Дело № 2-381/16
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10.02.2016 года г. Хабаровск
Железнодорожный районный суд города Хабаровска
В составе:
Председательствующего федерального судьи Алейниковой И.А.
При секретаре Елагиной М.О.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Неткач ФИО8 к ЖСК № 57, Администрации г. Хабаровска о признании права собственности на жилое помещение, признании права собственности ЖСК 57 на жилое помещение отсутствующим
У С Т А Н О В И Л:
Истица ФИО1 обратилась с иском к ЖСК № 57, Администрации г. Хабаровска о признании права собственности на жилое помещение, признании права собственности ЖСК 57 на жилое помещение <адрес> отсутствующим. При этом указала, что зарегистрирована и проживает в спорном жилье с 1990 года. В квартире также живут ее сын ФИО2 и внук ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ. рождения. Дом, в котором находится занимаемая квартира является домом ЖСК, однако его строительство осуществлялось за счет государства и передавалась в государственный фонд. К числу таких относится и ее квартира.
Решением Исполкома 75\4 от 7.03.1989года квартира закреплена как служебная за ЖДЭУ 15 ЖПЭТ 3 и предоставлена ее семье в связи с работой мастером на предприятии. ДД.ММ.ГГГГ выдано служебное удостоверение. В связи с тем, что проработала на предприятии более 10 лет не может быть выселена из квартиры. Не смотря на изложенные обстоятельства право собственности на квартиру зарегистрировано за ответчиком 27.11.2012года незаконно, так как квартира находилась в государственной, а затем муниципальной собственности. Регистрация права собственности нарушает ее права на признание за ней права собственности из договора служебного, социального найма.
В судебном заседании истица требования поддержала.
Третье лицо ФИО2 требования поддержал.
Ответчик Администрация г. Хабаровска не явилась, уведомлена, предоставив письменный отзыв из которого следует, что являются ненадлежащим ответчиком, поскольку спорная квартира не является муниципальной собственностью, то и стороной по делу о признании права собственности.
Представитель ответчика ЖСК 57, исковые требования не признал и суду показал, что <адрес> является кооперативным. Право собственности на квартиру зарегистрировано за ЖСК, поскольку строительство осуществлялось за счет средств пайщиков ЖСК, истица в их состав не входила. Дом не являлся ни государственной, ни муниципальной собственностью. Запрашиваемые судом документы у руководства кооператива отсутствуют,так как их удерживает переизбранный председатель.
Выслушав доводы сторон, третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что <адрес> в г.Хабаровске, в котором расположена спорная квартира, является с момента его постройки кооперативным, что не отрицается сторонами. Строительство дома осуществлялось на собственные средства кооператива.Иного истицей не доказано.
Согласно ст. 218 п.4 ГК РФ член жилищного, жилищно-строительного кооператива имеющие права на паенакопления полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру предоставленное этим лицам кооперативом приобретают право собственности на указанное имущество.
Согласно со ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, служебные жилые помещения предназначались для заселения граждан, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи ее. Жилое помещение в доме жилищно-строительного кооператива может быть включено в число служебных с согласия общего собрания членов кооператива.
В соответствии со ст. 105 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предоставляются по решению органа управления кооперативной иной общественной организации в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполкомом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Из пояснений истицы следует, что ЖСК № 57 не имел своего персонала для обслуживания дома, в связи с этим дом обслуживался ЖЭУ № 15, поэтому решением Исполкома Железнодорожного района г. Хабаровска от 17.03.1989 года № ЖЭУ№ разрешено заселение двухкомнатной служебной <адрес> мастеру ЖЭУ № ФИО1 с семьей.
ФИО1, состоявшей в трудовых правоотношениях с ЖЭУ №, 27.04.1989г.,на спорную квартиру выдано служебное удостоверение №., в том числе сына ФИО2
На ФИО1 был открыт лицевой счет. С 17.07.1990г. истица и третье лицо ФИО2 зарегистрированы и проживают на спорной жилой площади, что подтверждается поквартирной карточкой.
Отсутствие у истица и третьего лица другого жилого помещения подтверждается справками Управления ФРС по Хабаровскому краю и ЕАО.
Согласно ответа Администрации г. Хабаровска от 01.12.2015года, адресованного ФИО1 по вопросу приватизации спорной квартиры усматривается, что <адрес> в г. Хабаровске муниципальной собственностью не является. Указанный дом является Жилищно-строительным кооперативом № 57. По вопросу передачи квартиры в собственность в порядке приватизации истице рекомендовано обратиться в ЖСК 57.
На запрос суда, из ответа Администрации г. Хабаровска от 15.01.2016г. также следует, что <адрес> муниципальной собственностью не является.
Истица полагает, что занимает спорное жилое помещение на условиях социального найма, предоставленного до 01.03 2005 г., так как квартира ей предоставлялась как служебная Администрацией г. Хабаровска, в связи с чем имеет право на признание на спорное жилое помещение права собственности в порядке приватизации.
В соответствии со ст.101 Жилищного кодекса РСФСР, действующего в момент возникновения спорных правоотношений, включение жилых помещений в число служебных производится решением органа местного самоуправления.
В силу ст.93 действующего Жилищного кодекса РФ отнесение жилого помещения к специализированному жилищному фонду производится с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством РФ.
Аналогичное положение установлено в Правилах отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 года № 42, согласно которого решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фронда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости. Тогда как таких доказательств истицей не представлено.
В соответствии со ст. 2 ФЗ « О приватизации жилищного фонда РФ» предусмотрено право на приобретение жилого помещения в собственность бесплатно. Только для граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилом фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма.
Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями и учреждениями, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
По правилам ст.18 ФЗ « О приватизации жилищного фонда РФ»при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Позиция истицы основывается на утверждении об установлении служебного статуса квартиры еще в 1989 г., т.е. в период действия Гражданского кодекса РСФСР. Это значит, что на момент принятия решения, собственником квартиры, по ее мнению, перестал являться ЖСК № 57, так как им стало государство, в лице ЖПЭТ № владеющим квартирой, а в последующем, в связи с ликвидацией МУП ЖПЭТ №, муниципальное образование в лице администрации города Хабаровска (правопреемницы исполнительного комитета городского Совета народных депутатов).
Современное российское законодательство ведет к тому, что при переходе имущества в муниципальную собственность сохраняются права проживающих в нем граждан. Например, статья 18 Закона N 1541-1 прямо указывает: при переходе государственных или муниципальных учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении, должен быть передан в ведение органов местного самоуправления с сохранением всех прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Вместе с тем судом установлено, что не смотря на то обстоятельство, что Администрацией г. Хабаровска было принято решение о выделение <адрес> как служебной, последняя, являющая собственностью ЖСК № 57, не была отчуждена кооперативом в государственную собственность - ЖПЭТ № или <адрес>, так как на момент выделения ФИО1 спорного жилого помещения в качестве служебного в 1989г., ЖПЭТ № находился с государственной собственности. Более того, доказательств того, что квартира находилась в оперативном управлении или хозяйственном ведении государственного учреждения ЖПЭТ № истицей и ответчиком Администрацией г. Хабаровска не представлено.
В связи с чем требования истица ФИО1 о применении к квартире <адрес> правового режима, установленного для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма для последующего признания за истицей права собственности на жилое помещение в порядке приватизации не подлежат удовлетворению.
Решение Исполкома Железнодорожного района г. Хабаровска от 17.03.1989 года № указывает лишь на право заселения <адрес> в г. Хабаровске ЖЭУ № как служебной. Решения о принятии квартиры в государственную, а в последующем муниципальную собственность не принималось, так как на такое отчуждение ЖСК №,исходя из решения общего собрания членов кооператива согласия не давал.
Иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим по смыслу п. 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством. К таким случаям, в частности, относится государственная регистрация права собственности на объект, не являющийся недвижимым имуществом. В этой ситуации нарушением прав истца является сам факт государственной регистрации права собственности ответчика на имущество, которое не обладает признаками недвижимости.
Исходя из исследованных доказательств в своей совокупности довод истицы ФИО1 о том, что квартира являлась служебной и находилась в ведении государственного, а затем муниципального образования с сохранением всех жилищных прав истицы, в том числе права на приватизацию, не нашло своего подтверждения в ходе судебного следствия, а потому отсутствуют основания для признания зарегистрированного за ЖСК 57 27.11.2012 года права собственности на спорное жилое помещение отсутствующим.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Неткач ФИО9 к ЖСК №, Администрации г. Хабаровска о признании права собственности на жилое помещение, признании права собственности ЖСК 57 на жилое помещение отсутствующим отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционную инстанцию Хабаровского краевого суда, через Железнодорожный районный суд г.Хабаровска, со дня изготовления мотивированного решения.
Федеральный судья И.А. Алейникова