Дело № 2-381/14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25.02.2014 г. Екатеринбург
Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Максимовой Е. В., при секретаре Котельниковой Н. А., с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации г. Екатеринбурга, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о признании права собственности на земельный участок,
установил:
ФИО1 обратилась в суд к Администрации г. Екатеринбурга с требованием о признании права собственности на земельный участок площадью 2000 кв. м., расположенный по адресу: < адрес >, в силу приобретательной давности.
Определением суда к участию в деле привлечено Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.
В обоснование заявленных требований истец указала, что ее отчиму Н. < дд.мм.гггг > г. р. в 1968 был выделен земельный участок от Уралмашевского лесничества площадью 55000 кв. м., расположенный по адресу: < адрес >. Он оформил в собственность только 2000 кв. м. и жилой дом, находящийся на земельном участке.
Родители истца на протяжении более пятнадцати лет (34 года) добросовестно, открыто и непрерывно владели земельным участком. Участок площадью 1500 кв. м. отчим передал во владение и пользование другому лицу, который оформил его в собственность и построил дом, участку присвоен адрес < адрес >.
Отчим умер 07.04.2002. В наследство вступили истец, сестра и мать истца. Участок был разделен на два по 1000 кв. м. и продан вместе с домом иным лицам.
Пользование оставшимся земельным участком площадью 2000 кв. м. стало невозможным, так как один из покупателей осуществляет незаконную постройку жилого дома, выходя за пределы своего участка.
Истец указала в исковом заявлении, что обращалась в уполномоченные органы, но в предоставлении земельного участка ей было отказано.
В качестве правового основания для приобретения права собственности истца на земельный участок в исковом заявлении приведена статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пункт 9.1. статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ«О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Истец в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований с учетом уточнения по площади и кадастровому номеру земельного участка, а именно просила признать право собственности на земельный участок с кадастровым номером < № > площадью 1198 кв. м., расположенный по адресу: < адрес >, в силу приобретательной давности (л. д. 74).
Представитель истца в судебном заседании доводы истца поддержала, просила суд удовлетворить заявленные требования.
Представитель Администрации г. Екатеринбурга в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование возражений указал, что не является уполномоченным лицом по распоряжению земельными участками (л. д. 77).
Представитель Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя ответчик (л. д. 75).
Выслушав истца, представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что согласно справке Государственного унитарного предприятия от 21.05.2012 < № > «Лесохозяйственное производственное объединение» Н. с 1968 пользовался служебным наделом на кордоне < адрес >, находившемся на землях ГЛФ Уралмашевского лесхоза (л. д. 13).
В материалы дела представлена подтверждающая справка о периодах работы Н. лесником: < дд.мм.гггг > - < дд.мм.гггг >; < дд.мм.гггг >-< дд.мм.гггг > (л. <...>).
Из письма Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга в адрес истца следует, что в отношении земельного участка, расположенного по адресу: < адрес >, по данным похозяйственных книг семье Н. принадлежало: 1967 -1970 16 соток; 1971 -1972 -16 соток; в периоды 1973 - 1975, 1983 -1985 сведения не указаны; 1986 -1990 - служебный надел (сколько не указано, в дополнительных сведениях написано 0,3 га); 1991 -1995 - имеет служебный надел (сколько не указано, в дополнительных сведениях написано 0,3 га); 1997 - 2001 - 0,2 га; 2002 - 2006 - 0,2 га. В 2005 Нидзельские продали 0,10 га М.; в 2006 продали 0,10 га К. (л. д. 34).
Согласно свидетельству о праве собственности на землю (л. д. 6) Н. решением < данные изъяты > Сельского Совета от 04.08.1992 предоставлен земельный участок 0,20 га для индивидуального жилья и личного подсобного хозяйства по адресу: < адрес >.
Истцу, а также Н2., О. (л. д. 57 -59) 20.11.2013 выданы свидетельства о государственной регистрации права в размере 1/3 доли каждой на земельный участок кадастровый номер 66:41:0112003:0005 для индивидуального жилья и личного подсобного хозяйства площадью 2000 кв.м. по адресу: < адрес >, на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию.
Из объяснений истца (л. <...>), сведений из искового заявления (л. д. 2), письма Администрации Орджоникидзевского района (л. д. 34), выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним ( л. д. 32), сведений из строк 6, 7 кадастрового плана территории (л. д. 9) следует, что земельный участок площадью 2000 кв.м. был разделен на два и продан двум покупателям.
Следовательно, установлено, что Н. получал служебные наделы по адресу: < адрес >, в различные периоды работы лесником (1968 - 1988). Земельный участок площадью 2000 кв. м. по адресу: < адрес >, был предоставлен Н2. на праве собственности решением уполномоченного органа, впоследствии права на него перешло в результате наследования к членам семьи Н., которые продали указанный земельный участок.
Постановлением Совмина РСФСР от 20.03.1965 N 369 "О служебных земельных наделах работников лесного хозяйства и лесной промышленности, заповедников, заказников и охотничьих хозяйств, линейных работников железнодорожного транспорта, автомобильных дорог, речного флота, связи и магистральных трубопроводов", действующим в период предоставления земли Н., установлено, что для работников лесного хозяйства и лесной промышленности, заповедников и охотничьих хозяйств, линейных работников железнодорожного транспорта, автомобильных дорог, речного флота, связи и магистральных трубопроводов, проживающих в сельской местности, поселках городского типа и городах районного подчинения, следующие размеры служебных земельных наделов (пахотной земли и сенокоса) на семью для лесников, постоянных рабочих, инженерно - технических работников и служащих лесхозов, лесничеств, лесных питомников, леспромхозов, лесопунктов, химлесхозов, рейдов, запаней, сплавных контор и других лесохозяйственных и лесозаготовительных предприятий, работников строительных участков (управлений), осуществляющих строительство лесозаготовительных и лесосплавных предприятий, работников лесной охраны заповедников и государственных лесоохотничьих хозяйств, егерей охотничьих хозяйств и заказников: пахотной земли - до 0,30 гектара, а в многолесных районах автономных республик, краев и областей, указанных в Приложении № 1 к настоящему Постановлению, - до 0,50 гектара; сенокоса - от 1 до 2 гектаров (подпункт а пункта 1).
Отвод служебных земельных наделов (пахотной земли и сенокоса) работникам, указанным в пункте 1 настоящего Постановления, производится по приказам руководителей соответствующих предприятий и организаций из земель, находящихся в их ведении (пункт 4). Служебные земельные наделы закрепляются за работниками, указанными в пункте 1 настоящего Постановления, на время их работы в данном предприятии и организации. При увольнении с работы право пользования служебным наделом прекращается. За работниками, оставившими работу в связи с переходом на пенсию по старости (при наличии общего стажа работы в данной системе не менее 5 лет) или инвалидности (независимо от стажа работы), сохраняется право пользования пахотными, а при наличии в личной собственности скота, и сенокосными участками в установленных для них размерах (пункт 5).
Пункты 4, 5 Постановления Совмина РСФСР от 20.03.1965 N 369 утратили силу в связи с введением в действие Земельного кодекса РСФСР, введенного в действие с 01.12.1970 и действующего до принятия Земельного кодекса РСФСР, утвержденного Верховным Советом РСФСР 25.04.1991 № 1103-1.
В силу статьи 110 Земельного кодекса РСФСР 1970 года служебные земельные наделы предоставляются отдельным категориям работников транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, связи, водного, рыбного, охотничьего хозяйства, а также некоторых других отраслей народного хозяйства. Перечень категорий работников, имеющих право на служебный земельный надел, и нормы служебных земельных наделов устанавливаются Советом Министров РСФСР.
Согласно статье 112 Земельного кодекса РСФСР 1970 года служебные земельные наделы в прежних размерах сохраняются за работниками, прекратившими трудовые отношения при переходе их на пенсию по старости или инвалидности, за семьями работников, призванных на действительную срочную военную службу в ряды Вооруженных Сил СССР или поступивших на учебу, - на весь срок нахождения на военной службе либо в учебном заведении, а также за семьями работников, погибших в связи с исполнением служебных обязанностей: для нетрудоспособного супруга и престарелых родителей - пожизненно, а для детей - до их совершеннолетия.
В силу пункта 4 статьи 32 Земельного кодекса РСФСР 1970 года право граждан на пользование предоставленным земельным участком подлежит прекращению соответственно полностью или частично в случаях прекращения трудовых отношений, в связи с которыми был предоставлен служебный надел, если иное не предусмотрено законодательством Союза ССР и РСФСР.
Исходя из статьи 86 Земельного кодекса РСФСР 1991 года, утвержденного Верховным Советом РСФСР 25.04.1991 № 1103-1 действовавшего до введения в Земельного кодекса Российской Федерации 2001 года, служебные земельные наделы предоставляются на время работы, в связи с которой они выделены.
В силу статьи 87 Земельного кодекса РСФСР 1991 года право на служебный земельный надел сохраняется за работниками, прекратившими трудовые отношения при переходе их на пенсию по старости или инвалидности, за одним из членов семьи работников, призванных на действительную срочную военную службу в ряды Вооруженных Сил или поступивших на учебу, - на весь срок нахождения на военной службе либо в учебном заведении, а также за одним из членов семьи работников, погибших в связи с исполнением служебных обязанностей: для нетрудоспособного супруга и престарелых родителей - пожизненно, а для детей - до их совершеннолетия.
Земельным кодексом Российской Федерации, действующим с 30.10.2001 по настоящее время, установлено в подпункте 3 пункта 1 статьи 24, что в безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки из земель организаций, указанных в пункте 2 настоящей статьи, гражданам в виде служебного надела.
Согласно пункту 2 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации 2001 года служебные наделы предоставляются в безвозмездное срочное пользование работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, организаций, осуществляющих деятельность в сфере охотничьего хозяйства, федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками и национальными парками.
Категории работников организаций таких отраслей, имеющих право на получение служебных наделов, условия их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Служебные наделы предоставляются работникам таких организаций на время установления трудовых отношений на основании заявлений работников по решению соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных участков.
Таким образом, в различные периоды времени, когда Н. предоставлялся служебный надел, нормами предусматривалось, что служебные наделы предоставляются на период трудовых отношений, с прекращением которых право на служебный надел прекращается.
Законодательством ранее предусматривалось сохранение служебного надела в исключительных случаях и на определенный период времени.
Возникновение права собственности на служебные наделы законодательством действующим ранее и в настоящее время не предусмотрено, как и не предусмотрено основание приобретения права собственности на служебный надел в результате сделок, в том числе приватизации, или наследования.
В отношении объекта, права на который просит признать истец установлено, что истец испрашивает право собственности на земельный участок с кадастровым номером < № > площадью 1198 кв. м. как ранее предоставленного Н. Из материалов дела не усматривается, что указанный земельный участок предоставлялся Н. как самостоятельный земельный участок или как участок в составе иного земельного участка на праве собственности или ином праве.
В судебном заседании установлено, что Н. предоставлялся решением уполномоченного органа участок площадью 2000 кв.м. (л. д. 6) который перешел к истцу, сестре и матери истца в результате наследования и был впоследствии продан.
Из представленного кадастрового паспорта на земельный участок с кадастровым номером < № > площадью 1198 кв. м. (л. д. 82,83) следует, что названный земельный участок находится в собственности муниципального образования «город Екатеринбург», разрешенное использование земельного участка для организации инженерных изысканий в целях разработки градостроительной документации.
В силу статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Исходя из статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Каких - либо обстоятельств, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, гражданским законодательством, иными федеральными законами, в качестве оснований для передачи в собственность земельного участка истцу в судебном заседании не установлено. Правопредшественники истца вещным правом на спорный земельный участок не обладали, объектов недвижимости, находящихся в собственности истца на земельном участке не установлено.
Истцом не представлено каких - либо документов свидетельствующих о предоставлении ей спорного земельного участка.
Представленные в материалы дела показания свидетелей ( л. д. 60) не подтверждают и не могут подтверждать, того что земельный участок был предоставлен надлежащим образом или передан законным владельцем истцу или его правопредшественнику.
Показания свидетелей не отвечают признаку относимости и допустимости, свидетели в судебном заседании не допрашивались, об уголовной ответственности за дачу ложных показаний не предупреждались, личность их не устанавливалась.
Таким образом, истцом в нарушение части 1 статьи 56, статьей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено относимых и допустимых доказательств законного владения, пользования спорным земельным участком истцом или его правопредшественником.
Основания для приобретения права на спорный земельный участок в силу приобретательной давности суд не усматривает.
Из разъяснений, изложенных в абзаце 3 пункта 16 совместного Постановления от 29.04.2010 Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Такого основания приобретения земельного участка как приобретательная давность из земель государственной или муниципальной собственности на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления земельным законодательством не предусмотрено.
Разрешенное использование спорного земельного участка: для организации инженерных изысканий в целях разработки градостроительной документации, не предусматривает добросовестность, открытость и непрерывность владения длительное время.
Не усматривается оснований и для признания права собственности истца в силу пункта 9.1. статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ«О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», по причине отсутствия документа о предоставлении земельного участка истцу или его правопредшетсвеннику для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования; а также отсутствуют здания, строения и (или) сооружения на спорном земельном участке, права на них.
Истец указала в исковом заявлении о предоставлении Н. земельного участка площадью 5500 кв. м., в судебном заседании указанные обстоятельства не подтвердились.
Истец не представила доказательств, подтверждающих факт родственных отношений с Н.
Каких - либо документов, свидетельствующих об уплате земельного налога, иных платежей за землю не заявлялось.
Таким образом, при установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в признании права собственности истца на земельный участок площадью 1198 кв. м., кадастровый номер < № >, расположенный по адресу: < адрес >.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса,
решил:
в удовлетворении заявленных требований ФИО1 к Администрации г. Екатеринбург, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о признании права собственности на земельный участок отказать.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня его составления в окончательной форме в Свердловский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга.
Мотивированное решение будет составлено в течение пяти дней.
Судья Е. В. Максимова
Мотивированное решение составлено 03.03.2014.
Судья Е. В. Максимова