ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3818/2015 от 24.12.2015 Первомайского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

№ 2 – 3818/2015 года. (публиковать).

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 декабря 2015 года.

Первомайский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики в составе: судьи Обуховой М.А.,

при секретаре Кудрявцеве В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воздвиженской Л.В. к Индивидуальному предпринимателю Борисову К.Ю. о взыскании уплаченной за товар суммы, разницы в цене, неустоек, компенсации морального вреда, и штрафа по закону о защите прав потребителей

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с указанным иском. В обоснование иска указывает, что <дата>. приобрела для личных нужд у ответчика МФУ лазерный Canon i- <данные скрыты> по цене <данные скрыты> руб., что подтверждается заказом покупателя от <дата>., кассовыми чеками от <дата>. и от <дата>. На товар установлен гарантийный срок, который составляет 1 год, что подтверждается кассовым чеком от 09.12.2013г., гарантийным талоном. В течение гарантийного срока потребителем в товаре обнаружены недостатки: при сканировании пачки листов через устройство автоподачи бумага постоянно застревает, поворот (искривление) текста при сканировании через устройство автоподачи. <дата>. направила ответчику претензию об устранении недостатков товара, которую ответчик получил <дата>., что подтверждается почтовой квитанцией от <дата>. Ответчик забрал товар на гарантийный ремонт только <дата>., то есть спустя 21 день с момента получения претензии. Недостатки устранены <дата>., товар возвращен потребителю после гарантийного ремонта <дата>. срок устранения недостатков между потребителем и ответчиком в письменной форме соглашением не был определен, недостатки подлежали незамедлительному устранению после получения ответчиком претензии. Из электронных писем ответчика и акта выполненных работ следует, что для ремонта требовалась запасная часть – автоматический податчик документов ( в сборе) или запчасть main controller assembly mf4890dw fm0-3923-000000, которая была получена ответчиком <дата>. Недостаток устранен в течение 3 дней с даты получения детали. Следовательно, недостатки подлежали устранению в течение 3 дней с даты получения ответчиком требований об их устранении, то есть в срок до <дата>. Ответчиком незамедлительный срок устранения недостатков товара нарушен. Претензия потребителя от <дата>. о возврате уплаченной за товар суммы получена ответчиком <дата>., ответчиком оставлена без удовлетворения, поскольку недостатки подлежали устранению в течение 45 дней, после ремонта товар получен без замечаний и претензий, требование о возврате денег должно быть заявлено до получения товара из ремонта. Довод ответчика, что недостатки подлежали устранению в течение 45 дней является необоснованным. Письменное соглашение между ответчиком и истцом о сроке устранения недостатка не заключалось. Ссылка на гарантийный талон несостоятельна, так как в нем отсутствует условие о 45-дневном сроке устранения недостатков, гарантийный талон не является письменным соглашением между ответчиком и потребителем. В связи с нарушением срока устранения недостатков товара ответчик обязан вернуть уплаченную за товар сумму в размере <данные скрыты> руб. В настоящее время минимальная цена товара без учета стоимости доставки составляет <данные скрыты> руб., что подтверждается распечаткой с сервиса яндекс-маркет, стоимость доставки транспортной компанией составляет <данные скрыты> руб. Таким образом, стоимость товара для его приобретения в Ижевске составляет <данные скрыты> руб., а разница в цене <данные скрыты> руб. Период просрочки удовлетворения требования о безвозмездном устранении недостатков товара составил 74 дня (с <дата>. по <дата>.), неустойка за нарушение срока устранения недостатка товара составляет <данные скрыты> руб. Период просрочки удовлетворения требования о возврате уплаченной за товар суммы составляет 154 дня (с <дата> по <дата>г.), размер неустойки составляет <данные скрыты> руб. Указанными обстоятельствами ей причинен моральный вред, который оценивает в размере <данные скрыты> руб. Просит взыскать с ИП Борисова К.Ю. уплаченную за товар МФУ лазерный Canon i- <данные скрыты> сумму в размере <данные скрыты> руб., разницу между ценой товара, установленной договором, и ценой товара на момент вынесения судом решения в размере <данные скрыты> руб., неустойку за нарушение срока устранения недостатка товара в размере <данные скрыты> руб., неустойку за нарушение срока возврата уплаченной за товар суммы в размере <данные скрыты> руб., компенсацию морального вреда <данные скрыты> руб., неустойку за нарушение срока возврата уплаченной за товар суммы в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки начиная с <дата>. по день фактического удовлетворения требования, взыскать штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований в размере 50% от присужденной суммы в пользу потребителя.

В ходе рассмотрения дела истцом увеличен размер исковых требований. Всего просит взыскать с ответчика:

- уплаченную за товар лазерный Canon i- <данные скрыты> сумму в размере <данные скрыты> руб.,

- разницу между ценой товара, установленной договором, и ценой товара на момент вынесения судом решения в размере <данные скрыты> руб.,

- неустойку за нарушение срока устранения недостатка товара в размере <данные скрыты> руб.,

- неустойку за нарушение срока возврата уплаченной за товар суммы в размере <данные скрыты> руб.,

- компенсацию морального вреда <данные скрыты> руб.,

- неустойку за нарушение срока возврата уплаченной за товар суммы в размере 1% от цены товара, за каждый день просрочки начиная с <дата>. по день фактического удовлетворения требования,

- взыскать штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований в размере 50% от присужденной суммы в пользу потребителя.

Дело рассмотрено в отсутствие истца Воздвиженской Л.В., представившей суду письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие и надлежащим образом извещенной о рассмотрении дела.

Представитель ответчика Дерюшев М.В., действующий на основании доверенности, возражает против удовлетворения исковых требований. Представил отзыв на исковое заявление. Кроме того пояснил, что действительно истица приобрела товар у ответчика, в товаре появились недостатки, производился ремонт. После того, как получили претензию, с истицей согласовали срок, когда заберут товар на ремонт. Срок 45 дней исчисляет с <дата> с момента получения претензии, есть квитанция о приеме товара в ремонт, истец в переписке от <дата> указывает на нее, просит ускорить ремонт. Деталь заказывали у поставщика в Москве, она была поставлена <дата> Признает, что срок устранения недостатков нарушен. Однако ответчик оплатил неустойку и моральный вред. После истица обратилась с требованием о возврате денег. Насчитали неустойку, снизили ее до <данные скрыты> руб. и выплатили моральный вред. Ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» предусматривает только один способ защиты права потребителем. Она попросила устранения недостатка, его устранили. С <дата>. по <дата>. потребитель не заявлял требования о расторжении договора, возврате средств. Просит отказать в удовлетворении иска, так как истец злоупотребляет правом. Оснований для возврата товара нет, обменять на аналогичный товар так же не просила.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 454 ГК РФ - по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Согласно пункту 1 статьи 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

К отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 469 ГК РФ).

Поскольку Воздвиженская Л.В. приобрела МФУ исключительно для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, постольку на отношения между истцом и ответчиком распространяются положения Закона N 2300-1.

Пунктом 1 статьи 4 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 установлено, что продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется (пункт 2 статьи 4 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 ).

Согласно пункту 1 статьи 18 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

обнаружение существенного недостатка товара;

нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;

невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю (пункт 2 статьи 18).

Потребитель вправе предъявить требования, указанные в абзацах втором и пятом пункта 1 настоящей статьи, изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру.

Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы (пункт 3 статьи 18).

Перечнем технически сложных товаров, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2011 года N 924, Лазерные или струйные многофункциональные устройства, мониторы с цифровым блоком управления отнесены к технически сложным товарам.

В судебном заседании установлено, что <дата>. истцом у ответчика был приобретен товар - МФУ лазерный Canon <данные скрыты> стоимостью <данные скрыты> руб.

Истцом произведена оплата за товар в размере <данные скрыты> руб.

Данные обстоятельства подтверждаются заказом покупателя от <дата>., кассовыми чеками от <дата>. и от <дата>

<дата>. истцом в адрес ответчика направлена претензия с требованием о безвозмездном устранении недостатков товара, что подтверждается описью вложения и почтовой квитанцией от <дата>.

Как следует из пояснений представителя ответчика, указанная претензия получена ИП Борисовым К.Ю. <дата>.

<дата>. сервисным центром «<данные скрыты>» составлена квитанция о приеме на гарантийный ремонт МФУ лазерный Canon i- <данные скрыты>, указан максимальный срок ремонта – 45 дней.

В соответствии с актом выполненных работ от <дата>. был произведен гарантийный ремонт МФУ лазерный Canon i- <данные скрыты> с заменой запасных частей в авторизированном сервисном центре «<данные скрыты>». Согласно акту выполненных работ от <дата>. произведен ремонт оборудования – замена платы электроники, ремонт узла подачи бумаги, в том числе использованные материалы: запчасть main controller assembly mf4890dw fm0-3923-000000. Товар получен Воздвиженской Л.В. <дата>.

В качестве основания иска Воздвиженская Л.В. указывает на нарушение ответчиком сроков устранения недостатка товара.

Согласно пункту 1 статьи 20 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1, если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать 45 дней.

Исходя из указанной нормы, срок устранения недостатков товара, независимо от того имеется ли соответствующее письменное соглашение сторон либо оно отсутствует, не может превышать 45 дней и подлежит исчислению с момента передачи товара в ремонт впредь до выдачи потребителю товара из ремонта.

Судом установлено, что претензия истца с требованием о безвозмездном устранении недостатка товара получена ответчиком <дата>., МФУ лазерный Canon i- <данные скрыты> был передан на ремонт <дата>.

Товар получен истцом из ремонта <дата>., то есть по истечение 57 дней после передачи его для ремонта в сервисный центр, то есть установленный законом срок устранения недостатков ответчиком превышен.

Ч.1 ст. 23 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 предусматривает ответственность продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за просрочку выполнения требований потребителя, а именно за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика неустойки за нарушение срока устранения недостатка в размере <данные скрыты> руб. за 74 дня за период с <дата>. по <дата>.

Однако, определяя начало срока ремонта суд исходит из того, что начало срока выполнения ремонтных работ следует исчислять с <дата>.

Таким образом, установленный законом срок устранения недостатков ответчиком превышен на 12 дней. За указанный период размер неустойки составляет <данные скрыты> руб. (<данные скрыты>).

Вместе с тем представителем ответчика представлено платежное поручение от <дата>. о перечислении Воздвиженской Л.В. неустойки по претензии в размере <данные скрыты> руб., а также платежное поручение от <дата>. о перечислении <данные скрыты> руб. в счет компенсации морального вреда по претензии.

Таким образом, ответчиком добровольно выполнено требование истца об уплате неустойки за нарушение срока безвозмездного устранения недостатка товара и компенсации морального вреда в части.

Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика уплаченной за товар суммы в размере <данные скрыты> руб., разницы между ценой товара, установленной договором и ценой товара на момент вынесения судом решения в размере <данные скрыты> руб.

Как указывалось выше, статья 18 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 регулирует отношения между продавцом (уполномоченной организацией, уполномоченным индивидуальным предпринимателем, изготовителем, импортером) и потребителем при обнаружении последним в товаре недостатка.

Право потребителя на отказ от исполнения договора и возврат уплаченной за товар суммы, предусмотренное пунктом 1 статьи 18 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1, в отношении технически сложного товара, к которым отнесен и МФУ лазерный Canon <данные скрыты>, возникает лишь тогда, когда в товаре имеется недостаток.

Таким образом, потребитель правомочен предъявить продавцу требование об отказе от исполнения заключенного договора и возврате уплаченной за товар суммы при условии, что на момент предъявления подобного требования в товаре наличествует какой-либо недостаток, то есть до момента выполнения продавцом требования потребителя о его безвозмездном устранении.

В противном случае, право потребителя на товар ненадлежащего качества считается восстановленным, а ответственность продавца за нарушение сроков устранения недостатков в товаре регулируется иными нормами закона, в частности статьей 23 Закона N 2300-1.

Из материалов дела следует, что на момент предъявления Воздвиженской Л.В. претензии о возврате уплаченной за товар суммы, то есть на <дата>. какие-либо недостатки в товаре отсутствовали, поскольку они были устранены в порядке гарантийного ремонта и <дата> МФУ лазерный Canon i- <данные скрыты> был передан истице, претензии у которой на момент его получения отсутствовали.

Более того, в ответе на претензию ответчик согласился на уплату неустойки частично в размере <данные скрыты> руб. и морального вреда в размере <данные скрыты> руб. в связи с нарушением срока устранения недостатка товара.

Таким образом, требования Воздвиженской Л.В. о взыскании уплаченной за товар суммы и разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой товара на момент вынесения судом решения, являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Истцом заявлены требования о взыскании неустойки за нарушение срока возврата уплаченной за товар суммы в размере <данные скрыты> руб., а также в размере 1% от цены товара, за каждый день просрочки начиная с <дата>. по день фактического удовлетворения требования и компенсации морального вреда в размере <данные скрыты> руб.

Поскольку указанные требования производны от первоначального искового требования, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требования и взыскании неустойки за нарушение срока возврата уплаченной за товар суммы и компенсации морального вреда в указанном истцом размере.

Также не подлежит удовлетворению требование о взыскании штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые Воздвиженской Л.В. к Индивидуальному предпринимателю Борисову К.Ю. о взыскании уплаченной за товар суммы, разницы в цене, неустоек, компенсации морального вреда, и штрафа по закону о защите прав потребителей – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики (через Первомайский районный суд г.Ижевска) в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение изготовлено: <дата>.

Судья : М.А.Обухова