ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3819/17 от 29.11.2017 Братского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 ноября 2017 года г. Братск

Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Синицыной М.П.,

при секретаре Солодковой С.И.,

представителя истца Рогова А.В.,

представителя ответчика по доверенности Коробейникова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3819/2017 по иску Прокурора Падунского района г. Братска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования города Братска обязать обратиться с заявлением о принятии на учет как бесхозяйное недвижимое имущество автомобильную дорогу, обязать включить автомобильную дорогу в реестр муниципальной собственности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Падунского района г. Братска обратился в суд с исковым заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования г. Братска, в котором с учетом уточнения исковых требований просит обязать ответчика в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной, регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйное недвижимое имущество - автомобильную дорогу, расположенную по (адресу: северо-восточнее земельного участка, по адресу: Иркутская область, в районе аэропорта г.Братска, имеющую координаты от точки «А» широта 56.331°, долгота 101.765°, до точки «Б» с координатами широта 56.336°, долгота 101.776°, протяженностью 800 м., общей площадью - 5.840 кв.м.; в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной, регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйное недвижимое имущество - автомобильную дорогу, расположенную по (адресу: северо-восточнее земельного участка, по адресу: Иркутская область, в районе аэропорта г.Братска, имеющую координаты от точки «А» широта 56.331°, долгота 101.765°, до точки «Б» с координатами широта 56.336°, долгота 101.776°, протяженностью 800 м., общей площадью - 5.840 кв.м..

В обоснование иска указал, что Прокуратурой Падунского района г. Братска совместно с Братским отделом Управления Росреестра по Иркутской проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения улично-дорожной сети в отношении автомобильных дорог местного значения, расположенных на территории Падунского района в границах муниципального образования г. Братска. Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в границах муниципального образования г.Братска имеется гравийная автомобильная дорога общего пользования от точки «А», имеющей координаты широта 56.331°, долгота 101.765°, до точки «Б» с координатами широта 56.336°, долгота 101.776°, протяженностью 800 м., общей площадью - 5.840 кв.м.. Данная дорога является единственной автомобильной дорогой, ведущей к микрорайону «Сосновый Бор» в г.Братске, по которой осуществляется движение как муниципального транспорта по регулярному рейсовому маршруту №12, так и личного транспорта граждан, проживающих в данном микрорайоне.

Информация, предоставленная администрацией г.Братска, свидетельствует о том, что автомобильная дорога, ведущая к микрорайону «Сосновый Бор», в реестре муниципального имущества не числится.

Автомобильная дорога, ведущая к микрорайону «Сосновый Бор» в г.Братске, отсутствует как в перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения, так и в перечне автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Иркутской области.

Таким образом, вышеуказанная автомобильная дорога является бесхозной. Отсутствие правового регулирования правоотношений по решению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения и надлежащего содержания автомобильной дороги, ведущей к микрорайону «Сосновый Бор» в г. Братске, в границах городского округа нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, также влечет нарушение прав и интересов лиц в будущем, так как, автомобильная дорога, не имеющая собственника, может оставаться без надлежащего обслуживания и ремонта.

В судебном заседании представитель прокуратуры Падунского района г. Братска прокурор Рогов А.В. поддержал заявленные исковые требования с учетом их уточнения. Суду дал пояснения по доводам, изложенным в уточненном исковом заявлении. Дополнений не имеет. Настаивает на удовлетворении уточненных исковых требований в полном объеме.

Ответчик представитель Администрации МО г. Братска Коробейников Д.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, с исковыми требованиями не согласился, т.к. бесхозяйное недвижимое имущество - автомобильная дорога, от точки «А» широта 56.331, долгота 101.765, до точки «Б» с координатами широта 56.336, долгота 101.776 протяженностью 800 м, общей площадью - 5,840 кв.м., расположенная в микрорайоне Сосновый бор в ж.р. Энергетик, находится в границах муниципального образования города Братска и приблизительно 250
метров является земельным участком, относящимся к категории земель лесного
фонда с кадастровым номером 38:00:000000:106.

Обозначенная в исковом заявлении Прокуратуры города Братска гравийная дорога не отвечает требованиям, установленным статьей Закона № 257-ФЗ.

Право собственности на сооружение - дорогу, как на самостоятельный объект гражданских прав, может возникнуть в том случае, если она создана (возведена) с помощью строительно-монтажных работ именно как объект недвижимости в установленном порядке, индивидуализирована в качестве объекта недвижимости.

Покрытие (замощение) из бетона, асфальта, щебня и других твердых материалов обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится. Покрытие (площадка), улучшающее свойства земельного участка, обычно используется совместно со зданиями, строениями или сооружениями, дополняет их полезные свойства при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности собственника зданий и сооружений. При этом твердое покрытие (площадка) имеет вспомогательное, а не основное значение по отношению к остальному недвижимому) имуществу, входящему в такой имущественный комплекс.

Таким образом, площадки, покрытые асфальтом и обустроенные тротуарным покрытием из бетонной брусчатки, нельзя рассматривать в качестве самостоятельного объекта недвижимого имущества. Укладка на части земельного участка определенного покрытия (из бетона, асфальта, щебня), в том числе для прохода или для проезда автомобилей не создает нового объекта недвижимости, а представляет собой улучшение полезных свойств земельного участка (несет вспомогательную функцию по отношению к назначению земельного участка) и является лишь элементом благоустройства данного участка.

В отношении спорного объекта - гравийная дорога - усматривается, что она не является сооружением - объектом недвижимости, т. е. автомобильной дорогой (ст. 3 закона № 257-ФЗ), поскольку данный объект представляет собой улучшение полезных свойств земельного участка, на котором выполнено такое гравийное покрытие.

Полагает, что данная дорога является дорогой вспомогательного назначения в целях использования проживающими в микрорайоне «Сосновый бор». Прокуратурой Падунского района города Братска в материалы дела не представлено доказательств того, что спорный объект был построен как объект недвижимости, то есть была построена автодорога (проезд) как сооружение с соблюдением соответствующих норм и правил, на основании утвержденных и согласованных исходно-разрешительных документов в соответствии с проектом, с соблюдением соответствующих градостроительных норм и правил, введена в эксплуатацию в установленном порядке.

Кроме того, данный проезд от точки «А» широта 56.331, долгота 101.765, до точки «Б» с координатами широта 56.336, долгота 101.776 протяженностью 800 м, общей площадью - 5,840 кв.м., расположенный в микрорайоне Сосновый бор в ж.р. Энергетик не отвечает требованиями ГОСТ Р 50597-93 Государственный стандарт РФ «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Просит в удовлетворении требований Прокурора Падунского района города Братска отказать.

Третье лицо представитель Министерства лесного комплекса Иркутской области Суздалев В.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержал. Суду пояснял, что микрорайон Сосновый бор в ж.р. Энергетик выделен из состава земельного фонда. Также и автомобильная дорога выделена из состава земельного фонда. В данный момент автомобильная дорога значится как отдельный участок. К землям лесного фонда данная автомобильная дорога не относится. На карте дорога не указана, полагает, что ее упустили, т.е. была кадастровая ошибка, которую можно устранить путем написания в Министерства лесного комплекса Иркутской области заявления. Данная дорога по материалам лесоустройства исключена, но в кадастровый реестр изменения не внесены.

Третье лицо представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области в судебное заседание не явился, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.

Выслушав доводы представителя истца прокурора Падунского района г. Братска, пояснения представителя ответчика и третьего лица, пояснения свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В соответствии с ч. 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относится: 5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Согласно п. 9 ст. 5 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации..." автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В силу ст. 6 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации..." автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности юридических лиц.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

Анализируя и оценивая представленные доказательства в их совокупности, которые суд принимает, так как находит их относимыми и допустимыми, и содержащими обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, судом установлено, что в результате проведенной прокуратурой Падунского района г. Братска совместно с Братским отделом Управления Росреестра по Иркутской проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения улично-дорожной сети в отношении автомобильных дорог местного значения, расположенных на территории Падунского района в границах муниципального образования г. Братска, было установлено, что в границах муниципального образования г. Братска имеется гравийная автомобильная дорога общего пользования от точки «А», имеющей координаты широта 56.331°, долгота 101.765°, до точки «Б» с координатами широта 56.336°, долгота 101.776°, протяженностью 800 м., общей площадью - 5.840 кв.м., которая является единственной автомобильной дорогой, ведущей к микрорайону «Сосновый Бор» в г. Братске, по которой осуществляется движение как муниципального транспорта по регулярному рейсовому маршруту №12, так и личного транспорта граждан, проживающих в данном микрорайоне.

Данные обстоятельства подтверждаются схемой автомобильной дороги общего пользования местного значения, заключением госинспектора Управления Росреестра по Иркутской области по результатам проведенных проверочных мероприятий, Реестром муниципальн6ых маршрутов регулярных перевозок МО г. Братска (маршрут № 12 - 5 мкр-н - Сосновый бор), фотографиями, на которых имеются остановочный пункт, дорожный знак.

Пояснениями свидетелей установлено, автомобильная дорога из ж.р. Энергетик в ж.р. Сосновый Бор выполнена в гравийном исполнении, на указанной дороге осуществляется движение автомобильного транспорта в жилой район Сосновый Бор, на ней установлены дорожные знаки, имеется один остановочный пункт, светильник электроосвещения, оборудованный на деревянной опоре с железобетонной приставкой. Указанные факты свидетельствуют об эксплуатации данной автомобильной дороги неопределенным кругом лиц, в т.ч. муниципальным образованием.

Из пояснений представителя Министерства лесного комплекса Иркутской области установлено, что данная автомобильная дорога значится как отдельный участок, выделена из состава земельного фонда и к землям лесного фонда не относится.

Согласно сообщению Администрации МО г. Братска, проезд к микрорайону Сосновый Бор в гравийном исполнении, не числится в реестре муниципального имущества г. Братска.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Согласно пункту 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В силу пункта 1 статьи 3 указанного Федерального закона автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В зависимости от назначения автомобильные дороги подразделяются на автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги (статья 5 Федерального закона N 257-ФЗ).

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что спорный объект является автомобильной дорогой, поскольку используется для движения транспортных средств, в т.ч. пассажирским маршрутным транспортом муниципального образования, для перевозки жителей микрорайона «Сосновый бор», данная дорога оборудована дорожными знаками, остановочным пунктом, освещением, дорожными указателями, т.е. соответствует ст.3 ФЗ- 257, а также п.1.2 ПДД, согласно которого, дорога это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Указанная автомобильная дорога включена в транспортную инфраструктуру, предназначена для движения транспортных средств, расположена на земельном участке в границах полосы отвода автомобильной дороги, имеет соответствующие конструктивные элементы.

Дорога находится в границах муниципального образования г. Братска, используется неограниченным кругом лиц, следовательно, является дорогой общего пользования.

Однако, автомобильная дорога, ведущая к микрорайону «Сосновый Бор» в г. Братске, отсутствует как в перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения, так и в перечне автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Иркутской области, следовательно, вышеуказанная автомобильная дорога относится к бесхозяйному имуществу, дорога находится в границах территории муниципального образования г. Братска, в настоящее время собственника не имеет, документально не оформлена, дорожная деятельность в отношении нее не ведется.

Доказательств, опровергающих указанные выше обстоятельства ответчиком суду не представлено.

Довод представителя ответчика о том, что данная дорога не является объектом недвижимости и не может быть поставлена на кадастровый учет, т.к. как не создана (возведена) с помощью строительно-монтажных работ именно как объект недвижимости в установленном порядке, не индивидуализирована в качестве объекта недвижимости, проезд не отвечает требованиями ГОСТ Р 50597-93, суд находит неосновательным, поскольку выдача разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию дороги осуществляется органами местного самоуправления, отсутствие данных документов, не свидетельствует о том, что автомобильная дорога, ведущая к микрорайону «Сосновый Бор» в г. Братске, является улучшением земельного участка, т.к. дорога используется неопределенным кругом лиц, в т.ч. для движения общественного транспорта, оборудована дорожными знаками, остановочным пунктом, освещением, её содержание входит в ведение муниципального образования.

Из представленных доказательств по делу следует, что меры по содержанию дороги в нормативном состоянии не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности и отсутствия технической паспортизации данного сооружения, состояние которого представляет угрозу для безопасности дорожного движения и может сделать невозможным оказание оперативной помощи жителям жилого района Сосновый Бор при возникновении чрезвычайной ситуации.

Таким образом, отсутствие правового регулирования правоотношений по решению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения и надлежащего содержания автомобильной дороги, ведущей к микрорайону «Сосновый Бор» в г. Братске, в границах муниципального образования г. Братска нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, создает угрозу безопасности граждан, также влечет нарушение прав и интересов лиц в будущем, так как автомобильная дорога, не имеющая собственника, может оставаться без надлежащего обслуживания и ремонта.

Пункт 3 ст. 225 ГК РФ предусматривает, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Согласно пункту 5 Постановления Правительства РФ от 17 сентября 2003 года N 580 "Об утверждении положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей" принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Поскольку бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, то именно ответчик был обязан своевременно выявлять бесхозное имущество и принимать меры по оформлению государственной регистрации прав на указанное имущество.

Не обращение ответчика в Управление Федеральной службы государственной, регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области с заявлением о принятии автомобильной дороги на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание приведенные выше нормы права, установленные обстоятельства, исходя из необходимости соблюдения прав человека на благоприятные условия жизни, на обеспечение безопасности дорожного движения, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Прокурора Падунского района г. Братска, обратившегося в защиту интересов неопределенного круга лиц, о возложении на Администрацию муниципального образования г. Братска обязанности обратиться в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет названного бесхозяйного участка дороги и включить автомобильную дорогу в реестр муниципальной собственности.

С учетом вышеизложенных обстоятельств суд приходит к выводу, что исковые требования Прокурора Падунского района г. Братска, обратившегося в защиту интересов неопределенного круга лиц, являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного выше, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора Падунского района г. Братска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования города Братска в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной, регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйное недвижимое имущество - автомобильную дорогу, расположенную по (адресу: северо-восточнее земельного участка, по адресу: Иркутская область, в районе аэропорта г.Братска, имеющую координаты от точки «А» широта 56.331°, долгота 101.765°, до точки «Б» с координатами широта 56.336°, долгота 101.776°, протяженностью 800 м., общей площадью - 5.840 кв.м.

Обязать администрацию муниципального образования города Братска в течение 1 года 6 месяцев включить в установленном законом порядке автомобильную дорогу, расположенную по адресу: северо-восточнее земельного участка по адресу: Иркутская область, в районе аэропорта г.Братска, имеющую координаты, от точки «А» широта 56.331°, долгота 1.01.765°, до точки «Б» с координатами широта 56.336°, долгота 101.776°, протяженностью 800 м., общей площадью - 5.840 кв.м., в реестр муниципальной собственности.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение месяца, со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья: М.П. Синицына