечал цели, изложенной им в заявлении. В свою очередь, гарантирующий поставщик в ответе от 16.07.2019 г. исх. № ЯЭС/16764 на его заявление, ссылаясь на те же нормативные акты, также подтвердил свою позицию по разграничению категорий потребителей на «население и приравненные к нему категории потребителей» и «остальные потребители», а также условие, при котором электроэнергия оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам: «...В случае если электрическая энергия используется для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности, то оплата потребленной электрической энергии производится по свободным (нерегулируемым) ценам, формируемым...». При этом, в этом же письме, в противоречие своей позиции, ответчик, не имея доказательств использования абонентом электрической энергии для коммерческой (производственной) деятельности, обосновывает применение тарифа «для коммерческих нужд» исключительно принадлежностью объекта к нежилому помещению. По причине несогласия с позицией ОАО «Янтарьэнергосбыт» и с целью урегулирования спора в досудебном порядке, им в адрес ответчика были направлены досудебные претензии. В ответах на досудебные претензии ответчик не изменил свою позицию по применению к абоненту тарифа для категории «прочие потребители» с применением свободных (нерегулируемых цен), ссылаясь исключительно на статус помещения, и не принимая во внимание категорию потребителя и цель использования электроэнергии. Он не согласен с позицией ответчика. Он - гражданин РФ, использующий электроэнергию исключительно на коммунально-бытовые нужды, полностью отвечает идентификационным характеристикам подкатегории «Граждане» тарифной группы 2 «Население», указанной в пункте 27 Методических указаний № 20-э/2. Ответчиком не было указано ни одного нормативного акта на основании, которого делаются такие утверждения, а также нормативных актов, обосновывающих классификацию абонентов к определенной категории потребителей, исходя из статуса помещения. Принимая во внимание отсутствие в законодательных актах указания на обязательную связь статуса объекта с тарифами за электрическую энергию на этом объекте в досудебной претензии от 31.01.2020 г. просил дать пояснение причин отказа ОАО «Янтарьэнергосбыт» в заключении с ним такого рода договора, в письме ответчика от 20.02.2020 г. ответа на данный вопрос не последовало. Ответчик в очередной раз потребовал представления документов, подтверждающих факт перевода «нежилого здания - дома для отдыха» в жилое здание. Также он, с целью досудебного урегулирования спора, просил ответчика принять во внимание сложившуюся судебную практику, в соответствии с которой отнесение потребителя к той или иной категории необходимо осуществлять по критерию целей электропотребления, а не статусу объекта. Кроме того, в ходе досудебного урегулирования спора, он повторно направлял ответчику запрос о направлении на вышеуказанный объект уполномоченных сотрудников ОАО «Янтарьэнергосбыт» с целью составления акта осмотра помещения и подтверждения, что в нем не ведётся предпринимательская деятельность, а электроэнергия потребляется исключительно для коммунально-бытовых нужд. Сотрудники Нестеровского РЭС, приехавшие на обследование объекта повторно, ссылаясь на то, что они не обладают «соответствующими компетенциям и полномочиями», не смогли дать такое заключение. В представленном ему на подписание акте была сделана запись: «Проверка на предмет использования объекта с коммерческой целью не представляется возможной». Такая формулировка, по его мнению, свидетельствовала об его отказе в доступе к объекту, что не соответствовало действительности, в силу чего в подписании акта, с его стороны было отказано. Направление заведомо не компетентных или не обладающих соответствующими полномочиями сотрудников ОАО «Янтарьэнергосбыт» указывает на то, что гарантирующий поставщик не заинтересован в подтверждении факта использования абонентом электроэнергии в коммунально-бытовых нуждах на объекте. Ответчик не располагал документами, подтверждающими использование на данном объекте электроэнергии в коммерческих целях в ходе осуществления им предпринимательской деятельности, как на момент заключения договора, так и в настоящее время. ОАО «Янтарьэнергосбыт» в письме № ЯЭС/23735 09.10.2019 г. обосновывает данное утверждение исключительно тем, что на участке отсутствует домовладение, применяя при этом нормы «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г., которое не регулирует отношения между абонентом и гарантирующим поставщиком в силу того, что абонент не является собственником или пользователем указанных помещений в рассматриваемой ситуации. На основании вышеизложенного он считает, что сотрудники ОАО «Янтарьэнергосбыт» формально отнеслись к процедуре заключения договора, не уделили должного внимания смене собственника объекта (ранее собственником являлось юридическое лицо), присвоили ему не соответствующую тарифную категорию потребителей, в силу чего, у гарантирующего поставщика отсутствуют правовые основания для реализации абоненту электрической энергии по нерегулируемым государством ценам. ОАО «Янтарьэнергосбыт», являясь хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, в результате неправомерно присвоенной категории потребителей навязал невыгодные для него условия договора (в части применения нерегулируемого тарифа) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, тем самым нарушив п. 3 ч. 1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-Ф3, что привело к неосновательному обогащению ответчика. Просит обязать ОАО «Янтарьэнергосбыт» заключить с ним договор энергоснабжения с гражданами-потребителями на объекты нежилого назначения, с применением регулируемых цен (тарифов) за потребление электроэнергии для категории потребителей «Население и приравненными к нему категориями потребителей» на объект, расположенный по адресу: <адрес> (кадастровый ), расторгнув действующий договор от 30.06.2011 г.

Истец ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования в полном объеме и просил их удовлетворить. Пояснил, что в АО «Янтарьэнергосбыт» истцу говорили о том, что данный тариф будет использоваться после перевода земли в жилой фонд, а этого сделать не возможно. Никакой коммерции там не ведется, данный дом они используют как дачу для личного отдыха. Дом отапливается электричеством и дровами на постоянной основе, одними дровами невозможно его отопить, сейчас они там практически живут.

В судебном заседании представитель истца ФИО2 требования поддержала исковые требования в полном объеме и просила их удовлетворить. Пояснила, что в данном случае ответчик навязал имтцу невыгодные условия, не обосновав этого. Ее доверитель неоднократно обращался в АО «Янтарьэнергосбыт» с просьбой оформления акта осмотра объекта. Объект ранее принадлежал юридическому лицу как «дом для отдыха», возможно, исходя из этого, ответчик сделал вывод, что ими объект будет использоваться в коммерческих целях, и поэтому применил данный тариф. Ее доверитель в устной форме обращал внимание ответчика на то, что данное помещение будет использоваться для личных нужд, и будет использоваться для отдыха членов семьи. Форма договора, которая имеется у них на данный момент для юридических лиц, для физических лиц форма договора другая. Истец использует электроэнергию для личных нужд. Согласно законодательству мест пребывания у гражданина РФ может быть множество, а регистрация одна. У них имеется много фотографий подтверждающих, что данный дом является жилым, там все дома до 1946 года постройки, новые дома там построить невозможно.

Представитель ответчика ФИО3 возражала против заявленных исковых требований в полном объеме и просила отказать в их удовлетворении, поддержала отзыв на иск представителя ФИО4

В отзыве на иск и дополнении к отзыву представитель ответчика ФИО4 указала, что АО «Янтарьэнергосбыт» с 01.01.2012 г. является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Калининградской области согласно Приказа Службы по государственному регулирования цен и тарифов Калининградской области от 29.11.2011 г. № 115-01э/11, от 30.11.2011 г. № 116- 15э/11, с учетом изменений, внесенных Приказом № 08-02э/15 от 28.01.2015 г. и Приказом от 23.01.2017 г. № 08-01э/17. Между АО «Янтарьэнергосбыт» и ФИО1 заключен договор энергоснабжения от 30.06.2011 г., по условиям которого гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, а также путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электроэнергии и предоставление иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии, а потребитель обязуется оплатить приобретенную электроэнергию и оказанные услуги в порядке, количестве и сроки, предусмотренные настоящим договором, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления электроэнергии, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении электрических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением электроэнергии. Таким образом, на основании договора энергоснабжения гарантирующий поставщик принял на себя полную ответственность за организацию поставки электрической энергии соответствующего качества в энергообъект расположенный по адресу: <адрес>. Ранее АО «Янтарьэнергосбыт» в своем письме от 16.07.2019 г. разъяснял ситуацию по вопросу применения тарифа к вышеуказанному объекту. Истец является собственником нежилого здания - дом для отдыха, площадью <данные изъяты> кв.м, используемого им не для коммунально-бытового назначения, поскольку на земельном участке, отсутствует домовладение, принадлежащее истцу, в связи с чем указанное нежилое здание не находится во взаимосвязи с домовладением, а является отдельно стоящим. Для заключения договора энергоснабжения в 2011 г. истцом было предоставлено свидетельство о собственности <данные изъяты>. на «Нежилое здание - дом для отдыха», расположенное по адресу: <адрес>. Также предоставлен акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон В32-00017-2011 от 04.04.2011 г. на объект: «База отдыха» с подтверждением мощности на объекте 10 кВт. На основании предоставленных документов был заключен договор энергоснабжения на вышеуказанный объект с применением тарифа для категории «прочие потребители». В июле 2019 года в адрес АО «Янтарьэнергосбыт» собственником предоставлена выписка из ЕГРП подтверждающая наличие у последнего в собственности «Нежилого здания - дом для отдыха», расположенного по адресу: <адрес>. На момент заключения договора энергоснабжения и по настоящее время, объект «Нежилое здание - дом для отдыха», не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям в понимании ст. 15 и ст. 16 ЖК РФ, а также Положению о признании помещения жилым помещением, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47. Нежилое здание не может рассматриваться как жилой дом, предназначенный для постоянного проживания граждан и удовлетворения ими бытовых нужд, согласно п. 2 ст. 16 ЖК РФ. В данном случае отсутствуют объективные обстоятельства, с наличием которых закон связывает возможность применения тарифа для тарифной группы «население». Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» утвержден перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) (в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности. К ним относятся: исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для коммунально-бытового потребления населения в объемах фактического потребления электрической энергии населения и объемах электрической энергии, израсходованной на места общего пользования. Садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества. Юридические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления осужденными в помещениях для их содержания при условии наличия раздельного учета электрической энергии для указанных помещений. Юридические и физические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды в населенных пунктах, жилых зонах при воинских частях, рассчитывающиеся по договору энергоснабжения по общему прибору учета электрической энергии. Содержащиеся за счет прихожан религиозные организации. Гарантирующие поставщики, энергосбытовые, энергоснабжающие организации, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях дальнейшей продажи населению и приравненным к нему категориям потребителей в объемах фактического потребления населения и приравненных к нему категорий потребителей и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования в целях потребления на коммунально-бытовые нужды граждан и не используемой для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности. Объединения граждан, приобретающих электрическую энергию (мощность) для использования в принадлежащих им хозяйственных постройках (погреба, сараи). Некоммерческие объединения граждан (гаражно-строительные, гаражные кооперативы), приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды и не используемую для осуществления коммерческой деятельности. АО «Янтарьэнергосбыт» не обладает полномочиями самостоятельно устанавливать группы потребителей, а при применении тарифов обязано руководствоваться нормами действующего законодательства, в том числе, приказами Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области. Функции контроля, у гарантирующего поставщика, ограничиваются поверкой правильности учета электроэнергии по ее количеству. На основании изложенного, требование истца о заключении договора энергоснабжения с гражданином потребителем на объект нежилого назначения (нежилое здание - дом для отдыха площадью 341,9 кв. м. расположенный на землях лесного фонда) и расчетами за потребленную электрическую энергию в соответствии с жилищным законодательством не основано на законе. Считает, что истец злоупотребляет правом на обращение в суд, в отсутствии правовых оснований и, ссылаясь на методические указания № 20-э/2 в редакции, которая утратила силу. Ссылка истца на Методические указания № 20-э/2, о том, что в них не оговаривается, в каком конкретно помещении (жилом или нежилом) граждане используют электрическую энергию на коммунально-бытовые нужды не корректна, так как методические указания предназначены для использования регулирующими органами (федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов), органами местного самоуправления, регулируемыми организациями для расчета методом экономически обоснованных расходов уровней регулируемых тарифов и цен на розничном (потребительском) рынке электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности). Кроме того, земельный участок на котором расположено нежилое здание дом для отдыха истца, расположен на землях лесного фонда. В соответствии с ЗК РФ, все земельные участки делятся на категории, которые предопределяют их целевое назначение и вид использования, разрешенный для юридических и физических лиц, а также муниципалитету. Лесной фонд - это земли, покрытые лесной растительностью. Целевое назначение таких земель - восстановление лесных угодий и ведение лесного хозяйства (ст. 8 ЗК РФ). Лесной кодекс РФ определяет земли лесного фонда как целостный природный объект в совокупности с растительностью, животным миром, и другими важными компонентами природной среды. Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Утверждения истца, что нежилое помещение используется для постоянного проживания и как ИЖД на территории земель лесного фонда, свидетельствует о прямом нарушении закона, что может привести к нарушению естественного состояния леса, как природного ресурса и экологической системы, причинению невосполнимого вреда окружающей среде, нарушению конституционного права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Так же, считает необходимым обратить внимание на то, что в свидетельстве о государственной регистрации права от 22.11.2010 г., площадь нежилого здания - дома для отдыха указана <данные изъяты> кв.м. В 2017 г. нежилое здание имеет площадь уже 341,9 кв.м строительство, реконструкция объектом капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство. Согласно ч. 2 ст. 48 ГрК РФ для реконструкции здания, нужно подготовить проектную документацию, необходимо получить разрешение на строительство, а после проведения работ разрешение на ввод в эксплуатацию (ч. 1 ст. 51, ч. 1 ст. 55 ГрК РФ). Истцом не представлен - технический паспорт на здание, который бы свидетельствовал о том, что в результате реконструкции нежилое здание изменило назначение. По сведениям из ЕГРЮЛ ФИО5 до 02.2016 г. являлся ИП одним из видов деятельности которого, была деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания. На основании изложенного считает, что заявленные исковые требования необоснованные и просит суд отказать истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГК РФ, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 539 ГК РФ по договору электроснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать (абоненту) потребителю через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором норматив ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В силу п. 9 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии» гарантирующий поставщик обязан заключать договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика.

Согласно п. 71(1) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) устанавливаются и применяются равными ценам (тарифам), установленным для населения, в отношении следующих приравненных к населению категорий потребителей: физические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды в населенных пунктах.

То есть, основным критерием для отнесения гражданина к тарифной группе «население» является цель приобретения и использование электрической энергии. Следовательно, удовлетворение коммунально-бытовых нужд неразрывно связано с потреблением электрической энергии в процессе проживания граждан в жилых помещениях и для удовлетворения собственных нужд.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).

Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» «потребитель» - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

Согласно положениям Федерального закона от 26.03.2003 N 35-Ф3 «Об электроэнергетике», существует две категории потребителей электрической энергии: население и приравненные к нему категории потребителей, которым электрическая энергия, используемая на коммунально-бытовые нужды, поставляется по регулируемым ценам и тарифам; остальные потребители, которым в ценовых зонах электрическая энергия поставляется по конечным нерегулируемым ценам.

Федеральной службой по тарифам приказом от 06.04.2004 N 20-э/2 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, с учетом Приказа ФСТ России от 16.09.2014 N 1442-э (ред. от 25.06.2019) "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2014 N 34468).

Пунктом 27 Методических указаний (действовавшим до 30.11.2020 года) предусмотрены 4 тарифные группы потребителей электрической энергии (мощности): базовые потребители, население, прочие потребители и организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии, приобретающие ее в целях компенсации потерь в сетях, принадлежащих данным организациям на праве собственности или ином законном основании.

При этом применимость тарифа, установленного для той или иной группы потребителей, определяется в зависимости от того, к какой из этих групп относится лицо, осуществляющее пользование электрической или тепловой энергией.

К группе "население" относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, а также приравненные к населению категории потребителей, которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).

Перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется но регулируемым ценам (тарифам) (в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности) приведен в приложении N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178. К ним относятся:

исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц. признанных беженцами, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для коммунально-бытового потребления населения в объемах фактического потребления электрической энергии населения и объемах электрической энергии, израсходованной на места общего пользования;

садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества;

юридические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления осужденными в помещениях для их содержания при условии наличия раздельного учета электрической энергии для указанных помещений;

юридические и физические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды в населенных пунктах, жилых зонах при воинских частях, рассчитывающиеся по договору энергоснабжения по общему прибору счета электрической энергии;

содержащиеся за счет прихожан религиозные организации;

гарантирующие поставщики, энергосбытовые, энергоснабжающие организации, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях дальнейшей продажи населению и приравненным к нему категориям потребителей в объемах фактического потребления населения и приравненных к нему категорий потребителей и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования в целях потребления на коммунально-бытовые нужды граждан и нс используемой для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности;

объединения граждан, приобретающих электрическую энергию (мощность) для использования в принадлежащих им хозяйственных постройках (погреба, сараи). Некоммерческие объединения граждан (гаражно-строительные, гаражные кооперативы) и граждане, владеющие отдельно стоящими гаражами, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды и не используемую для осуществления коммерческой деятельности.

Согласно пункту 1 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, потребителем является собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

Таким образом, общий критерий отнесения потребителей электрической энергии к категории "население" заключается в использовании этой энергии на коммунально-бытовые нужды. Применение тарифа, установленного для населения (и приравненных к нему категорий) находится в прямой зависимости от целей потребления коммунального ресурса.

Критерием для отнесения граждан к тарифной группе "население" является цель приобретения и использование электрической энергии. При этом удовлетворение коммунально-бытовых нужд неразрывно связано с потреблением электрической энергии в процессе проживания граждан в жилых помещениях и для удовлетворения собственных нужд.

Судом установлено, что ФИО1 является собственником нежилого помещения расположенного по адресу: <адрес>, «нежилое здание - дом для отдыха», кадастровый , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права .

30.06.2011 г. между ФИО1 (потребитель, абонент) и ОАО энергетики и электрификации «Янтарьэнерго», в настоящее время - ОАО «Янтарьэнергосбыт» (гарантирующий поставщик) заключен договор энергоснабжения , по условиям которого, гарантирующий поставщик подает абоненту электрическую энергию, а абонент принимает и оплачивает принятую электрическую энергию на условиях, предусмотренных договором.

Оплата потребленной электрической энергии по договору производится по свободным (нерегулируемым) ценам, предельные уровни которых рассчитываются гарантирующим поставщиком по ценовым категориям, формируемым в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 г. № 1179 «Об определении и применении гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность)», Приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 30.12.2019 г. № 154-08э/19 «Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую гарантирующим поставщиком АО «Янтарьэнергосбыт» покупателям на розничном рынке Калининградской области, объединенной в неценовую зону оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2020 год».

Из пояснений истца следует, что он является гражданином (физическим лицом), использующий электроэнергию исключительно для личных, семейных, домашних нужд, а не с коммерческой целью, в связи, с чем он, как потребитель электроэнергии, должен относится к тарифной группе «Население» и применение в расчетах по договору нерегулируемых цен за потребляемую электрическую энергию считает не обоснованным.

С целью подтверждения использования электроэнергии ФИО1 исключительно на коммунально-бытовые нужды, а также того, что на объекте не осуществляется коммерческая (производственная) деятельность 21.06.2019 г. он направил в адрес ОАО «Янтарьэнергосбыт» заявление с просьбой оформления акта осмотра объекта.

27.06.2019 г. представителями Нестеровского РЭС был составлен акт «Инструментальной проверки» , который не является ак4том осмотра объекта.

16.07.2019 г. ОАО «Янтарьэнергосбыт» в своем ответе на заявление истца от 21.06.2019 г., ссылаясь на Закон № 35-Ф3 и Методические указания № 20-э/2, указал на свою позицию по разграничению категорий потребителей на «население и приравненные к нему категории потребителей» и «остальные потребители», а также условие, при котором электроэнергия оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам, а именно в случае если электрическая энергия используется для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности, то оплата потребленной электрической энергии производится по свободным (нерегулируемым) ценам.

С целью урегулирования спора в досудебном порядке, истцом в адрес ответчика были направлены досудебные претензии (24.09.2019 г. и 31.01.2020 г.

В ответах на досудебные претензии ответчик не изменил свою позицию по применению к истцу тарифа для категории «прочие потребители» с применением свободных (нерегулируемых цен), ссылаясь на статус помещения.

На момент заключения договора энергоснабжения и по настоящее время, объект «Нежилое здание - дом для отдыха», не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям в понимании ст. 15 и ст. 16 ЖК РФ, а также Положению о признании помещения жилым помещением, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.

20.11.2015 г. с ФИО1 заключен договор аренды земельного участка № 270-р, с кадастровым , для осуществления рекреационной деятельности, со сроком действия до 20.11.2064 г.

Земельный участок, на котором расположено нежилое здание - дом для отдыха, расположен на землях лесного фонда. В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, все земельные участки делятся на категории, которые предопределяют их целевое назначение и вид использования, разрешенный для юридических и физических лиц, а также муниципалитету.

Лесной фонд - это земли, покрытые лесной растительностью. Целевое назначение таких земель - восстановление лесных угодий и ведение лесного хозяйства (ст. 8 ЗК РФ).

Согласно ст. 25 Лесного кодекса РФ, использование лесов может быть следующих видов: 1) заготовка древесины; 2) заготовка живицы; 3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; 4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; 5) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; 6) ведение сельского хозяйства; 7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; 8) осуществление рекреационной деятельности; 9) создание лесных плантаций и их эксплуатация; 10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; 10.1) выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев); 11) осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых; 12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; 13) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; 14) переработка древесины и иных лесных ресурсов; 15) осуществление религиозной деятельности; 16) иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 настоящего Кодекса.

В силу ст. 41 Лесного кодекса РФ, леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение некапитальных строений, сооружений на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.

Назначение принадлежащего на основании договора аренды заявителю земельного участка и объектов, подлежащих размещению на нем, не предполагает постоянного проживания граждан и не предусматривает потребление электрической энергии на коммунально-бытовые нужды. Следовательно, основания для применения тарифов, установленных для категории "население" и приравненных к ней лиц, отсутствуют, вне зависимости от того является ли потребитель юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Согласно пункту 1 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, потребителем является собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

Таким образом, удовлетворение коммунально-бытовых нужд неразрывно связано с потреблением электрической энергии в процессе проживания граждан в жилых помещениях и для удовлетворения собственных нужд.

При той ситуации, когда вид разрешенного использования земельного участка не указывает на возможность использования расположенного на нем объекта недвижимости для личных бытовых нужд, каких-либо доказательств, свидетельствующих об изменении технических характеристик здания, целей использования земельного участка, в материалы дела не представлено, суд приходит выводу, что назначение принадлежащего истцу земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости не предполагает постоянного проживания гражданина и не предусматривает потребление электроэнергии на коммунально-бытовые нужды.

Отсутствие у истца на сегодняшний день статуса индивидуального предпринимателя не лишает его возможности использовать земельный участок с расположенным на нем объектом недвижимости в коммерческих целях.

Разрешая спор, суд исходит из того, что истец не может быть отнесен к тарифной группе "население", поскольку принадлежащий ему объект недвижимости (учитывая также разрешенный вид использования земельного участка) является нежилым зданием (домом для отдыха), не используемым для личных бытовых нужд; потребление электроэнергии таким объектом не может быть признано коммунально-бытовым и тариф "население" в данном случае не применим.

Довод истца о том, что нежилое здание используется для проживания, не может быть принят во внимание, поскольку использование нежилого помещения для проживания не изменяет статуса такого помещения и не является основанием к изменению условий договора энергоснабжения со снижением цены электрической энергии до тарифа «для населения».

Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований ФИО1 о понуждении АО «Янтарьэнергосбыт» заключения договора электроснабжения с применением регулируемых цен (тарифов) за потребление электроэнергии для населения и приравненных к ним категориям потребителей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к АО «Янтарьэнергосбыт» о понуждении заключения договора электроснабжения с применением регулируемых цен (тарифов) за потребление электроэнергии для населения и приравненных к ним категориям потребителей – отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд в апелляционном порядке через Московский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение суда изготовлено 14 апреля 2021 года.

Судья /подпись/